Технологическая карта урока
ФИО учителя: Умпелева Марина Валерьевна
Место работы: МБОУ «Красноясыльская СОШ»
Предмет: Биология
Класс: 5
УМК: Биология 5 класс, Авторы: Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.
Тема урока: Природные сообщества
Тип урока: урок изучения новых знаний
Цели урока: | Деятельностная: формирование умений реализации новых способов действий, формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания Содержательная: формирование системы понятий, расширение понятийной базы (предметной и метапредметной) Учебная: формирование представления о природных сообществах биосферы. |
Задачи: | Образовательные. Сформировать представление о природном сообществе, его роли в природе; ввести понятия «разрушители», «потребители», «производители», «цепи питания», «круговорот веществ». Развивающие. Развивать умения работать с различными источниками информации, способствовать развитию навыка исследования объектов природы при описании природного сообщества, совершенствовать коммуникативные навыки через организацию групповой работы. Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к природе, стимулировать любознательность, развивать эстетические чувства. |
Планируемый результат: | Формируемые УУД |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Проявлять интерес к изучению темы; желание раскрывать значение новых понятий; творческий подход к выполнению заданий по данной теме. формирование ответственного отношения к учению; | Познавательные умения - уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи. Коммуникативные умения - уметь взаимодействовать с одноклассниками и работать в коллективе, уметь высказывать суждения, подтверждая их фактами. Регулятивные умения - умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, выполнять учебное задание в соответствии с целью и планом. | Знать: понятия «цепь питания», «природное сообщество», составные части цепи питания, круговорот веществ в природе Уметь: определять типы природных сообществ, составлять цепи питания. |
Основные понятия: | Природное сообщество, цепь питания, производитель, потребитель, разрушитель, круговорот веществ в природе. |
Ресурсы (средства обучения): | Презентация, фрагменты, компьютер, проектор, экран, кейс, учебник |
Организация пространства (формы обучения): | Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
Педагогические технологии | Использованы элементы -
информационные и коммуникативные технологии -
технология основанная на создании учебной ситуации -
технология интерактивного обучения -
технология здоровьесбережения |
Методы интерактивного обучения | Мозговой штурм, кейс – стади, работа в группах |
Дидактические принципы | |
Этапы работы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Используемые ЭОР, приложения |
1. Актуализация, проблематизация, мотивация. Цель: Подведение учеников к цели урока, мотивация. «Включение» в учебную деятельность. (8 минут) | Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит плодотворная работа. Для этого мне понадобиться ваша помощь. Готовы? Но сегодня я призвала ещё одного помощника. Послушайте, ответ не выкрикивайте. Кто догадается – поднимите руку. Вперевалку зверь идет По малину и по мед. Любит сладкое он очень. А когда приходит осень, Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны. Правильно, ребята! Это-медведь. (достать игрушку) *А что вы можете мне о нём рассказать? (ответы детей) (Из ответов детей на доске записать слова «лес», «питается») * А вы, ребята, знаете что изображено на гербе Пермского края? А какие символы есть ещё у нашего края, района? *Вы сказали, что медведь живёт в лесу. А что в вашем понимании лес? А кто, кроме медведя, там ещё живёт? Могут ли растения и животные леса обойтись друг без друга? (ответы детей) *То есть, в природе живые организмы живут сообща? Кто скажет, о чем мы будем сегодня говорить? (о природных сообществах) Установите тему урока. ( природные сообщества) Запишите тему в своих листах. Целеполагание. Что должны узнать? Чему должны научиться? *Мы с вами выяснили, что место обитания живых организмов называется природным сообществом. А кто знает полное определение? Откройте учебник на страницах 86 – 87 и выполните в маршрутных листах задания 1 и 2. (Приложение 1 к уроку) | Приветствие учителя, готовность к уроку. Вспоминают, отвечают на вопросы, дополняют своих одноклассников (фронтальная работа) Осознают цели предстоящей деятельности. Вступают в беседу, проговаривая их. Цель появляется на экране и обсуждается: -
Что такое природное сообщество? -
Как организмы взаимодействуют с окружающей средой? -
Какие существуют связи между растениями и животными? Знакомство с информацией маршрутного листа, выполняют задание 1 и 2. | Личностные: умение организовать свое рабочее место. Коммуникативные: ученики слушают учителя, строят понятные для собеседника высказывания, учатся принимать позицию собеседника. Регулятивные: наблюдают и анализируют собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других учащихся; Личностные: изъявляют желание получать новые знания, Коммуникативные: учатся высказываться. | Слайд 1,2 Слайд 3 |
2. Усвоение нового материала. Цель: «Включение» в целенаправленное действие. (17 минут) | И так, мы теперь знаем, что такое природное сообщество. Какие природные сообщества вы выделили в кластере? Молодцы! Мы установили, что все живые организмы в одном сообществе тесно связаны между собой. Я предлагаю вам поработать с кейсом (есть проблема и текст – подсказка). Работа с текстом. Ответы групп. (КЕЙС 2 А у вас ребята дома или у знакомых не было такой беды?) Какой вывод можно сделать? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела. На основании работы с текстом кейса выполните в маршрутных листах задание 3. (Приложение 2 к уроку) Группы отчитываются о проделанной работе. Перед вами схема. Используя полученные знания, установите какие организмы можно отнести к каждой группе? Как можно назвать такую связь между организмами? | Работают с кейсом и маршрутным листом, обсуждают в группах, выполнение задания. | Познавательные: умение организовывать свою деятельность Регулятивные: ищут ответ на вопрос, оценивают свою деятельность. Коммуникативные: работа в группе, отношения в процессе учебной и познавательной деятельности. Коммуникативные: уметь высказывать суждения, подтверждая их фактами. | Слайды 4, 5, 6 Слайд 7 |
3. Обобщение полученных на уроке сведений, закрепление. (10 минут) | А сейчас я предлагаю каждой группе подойти к столу, взять конверт и составить цепи питания изученных природных сообществ. Проверка по шаблону. Прошу вернуться на свои места. Обратите внимание в рабочую карту. Перед вами схема. Как можно её озаглавить и почему? | Выполняют задание, проверяют по эталону на слайде. Ребята работают в группах. | Регулятивные: анализируют результаты работы. Коммуникативные: Умение работать в группе, слушать друг друга. Регулятивные: умение обобщать, выделять главное, систематизировать информацию. | Слайд 8 Слайд 9 |
4. Рефлексия (4 минут) | Ребята, сегодня на уроке мы узнали лишь малую часть о природных сообществах Земли. Достигли ли мы целей урока? На слайде появляются высказывания о теме урока: - Я узнал…. - Мне было интересно…. - Я хочу узнать… А сейчас, давайте посмотрим в свои рабочие листы. В верхнем правом углу у вас медведь. Если вы всё поняли на уроке и можете применить свои знания, то раскрасьте его зелёным цветом. Если поняли, но затрудняетесь применить полученные знания – синим цветом. Если ничего не поняли – красным цветом. Я прошу оценить свою работу на уроке, поставив оценку. | Отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока. | Регулятивные: оценивают свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; учатся оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. | Слайд 10 |
5. Домашнее задание. (1 минуты) | Объясняет домашнее задание. Спасибо за урок! | Выбирают понравившееся задание, записывают домашнее задание в дневник. | | |
Ф.И. ________________________ МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ Приложение 1
ЭТО ИНТЕРЕСНО:
Чтобы природное сообщество нормально существовало, в нем должны присутствовать представители различных царств биосферы. Но кто конкретно будет жить в данном месте, зависит, прежде всего, от климата. Поэтому принято выделять природные сообщества, соответствующие природным зонам.
ТЕМА УРОКА _________________________________________________________
Задание 1 Запишите определение понятия «Природное сообщество»
Природное сообщество – это _______________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
З
Природные сообщества
адание 2 Составьте кластер
Задание 3 Выпишите из текста по 3 названия живых организмов в следующем порядке:
растения_________________________________________________________________________________
травоядные животные _____________________________________________________________________
плотоядные животные _____________________________________________________________________
падальщики ______________________________________________________________________________
Этому рисунку я даю название
_____________________________

Сегодня я поработал на
КЕЙС 1
Приложение 2
Ситуация
В одном из районов тайги начался интенсивный отстрел волков, в результате чего территория была полностью очищена от представителей данного вида. В последующие годы резко начало снижаться поголовье лосей.
Вопрос для обсуждения
Что произошло и чем это можно объяснить?
Приложение
Главным элементом, образующим лесное природное сообщество являются деревья. В хвойных лесах можно встретить ель, сосну, пихту, кедр, лиственницу. Кроме деревьев в лесу обитает много других растений. Под пологом леса растут травянистые растения, например, кислица, копытень, а также различные виды мхов и лишайников.
В лесах обитают самые разнообразные звери: лоси, кабаны, волки, лисы, зайцы, ласки, хорьки, мыши. Также лес дает прибежище многочисленным птицам. Это кукушки, ястребы, совы, синицы, дятлы и многие другие виды. В лесах живут многочисленные насекомые, например, жук-короед. В лесной подстилке обитает огромное количество бактерий, грибов, а также черви, насекомые и их личинки.
Все обитатели леса связаны между собой сложной сетью пищевых отношений. Растения с помощью фотосинтеза и минеральных веществ почвы производят пищу для растительноядных животных. Растительноядных животных поедают хищники. Отмершие растения, погибшие животные и продукты их жизнедеятельности становятся пищей для разнообразных почвенных организмов, которые разлагают остатки на простые составляющие, которые вновь усваивают растения.
КЕЙС 2
Ситуация
В сёле, расположенном на территории дубравы, ласками было уничтожено поголовье всей домашней птицы в каждом дворе. Трагедия произошла вследствие того, что дубы на протяжении нескольких лет не давали урожая желудей – основной пищи мышей.
Вопрос для обсуждения
Что произошло и чем это можно объяснить?
Приложение
Дубрава - устойчивый биогеоценоз, существует сотни лет. В результате длительного естественного отбора у растений дубравы выработались приспособления, позволяющие разным видам существовать совместно. Это ярко проявляется в характерной для дубравы ярусности. Верхний ярус: дуб, ясень, липа. Ниже - светолюбивые деревья: клен, яблоня, груша и др. Еще ниже - ярус подлеска, образованный различными кустарниками: лещиной, бересклетом, крушиной, калиной и т. п. Наконец на почве произрастает ярус травянистых растений.
Здесь встречаются растительноядные мышевидные грызуны и зайцы, а также копытные (олени, косули, лоси), за счет которых существуют хищники: волк, лисица, горностай, ласка, куница. В лесной подстилке обитает огромное количество бактерий, грибов, а также черви, насекомые и их личинки.
Все обитатели дубравы связаны между собой сложной сетью пищевых отношений. Растения с помощью фотосинтеза и минеральных веществ почвы производят пищу для растительноядных животных. Растительноядных животных поедают хищники. Отмершие растения, погибшие животные и продукты их жизнедеятельности становятся пищей для разнообразных почвенных организмов, которые разлагают остатки на простые составляющие, которые вновь усваивают растения.
КЕЙС 3
Ситуация
В степях самая плодородная почва, поэтому на протяжении многих десятилетий земли распахиваются для выращивания пшеницы и подсолнечника. За это же время резко снизилось поголовье сайгаков. Животные были внесены в списки Красной книги как вымирающий вид.
Вопрос для обсуждения
Что произошло и чем это можно объяснить?
Приложение
Степь - это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью. Степи славятся своими высокими травами. Весной степь особенно красива: цветут тюльпаны, гусиный лук. На смену разноцветью весны в степь приходит засушливое лето. Степные просторы покрывают серо-зелёные травы: шалфей, ковыль, типчак, пахучий тимьян, лапчатка, полынь. В степи можно увидеть удивительное растение перекати-поле.
Обилие насекомых привлекает в степь насекомоядных птиц, таких как жаворонок, садовая овсянка и степной конек. Эти птицы питаются одинаково охотно насекомыми и семенами. В степи можно увидеть дрофу, стрепета, журавля – красавку, а так же хищных птиц – степных орла и луня.
Самую многочисленную группу млекопитающих составляют грызуны (суслики, тушканчики, сурки). Из копытных чаще всего встречаются антилопы и сайгаки, из хищников – лисы, волки и манулы (кошачьи). Много пресмыкающихся: желтобрюхий полоз, гадюка, ящерицы самых разных окрасок и т.д. В подстилке обитает огромное количество бактерий, грибов, а также черви, насекомые и их личинки.
Все обитатели степи связаны между собой сложной сетью пищевых отношений. Растения с помощью фотосинтеза и минеральных веществ почвы производят пищу для растительноядных животных. Растительноядных животных поедают хищники. Отмершие растения, погибшие животные и продукты их жизнедеятельности становятся пищей для разнообразных почвенных организмов, которые разлагают остатки на простые составляющие, которые вновь усваивают растения.