СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Природные сообщества"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка расчитана на знакомство с природными сообществами.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Природные сообщества"»

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Умпелева Марина Валерьевна

Место работы: МБОУ «Красноясыльская СОШ»

Предмет: Биология

Класс: 5

УМК: Биология 5 класс, Авторы:  Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.

Тема урока: Природные сообщества

Тип урока: урок изучения новых знаний

Цели урока:

Деятельностная: формирование умений реализации новых способов действий, формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания

Содержательная: формирование системы понятий, расширение понятийной базы (предметной и метапредметной)

Учебная: формирование представления о природных сообществах биосферы.


Задачи:

Образовательные. Сформировать представление о природном сообществе, его роли в природе; ввести понятия «разрушители», «потребители», «производители», «цепи питания», «круговорот веществ».

Развивающие. Развивать умения работать с различными источниками информации, способствовать развитию навыка исследования объектов природы при описании природного сообщества, совершенствовать коммуникативные навыки через организацию групповой работы.

Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к природе, стимулировать любознательность, развивать эстетические чувства.

Планируемый результат:

Формируемые УУД

Личностные

Метапредметные

Предметные

Проявлять интерес к изучению темы; желание раскрывать значение новых понятий; творческий подход к выполнению заданий по данной теме.

формирование ответственного отношения к учению;



Познавательные умения - уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи.

Коммуникативные умения - уметь взаимодействовать с одноклассниками и работать в коллективе, уметь высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Регулятивные умения - умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,  выполнять учебное задание в соответствии с целью и планом.

Знать:

понятия «цепь питания», «природное сообщество», составные части цепи питания, круговорот веществ в природе

Уметь:

определять типы природных сообществ, составлять цепи питания.

Основные понятия:

Природное сообщество, цепь питания, производитель, потребитель, разрушитель, круговорот веществ в природе.

Ресурсы (средства обучения):

Презентация, фрагменты, компьютер, проектор, экран, кейс, учебник

Организация пространства (формы обучения):

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Педагогические технологии

Использованы элементы

  • информационные и коммуникативные технологии

  • технология основанная на создании учебной ситуации

  • технология интерактивного обучения

  • технология здоровьесбережения

Методы интерактивного обучения

Мозговой штурм,

кейс – стади,

работа в группах

Дидактические принципы

  • принцип деятельности

  • принцип целостности

  • принцип психологической комфортности

  • принцип творчества



Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Используемые ЭОР, приложения

1. Актуализация, проблематизация, мотивация.

Цель: Подведение учеников к цели урока, мотивация.

«Включение» в учебную деятельность.

(8 минут)

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.


Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит плодотворная работа. Для этого мне понадобиться ваша помощь. Готовы? Но сегодня я призвала ещё одного помощника. Послушайте, ответ не выкрикивайте. Кто догадается – поднимите руку.


Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны.


Правильно, ребята! Это-медведь. (достать игрушку)

*А что вы можете мне о нём рассказать? (ответы детей)

(Из ответов детей на доске записать слова «лес», «питается»)

* А вы, ребята, знаете что изображено на гербе Пермского края? А какие символы есть ещё у нашего края, района?

*Вы сказали, что медведь живёт в лесу. А что в вашем понимании лес? А кто, кроме медведя, там ещё живёт? Могут ли растения и животные леса обойтись друг без друга? (ответы детей)

*То есть, в природе живые организмы живут сообща?


Кто скажет, о чем мы будем сегодня говорить?

(о природных сообществах)


Установите тему урока.

( природные сообщества)


Запишите тему в своих листах.


Целеполагание.

Что должны узнать?

Чему должны научиться?








*Мы с вами выяснили, что место обитания живых организмов называется природным сообществом. А кто знает полное определение? Откройте учебник на страницах 86 – 87 и выполните в маршрутных листах задания 1 и 2.

(Приложение 1 к уроку)


Приветствие учителя, готовность к уроку.


Вспоминают, отвечают на вопросы, дополняют своих одноклассников

(фронтальная работа)






























Осознают цели предстоящей деятельности.

Вступают в беседу, проговаривая их.

Цель появляется на экране и обсуждается:

  • Что такое природное сообщество?

  • Как организмы взаимодействуют с окружающей средой?

  • Какие существуют связи между растениями и животными?


Знакомство с информацией маршрутного листа, выполняют задание 1 и 2.


Личностные: умение организовать свое рабочее место.

Коммуникативные: ученики слушают учителя, строят понятные для собеседника высказывания, учатся принимать позицию собеседника.

Регулятивные: наблюдают и анализируют собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других учащихся;






























Личностные: изъявляют желание получать новые знания,

Коммуникативные: учатся высказываться.


















Слайд 1,2

















Слайд 3
























2. Усвоение нового материала.

Цель: «Включение» в целенаправленное действие.

(17 минут)

И так, мы теперь знаем, что такое природное сообщество. Какие природные сообщества вы выделили в кластере?

Молодцы!

Мы установили, что все живые организмы в одном сообществе тесно связаны между собой. Я предлагаю вам поработать с кейсом (есть проблема и текст – подсказка).

Работа с текстом.

Ответы групп. (КЕЙС 2 А у вас ребята дома или у знакомых не было такой беды?)

Какой вывод можно сделать?


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.


На основании работы с текстом кейса выполните в маршрутных листах задание 3. (Приложение 2 к уроку)



Группы отчитываются о проделанной работе.



Перед вами схема. Используя полученные знания, установите какие организмы можно отнести к каждой группе? Как можно назвать такую связь между организмами?

Работают с кейсом и маршрутным листом, обсуждают в группах, выполнение задания.



















Познавательные: умение организовывать свою деятельность Регулятивные: ищут ответ на вопрос, оценивают свою деятельность.

Коммуникативные: работа в группе, отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.









Коммуникативные: уметь высказывать суждения, подтверждая их фактами.
























Слайды

4, 5, 6




Слайд 7



3. Обобщение полученных на уроке сведений, закрепление.

(10 минут)

А сейчас я предлагаю каждой группе подойти к столу, взять конверт и составить цепи питания изученных природных сообществ.


Проверка по шаблону.


Прошу вернуться на свои места. Обратите внимание в рабочую карту. Перед вами схема. Как можно её озаглавить и почему?

Выполняют задание, проверяют по эталону на слайде.


Ребята работают в группах.

Регулятивные: анализируют результаты работы.

Коммуникативные:

Умение работать в группе, слушать друг друга.

Регулятивные: умение обобщать, выделять главное, систематизировать информацию.





Слайд 8



Слайд 9



4. Рефлексия

(4 минут)

Ребята, сегодня на уроке мы узнали лишь малую часть о природных сообществах Земли. Достигли ли мы целей урока?

На слайде появляются высказывания о теме урока:

- Я узнал….

- Мне было интересно….

- Я хочу узнать…

А сейчас, давайте посмотрим в свои рабочие листы. В верхнем правом углу у вас медведь. Если вы всё поняли на уроке и можете применить свои знания, то раскрасьте его зелёным цветом. Если поняли, но затрудняетесь применить полученные знания – синим цветом. Если ничего не поняли – красным цветом.

Я прошу оценить свою работу на уроке, поставив оценку.

Отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока.

Регулятивные: оценивают свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; учатся оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.





Слайд 10


5. Домашнее задание.

(1 минуты)

Объясняет домашнее задание.

  • Читать параграф 20.

  • Составить пищевые цепи озера, луга, болота (творческое задание).

Спасибо за урок!

Выбирают понравившееся задание, записывают домашнее задание в дневник.



Ф.И. ________________________ МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ Приложение 1

ЭТО ИНТЕРЕСНО:

Чтобы природное сообщество нормально существовало, в нем должны присутствовать представители различных царств биосферы. Но кто конкретно будет жить в данном месте, зависит, прежде всего, от климата. Поэтому принято выделять природные сообщества, соответствующие природным зонам.










ТЕМА УРОКА _________________________________________________________


Задание 1 Запишите определение понятия «Природное сообщество»


Природное сообщество – это _______________________________________________________________


_________________________________________________________________________________________


_________________________________________________________________________________________


З

Природные сообщества

адание 2 Составьте кластер







Задание 3 Выпишите из текста по 3 названия живых организмов в следующем порядке:


растения_________________________________________________________________________________



травоядные животные _____________________________________________________________________



плотоядные животные _____________________________________________________________________



падальщики ______________________________________________________________________________





Этому рисунку я даю название


_____________________________

Сегодня я поработал на

КЕЙС 1

Приложение 2

Ситуация

В одном из районов тайги начался интенсивный отстрел волков, в результате чего территория была полностью очищена от представителей данного вида. В последующие годы резко начало снижаться поголовье лосей.


Вопрос для обсуждения

Что произошло и чем это можно объяснить?


Приложение

Главным элементом, образующим лесное природное сообщество являются деревья. В хвойных лесах можно встретить ель, сосну, пихту, кедр, лиственницу. Кроме деревьев в лесу обитает много других растений. Под пологом леса растут травянистые растения, например, кислица, копытень, а также различные виды мхов и лишайников.

В лесах обитают самые разнообразные звери: лоси, кабаны, волки, лисы, зайцы, ласки, хорьки, мыши. Также лес дает прибежище многочисленным птицам. Это кукушки, ястребы, совы, синицы, дятлы и многие другие виды. В лесах живут многочисленные насекомые, например, жук-короед. В лесной подстилке обитает огромное количество бактерий, грибов, а также черви, насекомые и их личинки.

Все обитатели леса связаны между собой сложной сетью пищевых отношений. Растения с помощью фотосинтеза и минеральных веществ почвы производят пищу для растительноядных животных. Растительноядных животных поедают хищники. Отмершие растения, погибшие животные и продукты их жизнедеятельности становятся пищей для разнообразных почвенных организмов, которые разлагают остатки на простые составляющие, которые вновь усваивают растения.








КЕЙС 2


Ситуация

В сёле, расположенном на территории дубравы, ласками было уничтожено поголовье всей домашней птицы в каждом дворе. Трагедия произошла вследствие того, что дубы на протяжении нескольких лет не давали урожая желудей – основной пищи мышей.


Вопрос для обсуждения

Что произошло и чем это можно объяснить?


Приложение

Дубрава - устойчивый биогеоценоз, существует сотни лет. В результате длительного естественного отбора у растений дубравы выработались приспособления, позволяющие разным видам существовать совместно. Это ярко проявляется в характерной для дубравы ярусности. Верхний ярус: дуб, ясень, липа. Ниже - светолюбивые деревья: клен, яблоня, груша и др. Еще ниже - ярус подлеска, образованный различными кустарниками: лещиной, бересклетом, крушиной, калиной и т. п. Наконец на почве произрастает ярус травянистых растений.

Здесь встречаются растительноядные мышевидные грызуны и зайцы, а также копытные (олени, косули, лоси), за счет которых существуют хищники: волк, лисица, горностай, ласка, куница. В лесной подстилке обитает огромное количество бактерий, грибов, а также черви, насекомые и их личинки.

Все обитатели дубравы связаны между собой сложной сетью пищевых отношений. Растения с помощью фотосинтеза и минеральных веществ почвы производят пищу для растительноядных животных. Растительноядных животных поедают хищники. Отмершие растения, погибшие животные и продукты их жизнедеятельности становятся пищей для разнообразных почвенных организмов, которые разлагают остатки на простые составляющие, которые вновь усваивают растения.






КЕЙС 3


Ситуация

В степях самая плодородная почва, поэтому на протяжении многих десятилетий земли распахиваются для выращивания пшеницы и подсолнечника. За это же время резко снизилось поголовье сайгаков. Животные были внесены в списки Красной книги как вымирающий вид.


Вопрос для обсуждения

Что произошло и чем это можно объяснить?


Приложение

Степь - это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью. Степи славятся своими высокими травами. Весной степь особенно красива: цветут тюльпаны, гусиный лук. На смену разноцветью весны в степь приходит засушливое лето. Степные просторы покрывают серо-зелёные травы: шалфей, ковыль, типчак, пахучий тимьян, лапчатка, полынь. В степи можно увидеть удивительное растение перекати-поле.

Обилие насекомых привлекает в степь насекомоядных птиц, таких как жаворонок, садовая овсянка и степной конек. Эти птицы питаются одинаково охотно насекомыми и семенами. В степи можно увидеть дрофу, стрепета, журавля – красавку, а так же хищных птиц – степных орла и луня.

Самую многочисленную группу млекопитающих составляют грызуны (суслики, тушканчики, сурки). Из копытных чаще всего встречаются антилопы и сайгаки, из хищников – лисы, волки и манулы (кошачьи). Много пресмыкающихся: желтобрюхий полоз, гадюка, ящерицы самых разных окрасок и т.д. В подстилке обитает огромное количество бактерий, грибов, а также черви, насекомые и их личинки.

Все обитатели степи связаны между собой сложной сетью пищевых отношений. Растения с помощью фотосинтеза и минеральных веществ почвы производят пищу для растительноядных животных. Растительноядных животных поедают хищники. Отмершие растения, погибшие животные и продукты их жизнедеятельности становятся пищей для разнообразных почвенных организмов, которые разлагают остатки на простые составляющие, которые вновь усваивают растения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!