Урок русского языка в 10 классе.
Тема: Словосочетание и предложение.
Цели:
Образовательные: обобщение и систематизация знаний по указанной теме, закрепление умения устного и письменного разбора синтаксических конструкций, совершенствование пунктуационных навыков, орфографических навыков,
повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании; отработка умения определять способы связи слов в словосочетании.
Развивающие: развитие самостоятельной , познавательной деятельности и творческого мышления.
Воспитательные: воспитание ответственности за качество своих знаний, умения сплочённо и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других.
Тип урока: обобщающий
Вид урока: урок практических работ
Форма работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах
Ход урока
Организационный момент. Мотивация и целеполагание.
Эпиграф урока.
Только те, кто не боится больших неудач, смогут достичь большого успеха.
Роберт Кеннеди.
1. Работа с эпиграфом урока.
Как вы думаете, о чем эти строки?
2. На уроке русского языка мы продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.
Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Словосочетание. Простое предложение». Цель урока определяем так: привести в систему наши знания, сделать твердый шаг на пути познания русского языка.
Ребята, какие вопросы по данной теме встречаются в тестовых заданиях?
- Определите задачи урока. (закрепить умения выделять словосочетания из предложения, определять способы связи слов в словосочетании; повторить типы простых предложений).
II. Актуализация опорных знаний.
1. Орфографический диктант с взаимопроверкой.(1 вариант)
(По)прежнему, крепко(накрепко), когда(нибудь), справ - , налев - , в(третьих), изредк - , до(ныне), на(глухо), без(устали), по(осеннему), по(казахски), где(то), в(доволь), на(отмашь), замуж - , вскач - , точь(в)точь.
(2 вариант).
В(течени-) многих лет, в(следстви-) непогоды, не(смотря) на жару, в(виду) болезни, включить в( следстви-) новые документы, имей это в( виду), поговорить на(счет) похода. Что (бы) такое приготовить, что(бы) угодить гостям. Я очень устал, мои друзья то(же) держались из последних сил. На нем было то( же) пальто, что и в прошлом году.
( По-прежнему, крепко-накрепко, когда-нибудь, справа, налево, в-третьих, изредка, доныне, наглухо, без устали, по-осеннему, по-казахски, где-то, вдоволь, наотмашь, замуж, вскачь, точь-в-точь.
В течение многих лет, вследствие непогоды, несмотря на жару, ввиду болезни, включить в следствие новые документы, имей это в виду, поговорить насчет похода. Что бы такое приготовить, чтобы угодить гостям. Я очень устал, мои друзья тоже держались из последних сил. На нем было то же пальто, что и в прошлом году).
3. Индивидуальная работа по карточке. Правописание н-нн в прилагательных и причастиях.
Безветренный день, , бульонный кубик, разорванный рукав, нежданный дождь, груженная кирпичом баржа, сумка нагружена, посаженный дуб, балованный ребенок, глаженые-переглаженые брюки, позолоченное кольцо, глиняный горшок, вороной конь.
4. Повторение по теме «Синтаксис» . Прием «Согласен - не согласен»
Задание: вам даётся тезис. Он может быть правильным или неправильным. Соответственно вы либо соглашаетесь (+), либо не соглашаетесь (-)
1. Предложение – это самая меньшая синтаксическая единица.
2. Словосочетание состоит из основного и зависимого слова.
3. Предложения могут быть простыми и сложными.
4. К односоставным предложениям относятся предложения определённо-личные, неопределённо-личные, назывные и распространённые.
5. Неполные предложения – это такие предложения, в которых нет зависимых слов.
6. Сложные союзные предложения могут быть сложносочинёнными, сложноподчинёнными.
7. Сложноподчинённые предложения употребляются с подчинительными союзами и союзными словами, состоят из главной и придаточной части.
8. Придаточные определительные отвечают на вопросы косвенных падежей, придаточная часть чаще относится к глаголу.
9. Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы обстоятельства и относятся чаще ко всему главному предложению.
10. Есть сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными.
( Ключ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- - + - - + + - - +
III. Закрепление знаний , умений, навыков.
- Что изучает синтаксис? (Синтаксис изучает строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений.
- Что изучает пунктуация? (Правила постановки знаков препинания).
- Что называется словосочетанием? (Словосочетание состоит из двух и более самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, и служит для более точного названия предметов).
- Приведите примеры. (заниматься спортом, русская природа, страстно увлекался).
Виды словосочетаний
Виды связи в словосочетании
IV. Практикум по определению способов связи слов в словосочетаниях.
1. Выборочно-распределительный диктант (работа в паре)
Задание: данные словосочетания распределить в три столбика, учитывая способ связи слов в словосочетаниях. Ответ аргументируйте.
Громкий шорох, сходить за багажом, горячо спорить, совершить прыжок, стало свежо, говоришь шёпотом, ночёвка в лесу, рисовать карандашом, светит ярче, моя профессия, желанным гостем, три товарища, ягоды крыжовника, ясным утром, замеченный тобою, говори тише, упасть навзничь, очень хорошо, новое шоссе, отвлеченный взгляд, серый пиджачок.
Согласование | Управление | Примыкание |
Громкий шорох | Сходить за багажом | Горячо спорить |
моя профессия | совершить прыжок | стало свежо |
желанным гостем | ночёвка в лесу | говоришь шёпотом |
ясным утром | рисовать карандашом | светит ярче |
новое шоссе | замеченный тобою | говори тише |
отвлеченный взгляд | три товарища | упасть навзничь |
серый пиджачок | ягоды крыжовника | очень хорошо |
2. Задание: подчеркните те сочетания слов, которые не являются словосочетаниями.
Последний звонок, решать задачу, около дома, кто пришел, действовать решительно, шла пританцовывая, очень хорошо, читать лежа, феноменальная сила, стяжать славу, летит и кружится, на том же месте.
- Почему некоторые примеры не являются словосочетаниями?
(Около дома - это существительное с предлогом; кто пришел-основа предложения, подлежащее и сказуемое; летит и кружится- два независимых слова, соединенных сочинительной связью.
ЗАПОМНИ !
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ≠ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ( качались волны)
СЛОВО С ПРОИЗВ. ПРЕДЛОГОМ ≠ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ( возле стола )
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ≠ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (добрый м ласковый).
3. Работа по схеме.
Задание: по данной схеме рассказать о предложении. Привести примеры.
Основные виды простого предложения
Тренировочные упражнения
Задание. В предложениях подчеркнуть грамматическую основу и определить тип сказуемых.
1.Брат высокого роста. (СИС) 2. Сестра замужем (СИС).3. Весь город собрался на центральной площади. (ПГС) 4. Я был бы рад помочь вам. (СГС) 5. Дворец казался островом печальным. (СИС) 6. Мы одержали победу. (ПГС) 7. Я рад вас слышать. (СГС).
- Назовите основные типы сказуемых?
5. Задание: выполнить синтаксический разбор предложения.
Разговор показался интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли. (Л.Толстой)
6. Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек.
- В каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире? (подлежащее и сказуемое выражены сущ.или числительными в И.п., оба главных члена выражены неопределенной формой глагола, один -инфинитивом, а другой - существительным, перед сказуемым стоит указательная частица это, вот)
- В каких случаях тире между подлежащим и сказуемым не ставится? (Если между подлежащим и сказуемым стоят союзы, частицы, наречия, вводные слова.
Задание: подчеркнуть подлежащее и сказуемое, объяснить постановку тире в предложениях.
Наша задача-помочь нуждающимся. Жить - Родине служить. Хорошо учиться- вот ваша задача. Зимняя дорога как скользкое стекло. Лес и вода - родные брат и сестра Бедность не порок. Солнце словно раскаленный шар. Ольга же надежный человек. Твой поступок, на мой взгляд, глупость.
Небо сплошь заволокло тучами. Ах и Ох слышны повсюду.
Сравните эти предложения. В чём их отличие?
Задание: найти соответствие, охарактеризовать предложения по строению грамматической основы.
1. Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. | Безличное |
2. Ночь. | Определенно-личное |
3.Люблю Отчизну, люблю страстно, самозабвенно. | Назывное |
4.Знакомятся с творчеством поэтов, читают стихи. | Двусоставное |
5.Что посеешь, то и пожнешь. | Неопределенно-личное |
6.Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. | Сложное |
7.Знобит с утра. | Обобщенно-личное |
Подведение итогов. Рефлексия.
Прием «Корзина идей» - Что повторили на уроке? Что называется словосочетанием? -Назовите основные виды простого предложения.
- Что для вас было сложным в этой теме? - К чему следует вернуться еще раз?
VI. Домашнее задание: кластер «Словосочетание и предложение».