СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок повторения и обобщения знаний по теме "Фонетика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится при повторении и обобщении материала по теме "Фонетика"

Просмотр содержимого документа
«Урок повторения и обобщения знаний по теме "Фонетика"»







МБОУ Чичковская СОШ





Открытый урок.



Русский язык в 5 классе.

Повторение и обобщение знаний по теме «Фонетика».















Учитель: Малютенко В. Н.







2012

Урок русского языка в 5 классе.

Повторение и обобщение знаний по теме «Фонетика». НА ЭКРАН

Цель: 1)систематизировать знания о звуковой системе русского языка;

2) закрепить навык характеристики звуков; НА ЭКРАН

3) повторить основные фонетические процессы, происходящие в слове;

4) воспитание любви к русскому языку, к слову, к культуре речи.

Оборудование: раздаточный материал, медиапроектор, карточки.

Ход урока.

1. Оргмомент.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье умных ваших глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений-

Мы вместе сочиним урок.

Ребята, давайте прочитаем тему урока.

Цель нашего урока – повторить, обобщить знания о звуках и буквах русского языка, об их роли. Вы узнаете также о неизвестных вам сторонах русского языка, «будете учиться слушать и слышать волшебные звуки нашей речи, учиться чувствовать и понимать мысли, передаваемые ими, поймете, что не может быть ничего ближе и дороже человеку, чем родной язык, что родное слово- волшебное слово, оно согревает своим теплом все, к чему прикладывается: родная страна, родной дом, родная мать, родной язык…» (по Л. В. Щербе).

Девиз нашего урока: «Кто знает аз да буки, тому и книги в руки». На экран

- Как вы понимаете это высказывание? (знание алфавита дает человеку возможность познать многое через чтение книг.)

Русский народ издавна высоко ценил знания, с большим уважением относился к людям, умеющим читать и писать . И сегодня на уроке вы покажете свои знания.

Вы, наверное, уже догадались, что сегодня у нас с вами необычный урок, урок-игра, на котором основную работу будете выполнять вы. Для этого разделимся на две команды. Придумаем им названия «Буквы» и «Звуки».

Жюри сегодня буду я.

Ответы команд будем оценивать вот такими звездочками. За каждый правильный ответ –звездочка команде.

Итак, начнем.

1 конкурс. Разминка. (Я задаю вопросы каждой команде по очереди, ответ должен быть сразу, за каждый правильный ответ-звездочка)

1 команда: 1. Какой раздел науки изучает звуковую сторону языка? – фонетика

2. Сколько гласных звуков в русском языке? -6

3. Назови последний звук в слове дуб? – п

4. Какие звуки всегда твердые? – ж, ш, ц

5. Сколько всего звуков в русском языке? - 42

2 команда: 1. Расположение букв в определенном обязательном порядке? – алфавит

2. Какие буквы не имеют звуков? -Ъ,Ь

3. Сколько согласных звуков в русском языке? – 36

4. Какие звуки всегда мягкие? -ч, щ, й

5. Сколько звуков в слове ель? – 3

2 конкурс. Расположите буквы в слове по алфавиту, запишите, какое получилось слово? 1 мин

ТГАНЕ, ТИСА, ТИБН, ЩОБР, НЕТО.



3 конкурс. Лингвистическая сказка.

В некотором царстве, в некотором государстве, в старинном замке жили-были братья-звуки. Они жили в мире и согласии до тех пор, пока один из братьев не заявил: «Братья, а ведь вы никому не нужны!»

Что тут произошло?! Звуки возмутились, подняли невероятный шум. Каждый стал на все лады расхваливать свои достоинства. «Я самый главный, самый круглый, аккуратный, меня легко произносить,» -заявил звук О. «Нет, я важнее тебя,- прожужжал звук Ж, - Меня хоть и трудно произносить, но я шире тебя, без меня не могут обойтись слова, и жук даже похож на меня!» «Подумаешь - широкий, подумаешь - важный! А у меня зато длинный хвостик , и я умею гудеть,»- загудел звук У.

В спор вступили и остальные звуки. Они спорили долго, громко, пока не разругались в конец и не разошлись в разные стороны. И что же из этого получилось? Почему получилась такая путаница? Подчеркните слова в стихотворении, куда заблудился не тот звук. Исправьте.

Дым на улице стоит, 30 сек

Дом из труб его валит.

На чердак залезла ложка,

Со стола упала кошка.

В день весенний у ворот

Начал дружно таять мед.

Пироги пекутся в речке,

Рыбаки сидят у печки.

Путник в город шел мешком.

Вы слыхали о таком?

Кто не верит чудесам,

Убедиться может сам.

4 конкурс. Вставьте пропущенную букву и дайте характеристику звуку, который она обозначает. 2 мин.

…оска, с…акан, ко…ка ра…ка, …есенка, ру…ка



5 конкурс. Кто больше составит за 2 минуту слов из данных букв:

М, З, К, Г, И, С, В, Т, А, Х, О, Р, Ь, У, Я

6 конкурс. Найдите звук, соответствующий определенной характеристике: 2 мин.

1. Всегда твердый: д, ж, м, й, к, ф

2. Всегда мягкий: л, к, ч, п, н, ф

3. Всегда глухой: н, б, й, м, ц, р

4. Всегда звонкий: ц, п, й, ш, х, к

7 конкурс. Найдите границы слов, разделите черточкой. Прочитайте. 2 мин

ВЕСНУШКАМНЕТУСНОСАНЕИСЧЕЗАЮТСНОСАЯНЕЖАЛЕЛАМЫЛАНОСТЕРПЕЛИВОМЫЛАЗАВИСЕЛООТМЫЛАВЕСНУШКИЯОТМЫЛА

8 конкурс: Выпишите слова, в которых е, ё,ю, я обозначают два звука. 2 мин.

Подъём, счастье, яма, солнце, жёлтый, лодырь, улыбается, мяч, премьера.

9 конкурс: работа с текстом. Вставьте буквы. Подчеркните одной чертой 2 слова, в которых букв больше, чем звуков; волнистой чертой 2 слова, в которых букв меньше, чем звуков. 4 мин.

Каштанка бегала вза… и впере… и не нах…дила хозяина, а между тем ст…новилось т…мно. По обе стор…ны улицы зажглись ф…нари. Шел крупный пушистый сне… и красил в белое м…стовую, л…шадиные спины, ша…ки изво…чиков.

Когда стало совсем т…мно, Каштанкою овладели отч…яние и ужас. Она прижалась к какому-то под…езду и стала плакать.



10 конкурс. ТЕСТ.

1. В русском алфавите 33 буквы 5 мин.

2. В русском языке 10 гласных звуков

3. В русском языке 6 гласных звуков

4. В русском языке 10 гласных букв

5. Не имеют мягкой пары звуки Ж, Ш, Ц

6. Имеют глухую пару звуки Л, М, Н, Р, Й

7. Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова обозначают 2 звука

8. Ь обозначает только мягкость согласного звука

9. Звуки Ч, Щ, Й имеют твердую пару

10. В русском языке согласные звуки образуют 6 пар по звонкости-глухости

Учитель: Ель, топор и руки-

В каждом слове слышим звуки.

Эти звуки разные-

Гласные. Согласные-

Гласные звуки - презвонкая штука

Могут и петь и кричать,

Могут в дремучем лесу поаукать

И в колыбельке сестренку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс: - змеиный слышен свист,

Шшш: - шумит опавший лист.

Жжж: - шмели в саду жужжат,

Ррр: - моторы тарахтят

В общем тут любому ясно:

Чтоб сказать ты слово мог, держат гласная с согласной

Составляют вместе слог.



Подведем итоги. Считаем звездочки.

Молодцы, ребята.

Рефлексия. Д/з : придумать свою лингвистическую сказку про звуки и буквы 1 гр.

Карточки 2 гр.























































Дым на улице стоит,

Дом из труб его валит.

На чердак залезла ложка,

Со стола упала кошка.

В день весенний у ворот

Начал дружно таять мед.

Пироги пекутся в речке,

Рыбаки сидят у печки.

Путник в город шел мешком.

Вы слыхали о таком?

Кто не верит чудесам,

Убедиться может сам.







2 конкурс. Расположите буквы в слове по алфавиту, запишите, какое получилось слово?

ТГАНЕ, ТИСА, ТИБН, ЩОБР, НЕТО.





















































Урок русского языка в 5 классе.

Повторение и обобщение знаний по теме «Фонетика».

Цель: 1)систематизировать знания о звуковой системе русского языка;

2) закрепить навык характеристики звуков;

3) повторить основные фонетические процессы, происходящие в слове;

4) воспитание любви к русскому языку, к слову, к культуре речи.

Оборудование: раздаточный материал, медиапроектор, карточки.

Ход урока.

1. Оргмомент.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье умных ваших глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений-

Мы вместе сочиним урок.

Ребята, давайте прочитаем тему урока.

Цель нашего урока – повторить, обобщить знания о звуках и буквах русского языка, об их роли. Вы узнаете также о неизвестных вам сторонах русского языка, «будете учиться слушать и слышать волшебные звуки нашей речи, учиться чувствовать и понимать мысли, передаваемые ими, поймете, что не может быть ничего ближе и дороже человеку, чем родной язык, что родное слово- волшебное слово, оно согревает своим теплом все, к чему прикладывается: родная страна, родной дом, родная мать, родной язык…» (по Л. В. Щербе).

Девиз нашего урока: «Кто знает аз да буки, тому и книги в руки».

- Как вы понимаете это высказывание? (знание алфавита дает человеку возможность познать многое через чтение книг.)

Русский народ издавна высоко ценил знания, с большим уважением относился к людям, умеющим читать и писать . И сегодня на уроке вы покажете свои знания.

Вы, наверное, уже догадались, что сегодня у нас с вами необычный урок, урок-игра, на котором основную работу будете выполнять вы. Для этого разделимся на две команды. Придумаем им названия «Буквы» и «Звуки».

Жюри сегодня буду я.

1 .Разминка. (Я задаю вопросы каждой команде по очереди, ответ должен быть сразу, за каждый правильный ответ-звездочка)

1 команда: 1. Какой раздел науки изучает звуковую сторону языка? – фонетика

2. Сколько гласных букв в русском языке? -10

3. Назови последний звук в слове дождь? – т

4. какие звуки всегда твердые? – ж, ш, ц

5. Сколько всего звуков в русском языке? – 42

6. Сколько слогов в слове мышь? -1

7. В слове диалог ударение падает на какой слог? - 3

2 команда: 1. Расположение букв в определенном обязательном порядке? – алфавит

2. Какие буквы не имеют звуков? -Ъ,Ь

3. Сколько согласных звуков в русском языке? – 36

4. Какие звуки всегда мягкие? -ч, щ, й

5. Сколько звуков в слове мель? – 3

6. Сколько слогов в слове яма? -2

7. В слове портфель ударение падает на какой слог? -2

2.



























2 конкурс. Лингвистическая сказка.

В некотором царстве, в некотором государстве, в старинном замке жили-были братья-звуки. Они жили в мире и согласии до тех пор, пока один из братьев не заявил: «Братья, а ведь вы никому не нужны!»

Что тут произошло?! Звуки возмутились, подняли невероятный шум. Каждый стал на все лады расхваливать свои достоинства. «Я самый главный, самый круглый, аккуратный, меня легко произносить,» -заявил звук О. «Нет, я важнее тебя,- прожужжал звук Ж, - Меня хоть и трудно произносить, но я шире тебя, без меня не могут обойтись слова, и жук даже похож на меня!» «Подумаешь - широкий, подумаешь - важный! А у меня зато длинный хвостик , и я умею гудеть,»- загудел звук У.

В спор вступили и остальные звуки. Они спорили долго, громко, пока не разругались в конец и не разошлись в разные стороны. И что же из этого получилось? Почему получилась такая путаница? Подчеркните слова в стихотворении, куда заблудился не тот звук. Исправьте.

Дым на улице стоит,

Дом из труб его валит.

На чердак залезла ложка,

Со стола упала кошка.

В день весенний у ворот

Начал дружно таять мед.

Пироги пекутся в речке,

Рыбаки сидят у печки.

Путник в город шел мешком.

Вы слыхали о таком?

Кто не верит чудесам,

Убедиться может сам.



































1. Расположите буквы в слове по алфавиту, запишите, какое получилось слово?

АКША, ОШАН, АМАД, ОПАЗ, НЕТО.









2. Вставьте пропущенную букву и дайте характеристику звуку, который она обозначает.

…оска, с…акан, ко…ка











3. Кто больше составит за 1 минуту слов из данных букв:

М, Б, К, Г, И, В, Т, А, Х, О, Ь, У, Я









4. Найдите звук, соответствующий определенной характеристике:

1. Всегда твердый: т, ш, н, й, к, ф

2. Всегда мягкий: р, к, щ, б, н, х

3. Всегда глухой: н, в, й, м, ц, р

4. Всегда звонкий: ц, ж, й, ш, в, к









5. Найдите границы слов, разделите черточкой. Прочитайте.

СОЛНЕЧНЫЙЗАЙЧИКЗАВИСИТОТСОЛНЦАВНЕБЕГОЛУБОМИЕЩЁОТЗЕРКАЛЬЦАМОЕГО.





6. Выпишите слова, в которых е, ё, ю, я обозначают два звука.

Объём, скамья, яна, солнце, жёлтый, лентяй, мается, мягкий, пьеса















8. ТЕСТ.

1. В русском алфавите 31 буква

2. В русском языке 6 гласных звуков

3. В русском языке 10 гласных звуков

4. В русском языке 10 гласных букв

5. Не имеют мягкой пары звуки Ж, Ш, Ц

6. Имеют глухую пару звуки Л, М, Н, Р, Й

7. Буквы Е, Ё, Ю, Я после Ь и Ъ знаков обозначают 2 звука

8. Ь обозначает только мягкость согласного звука

9. Звуки Ч, Щ, Й не имеют твердую пару

10. В русском языке согласных звуков 36



8. ТЕСТ.

1. В русском алфавите 31 буква

2. В русском языке 6 гласных звуков

3. В русском языке 10 гласных звуков

4. В русском языке 10 гласных букв

5. Не имеют мягкой пары звуки Ж, Ш, Ц

6. Имеют глухую пару звуки Л, М, Н, Р, Й

7. Буквы Е, Ё, Ю, Я после Ь и Ъ знаков обозначают 2 звука

8. Ь обозначает только мягкость согласного звука

9. Звуки Ч, Щ, Й не имеют твердую пару

10. В русском языке согласных звуков 36







Учитель: Ель, топор и руки-

В каждом слове слышим звуки.

Эти звуки разные-

Гласные. Согласные-

Гласные звуки-презвонкая штука

Могут и петь и кричать,

Могут в дремучем лесу поаукать

И в колыбельке сестренку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс: - змеиный слышен свист,

Шшш: - шумит опавший лист.

Жжж: - шмели в саду жужжат,

Ррр: - моторы тарахтят

В общем тут любому ясно:

Чтоб сказать ты слово мог, держат гласная с согласной

Составляют вместе слог.

Подведем итоги.

Молодцы, ребята.

Рефлексия. Д/з : придумать свою лингвистическую сказку про звуки и буквы.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!