Урок в 5 классе
«Умножение десятичных дробей на натуральное число»
Власевская Наталья Викторовна
учитель математики,
МБОУ г. Иркутска СОШ №27
Тип урока: Открытие новых знаний
Предмет: Математика, 5 класс
Тема: «Умножение десятичных дробей на натуральное число»
Автор учебника: Виленкин Н.Я., Жохов В.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2012.
Цели урока:
УУД:
Личностные:
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
оценивать правильность выполнения действия;
Познавательные:
овладевать логическими действиями анализа, сравнения, синтеза и обобщения;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять работу с информацией
Коммуникативные:
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
договариваться о совместной деятельности.
Оборудование:
компьютер,
мультимедийный проектор,
экран,
карточки
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность;
2) создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Организация учебного процесса на этапе 1:
– Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок. Я желаю Вам сегодня хорошей работы.
–Какие числа Вы изучали на прошлых уроках?
– Какие задания, связанные с десятичными дробями Вы умеете выполнять?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Цель:
1) организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания: представление суммы в виде произведения, представление произведения в виде суммы, нахождение периметра квадрата;
2) зафиксировать актуализированные способы действий в речи;
3) организовать обобщение актуализированных способов действий;
4)мотивировать к выполнению пробного действия;
5) организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия;
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Представьте в виде произведения суммы:
545+545+545=
76+76+76+76+76=
у+у+у=
2) Представьте в виде суммы произведения:
25*3=
7*а=
(х+у)=
3)Выразить в мм:
560см, 3,7см, 45см, 0,8см
4) Работа в парах.
Решить задачи.
Скорость 80 км/ч, время 4ч. Найти расстояние.
В прямоугольнике ширина 15см. Найти длину, если ширина в 3 раза меньше.
Найти периметр квадрата со стороной 17см.
Дан квадрат. Измерить его сторону и найти периметр. (У каждой пары учащихся фигуры квадратов, со стороной измеряемой десятичной дробью).
3. Выявление места и причины затруднения
Цель:
1) организовать восстановление выполненных операций;
2) организовать фиксацию места ( операции), где возникло затруднение;
3) на этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Как находится периметр квадрата?
- Чем отличаются 3) и 4) задачи?
- Какое необходимо действие, чтобы решить 4) задачу?
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель:
организовать построение проекта выхода из затруднения:
- учащиеся ставят цель;
- учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;
- учащиеся определяют средства;
- учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
– Сформулируйте цель деятельности?
– Как можно сформулировать тему урока?
5. Реализация построенного проекта
Цель:
1) организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом;
2) организовать фиксацию нового способа действия в речи;
3) организовать фиксацию преодоления затруднения;
Организация учебного процесса на этапе 5:
-Используя задачу 4) давайте попробуем сформулировать правило умножения десятичных дробей на натуральное число.
-Квадрат со стороной 1,6 см. Найти периметр.
Р=1,6см+1,6см+1,6см+1,6см=6,4см
-Как выполнить это действие можно рационально?
Р=1,6см*4=6,4см
-Сравним количество цифр после запятой у первого множителя и произведения.
Правило: чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо:
………
………
6. Первичное закрепление во внешней речи
Цель:
организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
Задания выполняются в рабочей тетради.
Сколько цифр после запятой будет в произведении.
5,627*11;
10,054*45;
251*0,0726;
9346*2,7.
Задания из учебника.
7. Самооценка полученных знаний
Цель:
1) организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия;
2) по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
Организация учебного процесса на этапе 7:
- Найди произведение и укажи рядом с результатом:
«+» уверен в правильном решении;
«?» не уверен в правильности;
«-» не умею решать
35,68*6
35,68*23
35,68*45
35,68*100
- Какой пример вызвал затруднения?
- Почему у вас возникли затруднения?
- У кого все примеры выполнены правильно?
8. Рефлексия деятельности на уроке
Цель:
1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;
2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
- Прикрепите свой квадрат по столбикам.
для меня урок был важным, интересным;
по теме урока я получил (а) полезную информацию;
у меня возникли вопросы, на которые я хотел (а) получить ответы;
все что связано с математикой не для меня;
мой вклад в общую работу на уроке значительный.