СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок повторения по теме Синтаксис. Синтаксический разбор

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложен урок, разработанный для учащихся 7 класса с применением подхода "перевернутый урок" по теме Синтаксис. Синтаксический разбор

Просмотр содержимого документа
«Урок повторения по теме Синтаксис. Синтаксический разбор»

Данный урок начинает повторение изученного в 5-6 классах.

Тема урока: Синтаксис. Синтаксический разбор

Ц е л и: повторить основные синтаксические понятия (словосочетание, предложение, грамматическая основа, главные и второстепенные члены предложения); вспомнить порядок синтаксического разбора.

Личностные УУД. Личностное самоопределение.

Познавательные УУД. Синтез знаний. Анализ явлений.

Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и вести беседу.

Как и предполагает подход «перевернутый урок», учащимся на дом 01.09.2021 задано вспомнить материал 5-6 классов по синтаксису. Для этого они должны дома посмотреть видеоматериал по ссылке (https://www.youtube.com/watch?v=FrlDyH2O-0I&ab_channel=InternetUrok.ru).

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Игра «Диалоги о русском языке». (эта форма работы предлагается на этапе проверки домашнего задания или освоения нового материала. Учитель выбирает сидящих за одной партой. Один из учеников задаёт вопрос (например, по теме, другой отвечает. Так может быть опрошено 3—-5 пар учащихся. Игра направлена на формирование осмысленного отношения к материалу урока, на развитие коммуникативных навыков, учит не только отвечать на вопросы, но и грамотно задавать их. В нашем случае эта игра еще и помогает учителю выяснить, посмотрели ли учащиеся видеоматериал, предложенный на дом).

Упр. 8 (выполняется в классе письменно, 1 учащийся работает у доски).

II. Повторение сведений о синтаксисе.

1. Наблюдение над лингвистическим материалом.

Ученики записывают предложение под диктовку; находят и выписывают из него словосочетания; выполняют синтаксический разбор. Учитель напоминает детям, что словосочетание состоит из главного и зависимого слов, что подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, а смысловая связь устанавливается по вопросу, который ставится от главного слова к зависимому:.

Сверху над водой светило солнце, проходили облака, играл ветер, а в глубине шла таинственная и неведомая жизнь. (И. Соколов-Микитов)

2. Беседа по вопросам и заданиям:

— Что такое словосочетание? (Словосочетание — сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.)

— Какую синтаксическую единицу мы называем предложением? (Предложение — основная синтаксическая единица, которая характеризуется наличием грамматической основы, смысловой и интонационной законченностью.)

— Что такое грамматическая основа предложения?

— Дайте определение главным членам предложения.

— Какой член предложения мы называем определением? Как оно подчёркивается?

— Что такое обстоятельство? Как оно подчёркивается?

— Какие члены предложения называются однородными?

IV. Активизация и закрепление изученного.

1. Работа с учебником. Упр. 7. Ученики составляют словосочетания по схемам; вспоминают, какие предложения являются простыми и сложными; конструируют предложения на одну из тем. Упр. 9. Самостоятельное списывание; взаимопроверка.

2. Т е с т о в ы е з а д а н и яЗадания для самостоятельной работы (отображаются на электронной доске).

1. Найдите распространённое предложение.

а) Зима была многоснежной и радостной.

б) Все смеются, и очарование пропало.

в) Великий Устюг — чудо.

г) Принесли пирог с яблоками.

3. Укажите предложение, в котором верно найдены все определения.

а) Ночь была ясная, звёздно-лунная.

б) Солнечный осенний вечер прохладен.

в) Он рассказал ему всю свою жизнь.

г) Вечер золотистый, тихий.

4. Укажите предложение, в котором верно найдены все обстоятельства.

а) Ходил он туда по утрам и после обеда, и часто вечерняя темнота заставала его в беседе с Иваном Дмитричем.

б) Шацкий покорно ушёл в свою комнату.

в) В усадьбе переизбыток довольства, счастья.

г) Ничего не понимаю, еду и смотрю вдаль.

5. Отметьте предложение, в котором допущена ошибка при нахождении дополнений.

11

а) Я брошу рассказывать.

б) Восторг переполняет маленькое сердце Тёмы.

в) Ювелир навещал Шамета, но не приносил ему лекарств.

г) Росы холодные и свежий ветер днём умеряют летний жар.

V. Подведение итогов урока.

— Что значит произвести синтаксический разбор предложения?

— Найдите ошибки в определении: Обстоятельство — это главная часть речи, которая отвечает на

вопросы г д е? к у д а? о т к у д а? и обозначает признак

предмета.

VI. Домашнее задание.: просмотр видеоматериала по параграфу 3 (пунктуация, пунктуационный разбор).



Упр. 9

Игра «Лингвистическая эстафета». Каждый из учеников, выполнив свою часть упражнения (объяснив условия выбора орфограммы в слове, прокомментировав постановку знаков препинания в предложении), передаёт «эстафету» кому-то из одноклассников, называя его имя и фамилию. Учитель предупреждает, что каждый раз должен отвечать новый ученик. Задание направлено на укрепление ученического коллектива, развитие навыков самоуправления, совершенствование внимания и скорости реакции.

«Диалоги о русском языке». Эта форма работы предлагается на этапе проверки домашнего задания или освоения нового материала. Учитель выбирает сидящих за одной партой. Один из учеников задаёт вопрос (например, по теме «Слитное и раздельное написание производных предлогов» или «Дефис между частями слова в наречиях»), другой отвечает. Так может быть опрошено 3—5 пар учащихся. Игра направлена на формирование осмысленного отношения к материалу урока, на развитие коммуникативных навыков, учит не только отвечать на вопросы, но и грамотно задавать их.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!