СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Вирусы" 11класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с видами компьютерных вирусов, способами их распространения, профилактикой и методами борьбы с ними, дать понятие «защита информации», «вирус», научиться выполнять проверку на наличие вирусов с помощью программы Антивирус Касперского.
  • Развивать мыслительные операции, теоретическое, критическое, творческое мышление.

·                    Воспитывать внимание, аккуратность, бережливое отношение к компьютерной технике и программному обеспечению; умение рационально распределять время при выполнении самостоятельных практических работ.

 

Задачи:

·                  закрепить имеющиеся знания по теме «Устройство компьютера»;

·                  изучить основные типы вирусов и пути их распространения, основные типы антивирусных систем и их особенности;

·                  способствовать развитию навыка работы с ПК, логического мышления, коммуникативных навыков;

·                  воспитать чувство ответственности, самостоятельность при принятии решений, толерантность, эрудицию, согласование.

Тип урока: комбинированный.

Просмотр содержимого документа
«Опорный конспект»

Тема «Компьютерные вирусы. Антивирусные программы»

Компьютерный вирус – это _____________________________, небольшая по размерам, которая может записывать свои копии в компьютерные программы.


Укажите источники компьютерных вирусов (заполните пропуски)

Источник вирусов

1.

2.Жесткий диск

3.

4.Дискеты, флэшка


Заполнить таблицу


Первый вирус появился



Первая антивирусная программа



Вирус



Троян



Черви





Заполните пропуски в таблице по основным типам вирусов


Тип

Объект заражения

По «среде обитания»











Тип

Наносимый вред

По «степени воздействия»











В

Компоненты антивирусной программы

иды антивирусных программ



Просмотр содержимого документа
«Тест»


Тест по теме: «Архитектура компьютера»


А1. Что понимается под двоичным кодированием?

1. процесс представления информации в виде набора из нулей и единиц,

2. процесс деления информации пополам,

3. процесс представления информации в виде набора из двух символов,

4. процесс представления информации в виде набора из единиц и двоек.

А2. Какие функции выполняет операционная система?

1. организация диалога с пользователем, управления аппаратурой и ресурсами компьютера

2. обеспечение организации и хранения файлов

3. подключения устройств ввода/вывод

4. организация обмена данными между компьютером и различными периферийными устройствами

А3. Информация, обрабатываемая на компьютере, называется …

1. программами,

2. данными,

3. приложениями,

4. текстами.

А4. При выключении компьютера вся информация стирается ...

1. на гибком диске

2. на жестком диске

3. в оперативной памяти

4. на CD-ROM диске

А5. К внешним запоминающим устройствам относится

1. драйвер

2. жесткий диск

3. монитор

4. процессор

А6. К прикладному программному обеспечению относятся:

1. антивирусные программы

2. сетевые программы

3. операционные системы

4. программы-архиваторы


А1

А2

А3

А4

А5

А6









Тест по теме: «Архитектура компьютера»


А1. Что понимается под двоичным кодированием?

1. процесс представления информации в виде набора из нулей и единиц,

2. процесс деления информации пополам,

3. процесс представления информации в виде набора из двух символов,

4. процесс представления информации в виде набора из единиц и двоек.

А2. Какие функции выполняет операционная система?

1. организация диалога с пользователем, управления аппаратурой и ресурсами компьютера

2. обеспечение организации и хранения файлов

3. подключения устройств ввода/вывод

4. организация обмена данными между компьютером и различными периферийными устройствами

А3. Информация, обрабатываемая на компьютере, называется …

1. программами,

2. данными,

3. приложениями,

4. текстами.

А4. При выключении компьютера вся информация стирается ...

1. на гибком диске

2. на жестком диске

3. в оперативной памяти

4. на CD-ROM диске

А5. К внешним запоминающим устройствам относится

1. драйвер

2. жесткий диск

3. монитор

4. процессор

А6. К прикладному программному обеспечению относятся:

1. антивирусные программы

2. сетевые программы

3. операционные системы

4. программы-архиваторы


А1

А2

А3

А4

А5

А6








Просмотр содержимого документа
«Листок самооценки»





Ф.И.О. учащегося ____________________________ класс ______Дата______________

Этап урока

Самооценка

Максимальный балл

Критерий оценивания

Устная работа


1

«5» - 12-14 баллов

«4» - 8-11 баллов

«3» - 5-7 баллов

Тест


6

Выступление на уроке


5

Практическая работа


2

Всего баллов






Моя оценка _____________



Просмотр содержимого документа
«Синквейн»

Синквейн.

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема урока.

___________________________________________________

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему урока.

_______________________________________________________________

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к нашей теме

_______________________________________________________________

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого вы выражаете свое отношение к теме.

_____________________________________________________

_______________________________________________________



Последняя строчка – это слово-, которое выражает свое настроение.

_________________________________________________________

Синквейн.

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема урока.

___________________________________________________

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему урока.

_______________________________________________________________

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к нашей теме

_______________________________________________________________

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого вы выражаете свое отношение к теме.

_____________________________________________________

_______________________________________________________



Последняя строчка – это слово, которое выражает свое настроение.

_________________________________________________________



Просмотр содержимого документа
«Тема урока для распечатки»

Тема урока: "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с видами компьютерных вирусов, способами их распространения, профилактикой и методами борьбы с ними, дать понятие «защита информации», «вирус», научиться выполнять проверку на наличие вирусов с помощью программы Антивирус Касперского.

  • Развивать мыслительные операции, теоретическое, критическое, творческое мышление.

  • Воспитывать внимание, аккуратность, бережливое отношение к компьютерной технике и программному обеспечению; умение рационально распределять время при выполнении самостоятельных практических работ.


Задачи:

  • закрепить имеющиеся знания по теме «Устройство компьютера»;

  • изучить основные типы вирусов и пути их распространения, основные типы антивирусных систем и их особенности;

  • способствовать развитию навыка работы с ПК, логического мышления, коммуникативных навыков;

  • воспитать чувство ответственности, самостоятельность при принятии решений, толерантность, эрудицию, согласование.

Тип урока: комбинированный.


Требования к знаниям:

Учащиеся должны знать:

  • определение термина «компьютерный вирус»;

  • классификацию компьютерных вирусов;

  • типы антивирусных программ.

Учащиеся должны уметь:

  • обнаруживать и удалять вирусы с различных носителей.

Программно-дидактическое обеспечение:ПК, проектор, карточки с заданием на закрепление, «зараженный» файл, антивирусная система, практическое задание (программа).



















Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ОРГ момент



Актуализация знаний

  • Ребята, обратите внимание на экран, по-моему, здесь какая-то проблема.

  • На экране появляется сообщение: «Компьютер заражен вирусом, до уничтожения информации на диске осталось 5 минут, необходимо ввести код на отмену стирания информации».

  • Жизнь данных на моем компьютере зависит от ваших знаний, на столах лежат тесты, у вас 4 минуты что бы получить код (номера вариантов ответа записываются в поле программы и программа останавливается). Если учащееся не успевают, то появляется сообщение, что ученики не справились с заданием. (Код разблокировки 112321)













Ученики решают тест

Проблемная ситуация

С чем мы только что столкнулись

  • Видите, Вы столкнулись с вирусной программой, но эта программа загружена мной и она безобидна, но другие компьютерные вирусы могут причинить серьезный вред вашему компьютеру (удалить ценную информацию, вывести его из строя).

  • На экране появляются различные баннеры.

Если вы заразили компьютер вирусом, как от него избавиться?

(Обратиться к специалисту, переустановить систему, пролечить антивирусом)

А можно ли предотвратить заражение?

Да, если выполнять ряд мер предосторожности и знать откуда можно ожидать вирус.

Исходя из этих вопросов давайте сформулируем цель нашего урока.

  • Формирование понятие компьютерный вирус.

  • Рассмотрение Путей проникновения вируса в компьютер.

  • Типы компьютерных вирусов.

  • Рассмотрение Методов защиты от компьютерных вирусов.

  • Антивирусные программы и лечение зараженных дисков.

Отсюда вытекает тема урока

«Компьютерный вирус»



С вирусом


На экране фото окон с вирусом, баннеры

Изучение нового материала

Наша первая часть урока пройдет в форме семинара, я заранее попросила вас подготовить сообщения по заданным темам.

Вам надо параллельно заполнять таблицу, которая у вас на столах предложена.

Обратите внимание, что внизу лист самооценки, который состоит из четырех колонок, тест, сообщение, практика, заполнение таблицы по новому материалу.

Подпишите листы и приступим к работе.

  • Первый вопрос – это что такое компьютерный вирус?


1 выступление

Понятие компьютерного вируса

Вирус биологический и вирус компьютерный обладают одинаковыми свойствами. Это компактность, простота, самокопирование, заражение и приносят значительный вред.

Компьютерный вирус - это специально написанная небольшая программа, которая может приписывать себя к другим программам (то есть заражать их), а также выполнять различные вредные действия на компьютере.

Как происходит заражение биологическими и компьютерными вирусами? (

В результате заражения происходят следующие феномены, которые являются признаками заражения компьютера (они обусловлены деструктивными свойствами вирусов):

некоторые программы перестают работать или работают с ошибками;

  • размер некоторых исполнимых файлов и время их создания изменяются. В первую очередь это происходит с командным процессором, его размер увеличивается на величину размера вируса;

  • на экран выводятся посторонние символы и сообщения, появляются странные видео и звуковые эффекты;

  • работа компьютера замедляется и уменьшается размер свободной оперативной памяти;

  • некоторые файлы и диски оказываются испорченными (иногда необратимо, если вирус отформатирует диск);

  • компьютер перестает загружаться с жесткого диска.

Зараженными также оказываются дискеты с завирусованного компьютера, и компьютеры, связанные с ним по сети.

Вирусы поражают прежде всего ехе и com файлы программ и не поражают текстовые файлы DOS (txt файлы).

Кроме вирусов, деструктивными свойствами обладают троянские программы. Если вирус проникает в компьютер незаметно, то троянскую программу пользователь сам записывает на диск, полагая, что это полезная программа. Но при определенных условиях она может начать свою разрушительную работу.


2 выступление

Первые вирусы

В 1981 году Ричард Скрента написал один из первых загрузочных вирусов для ПЭВМ Apple II  Он обнаруживал своё присутствие сообщением, содержащим небольшое стихотворение:

Джо Деллинджер[

Другие вирусы для Apple II были созданы студентом Техасского университета A&M Джо Деллинджером в 1981 году. Они были рассчитаны на операционную систему Apple DOS 3.3 для этой ПЭВМ. Вторая версия этого вируса «ускользнула» от автора и начала распространяться по университету. Ошибка в вирусе вызывала подавление графики популярной игры под названием CONGO, и в течение нескольких недель все («пиратские») копии этой игры перестали работать. Для исправления ситуации автор запустил новый, исправленный вирус, предназначенный для «замещения» предыдущей версии.




Давайте обобщим наше сообщение

На экране слайд

3 сообщение

Пути заражения компьютера вирусами:

  1. через зараженные носители;

  2. через компьютерную сеть.


Других путей нет. Самозародиться вирусы не могут - это программа, специально написанная человеком для разрушения программного обеспечения компьютера и его системных областей. Типичный размер вируса составляет от десятков байт до десятков килобайт.



Давайте обобщим наше сообщение

На экране слайд

4 сообщение


















5 сообщение

Типы вирусов:


Черви

Червь - это программа, очень похожая на вирус. Он способен к самовоспроизведению и может привести к негативным последствиям для Вашей системы. Однако для размножения червям не требуется заражать другие файлы.

Черви, в отличие от вирусов, просто копируют себя, повреждая файлы, но репродуцирование может происходить очень быстро, сеть перенасыщается, что приводит к разрушению последней. Некоторые из наиболее печально известных червей включают (обычно посылаются через Интернет): I LoveYouNavidadPrettyParkHappy99,ExploreZip.

Трояны

Другая неприятная разновидность вирусов это трояны или троянские кони, которым в отличие от вирусов, не нужно размножаться, заражая при этом другие файлы, и они не самовоспроизводятся подобно червям.

Троян работает, как и свой мифологический тезка, знаменитый деревянный конь, в котором греческие солдаты спрятались для того, чтобы незаметно проникнуть в Трою. Они кажутся безвредными программами, которые попадают в компьютер по любому каналу. Когда программа выполнена (им дают привлекательное для запуска название или характеристики), на компьютер инсталлируются другие программы, которые могут быть вредоносными.

Трояны могут не проявлять себя первое время, но когда они начнут действовать, то могут просто уничтожить Вашу систему. Они способны удалять файлы, разрушать информацию на Вашем жестком диске и обнаруживать уязвимости Вашей системы безопасности. Это дает им полный доступ к системе и позволяет внешнему пользователю копировать и пересылать конфиденциальную информацию.




Давайте обобщим наше сообщение

На экране слайд

6 сообщение


























7 сообщение


Компьютерные вирусы делятся на два основных вида:)

  • По «среде обитания»

  • По «степени воздействия»

К вирусам по «среде обитания» относятся: Файловые вирусы внедряются в программы и активизируются при запуске. После запуска зараженной программы вирусы находятся в оперативной памяти компьютера и могут заражать другие файлы до момента отключения компьютера или перезагрузки операционной системы.

    1. Макровирусы заражают файлы документов, например, текстовые. После запуска зараженного документа в текстовый редактор макровирус постоянно присутствует в оперативной памяти компьютера и может заражать другие документы. Угроза заражения прекращается только после закрытия текстового редактора.

    2. Сетевые вирусы могут передавать по компьютерным сетям свой программный код и запускать его на компьютерах, подключенных к этой сети. Заражение сетевым вирусом может произойти при работе с электронной почтой или при «путешествиях» по Всемирной паутине.

    3. Загрузочные вирусы поражают загрузочные сектора дисков. Инфицирование новых дисков происходит в тот момент, когда в зараженный компьютер вставляют новый диск или флешку и начинают с ними работать. После запуска остаются в памяти компьютера постоянно.

По степени воздействия вирусы бывают:

  • Безвредные

  • Неопасные

  • Опасные

  • Очень опасные

Один из самых опасных из всех известных вирусов из Интернета - вирус "Чернобыль". Вирус активизируется 26 апреля, но модификации вируса могут принести вред и 26 числа каждого месяца. Кроме порчи информации на диске, он перепрограммирует BIOSкомпьютера и компьютер перестает загружаться. Приходится обращаться в мастерскую и восстанавливать BIOS.

Вирус ILOVEYOU филиппинского происхождения, распространялся по E-mail. Он вывел из строя 45 млн. компьютеров во всем мире, в том числе в Пентагоне, ЦРУ, ФБР в США, Форин-офисе Великобритании и в других крупнейших странах. Вскоре вирус мутировал,так как были созданы его разновидности, и нанес дополнительный ущерб. Основная вирусная атака произошла 4 мая 2000 г. Вирус уничтожал графические .jpg и звуковые .mрЗ файлы. Материальный ущерб составил около 10 миллиардов $ (USD). В России ущерб был сравнительно невелик - около 1000 компьютеров.


8 сообщение




















9 сообщение


Основные антивирусные средства:

  • Детекторы

  • Сторожа

  • Ревизоры

  • сканеры

Детекторы предназначены для того, чтобы обнаружить вирус.

Ревизоры – программы, в функции которых входит контроль возможных путей распространения инфекции.

Сторож – это небольшая программа, постоянно находящаяся в памяти компьютера и контролирующая операции, которые она считает подозрительными.

Сканеры определяют наличие вируса по базе сигнатур, хранящей сигнатуры (или их контрольные суммы) вирусов.



  1. Методы борьбы с компьютерными вирусами Резервное копирование всех программ, файлов и системных областей дисков на дискеты, чтобы можно было восстановить данные в случае вирусной атаки. Создание системной и аварийной дискеты.

  2. Ограничение доступа к машине путем введения пароля, администратора, закрытых дисков.

  3. Использование только лицензионного программного обеспечения, а не пиратских копий, в которых могут находиться вирусы.

  4. Проверка всей поступающей извне информации на вирусы, как на дискетах, CD-ROM, так и по сети.

  5. Применение антивирусных программ и обновление их версий.

  6. Периодическая проверка компьютера на наличие вирусов при помощи антивирусных программ.


10 сообщение

Первые антивирусы

Первые антивирусные утилиты появились зимой 1984 годаЭнди Хопкинс написал программы CHK4BOMB и BOMBSQAD. CHK4BOMB позволяла проанализировать текст загрузочного модуля и выявляла все текстовые сообщения и «подозрительные» участки кода (команды прямой записи на диск и др.). Благодаря своей простоте (фактически использовался только контекстный поиск) и эффективности CHK4BOMB получила значительную популярность. Программа BOMBSQAD.COM перехватывает операции записи и форматирования, выполняемые через BIOS. При выявлении запрещённой операции можно разрешить её выполнение.


Подведение итогов семинара

Даю вам минуту, что бы закончить заполнение таблицы и мне сдать, каждый за таблицу получит оценку


Практическая работа

Запустить ВЕб- сканер, просканировать выборочно, меня интересует диск D? Если обнаружен вирус то пролечить, в листы самооценки записать результат сканирования


Домашнее задание

Подготовить сообщение на тему

  1. Антивирусные программы.

  2. Ответить на вопросы параграфа №



Рефлексия

Я предлагаю составить синквейн В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема урока.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему урока.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к нашей теме

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого вы выражаете свое отношение к теме.

Последняя строчка – это слово, которое выражает свое настроение.




Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

Цели урока.

Цели урока.

  • Формирование понятие компьютерный вирус.
  • Рассмотрение Путей проникновения вируса в компьютер.
  • Типы компьютерных вирусов.
  • Рассмотрение Методов защиты от компьютерных вирусов.
  • Антивирусные программы и лечение зараженных дисков.
Компьютерные вирусы

Компьютерные вирусы

Понятие компьютерного вируса

Понятие компьютерного вируса

  • Компьютерный вирус - это специально написанная небольшая программа, которая может приписывать себя к другим программам (то есть заражать их), а также выполнять различные вредные действия на компьютере.
Первые вирусы

Первые вирусы

  • В  1981 году   Ричард Скрента  написал один из первых  загрузочных вирусов  для ПЭВМ Apple II. Он обнаруживал своё присутствие сообщением, содержащим небольшое стихотворение.
Пути заражения компьютера вирусами:

Пути заражения компьютера вирусами:

  • через зараженные носители;
  • через компьютерную сеть.
Типы вирусов:

Типы вирусов:

  • Черви
  • Трояны
Виды вирусов По степени воздействия По среде обитания Макровирусы Безвредные Очень опасные Сетевые вирусы Неопасные Загрузочные вирусы Опасные

Виды вирусов

По степени воздействия

По среде обитания

Макровирусы

Безвредные

Очень опасные

Сетевые вирусы

Неопасные

Загрузочные вирусы

Опасные

Основные антивирусные средства:

Основные антивирусные средства:

  • Детекторы;
  • Сторожа;
  • Ревизоры;
  • Сканеры.
Цели урока.

Цели урока.

  • Формирование понятие компьютерный вирус.
  • Рассмотрение Путей проникновения вируса в компьютер.
  • Типы компьютерных вирусов.
  • Рассмотрение Методов защиты от компьютерных вирусов.
  • Антивирусные программы и лечение зараженных дисков.
Домашнее задание Подготовить сообщение на тему «Антивирусные программы»

Домашнее задание

  • Подготовить сообщение на тему

«Антивирусные программы»

  • Ответить на вопросы параграфа №