СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок повторение на тему "Причастие и деепричастие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок повторение на тему "Причастие и деепричастие"»

урок по русскому языку в 8 классе


Тема: Повторение темы «Причастие и деепричастие».

Цели:

Образовательные:

  • повторить обобщить сведения о причастии и деепричастии;

  • упражнять в различении причастных и деепричастных оборотов и выделении их на письме;

  • повторить правописание не с различными частями речи.

Развивающие:

  • развивать речь учащихся;

  • развивать мышление и память, коммуникативные навыки общения;

  • развивать умение конструировать предложения с причастными и деепричастными оборотами.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма.

Оборудование: таблицы, схемы, раздаточный материал (тесты, бланки ответов), записи на доске, проектор, компьютер, презентация к уроку.


Тип урока: комбинированный (обобщение знаний, творческое применение знаний, контроль знаний).

Ход урока.

I. Орг.момент. (1мин.)

Сообщение темы и целей урока. (Тема записана на доске)

-Сегодня мы повторим изученные орфограммы в разделах «Причастие и деепричастие»; будем

составлять предложения, используя причастные и деепричастные обороты; поупражняемся в морфологическом разборе причастий и деепричастий.

II.Актуализация знаний учащихся. ( 10 мин.)

Беседа об изученном.

Мы с вами живем в прекрасном месте, на берегу великой русской реки Волги, в окружении Жигулевских гор. Посмотрите на запись на доске (Слайд 1)

-Найдите в тексте причастия и деепричастие. (Ученики находят, задают вопросы.)


III. Фронтальный опрос.


-Что обозначает причастие? На какие вопросы отвечает?

-Что обозначает деепричастие? На какие вопросы отвечает?

-Какой член предложения поясняют причастия? Какой – деепричастия?

-Каким членом предложения являются причастия? Каким – деепричастия?

-Спишите текст.

-Объясните постановку знаков препинания в этих предложениях. (Ребята выходят к доске, графически объясняют знаки препинания при причастном и деепричастном оборотах. Учитель оценивает ответы.)

IV. Проверка домашнего задания. (3 мин.)

- Найти в дом. упр. № 409 предложение с причастным и деепричастным оборотами. Начертить схему этого предложения на доске.

Один человек чертит схему предложения на доске. (Слайд 2)


Привыкнув к ухаживавшим за ними людям, бобры не страшились выходить днем из построенных для них деревянных хаток.


I.__.___.___.__ I,____________ ___________ __.__.__.__.I I.__.__.__.__. .


-Почему причастный оборот не обособляется?


-Сделать устно морфологический разбор деепричастия.

Привыкнув- деепр. (что сделав?)

Н.ф.привыкнуть

Сов. вид., неизм.

Не страшись привыкнув

V. Выборочный диктант. (3 мин.)

Выписать в два столбика: в 1-й словосочетания несовершенного вида, во 2-й-совершенного вида. (Ребята выходят к доске по цепочке , выбирают, в какой столбик будут писать слово и почему, объясняют встречающиеся орфограммы.)

Расплетая косы Положив документы

Увлекая за собой Постелив постель

Легко скользя Увидев мать

Постепенно замирая Не заметив ошибки

Разгораясь на солнце Продумав маршрут

VI. Различение причастных и деепричастных оборотов. (3 мин.)

На доске две группы предложений. (Слайд 3)

В тетрадях нужно записать только правильный вариант ответа.








Тест.

1.Найти предложения с причастным оборотом.

А. Девочка слушала объяснения учителя, посматривая по сторонам.

Б. Альпинисты, пренебрегавшие опасностью, поднялись в горы.

В. Летающая над костром бабочка была необычайно красива.

Г. Поднявшись с кровати, он быстро подошел к окну.

2.Найти предложение с деепричастным оборотом.

А. Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся волны.

Б. Черный дым, поднимавшийся из-за леса, застилал горизонт.

В. Потрескивая, горел костер.

Г. Молнии, полосовавшие небо, освещали окрестность.

Работа в парах.

-Поменяйтесь тетрадями, проверьте, поставьте оценку. У вас должна получиться такая таблица(Слайд 4):


1

БВ

2

А


Один человек у доски выполняет проверку, подчеркивая обороты, объясняя знаки препинания.


-Почему в задании №1 предложении В нет запятых? (Причастный оборот стоит перед определяемым словом)


VII. Физминутка. (2 мин.)

Ребята встают. Я кидаю мяч и называю глагол. 1-й ученик, поймавший мяч, образует причастие и кидает соседу, тот должен образовать деепричастие и вернуть мяч учителю. Оценка работы у доски учителем.

VIII. Закрепление изученного. (4 мин.)

Записать под диктовку у доски.

Один ученик у доски записывает, выполняя задания учителя.

Река, сжатая с обеих сторон неприступной стеной леса, пенилась, вздымая валы, и стремительно скользила вниз.

1. Расставить знаки;

2. Объяснить запятую перед союзом и;

  1. Подчеркнуть причастный и деепричастный оборот;

4. Строение какого слова соответствует схеме :приставка,корень,суффикс,окончание?

(Слайд 5)

Один ученик выполняет у доски.


Дополнительное задание для сильных учеников: сделать морфологический разбор причастия.

Сжатая- прич. (какая?)

Н.ф.: сжатый

Образовано от глагола сжать

Невозвр., страд., сов.вид., прош.. вр.

В полной форме, ед. числе, жен. роде, в им.падеже

Река (какая?) сжатая


IX. Диагностика усвоения изученных орфограмм. (3 мин.)

Определить, чем является не в данных словах: частица, часть корня или приставка(Слайд 6):

(Не)преодолимая преграда

Шалаш (не) построен

Глядел (не) доумевая

Даже (не) шелохнулся

(Не)освещенный солнцем

(Не) узнав горя, (не) узнаешь и радости.

(Не)прекращающийся дождь

Самопроверка. (Слайд 7)


X. Конструирование предложений.(6 мин.)

1. Переделать предложение с деепричастным оборотом в предложение с причастным оборотом.

Предложение записано на доске. Ученики находят деепричастный оборот, подчеркивают его, переделывают предложение, записывают новый вариант, подчеркивают причастный оборот. (Слайд 8)

Стремясь выполнить задание к сроку, строители работали без устали. (Строители, стремясь выполнить задание к сроку, работали без устали.)


2. Предложения с причастным оборотом переделать в предложение с деепричастным оборотом: (Слайд 9)

Снег, падавший на землю, покрывал ее пушистым ковром.

(Снег, падая на землю, покрывал ее пушистым ковром.)

3. РР Составьте предложения по схемам. (Слайд 10)

-Посмотрите на схему. Какое это предложение простое или сложное?

-Чем оно осложнено?

-Какие члены предложения есть в нем?

-Составьте предложения. (Ученики предлагают свои варианты. Лучшее предложение записывается.)


Проверка. Подчеркнуть все члены предложения. Сравнить со схемой.

1. __________, I I , ___________ .___. __.___.__.

Дополнительное задание для сильных учеников :

2. ______________ _____________ , I .__ .___ .___.___ I .



XI. Самостоятельная работа. (3 мин.)


Ребята выполняют задание по вариантам, записывают правильный ответ в таблицу. (Слайд 11)

Вариант №1.

1.Найти предложение(я) с причастным оборотом. Расставить знаки препинания.

А. Заря лениво обходя кругом обсыпает ветки новым серебром.

Б. Усеянное звездами небо манило к себе.

В. Много тайн хранят леса опаленные войной.

Г. Я забыл о ружье залюбовавшись необыкновенным зрелищем.

2.Найти предложение(я) с деепричастным оборотом. Расставить знаки.

А. Когда начал дуть сильный ветер пуща вновь ожила.

Б. Флотилия не замеченная неприятелем приступила к высадке.

В. Выйдя из дома человек направился к машине.

Г. Мама сидела с книгой откинувшись в кресле.


Проверка (Слайд 12)

1

Б, В

2

В, Г

Вариант №2

1.Найти предложение с причастным оборотом. Расставить знаки препинания.

А. Мальчик шел не разбирая дороги.

Б. Ямщик закутанный в тулуп дремал на облучке.

В. Я открыл окно и залюбовался видом города.

Г. Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

2.Найти предложение с деепричастным оборотом. Расставить знаки.

А. Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.

Б. Стол выкрашенный белой краской долго не высыхал.

В. Преследуя неприятеля партизаны вошли в деревню.

Г. Раздавшийся слева грохот заставил меня оглянуться.


1

Б

2

В


Работы собираются и оцениваются учителем.


XII.Итог урока. Выставление оценок.

-Для чего необходимы причастные и деепричастные обороты в речи? (Делают речь более живой, динамичной)

-Молодцы.Спасибо за урок. (Слайд 13)

XIII. Домашнее задание с комментированием: упр.216, сделать морфемный и морфологический разбор причастий и деепричастий. (1мин.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!