Урок природоведения в 1 классе
«Методы изучения природы»
Задачи: - Ознакомить учащихся с методами изучения природы (наблюдение, измерение, эксперимент)
- Развивать умение самостоятельно изучать природу при помощи различных методов.
- Прививать любовь к природе и интерес к её изучению.
Оборудование: 1. Увеличительные приборы: микроскоп, лупа.
2. Измерительные приборы: часы, мерный цилиндр, весы, градусник, линейка.
3. Лабораторное оборудование: колба, пробирка, фарфоровая чашечка, штатив, спиртовка.
Ход урока:
Оргмомент
Сейчас у нас с вами начался урок природоведения, другими словами можно сказать – природоизучения. Природа нас окружает везде, мы сами – частички природы. Ещё великий Гёте сказал, что «Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». Как же прочесть это содержание? Как поподробнее с ним познакомиться и узнать все тайны и загадки природы? Каким же образом изучают природу и учёные, и ученики школ, и любой другой человек, который захотел поближе познакомиться с ней? Именно это мы и должны сегодня выяснить. Наш урок называется «Методы изучения природы».
Мы ставим перед собой на урок такие задачи:
Познакомиться с основными методами изучения природы.
Развивать умение самостоятельно изучать природу при помощи различных методов.
Прививать любовь к природе и интерес к её изучению.
Наблюдение
Попробуем для начала отгадать загадки. Не пугайтесь, думайте и, кто знает, поднимайте руки.
Он чёрной тучей был сначала, он белым пухом лёг на лес.
Покрыл всю землю одеялом, а по весне совсем исчез. (Снег)
Невидимкой, осторожно он является ко мне,
И рисует, как художник, он узоры на окне.
Это – клён, а это – ива, вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво белой краскою одной! (Мороз)
У нас под крышей белый гвоздь висит.
Солнце взойдёт – гвоздь упадёт. (Сосулька)
В тихую погоду нет нас нигде,
А ветер подует – бежим по воде. (Волны)
Люди, прежде чем составить такие загадки, сначала внимательно наблюдали за природой. А что по-вашему значит – наблюдать? Это - вмешиваться в природу своими действиями, что-то изменять или просто смотреть, возможно, записывать, а потом делать выводы? Правильно, наблюдение – это метод изучения природы, при котором просто рассматривают, изучают природу, не вмешиваясь в естественный ход событий.
- Скажите, пожалуйста, когда люди использовали метод наблюдения? (Исследователи животных или растений пользуются в своей работе методом наблюдения)
- Какими приборами они при этом пользовались? Правильно, если наблюдаешь за удалённым объектом, то необходим телескоп. А если объект находится близко, но он очень маленький – какие приборы могут помочь при наблюдении? (показ лупы и микроскопа). При их помощи можно рассмотреть даже мельчайшие отдельные клетки.
Исследовательская лаборатория «Как выглядят детали мелких предметов»
(учебник, стр. 25)
Физкультпауза «Ветер дует нам в лицо»
Измерение
* В начальной школе мы будем учиться наблюдать за погодой?
А какие наблюдения за погодой можно провести, глядя в окно? Кто может прокомментировать, какая сегодня погода? Ясно или пасмурно? Есть осадки или нет? Есть ли ветер и если есть, то в каком направлении он дует? Итак, облачность, осадки, ветер... А чем ещё очень часто дополняют сведения о погоде? Конечно, температурой. А её тоже можно определить, просто посмотрев сейчас в окно?
А градусник, ребята, - это уже измерительный прибор. Любые приборы, на которых есть какая-либо измерительная шкала или градация, можно отнести к измерительным. Некоторые измерительные приборы вы можете увидеть на стр. 24 в своём учебнике. А какие измерительные приборы вы видите у меня на столе? Для измерения чего они используются?
Итак, измерение – это метод изучения природы, при котором изучаемый объект исследуется при помощи измерительных приборов.
И раз уж мы ведём речь об измерениях, то давайте проведём некоторые из них:
при помощи часов – время
при помощи мерного цилиндра – объём
при помощи весов – массу
при помощи градусника – температуру
при помощи линейки – высоту растения.
Я опять хочу вернуться к загадкам. А вы должны не только их разгадать, но и ответить на вопрос – чем пользовался автор для проведения своих измерений?
Ночью на небе один золотистый апельсин.
Миновали две недели, апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только апельсиновая долька. (Месяц)
На странице букваря 33 богатыря. (Буквы)
3. Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на коне)
4. Ножек четыре, шляпок одна.
Нужен, коль станет обедать семья. (Стол)
Итак, пользовался ли автор загадок для своих подсчётов какими-нибудь измерительными приборами? Да, ребята, измерения иногда проводят при помощи обычного подсчёта. Например, когда нужно знать численность какого-либо животного на данной территории, то подсчитывают, сколько раз встретились его следы, норы или гнёзда на определённом участке.
** Посчитайте количество листиков на этом цветке.
Эксперимент (опыт)
А теперь пора познакомиться с третьим методом изучения природы. А я опять возвращаюсь к загадкам. Будьте внимательны, – постарайтесь понять, что помогло человеку составить такие загадки:
По снегу покатите, – я подрасту.
На костре согреете, – я пропаду. (Снежный ком)
Кинешь в речку – не тонет. Бьёшь о стенку – не стонет.
Будешь оземь кидать, – станет кверху летать. (Мяч)
Лежит на земле: ни закрасить,
Ни соскоблить, ни завалить. (Тень)
Прозрачное стекло –
В воде не тонет, в огне не горит. (Лёд)
Так что же человеку необходимо было сделать, прежде, чем составить такие загадки? Скорее всего, он не только наблюдал за объектом, но и пробовал что-либо изменить, поэкспериментировать. Например, природный лёд можно увидеть на поверхности воды. В воде он, действительно, не тонет. Человек же взял его и попробовал на прочность огнём. Если кусочек льда бросить в огонь, то гореть он там, конечно, не будет, но зато расплавится, растает. Подобные действия и называются словом опыт или эксперимент. Слово «эксперимент» в переводе с латинского языка как раз и означает «опыт», «проба». Это ещё один метод изучения природы. При проведении опыта человек воспроизводит в лаборатории то или иное природное явление, при необходимости – повторяет. При этом он внимательно следит за тем, как оно происходит, может также изменить условия и ещё раз пронаблюдать за изучаемым объектом.
Но не думайте, пожалуйста, что проведение экспериментов – это занятие только для старших классов. В начальной школе мы будем объяснять, отчего происходит самое обычное выделение пара при кипении воды. Холодной воде хватало места в чайнике, а когда она стала нагреваться, ей перестало хватать места, и она начала выходить из чайника в виде паров.
Учёные проводят широкомасштабные эксперименты.
*** А мы попробуем провести простой опыт : какие тела, находящиеся здесь, притягиваются магнитом, а какие – нет.
Скажите, можно это определить, просто наблюдая за этими телами? А пригодится ли здесь метод измерения? Каким же методом мы воспользуемся?
Правильно, здесь нужно пробовать, экспериментировать. Сначала поднесём магнит к спичкам, потом к кусочкам мела, после – к кнопкам. Какой вывод из проведённого опыта вы можете сделать? Железо притягивается магнитом, а дерево и мел – нет.
Итог урока
Таким образом, вы сегодня познакомились с тремя методами изучения природы.
Теперь, ребята, наш урок подходит к концу, и мне бы хотелось подвести итоги. Ещё раз вспомните, какие цели вы ставили перед собой на сегодняшний урок и проанализируйте, достигли ли вы этих целей:
Знаете ли вы теперь, какие три основных метода изучения природы существуют? Назовите их.
Применяли вы сегодня на практике наблюдение? Измерение? Эксперимент? Понравилось?
Возникло ли у вас желание узнавать тайны природы, изучать её? А вообще вам нравится предмет природоведение? Я очень рада, что изучение природы вызывает у вас интерес, ведь природа такая прекрасная и удивительная, как же её не любить?!
**** Исследовательская лаборатория «Что из чего изготовлено?» - кратковременный индивидуальный проект.