СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок познания мира на тему: "Полезные ископаемые"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель. Знать виды полезных ископаемых.

Задачи.

1. Сгруппируют полезные ископаемые  по способу применения.

2.  Отметят на карте Казахстана месторождения полезных ископаемых.

3. В группах  подготовят обоснование по проблемам использования полезных ископаемых. 

Просмотр содержимого документа
«Урок познания мира на тему: "Полезные ископаемые"»

Тема урока: Виды полезных ископаемых.

Цель. Знать виды полезных ископаемых.

Задачи.

1. Сгруппируют полезные ископаемые по способу применения.

2. Отметят на карте Казахстана месторождения полезных ископаемых.

3. В группах подготовят обоснование по проблемам использования полезных ископаемых.

Ход урока

  1. Психологический настрой.

  2. Работа в Дневнике наблюдений.

  3. Проверка домашнего задания.

  4. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

«Мозговой штурм».

Какие еще вы знаете полезные ис­копаемые?

Где их используют?

Какие полезные ископаемые вы каждый день используете?


5. Работа над новым материалом.

Сообщение темы и цели урока.
Работа по учебнику.

1. Чтение текста. Составление схемы.


Полезные ископаемые


Горючие Рудные нерудные


каменный уголь железо мрамор

нефть алюминий известняк

газ медь песок



2. Рассматривание рисунка. Определение способа добычи полезных ископаемых в различных условиях.

Добыча

карьер шахта бурение


3. Разгадывание загадки.

Работа в группах. Обсуждение. Презентация ответа.

Задание группам: Рассказать о нефти и газе. Представители групп выходят берут загадку, отгадывают ее и готовят сообщение.

По трубе течет,
пироги печет. (Газ)

Ее добывают на Каспие, она является сырьем для бензина. (Нефть)

Работа в группах.

Дома, ребята, вы готовили сообщения о полезных ископаемых, которые сейчас мы и послушаем.

Нефть.

Нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад, глубоко под землей.

Нефть - густая маслянистая жидкость темного цвета. У неё резкий запах. Попадая в воду, она растекается тонкой пленкой по её поверхности. Нефть горюча.

Это очень ценное полезное ископаемое. Из нефти получают жидкое топливо (бензин, керосин), смазочные масла, вазелин, различные краски, лаки, пластмассы, волокна для изготовления ткани.

Нефть добывают из скважин. Бурят их очень глубоко и строят буровые установки. Сейчас наша страна экспортирует нефть во многие страны мира.

Природный газ.

По мнению ученых, природный газ, как и нефть, образовались из остатков растений и животных, которые когда - то жили на планете.

Газ бесцветный, легкий, горит голубым пламенем, мы это видим дома, когда он горит в газовой плите.

Природный газ очень хорошее топливо. Его используют не только в быту, но и на электростанциях, в котельных, на заводах. Из природного газа получают пластмассы, волокна и другие ценные материалы.

Чтобы добыть газ из - под земли, бурят скважины. От месторождения на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в города и села.




Работа в тетрадях. Практическая работа.

- Ребята, отгадайте загадку:

Без него не побежит.
Ни автобус, ни машина,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? (бензин)

- А из чего делают бензин?

(-Бензин делают из нефти)

- Молодцы, ребята, правильно. На нефтеперерабатывающих заводах из нефти делают бензин и ещё много других предметов из той части нефти, что остаётся. Пройдите посмотрите на выставку различных предметов. Нефть применяется при изготовлении пластмассы, резины. Эти предметы: игрушки, резиновые сапоги, калоши, камеры и покрышки для велосипеда, автомобильные шины, нитки, искусственные ткани - всё

это производится с использованием нефти.

- Ребята, а вы видели нефть?

- Сегодня мы с вами познакомимся с нефтью поближе, рассмотрим её и проведём с ней некоторые опыты. Давайте мы с вами пройдём в нашу лабораторию.

- Ребята, как вы думаете, какого цвета бывает нефть? (ответы детей)

- А теперь посмотрите на это замечательное вещество, которое добывают на наших месторождениях.

Опыт 1. Цвет нефти.

На белую салфетку пипеткой капнуть 1 каплю нефти, рассмотреть растекающуюся каплю нефти и сделать вывод.

Вывод: Нефть чёрного цвета.

Опыт 2. Запах нефти.

2 колбочки: 1-я с водой, 2-я с нефтью. Предложить детям понюхать колбочку с водой и колбочку с нефтью. Выяснить, какие эмоции возникают при этом у детей. Почему?

Вывод: Нефть имеет запах.

Опыт 3. Прозрачность.

2 -е колбочки: 1-я с водой, 2-я с нефтью. В обе колбочки положить палочки.

В какой из колбочек видна палочка, а в какой - нет? Почему?

В колбочке с водой мы видим палочку, а в колбочке с нефтью - нет.

Вывод: Вода - прозрачная, а нефть - нет.

Опыт 4. Жидкость.

2-е колбочки: 1-я с нефтью, 2-я - пустая. Перелить нефть в пустую колбочку.

Нефть льётся? Почему?

Вывод: Нефть - жидкое вещество, по этому нефть качают насосами из глубин земли.

(Физкультминутка)

-Мы качалки, мы насосы - дети приседают

Нефть качаем, мы качаем - руки вытянуть вперёд, согнуть в локтях

И по трубам, и по трубам -руки прямые в стороны,

На заводы отправляем. - плавные движения руками

Опыт 5. Смешиваемость и растворяемость нефти и воды.

2 колбочки:1-я с водой, 2-я с нефтью. В воду налить молоко и размешать. Вывод: молоко в воде размешалось. Выслушать предположения детей о том, что будет с нефтью, если её налить в воду. Проверить и сделать вывод, что нефть легче воды, по воде расплываются пятна, потому что она не смешивается и не растворяется.

Вывод: Нефть не смешивается, не растворяется.

Опыт 6. Маслянистость нефти.

Капнуть детям на указательный палец левой руки каплю воды, на правую каплю нефти. Дети растирают между пальцами одной руки воду, а другой нефть, высказывают свои ощущения при растирании.

Вывод: Нефть скользкая, маслянистая. а вода - нет.

Опыт 7. Птицы и нефть.

Подбросить птичье пуховое пёрышко и внимательно проследить за его полётом, потом обмакнуть пёрышко в нефть, избыток обмакнуть салфеткой. Подбросив пёрышко в верх, обратить внимание, что пёрышко быстро падает вниз, а не летит.

Вывод: Перья от нефти слипаются и теряют способность отталкивать воздух, значит птица не может взлететь и становится лёгкой добычей хищников или просто может погибнуть от переохлаждения. Грязные, слипшиеся перья не согревают тело птицы.

Опыт 8. Нефть и растение.

Что будет, если черенки комнатного растения поставить в колбочку с водой и в колбочку с нефтью. (Объяснения, рассуждения детей)

- Молодцы, ребята! Я тоже так думаю, что в стакане с нефтью растение расти не сможет. Поэтому при добычи нефти необходимо соблюдать осторожность, чтобы беречь природу. Ведь на месте, где разлита нефть, долгое время не будет жизни, не будет растительности (травы, цветов, деревьев), животных. Эта земля долгое время будет мёртвой. Это - экологическая катастрофа.



6. Рефлексия. Работа в группах .Задание: обсудить и нарисовать установки добывающие различные полезные ископаемые.

Время на работу 4-5 минут. Презентация работ.

7. Домашнее задание. Прочитать текст, ответить на вопросы. Найти в газете статью о полезных ископаемых.