СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок повторения. Морфемика

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение материала по теме "Морфемика"

Просмотр содержимого документа
«Урок повторения. Морфемика»

Русский язык 5 класс

Дата: 08.09.2022г.

УРОК № 5.

Тема: «Повторение изученного в начальной школе. Состав слова»

Основные цели:


  1. Вспомнить и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, выявить пробелы для дальнейшей работы , закрепить навыки разбора слова по составу.

  2. Развивать самостоятельные навыки учащихся; письменную речь, умения применять правила на письме; развивать внимание, память, орфографическую зоркость, способствовать развитию речи, делать выводы, анализировать.

  3. Повторить и закрепить изученные орфограммы.

  4. Воспитывать интерес к родному языку, правила поведения на уроке; прививать внимание и аккуратность.

Планируемые результаты.

Предметные результаты достижения учащихся:

  1. Научиться различать и выделять основные части слова,

  2. объяснять причины изменения формы слова,

  3. запомнить алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; приобретение начального опыта применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять разбор слова по составу; проявлять терпение в учебной деятельности, работать в парах и самостоятельно, оценивать свои умения; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Материалы к уроку: учебник, тетрадь, схемы слова

Тип урока: Урок обобщения.

ХОД УРОКА

1). Организационный момент.

-Доброе утро, ребята! Посмотрите какая хмурая сегодня погода за окном! Какое настроение вызывает у вас такая погода? Как вы думаете, что надо сделать для того, что бы на душе стало светлее и радостнее? (ответы детей)

-Надо просто улыбнуться! Давайте посмотрим друг на друга и подарим улыбки своим товарищам!

2). Сообщение темы и целей урока.

-Молодцы, ребята! А теперь обратите внимание на доску

Улыбка улыбочка улыбчивый улыбаться

-Что вы можете сказать о записанных словах в первой строке?

(ответы детей)

-Правильно, это родственные слова! А почему вы так решили? (ответы)

-Как называется общая часть родственных слов? (корень)

-А какие морфемы вам еще известны?

-Подберите слово к схеме: корень, суффикс, окончание. (Улыбка, улыбочка.)

-Ребята, а как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

(повторим части речи, выполним разбор слов по составу, при помощи морфем образуем новые слова)

3). Работа по теме урока.

- Сегодняшнюю работу по теме урока мне хотелось начать с

упражнения «Найди «лишнее» слово».

1.ком, комната, комочек, комки

(комната - не однокоренное слово.)

-Ребята, а что такое корень? (корень- главная значимая часть слова)

2.Убежать, перегнать, смотреть.

(Смотреть - в этом слове нет приставки)

-Что такое приставка? (Приставка — это значимая часть слова, которая служит для образования новых слов (или форм) и находится перед корнем.)

3.Котик, стол, лесок.

(Стол - в этом слове нет суффикса)

-Что такое суффикс? (Суффикс — это часть слова, которая обычно находится между корнем и окончанием.)

-Ребята, а какую часть слова мы с вами пропустили?

-Правильно, окончание! А что такое окончание? (Окончание – это изменяемая часть слова. Окончание образует форму слова и служит для связи слов в предложении и словосочетании)

-Ребята, а как вы считаете с помощью окончания можно образовать однокоренные слова? (нет)

- А с помощью каких частей слова мы образуем новые слова? (приставка, суффикс)

4. Работа у доски. Образуйте однокоренные слова с корнями: вода, лиса, бег.

5.Разбор слова по составу (у доски)

Памятка при разборе слова:

Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.

Слова: переделать, выход, речной.

6).Физкультминутка

7)Повторение пройденного материала.

Подбери как можно больше слов к схеме:1. корень, суффикс, окончание. 2. Приставка, корень, окончание 3. Приставка, корень, суффикс, окончание

8. «Посели слова в свои домики» (у доски)

Корень, суффикс-зубок, лесок, домик, подъезд

Корень, окончание- реки, птицы, лед, улыбки

9). Подведение итогов.

  1. Какие части слова мы сегодня повторили?

  2. Какие части слова служат для образования новых слов?

  3. Какие слова называются однокоренными?

10. Рефлексия.

Домашнее задание: разобрать слова по составу: учеба, переход, перелесок, тропинка, укладчик, перебежка, море, морской.