СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок природоведения "Плоды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжать формировать у учащихся понятия о процессах жизнедеятельности растительного организма (развитие плодов и семян); сформировать понятие о плодах, их строении и разнообразие как результат приспособления к условиям среды; выяснить функции плодов, их значение в природе и жизни человека;

развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, работать в группах;

воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру.

Просмотр содержимого документа
«Урок природоведения "Плоды"»

Тема. «Плоды, виды плодов, их распространение»

Задачи:Продолжать формировать у учащихся понятия о процессах жизнедеятельности растительного организма (развитие плодов и семян); сформировать понятие о плодах, их строении и разнообразие как результат приспособления к условиям среды; выяснить функции плодов, их значение в природе и жизни человека;

развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, работать в группах;

воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру.

Оборудование. Мультимедийная доска, презентация «Плоды, их виды плодов, распространение», натуральные объекты сухих и сочных плодов, бортовые журналы для каждого ученика.

Тип урока; Комбинированный

Ход урока

I. Вступительная часть.

1.Организационный момент.

2.Н.П.П.

Что за фрукт поспел в садочке?
Кость внутри, в веснушках щечки.
Прилетел к нему рой ос —
Сладок мягкий...

абрикос


Жарким солнышком согрет,
В шкурку, как в броню, одет.
Удивит собою нас
Толстокожий...

ананас


Этот плод едва обнимешь, если слаб, то не поднимешь,
На куски его порежь, мякоть красную поешь.

арбуз

II. Основная часть

Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами присутствуем на необычном уроке. Сейчас мы должны отправиться в путешествие, чтобы ознакомиться с разнообразием плодов, их строением, распространением в природе. Во время путешествия мы сделаем остановки на станциях:

• «Научная»

• «Исследовательская»

• «Историческая»

• « Художественная»

Путешествие продолжалось, поэтому проверьте, чтобы на парте у вас лежали: дневник, ручка, бортовой журнал, который будет выполнять функцию рабочей тетради.

Для удачного полета также необходимо хорошее самочувствие экипажа.

Как вы себя чувствуете? Как настроение? Поднимите квадратики настроения. Напоминаю: зеленый цвет – означает спокойствие, фиолетовый – тревога, оранжевый – все необычно, потому билетами будут ваши баллы, которые вы получите после выполнения упражнений: «Цепочка» и «верю – не верю». Вы должны задать по кругу друг другу вопросы по предыдущей теме "опыление и семя".

Слово учителя. «Из всех сокровищ знание – самое ценное, поэтому оно не может быть ни украденным, ни потерянным, ни уничтоженным» - говорит народная мудрость. Так и нам, для нашего путешествия тоже понадобится много «сокровищ»,поэтому, дети, чтобы больше увидеть, что знания из предыдущих тем, которые нам необходимы на уроке, у вас крепкие, мы с вами выполним упражнение «Верю – не верю».

1. Верите ли вы, что цветок – генеративный орган растения? ( Верю)

2. Верите ли вы, что у каждого цветка являются чашелистики? ( Не верю)

3. Верите ли вы, что чашелистики защищают цветок от повреждений? (Верю)

4. Верите ли вы, что в лепестках цветка развивается плод? (Не верю)

5. Верите ли вы, что в чашелистиках цветка происходит фотосинтез? (Верю)

6. Верите ли вы, малозаметные цветки – это приспособление растений к опыления насекомыми? ( Не верю)

7. Верите ли вы, что цветение и образование плодов у разных видов растений происходит в течение жизни? ( Не верю)

8. Верите ли вы, что венчик защищает тычинки и пестики, а также привлекает насекомых опылителей? ( Верю)

9. Верите ли вы, что чашечка защищает цветок от неблагоприятных условий? (Верю)

10. Верите ли вы, что основными частями цветка, в которых формируется плод, есть пестик и тычинки? ( Верю)

Слово учителя. Молодцы ребята! Я увидела, что знания из предыдущих тем у вас крепкие,

поэтому мы можем начинать изучать с вами тему «Плоды, их строение, распространение,

значение».

Девиз нашего урока: «Корень учения горек, а плод сладок

А так это или нет, выясним в конце урока. Поэтому отправимся в путешествие в «Страну

плодов».

Закроет на миг глаза и мысленно перенеситесь на борт самолета. Вот мы пролетаем банановые

плантации на Малайском архипелаге, самом большом в архипелаге нашей планеты, далее за

иллюминатором остается Бразилия – крупнейшее государство в южной Америке с арахисовыми

полями, Новозеландские заросли тропических лиан киви – культура, пушистые плоды которог

получили название за сходство с телом одноименной птицы.

Пролетаем Крымские горы с огромными виноградниками, зарослями душистого кизила и

красного граната и вот мы пролетаем наши родные украинские поля с огурцами, помидорами,

тыквами, арбузами и сладким перцем, сады с грушами, вишнями и яблоками.

Помните знакомые с детства строки? « Сладкое, сочное, потому что солнышком налитое – Это

яблочко красное, всем детишкам знакомо…»

Посмотрите, дети, какая красота нам открылась! Наш лайнер перенес нас на станцию "

научная»

Присмотритесь, какое прекрасное творение природы – плод. Он состоит из околоплодника и

семян. Оплодень у некоторых плодов сочная, а в других – сухой и семян может быть одно или

несколько. Чтобы подробнее познакомиться со строением и типами плодов, мы послушаем

доклады учащихся.

Сотрудничество учителя и творческих групп на станциях «Научная», «Исследовательская»,

«Историческая», « Художественная».


Станция «Научная»

План

1. Строение плодов.

2. Биологическое значение плодов.

3. Виды плодов.

4. Способы распространения плодов.


Станция «Исследовательская»

1. Рассматривание натуральных объектов плодов: яблока, томата, киви, банана, сладкого перца,

граната, открыток клена, лимона, финиковой пальмы. бобов.

2. Заполнение таблицы (по бортовому журналу)

Растение

Плод

Сочный или сухой

Односемянный или многосемянной

Открытый или нераскрытый

Софора





Арахис





Пшеница





Яблоко





Перец





Вывод.

Станция « Историческая»

1 ученик.

Огурец. Близким родственником тыквы является огурец. Он относится также, как и тыква, к семейству тыквенных, имеет многосемейный сочный плод-тыкву. Родина огурца-Индия, где его начали обрабатывать за 3000 лет до н. э. в переводе с греческого "огурец" - переводится-незрелый. В его плоде –і 97 % воды, очень мало органических веществ: белков, жиров, углеводов, при этом много калия, витаминов РР, С, В. Этот плод успешно улучшает пищеварение: калий, содержащийся в огурцах, улучшает работу сердца и почек.Свежие огурцы незаменимо мочегонное, желчегонное, слабительное средство. Они полезны при заболеваниях щитовидной железы и артритах.

2 ученик.

Банан-толстокожа, многосемянная ягода. Первые письменные упоминания об этом плоде дошли до нас в буддийском каноне, который относится к 6 веку до нашей эры. Бананы описываются в "естественной истории растений" древнегреческим философом, основателем ботаники-Теофрастом, жившим в 4 веке до нашей эры.

Остатки банановых листьев находили в перуанских и индийских гробницах в Южной Америке.

Некоторые учении считают, что под райским фруктом в Ветхом Завете, который соблазнил Адама и Еву в раю имелся в виду именно банан. А вот как банан Дампир – капитан, посетивший в 1686 году Филиппины « ...сладкий и мягкий, не очень сочный и тонкого вкуса. Банан, я берусь утверждать, король всех плодов, не исключая самого кокоса. Он такой замечательный, что испанцы считают его самым полезным плодом для жизни. Шкура мягкая и желтеет при созревании плода. Плод не тверже, чем масло зимой, и также желтого цвета, как оно, вкус у него тонкий, и он тает как мармелад.»

Родина бананов – Малайские острова, где, как полагают ученые, древние жители выращивали бананы и употребляли в пищу вместе с рыбой. В Индии, Средней Азии, Африке бананы были завезены после 650 года. В 19 веке банан появился а Америке. Во многих странах, например, в Эквадоре – бананы основной источник питания. На сегодняшний день и мы с вами не мыслим свой завтрак, или ужин без бананового десерта. В чем польза банана? Полезные свойства этой ягоды – крупные. Мякоть содержит большое количество углеводов, что придает особую питательность этом плодовые, и витамин С. Минеральные вещества – фосфор, железо, калий, кальций, магний, витамины – В1, В2, РР, бета – каротин. Употребляйте банановые ягоды и будете всегда здоровы!

3 ученик.

Грецкий орех-односемянная костянка. В ядре вмещаются: алкалоиды, стероиды, дубильные вещества, витамины С, А, В, Е. Микроэлементы: натрий, калий, железо, фосфор, йод, кальций, магний. На 60% плод грецкого ореха состоит из жиров, большинство из которых – ненасыщенные. В медицине используется как бактерицидное, противовоспалительное, общеукрепляющее, противоглистное, ранозаживляющее средство.

Быстро снимает усталость, укрепляет мышцы, из – за этого свойства грецкие орехи незаменимы для спортсменов.

Магний, который содержится в орехах, укрепляет кровеносные сосуды, способствует для понижения артериального давления.

Грецкие орехи очень рекомендуются людям, которые занимаются умственным трудом, так как замечена положительная их действие на сосуды головного мозга.

Грецкие орехи-замечательное поливитаминное средство для ослабленных, больных, слабых детей и пожилых людей. Аскорбиновой кислоты в них больше, чем у черной смородины в 5 раз.

Грецкие орехи улучшают память, способствуют более четкому восприятию и выводят радионуклеиды.

4 ученик.

Помидоры-многосемейный сочный плод-ягода. Растения, на которой растут помидоры называется томат. Родина – Южная Америка. Был известен ацтекам как декоративное и лекарственное растение, с середины 16 века томат был завезен в южную Европу, где его впервые начали употреблять в пищу.

Помидор широко вошел в культуру 19 века. Первые сведения о томатах в России, Украине относятся к 1780 году.

Созревшие плоды помидоров богаты сахаром, витамином С, содержат белки, крахмал, органические кислоты, клетчатую, пектиновые вещества, из минеральных веществ присутствуют : соли К, Са, Мд, Fe, Cl, P, S, Ѕі, И, витамины В, К, никотиновая и фолиевая кислоты.

Плоды полезны при сердечно – сосудистых заболеваниях из – за большого содержания калия и железа, а также при гастритах, упадка сил, недогрева, ослаблении памяти.

Томатный сок ( свежо выжатый) снижает кровяное давление, кроме того, из –за повышенного содержания пектиновых веществ снижает холестерин в крови, регулирует обмен веществ в организме, усиливает работу почек и половых желез.

5 ученик.

Арахис культурный имеет плод боб ( 2 – х или 4 – х семенной). Созревая, бобы наклоняются, касаясь земли, а затем зарываются глубоко в почву. Именно из-за этого арахис называют земляным орехом.

Семена средней величины, содержат до 50 % арахисового масла. Это масло используется как осветительный материал в Испании, а также в пищу, как безвредная добавка к маргарина, шоколада. Арахисовое масло используется в мыловарении.

Известно, что в Южной Америке используется в пищу еще до открытия ее Колумбом. В Европе арахис появился благодаря испанским завоевателям. После чего арахис стал успешно и широко использоваться европейцами, из арахиса стали производить даже кофе. Позже португальцы завезли его в Африку, где очень быстро местное население оценило его питательные свойства. Из Африки арахис попал в Северную Америку. Долгий путь прошел удивительный плод арахиса через Европу, Индию, Макао, Филиппины до Китая, где его пищевые ценности оценили должным образом. Арахис помог китайцам, самый многочисленной нации в мире, решить проблему с голодомором.

Агрохимик Джордж Уошингтон Карвер начал свой активный поиск использования арахиса. Со временем он изобрел более 300 наименований продуктов и других товаров из арахиса, в том числе: напитки( чай, кофе), косметику, красители, лекарства, хозяйственное мыло, средство для уничтожения насекомых – вредителей и типографскую краску.

Арахис и в наше время находит широкое применение как в пищевой, так и химической промышленностях. Его используют для производства арахисового масла, пластмассы, искусственной шерсти, клея.

На прилавках кондитерских магазинов в г. Мариуполя можно увидеть: арахис в шоколаде, арахисовую пасту, разнообразные батончики: « Сникерс», конфеты с добавлением арахиса. Арахис очень питательный, дает человеку много энергии. Поэтому он так популярен как добавка к кондитерским изделиям.

6 ученик

Тыква-плод тыквенно-сочный, многосемянной. Отличается твердым внеплодником и мягкими между-и внутриплодником и плацентой. Культура тыквы известна с III тысячелетия до н. э. на территории Перу и Мексики . В 1500 г. н.э. португальцы завезли тыкву в Индию, в это время он попал в Европу и быстро распространился по всем европейским странам.

Плоды тыквы очень хорошо усваиваются организмом и применяются для детского и диетического питания. Благодаря большому содержанию витаминов и минеральных элементов, тыкву рекомендуют при сердечно-сосудистых заболеваниях, отеках, подагрее, ожирении, сниженном содержании гемоглобина.

Станция « Художественная»

Красотой плодов восхищалось много художников: художников, поэтов, композиторов. На уроке мы познакомимся с некоторыми современными украинскими художниками, которые рисовали натюрморты.

1. Знакомство с репродукциями картин.


Творческая работа.

Составление натюрморта - коллажа «Натюрморт» Написание и чтение собственных стихов в технике « Синквейн»

Образец.

Плод

Сочный, сухой

Развивается, распространяется, образуется.

Плод – генеративный орган покрытосеменных

Рефлексия

Упражнение « Незаконченное предложение»

На уроке я …

Понял…

Узнал…

Научился…

Самый большой мой успех – это …

Ответьте на вопрос

Так почему « Корень обучения горек, а плод – сладок»?


ІІІ. Заключительная часть

1.Итоги урока.

2.Оценивание обучающихся.

3.Домашнее задание.- сочинить частушки, сказки, свои собственные не выдуманные истории о плоды.

4.Организованное завершение урока.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!