МБОУ Чичковская СОШ
Открытый урок.
Русский язык в 5 классе.
Повторение и обобщение знаний по теме «Фонетика».
Учитель: Малютенко В. Н.
2012
Урок русского языка в 5 классе.
Повторение и обобщение знаний по теме «Фонетика». НА ЭКРАН
Цель: 1)систематизировать знания о звуковой системе русского языка;
2) закрепить навык характеристики звуков; НА ЭКРАН
3) повторить основные фонетические процессы, происходящие в слове;
4) воспитание любви к русскому языку, к слову, к культуре речи.
Оборудование: раздаточный материал, медиапроектор, карточки.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье умных ваших глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений-
Мы вместе сочиним урок.
Ребята, давайте прочитаем тему урока.
Цель нашего урока – повторить, обобщить знания о звуках и буквах русского языка, об их роли. Вы узнаете также о неизвестных вам сторонах русского языка, «будете учиться слушать и слышать волшебные звуки нашей речи, учиться чувствовать и понимать мысли, передаваемые ими, поймете, что не может быть ничего ближе и дороже человеку, чем родной язык, что родное слово- волшебное слово, оно согревает своим теплом все, к чему прикладывается: родная страна, родной дом, родная мать, родной язык…» (по Л. В. Щербе).
Девиз нашего урока: «Кто знает аз да буки, тому и книги в руки». На экран
- Как вы понимаете это высказывание? (знание алфавита дает человеку возможность познать многое через чтение книг.)
Русский народ издавна высоко ценил знания, с большим уважением относился к людям, умеющим читать и писать . И сегодня на уроке вы покажете свои знания.
Вы, наверное, уже догадались, что сегодня у нас с вами необычный урок, урок-игра, на котором основную работу будете выполнять вы. Для этого разделимся на две команды. Придумаем им названия «Буквы» и «Звуки».
Жюри сегодня буду я.
Ответы команд будем оценивать вот такими звездочками. За каждый правильный ответ –звездочка команде.
Итак, начнем.
1 конкурс. Разминка. (Я задаю вопросы каждой команде по очереди, ответ должен быть сразу, за каждый правильный ответ-звездочка)
1 команда: 1. Какой раздел науки изучает звуковую сторону языка? – фонетика
2. Сколько гласных звуков в русском языке? -6
3. Назови последний звук в слове дуб? – п
4. Какие звуки всегда твердые? – ж, ш, ц
5. Сколько всего звуков в русском языке? - 42
2 команда: 1. Расположение букв в определенном обязательном порядке? – алфавит
2. Какие буквы не имеют звуков? -Ъ,Ь
3. Сколько согласных звуков в русском языке? – 36
4. Какие звуки всегда мягкие? -ч, щ, й
5. Сколько звуков в слове ель? – 3
2 конкурс. Расположите буквы в слове по алфавиту, запишите, какое получилось слово? 1 мин
ТГАНЕ, ТИСА, ТИБН, ЩОБР, НЕТО.
3 конкурс. Лингвистическая сказка.
В некотором царстве, в некотором государстве, в старинном замке жили-были братья-звуки. Они жили в мире и согласии до тех пор, пока один из братьев не заявил: «Братья, а ведь вы никому не нужны!»
Что тут произошло?! Звуки возмутились, подняли невероятный шум. Каждый стал на все лады расхваливать свои достоинства. «Я самый главный, самый круглый, аккуратный, меня легко произносить,» -заявил звук О. «Нет, я важнее тебя,- прожужжал звук Ж, - Меня хоть и трудно произносить, но я шире тебя, без меня не могут обойтись слова, и жук даже похож на меня!» «Подумаешь - широкий, подумаешь - важный! А у меня зато длинный хвостик , и я умею гудеть,»- загудел звук У.
В спор вступили и остальные звуки. Они спорили долго, громко, пока не разругались в конец и не разошлись в разные стороны. И что же из этого получилось? Почему получилась такая путаница? Подчеркните слова в стихотворении, куда заблудился не тот звук. Исправьте.
Дым на улице стоит, 30 сек
Дом из труб его валит.
На чердак залезла ложка,
Со стола упала кошка.
В день весенний у ворот
Начал дружно таять мед.
Пироги пекутся в речке,
Рыбаки сидят у печки.
Путник в город шел мешком.
Вы слыхали о таком?
Кто не верит чудесам,
Убедиться может сам.
4 конкурс. Вставьте пропущенную букву и дайте характеристику звуку, который она обозначает. 2 мин.
…оска, с…акан, ко…ка ра…ка, …есенка, ру…ка
5 конкурс. Кто больше составит за 2 минуту слов из данных букв:
М, З, К, Г, И, С, В, Т, А, Х, О, Р, Ь, У, Я
6 конкурс. Найдите звук, соответствующий определенной характеристике: 2 мин.
1. Всегда твердый: д, ж, м, й, к, ф
2. Всегда мягкий: л, к, ч, п, н, ф
3. Всегда глухой: н, б, й, м, ц, р
4. Всегда звонкий: ц, п, й, ш, х, к
7 конкурс. Найдите границы слов, разделите черточкой. Прочитайте. 2 мин
ВЕСНУШКАМНЕТУСНОСАНЕИСЧЕЗАЮТСНОСАЯНЕЖАЛЕЛАМЫЛАНОСТЕРПЕЛИВОМЫЛАЗАВИСЕЛООТМЫЛАВЕСНУШКИЯОТМЫЛА
8 конкурс: Выпишите слова, в которых е, ё,ю, я обозначают два звука. 2 мин.
Подъём, счастье, яма, солнце, жёлтый, лодырь, улыбается, мяч, премьера.
9 конкурс: работа с текстом. Вставьте буквы. Подчеркните одной чертой 2 слова, в которых букв больше, чем звуков; волнистой чертой 2 слова, в которых букв меньше, чем звуков. 4 мин.
Каштанка бегала вза… и впере… и не нах…дила хозяина, а между тем ст…новилось т…мно. По обе стор…ны улицы зажглись ф…нари. Шел крупный пушистый сне… и красил в белое м…стовую, л…шадиные спины, ша…ки изво…чиков.
Когда стало совсем т…мно, Каштанкою овладели отч…яние и ужас. Она прижалась к какому-то под…езду и стала плакать.
10 конкурс. ТЕСТ.
1. В русском алфавите 33 буквы 5 мин.
2. В русском языке 10 гласных звуков
3. В русском языке 6 гласных звуков
4. В русском языке 10 гласных букв
5. Не имеют мягкой пары звуки Ж, Ш, Ц
6. Имеют глухую пару звуки Л, М, Н, Р, Й
7. Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова обозначают 2 звука
8. Ь обозначает только мягкость согласного звука
9. Звуки Ч, Щ, Й имеют твердую пару
10. В русском языке согласные звуки образуют 6 пар по звонкости-глухости
Учитель: Ель, топор и руки-
В каждом слове слышим звуки.
Эти звуки разные-
Гласные. Согласные-
Гласные звуки - презвонкая штука
Могут и петь и кричать,
Могут в дремучем лесу поаукать
И в колыбельке сестренку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ссс: - змеиный слышен свист,
Шшш: - шумит опавший лист.
Жжж: - шмели в саду жужжат,
Ррр: - моторы тарахтят
В общем тут любому ясно:
Чтоб сказать ты слово мог, держат гласная с согласной
Составляют вместе слог.
Подведем итоги. Считаем звездочки.
Молодцы, ребята.
Рефлексия. Д/з : придумать свою лингвистическую сказку про звуки и буквы 1 гр.
Карточки 2 гр.
Дым на улице стоит,
Дом из труб его валит.
На чердак залезла ложка,
Со стола упала кошка.
В день весенний у ворот
Начал дружно таять мед.
Пироги пекутся в речке,
Рыбаки сидят у печки.
Путник в город шел мешком.
Вы слыхали о таком?
Кто не верит чудесам,
Убедиться может сам.
2 конкурс. Расположите буквы в слове по алфавиту, запишите, какое получилось слово?
ТГАНЕ, ТИСА, ТИБН, ЩОБР, НЕТО.
Урок русского языка в 5 классе.
Повторение и обобщение знаний по теме «Фонетика».
Цель: 1)систематизировать знания о звуковой системе русского языка;
2) закрепить навык характеристики звуков;
3) повторить основные фонетические процессы, происходящие в слове;
4) воспитание любви к русскому языку, к слову, к культуре речи.
Оборудование: раздаточный материал, медиапроектор, карточки.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье умных ваших глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений-
Мы вместе сочиним урок.
Ребята, давайте прочитаем тему урока.
Цель нашего урока – повторить, обобщить знания о звуках и буквах русского языка, об их роли. Вы узнаете также о неизвестных вам сторонах русского языка, «будете учиться слушать и слышать волшебные звуки нашей речи, учиться чувствовать и понимать мысли, передаваемые ими, поймете, что не может быть ничего ближе и дороже человеку, чем родной язык, что родное слово- волшебное слово, оно согревает своим теплом все, к чему прикладывается: родная страна, родной дом, родная мать, родной язык…» (по Л. В. Щербе).
Девиз нашего урока: «Кто знает аз да буки, тому и книги в руки».
- Как вы понимаете это высказывание? (знание алфавита дает человеку возможность познать многое через чтение книг.)
Русский народ издавна высоко ценил знания, с большим уважением относился к людям, умеющим читать и писать . И сегодня на уроке вы покажете свои знания.
Вы, наверное, уже догадались, что сегодня у нас с вами необычный урок, урок-игра, на котором основную работу будете выполнять вы. Для этого разделимся на две команды. Придумаем им названия «Буквы» и «Звуки».
Жюри сегодня буду я.
1 .Разминка. (Я задаю вопросы каждой команде по очереди, ответ должен быть сразу, за каждый правильный ответ-звездочка)
1 команда: 1. Какой раздел науки изучает звуковую сторону языка? – фонетика
2. Сколько гласных букв в русском языке? -10
3. Назови последний звук в слове дождь? – т
4. какие звуки всегда твердые? – ж, ш, ц
5. Сколько всего звуков в русском языке? – 42
6. Сколько слогов в слове мышь? -1
7. В слове диалог ударение падает на какой слог? - 3
2 команда: 1. Расположение букв в определенном обязательном порядке? – алфавит
2. Какие буквы не имеют звуков? -Ъ,Ь
3. Сколько согласных звуков в русском языке? – 36
4. Какие звуки всегда мягкие? -ч, щ, й
5. Сколько звуков в слове мель? – 3
6. Сколько слогов в слове яма? -2
7. В слове портфель ударение падает на какой слог? -2
2.
2 конкурс. Лингвистическая сказка.
В некотором царстве, в некотором государстве, в старинном замке жили-были братья-звуки. Они жили в мире и согласии до тех пор, пока один из братьев не заявил: «Братья, а ведь вы никому не нужны!»
Что тут произошло?! Звуки возмутились, подняли невероятный шум. Каждый стал на все лады расхваливать свои достоинства. «Я самый главный, самый круглый, аккуратный, меня легко произносить,» -заявил звук О. «Нет, я важнее тебя,- прожужжал звук Ж, - Меня хоть и трудно произносить, но я шире тебя, без меня не могут обойтись слова, и жук даже похож на меня!» «Подумаешь - широкий, подумаешь - важный! А у меня зато длинный хвостик , и я умею гудеть,»- загудел звук У.
В спор вступили и остальные звуки. Они спорили долго, громко, пока не разругались в конец и не разошлись в разные стороны. И что же из этого получилось? Почему получилась такая путаница? Подчеркните слова в стихотворении, куда заблудился не тот звук. Исправьте.
Дым на улице стоит,
Дом из труб его валит.
На чердак залезла ложка,
Со стола упала кошка.
В день весенний у ворот
Начал дружно таять мед.
Пироги пекутся в речке,
Рыбаки сидят у печки.
Путник в город шел мешком.
Вы слыхали о таком?
Кто не верит чудесам,
Убедиться может сам.
1. Расположите буквы в слове по алфавиту, запишите, какое получилось слово?
АКША, ОШАН, АМАД, ОПАЗ, НЕТО.
2. Вставьте пропущенную букву и дайте характеристику звуку, который она обозначает.
…оска, с…акан, ко…ка
3. Кто больше составит за 1 минуту слов из данных букв:
М, Б, К, Г, И, В, Т, А, Х, О, Ь, У, Я
4. Найдите звук, соответствующий определенной характеристике:
1. Всегда твердый: т, ш, н, й, к, ф
2. Всегда мягкий: р, к, щ, б, н, х
3. Всегда глухой: н, в, й, м, ц, р
4. Всегда звонкий: ц, ж, й, ш, в, к
5. Найдите границы слов, разделите черточкой. Прочитайте.
СОЛНЕЧНЫЙЗАЙЧИКЗАВИСИТОТСОЛНЦАВНЕБЕГОЛУБОМИЕЩЁОТЗЕРКАЛЬЦАМОЕГО.
6. Выпишите слова, в которых е, ё, ю, я обозначают два звука.
Объём, скамья, яна, солнце, жёлтый, лентяй, мается, мягкий, пьеса
8. ТЕСТ.
1. В русском алфавите 31 буква
2. В русском языке 6 гласных звуков
3. В русском языке 10 гласных звуков
4. В русском языке 10 гласных букв
5. Не имеют мягкой пары звуки Ж, Ш, Ц
6. Имеют глухую пару звуки Л, М, Н, Р, Й
7. Буквы Е, Ё, Ю, Я после Ь и Ъ знаков обозначают 2 звука
8. Ь обозначает только мягкость согласного звука
9. Звуки Ч, Щ, Й не имеют твердую пару
10. В русском языке согласных звуков 36
8. ТЕСТ.
1. В русском алфавите 31 буква
2. В русском языке 6 гласных звуков
3. В русском языке 10 гласных звуков
4. В русском языке 10 гласных букв
5. Не имеют мягкой пары звуки Ж, Ш, Ц
6. Имеют глухую пару звуки Л, М, Н, Р, Й
7. Буквы Е, Ё, Ю, Я после Ь и Ъ знаков обозначают 2 звука
8. Ь обозначает только мягкость согласного звука
9. Звуки Ч, Щ, Й не имеют твердую пару
10. В русском языке согласных звуков 36
Учитель: Ель, топор и руки-
В каждом слове слышим звуки.
Эти звуки разные-
Гласные. Согласные-
Гласные звуки-презвонкая штука
Могут и петь и кричать,
Могут в дремучем лесу поаукать
И в колыбельке сестренку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ссс: - змеиный слышен свист,
Шшш: - шумит опавший лист.
Жжж: - шмели в саду жужжат,
Ррр: - моторы тарахтят
В общем тут любому ясно:
Чтоб сказать ты слово мог, держат гласная с согласной
Составляют вместе слог.
Подведем итоги.
Молодцы, ребята.
Рефлексия. Д/з : придумать свою лингвистическую сказку про звуки и буквы.