Презентация к уроку по теме "Вирусы".
Первооткрыватель русский ученый Дмитрий Иосифович Ивановский в 1892 году выявил два их основных свойства:
- они столь малы, что проходят через фильтры
- эти организмы не возможно выращивать на искусственных питательных средах
- Позже было выяснено, что они не способны к самостоятельному существованию
= По остроумному определению нобелевского лауреата Питера Медавара - «это плохие новости в упаковке из белка»
= В 1898 г. голландец Мартин Бейеринк придумал название, которое с латинского переводиться как «ЯД»
= Деятельность этих организмов вызывает множество заболеваний.
??? Как вы считаете, что это за организмы? Вирусы
- Давайте определим цель урока. сформировать понятие об особенностях строения, классификации, жизнедеятельности вирусов.
У вас на столах есть разные предметы. Каким образом мы будем их использовать на уроке? Конструировать модель вируса, заполнить станицу газеты о вирусах по рубрикам (часть рубрик имеет название, часть вам необходимо будет придумать самостоятельно)
Дополним цель урока развитие творческих способностей обучающихся средствами формирования интеллектуальных умений, использование системы креативных заданий
- Вирусы являются постоянными спутниками человека от рождения
вплоть до глубокой старости. Считается, что при средней продолжительности
жизни 70 лет около 7 лет человек болеет вирусными заболеваниями.
? Так что такое вирусы? Ответ на этот вопрос мы получим, выполнив 1 задание.
Задание 1. Расставить части определения в правильном порядке. (работать в парах)
Вирусы – это неклеточная форма жизни, облигатные паразиты (которые могут функционировать только внутри одноклеточного или многоклеточного организма).
- Вирусы удалось увидеть только с помощью электронного микроскопа в 30-е годы XX века, т.к. размеры их очень малы.
Задание 2. Вычислить размер вируса, если известно, что вирусы меньше бактерий в 50 раз. А бактерии меньше одноклеточного организма - инфузории туфельки в 80 раз. Длина инфузории туфельки – 600 000 нм (0,6 мм). 150 нм.
Их размеры равны 20-300 нм.
- Самый маленький вирус - цироковирус свиней. Диаметр его оболочки составляет всего 17 нм.
- Самым крупным из известных вирусов является Pithovirus — размером около 1500 нм (1,5 мкм) в длину и 500 нм (0,5 мкм) в диаметре.
Остальное в конспекте к уроку
Просмотр содержимого документа
«презентация к уроку по теме Вирусы для 9, 10 класс»
«Любая форма жизни является уникальной, требует к себе уважения, независимо от ее ценности для человека»
«Всемирная хартия о природе»,
принята Генеральной Ассамблеей ООН (1982)
Мартин Виллем Бейеринк
Питер Медавар
Дмитрий Иосифович Ивановский
ВИРУСЫ
только внутри
(которые могут
облигатные паразиты
многоклеточного организма)
– это
неклеточная форма
жизни,
одноклеточного или
функционировать
Вирусы
Вирусы - это неклеточная форма жизни, облигатные паразиты (которые могут функционировать только внутри одноклеточного или многоклеточного организма).
«Маленькие, а какие вредные!»
- Вычислить размер вируса (в нм), если известно, что вирусы меньше бактерий в 50 раз. А бактерии меньше одноклеточного организма - инфузории туфельки в 80раз. Длина инфузории туфельки – 600 000 нм.
Размеры 20-300 нм.
Рекорды среди вирусов
Цироковирус свиней
Диаметр оболочки = 17нм
Пиховирус
Длина 1500 нм, диаметр 500 нм
Строение вируса
Строение вируса
Вне организма хозяина – вирион
Строение вируса
В 1915 году Ф.Тоуртом открыт вирус бактериофаг
Вне организма хозяина – вирион
спиральный
кубический
ДНК- содержащие
РНК- содержащие
Распределить сходства вирусов с живыми организмами и их различия
- вирусы не имеют клеточного строения способны воспроизводить себе подобных вирусы обязательные паразиты, вне клетки хозяина существуют в виде покоящейся или внеклеточной формы (вирусные частицы или вирионы) вирусы не растут
- вирусы не имеют клеточного строения
- способны воспроизводить себе подобных
- вирусы обязательные паразиты, вне клетки хозяина существуют в виде покоящейся или внеклеточной формы (вирусные частицы или вирионы)
- вирусы не растут
Распределить сходства вирусов с живыми организмами и их различия
- обладают наследственностью (ДНК или РНК) обладают изменчивостью вирусы не имеют метаболизма способны к адаптации
- обладают наследственностью (ДНК или РНК)
- обладают изменчивостью
- вирусы не имеют метаболизма
- способны к адаптации
- вирусы не способны к самостоятельной репродукции своей наследственной информации вне клетки хозяина
Размножение вирусов
Этапы проникновения вируса в клетку и его размножение.
- Абсорбция
- Инъекция
- Репродукция нуклеиновых кислот вируса Перепрограммирование клетки.
- Синтез вирусных белков.
- Формирование вирионов по принципу самосборки.
- Лизис
Составить рассказ с использованием слов:
- ВИРУСЫ
- СТРОЕНИЕ
- ВИРИОН
- КАПСИД
- ДНК, РНК
- РЕПРОДУКЦИЯ
Вирусы – это плохие новости в упаковке из белка
П.Медавар