Русский язык 5 класс
Дата: 08.09.2022г.
УРОК № 5.
Тема: «Повторение изученного в начальной школе. Состав слова»
Основные цели:
Вспомнить и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, выявить пробелы для дальнейшей работы , закрепить навыки разбора слова по составу.
Развивать самостоятельные навыки учащихся; письменную речь, умения применять правила на письме; развивать внимание, память, орфографическую зоркость, способствовать развитию речи, делать выводы, анализировать.
Повторить и закрепить изученные орфограммы.
Воспитывать интерес к родному языку, правила поведения на уроке; прививать внимание и аккуратность.
Планируемые результаты.
Предметные результаты достижения учащихся:
Научиться различать и выделять основные части слова,
объяснять причины изменения формы слова,
запомнить алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.
Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; приобретение начального опыта применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять разбор слова по составу; проявлять терпение в учебной деятельности, работать в парах и самостоятельно, оценивать свои умения; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Материалы к уроку: учебник, тетрадь, схемы слова
Тип урока: Урок обобщения.
ХОД УРОКА
1). Организационный момент.
-Доброе утро, ребята! Посмотрите какая хмурая сегодня погода за окном! Какое настроение вызывает у вас такая погода? Как вы думаете, что надо сделать для того, что бы на душе стало светлее и радостнее? (ответы детей)
-Надо просто улыбнуться! Давайте посмотрим друг на друга и подарим улыбки своим товарищам!
2). Сообщение темы и целей урока.
-Молодцы, ребята! А теперь обратите внимание на доску
Улыбка улыбочка улыбчивый улыбаться
-Что вы можете сказать о записанных словах в первой строке?
(ответы детей)
-Правильно, это родственные слова! А почему вы так решили? (ответы)
-Как называется общая часть родственных слов? (корень)
-А какие морфемы вам еще известны?
-Подберите слово к схеме: корень, суффикс, окончание. (Улыбка, улыбочка.)
-Ребята, а как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
(повторим части речи, выполним разбор слов по составу, при помощи морфем образуем новые слова)
3). Работа по теме урока.
- Сегодняшнюю работу по теме урока мне хотелось начать с
упражнения «Найди «лишнее» слово».
1.ком, комната, комочек, комки
(комната - не однокоренное слово.)
-Ребята, а что такое корень? (корень- главная значимая часть слова)
2.Убежать, перегнать, смотреть.
(Смотреть - в этом слове нет приставки)
-Что такое приставка? (Приставка — это значимая часть слова, которая служит для образования новых слов (или форм) и находится перед корнем.)
3.Котик, стол, лесок.
(Стол - в этом слове нет суффикса)
-Что такое суффикс? (Суффикс — это часть слова, которая обычно находится между корнем и окончанием.)
-Ребята, а какую часть слова мы с вами пропустили?
-Правильно, окончание! А что такое окончание? (Окончание – это изменяемая часть слова. Окончание образует форму слова и служит для связи слов в предложении и словосочетании)
-Ребята, а как вы считаете с помощью окончания можно образовать однокоренные слова? (нет)
- А с помощью каких частей слова мы образуем новые слова? (приставка, суффикс)
4. Работа у доски. Образуйте однокоренные слова с корнями: вода, лиса, бег.
5.Разбор слова по составу (у доски)
Памятка при разборе слова:
Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.
Слова: переделать, выход, речной.
6).Физкультминутка
7)Повторение пройденного материала.
Подбери как можно больше слов к схеме:1. корень, суффикс, окончание. 2. Приставка, корень, окончание 3. Приставка, корень, суффикс, окончание
8. «Посели слова в свои домики» (у доски)
Корень, суффикс-зубок, лесок, домик, подъезд
Корень, окончание- реки, птицы, лед, улыбки
9). Подведение итогов.
Какие части слова мы сегодня повторили?
Какие части слова служат для образования новых слов?
Какие слова называются однокоренными?
10. Рефлексия.
Домашнее задание: разобрать слова по составу: учеба, переход, перелесок, тропинка, укладчик, перебежка, море, морской.