СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Природные зоны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок 

Просмотр содержимого документа
«Урок "Природные зоны"»

Разработка урока окружающего мира в 4 классе

УМК: «Школа России»

Предмет: «Окружающий мир»

Тема: «Природные зоны России. Обобщение»

Тип урока: Урок общеметодологической направленности (систематизации знаний и умений).

Вид урока: Урок – монопроект

Цель:

обобщить знания о природных зонах России

Личностные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе;

Регулятивные:

  • Формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения;

  • Применять базовые знания для решения конкретной проблемы;

Познавательные:

  • Формировать умения самостоятельно работать с источниками информации и понятно излагать свои мысли;

  • Развивать критическое мышление;

  • Воспитывать интерес к проектно- исследовательской деятельности;

Коммуникативные:

  • Развивать умение работать в группах;

  • Отстаивать свою точку зрения;

Задачи:

  • систематизировать знания о природных зонах России

  • совершенствовать умение ориентироваться в в информации

  • повысить мотивацию обучения, интерес к окружающему миру, к природе России

  • развивать творчество обучающихся, умение передавать имеющиеся знания

Оборудование:

  • таблички «Арктика», «Тундра», «Леса», «Степи», «Пустыня»;

  • конверты   с карточками для самостоятельной работы и контурными картами;

  • географические атласы;

  • клей, цветные карандаши;

  • изображения растений и животных;

  • карточки с названиями природных зон;

  • листы самооценки, листы для оценивания работы групп;

  • проекты групп.

Методы: словесно-наглядный, частично-поисковый, групповая работа

Технология: метод проектов

Прогнозируемые результаты:
  Ученик будет знать:

  •  Климатические   особенности  природных зон России.

  • Растительный и животный мир природных зон

  • Ученик будет уметь:

  •  Работать с дополнительной литературой.

  • Работать в группе.

  • Оформлять результаты своей деятельности согласно плану и уметь их преподнести.

  • Создавать  учебно - методическое пособие по природным зонам.

Ученик будет воспитывать в себе:

  •  Любознательность

  • Самостоятельность.

  • Толерантность.

  • Организованность.


Критерии оценивания:  

      • Качество выполнения работы по теме группы;

      • Самостоятельность работы над проектом;

      • Работа группы;


Результаты проектной деятельности: создано наглядное пособие по окружающему миру

«Природные зоны России»;

Ученики применяют общеучебные навыки и умения, но уже на новом продуктивном,

поисковом уровне: работа с информацией, оформление сообщения согласно плану, защита проектов.





















Технологическая карта урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Орг. момент

2 мин.

-Здравствуйте, ребята! А начну урок с загадки.

Загадка

-Море есть – плавать нельзя

Дороги есть – ехать нельзя

Земля есть – пахать нельзя (карта)

-Какие карты вы знаете?

Представьте, что если бы сотни художников, живущих в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились совсем разные картины. На одной мы увидели бы «белую пустыню», на другой – пышный лес, на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся, увидев, сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.





Ответы детей (Физическая карта, политическая карта, карта полушарий. карта природных зон)


Личностные:

положительное отношение к уроку;

следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Коммуникативные:

учебное сотрудничество с учителем

Познавательные:

умение осмысленно читать, извлекать нужную информацию






2.Целеполагание и мотивация

2 мин.



- Ребята, мы познакомились с большой и очень интересной темой "Природные зоны России". А вот, ваши младшие товарищи

не знакомы с природой нашей всей нашей страны. Как познакомить? Создать наглядное пособие.

-Сегодня вам предстоит показать свои знания. Урок будет необычным, а урок-проект. А для этого нам нужно создать рабочие группы.


Сидят за 5-ю столами (по желанию).


Регулятивные:

умение соотносить известное и неизвестное.

Личностные:

осознают смысл учения и понимают личную ответственность за будущий результат.


3. Погружение в проект

Актуализация опорных знаний

3 мин.


К доске приглашаются 5 учеников (капитаны)

-Перед вами 5 карточек с описанием природной зоны (Приложение 1).Каждый из вас возьмёт по одной и узнает, в какую природную зону он отправится со своей группой.

-А перед всеми остальными ребятами лежат карточки со словами (Приложение 2). Вы читаете своё слово, определяете, к какой природной зоне оно относится, и садитесь за нужный стол.

-Давайте проверим, правильно ли ребята выбрали команду.

-А теперь в командах нужно распределить обязанности. Пусть каждый из вас выберет себе занятие по душе. Помните, что вы работаете в команде. Оттого, каким будет участие каждого из вас, зависит общий результат. Обязательно помогайте друг другу.

По окончании работы заполните листы самооценки, листы работы группы. (Приложение 3) Не забывает капитан следить за временем выполнения работы. (20 мин). Затем защита проекта по плану своей природной зоны. (Приложение 4)

- На столах лежат карточки с названиями профессий. Выберите себе одну из них.

- Повторим, чем занимаются люди этих профессий: географ, метеоролог, ботаник, зоолог.

-Команды готовы? Покажите свою готовность.

5 учащихся выходят к доске.


Дети выбирают карточку, читают стихи о природной зоне и садятся за соответствующий стол. (5столов, на каждом табличка с названием природной зоны: Арктика и тд.)

Читают слова и рассаживаются за столы по группам.

Повторяют правила работы в группе.


Читают слова вслух, командир определяет правильность.

Распределение ролей в группе (географ, метеоролог, ботаник, зоолог)

Вспоминают, чем занимаются люди профессий, которые они выбирают.






Дети берутся за руки.

Познавательные:

умение осмысленно читать, извлекать нужную информацию, умение анализировать.

Регулятивные:

умение составлять план. Коммуникативные:

умение интегрироваться в группу, определение функций участников, умение договариваться.

Личностные:

личностная ответственность за будущий результат












4.Проектная деятельность. Обобщение, систематизация, коррекция и контроль знаний.



20 мин.


Работа в группах:

Задание №1. Конверт 1

Представим, что мы будем пролетать на самолёте над Россией с северного полюса на юг, в каком порядке мы увидим под собой природные зоны.

Найдите по описанию свою природную зону, раскрасьте ее нужным цветом и расположите на листе в правильном порядке

Задание №2. Конверт 2.

Найдите описание климатических условий вашей природной зоны. Чтобы получился верный текст, вам нужно к словам, которые написаны курсивом, подобрать антонимы и записать над ними.

Задание №3 В конверте 3 находятся описания растений, которые произрастают в разных природных зонах. Найдите рисунки растений своей природной зоны.

Задание №4. Конверт 4

В конверте животные разных природных зон. Вам нужно выбрать животных своей природной зоны и приклеить.

Дети приступают к работе:

Каждый из детей выполняет роль, которую выбрал, то задание, которое предназначено для него. Выполнение заданий контролирует капитан и время его выполнения.

географы

метеорологи





ботаники



зоологи




Познавательные:

умение осмысленно читать, извлекать нужную информацию, умение анализировать, классифицировать, понимать информацию схемах, моделях…

Регулятивные:

умение сохранять последовательность действий, внесение необходимых дополнений, осознание качества и уровня усвоения материала, соотнесение с эталоном.

Коммуникативные:

Умение слушать собеседника, решать конфликтные ситуации,

умение договариваться.

Личностные:

личностная ответственность за будущий результат.


























































5 Защита проектов

10 мин.

-А теперь каждая группа расскажет о своей природной зоне по плану

1. Географическое положение.

2. Климатические условия.

3. Растения.

4. Животные


Дети рассказывают по плану о природных зонах России. На готовых листах, которые они заполнили на доске: Арктика, Тундра, Леса, Степи, Пустыня.


Познавательные:

умение делать обобщение, вывод, осознанно строить сообщения в устной форме.

Регулятивные: умение сохранять соотнесение с эталоном.

Коммуникативные: оказывать поддержку.

Личностные: мотивация учения

6.Рефлексия.

Итог урока

3 мин.

-А теперь оценим работу ваших групп и каждого.

- Оценили вы себя и работу в целом групп хорошо. Пособие для младших товарищей получилось очень хорошее. Можно сказать, тема для вас была интересной, работали дружно, помогая друг другу. Молодцы!

И в любое время года

Хороша у нас природа.

Хоть всю землю обойдёшь -

Лучше Родины любимой,

Краше места не найдёшь.

- Спасибо за урок!

Дети заполняют листы самооценки и листы оценки группы.

Высказывают свое мнение о самостоятельной работе в группе и оценивают работу группы.


Регулятивные:

осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные:

Умение работать в группе. Личностные:

мотивация учения








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!