урок по русскому языку в 8 классе
Тема: Повторение темы «Причастие и деепричастие».
Цели:
Образовательные:
-
повторить обобщить сведения о причастии и деепричастии;
-
упражнять в различении причастных и деепричастных оборотов и выделении их на письме;
-
повторить правописание не с различными частями речи.
Развивающие:
-
развивать речь учащихся;
-
развивать мышление и память, коммуникативные навыки общения;
-
развивать умение конструировать предложения с причастными и деепричастными оборотами.
Воспитательные:
Оборудование: таблицы, схемы, раздаточный материал (тесты, бланки ответов), записи на доске, проектор, компьютер, презентация к уроку.
Тип урока: комбинированный (обобщение знаний, творческое применение знаний, контроль знаний).
Ход урока.
I. Орг.момент. (1мин.)
Сообщение темы и целей урока. (Тема записана на доске)
-Сегодня мы повторим изученные орфограммы в разделах «Причастие и деепричастие»; будем
составлять предложения, используя причастные и деепричастные обороты; поупражняемся в морфологическом разборе причастий и деепричастий.
II.Актуализация знаний учащихся. ( 10 мин.)
Беседа об изученном.
Мы с вами живем в прекрасном месте, на берегу великой русской реки Волги, в окружении Жигулевских гор. Посмотрите на запись на доске (Слайд 1)
-Найдите в тексте причастия и деепричастие. (Ученики находят, задают вопросы.)
III. Фронтальный опрос.
-Что обозначает причастие? На какие вопросы отвечает?
-Что обозначает деепричастие? На какие вопросы отвечает?
-Какой член предложения поясняют причастия? Какой – деепричастия?
-Каким членом предложения являются причастия? Каким – деепричастия?
-Спишите текст.
-Объясните постановку знаков препинания в этих предложениях. (Ребята выходят к доске, графически объясняют знаки препинания при причастном и деепричастном оборотах. Учитель оценивает ответы.)
IV. Проверка домашнего задания. (3 мин.)
- Найти в дом. упр. № 409 предложение с причастным и деепричастным оборотами. Начертить схему этого предложения на доске.
Один человек чертит схему предложения на доске. (Слайд 2)
Привыкнув к ухаживавшим за ними людям, бобры не страшились выходить днем из построенных для них деревянных хаток.
I.__.___.___.__ I,____________ ___________ __.__.__.__.I I.__.__.__.__. .
-Почему причастный оборот не обособляется?
-Сделать устно морфологический разбор деепричастия.
Привыкнув- деепр. (что сделав?)
Н.ф.привыкнуть
Сов. вид., неизм.
Не страшись привыкнув
V. Выборочный диктант. (3 мин.)
Выписать в два столбика: в 1-й словосочетания несовершенного вида, во 2-й-совершенного вида. (Ребята выходят к доске по цепочке , выбирают, в какой столбик будут писать слово и почему, объясняют встречающиеся орфограммы.)
Расплетая косы Положив документы
Увлекая за собой Постелив постель
Легко скользя Увидев мать
Постепенно замирая Не заметив ошибки
Разгораясь на солнце Продумав маршрут
VI. Различение причастных и деепричастных оборотов. (3 мин.)
На доске две группы предложений. (Слайд 3)
В тетрадях нужно записать только правильный вариант ответа.
Тест.
1.Найти предложения с причастным оборотом.
А. Девочка слушала объяснения учителя, посматривая по сторонам.
Б. Альпинисты, пренебрегавшие опасностью, поднялись в горы.
В. Летающая над костром бабочка была необычайно красива.
Г. Поднявшись с кровати, он быстро подошел к окну.
2.Найти предложение с деепричастным оборотом.
А. Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся волны.
Б. Черный дым, поднимавшийся из-за леса, застилал горизонт.
В. Потрескивая, горел костер.
Г. Молнии, полосовавшие небо, освещали окрестность.
Работа в парах.
-Поменяйтесь тетрадями, проверьте, поставьте оценку. У вас должна получиться такая таблица(Слайд 4):
Один человек у доски выполняет проверку, подчеркивая обороты, объясняя знаки препинания.
-Почему в задании №1 предложении В нет запятых? (Причастный оборот стоит перед определяемым словом)
VII. Физминутка. (2 мин.)
Ребята встают. Я кидаю мяч и называю глагол. 1-й ученик, поймавший мяч, образует причастие и кидает соседу, тот должен образовать деепричастие и вернуть мяч учителю. Оценка работы у доски учителем.
VIII. Закрепление изученного. (4 мин.)
Записать под диктовку у доски.
Один ученик у доски записывает, выполняя задания учителя.
Река, сжатая с обеих сторон неприступной стеной леса, пенилась, вздымая валы, и стремительно скользила вниз.
1. Расставить знаки;
2. Объяснить запятую перед союзом и;
-
Подчеркнуть причастный и деепричастный оборот;
4. Строение какого слова соответствует схеме :приставка,корень,суффикс,окончание?
(Слайд 5)
Один ученик выполняет у доски.
Дополнительное задание для сильных учеников: сделать морфологический разбор причастия.
Сжатая- прич. (какая?)
Н.ф.: сжатый
Образовано от глагола сжать
Невозвр., страд., сов.вид., прош.. вр.
В полной форме, ед. числе, жен. роде, в им.падеже
Река (какая?) сжатая
IX. Диагностика усвоения изученных орфограмм. (3 мин.)
Определить, чем является не в данных словах: частица, часть корня или приставка(Слайд 6):
(Не)преодолимая преграда
Шалаш (не) построен
Глядел (не) доумевая
Даже (не) шелохнулся
(Не)освещенный солнцем
(Не) узнав горя, (не) узнаешь и радости.
(Не)прекращающийся дождь
Самопроверка. (Слайд 7)
X. Конструирование предложений.(6 мин.)
1. Переделать предложение с деепричастным оборотом в предложение с причастным оборотом.
Предложение записано на доске. Ученики находят деепричастный оборот, подчеркивают его, переделывают предложение, записывают новый вариант, подчеркивают причастный оборот. (Слайд 8)
Стремясь выполнить задание к сроку, строители работали без устали. (Строители, стремясь выполнить задание к сроку, работали без устали.)
2. Предложения с причастным оборотом переделать в предложение с деепричастным оборотом: (Слайд 9)
Снег, падавший на землю, покрывал ее пушистым ковром.
(Снег, падая на землю, покрывал ее пушистым ковром.)
3. РР Составьте предложения по схемам. (Слайд 10)
-Посмотрите на схему. Какое это предложение простое или сложное?
-Чем оно осложнено?
-Какие члены предложения есть в нем?
-Составьте предложения. (Ученики предлагают свои варианты. Лучшее предложение записывается.)
Проверка. Подчеркнуть все члены предложения. Сравнить со схемой.
1. __________, I I , ___________ .___. __.___.__.
Дополнительное задание для сильных учеников :
2. ______________ _____________ , I .__ .___ .___.___ I .
XI. Самостоятельная работа. (3 мин.)
Ребята выполняют задание по вариантам, записывают правильный ответ в таблицу. (Слайд 11)
Вариант №1.
1.Найти предложение(я) с причастным оборотом. Расставить знаки препинания.
А. Заря лениво обходя кругом обсыпает ветки новым серебром.
Б. Усеянное звездами небо манило к себе.
В. Много тайн хранят леса опаленные войной.
Г. Я забыл о ружье залюбовавшись необыкновенным зрелищем.
2.Найти предложение(я) с деепричастным оборотом. Расставить знаки.
А. Когда начал дуть сильный ветер пуща вновь ожила.
Б. Флотилия не замеченная неприятелем приступила к высадке.
В. Выйдя из дома человек направился к машине.
Г. Мама сидела с книгой откинувшись в кресле.
Проверка (Слайд 12)
Вариант №2
1.Найти предложение с причастным оборотом. Расставить знаки препинания.
А. Мальчик шел не разбирая дороги.
Б. Ямщик закутанный в тулуп дремал на облучке.
В. Я открыл окно и залюбовался видом города.
Г. Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.
2.Найти предложение с деепричастным оборотом. Расставить знаки.
А. Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.
Б. Стол выкрашенный белой краской долго не высыхал.
В. Преследуя неприятеля партизаны вошли в деревню.
Г. Раздавшийся слева грохот заставил меня оглянуться.
Работы собираются и оцениваются учителем.
XII.Итог урока. Выставление оценок.
-Для чего необходимы причастные и деепричастные обороты в речи? (Делают речь более живой, динамичной)
-Молодцы.Спасибо за урок. (Слайд 13)
XIII. Домашнее задание с комментированием: упр.216, сделать морфемный и морфологический разбор причастий и деепричастий. (1мин.)