Автор методической разработки | Мелякова Елена Ивановна |
Учебный предмет | Биология |
Тема урока | Человек будущего |
Возраст учащихся | 8 класс |
Тип урока | Урок применения знаний и умений |
Цель урока | На основе знаний строения человека и знаний о современных направлениях в медицине создать анатомический образ человека будущего |
Задачи урока | Общеобразовательные: применение знаний, полученных при изучении разделов анатомии. Воспитательные: развитие знаний о «гигиене органов» и взращивание понимания того, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Развивающие: получение знаний, позволяющих углубить знания о предмете и решить поставленную на урок задачу. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: обобщение знаний, полученных при изучении разделов анатомии. Метапредметные: развитие навыков анализировать, делать выводы, применять новые знания и демонстрировать их. Личностные: осознание себя, как объекта эволюционных процессов. |
Межпредметные связи: | Медицина, физика |
Форма : | Урок- проект |
Форма организации деятельности | Групповая |
Оборудование и демонстрационный материал | Материалы для работы в группах: тексты для групп, бейджи, карточки с названиями групп, презентация, листы и фломастеры для работы группах. Стикеры для наклеивания на тетради (выступающим). |
Развиваемые УУД | Регулятивные. Самостоятельно формулировать учебную проблему. Ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы. Умение работать по плану и соотносить порядок действий. Познавательные. Развитие умений соотносить новые знания с ранее изученным материалом. Коммуникативные. Развитие умений работы в группе: распределение ролей, совместный анализ проведенной работы, развитие умения слышать партнёра по группе и уважать его точку зрения. Совершенствование умения доносить свою точку зрения до окружающих, развитие умения доказывать и отстаивать свои аргументы и доводы в аудитории. |
Этап | Действия учителя | Действия учащихся |
Организационный этап | Предлагает высказать предположения о ходе предстоящего урока, исходя из темы урока | Высказывают предположения. Время- 1 минута. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности | Предлагает высказать предположения о необходимости знаний по теме, о сфере применения этих знаний ( В каких сферах могут пригодиться знания и навыки?). | Предполагают, высказывают суждения, обосновывают. Время- 2 минуты. |
Актуализация знаний | Предлагает вспомнить материал из разделов пройденного курса анатомии. Предлагает назвать профессии, деятельность которых связана с изучением пройденных разделов. Предлагает выделить факторы, влияющие на анатомическую эволюцию человека. | Самостоятельно пытаются назвать темы и изученные ранее разделы: опорно- двигательная система, кровь, почки, сердце и другие. Называют профессии: нефролог, кардиолог, гастроэнтеролог, хирург, гематолог и другие. Пытаются выделить факторы, влияющие на анатомическую эволюцию современного человека. Время- 2 минуты. |
Текущий инструктаж для работы группах. | Предлагает перечертить таблицу в тетрадь для заполнения по мере выступления групп (см. приложение 2). Контролирует этапы выполнения работы в группах. Распределяет работу в группе. (Приложение 1). | Перечерчивают таблицу для работы в тетрадь (см. приложение 2). Читают тексты, анализируют, отвечают на вопросы в тексте. Время- 2 минуты. |
Отчётные выступления групп | Предлагает каждой группе ответить на вопросы, сопровождая презентацией на экране. Выдаёт выступающим стикеры для наклеивания на тетрадь. | Поочерёдно представители каждой группы излагают перед классом краткую информацию, изученную в тексте. Отвечают на вопросы текста. Диктуют под запись классу основные термины и направления, связанные с темой группы. Представители других групп слушают и записывают в таблицу основные термины. Время- 6 минут на выступление каждой группы. |
Формулирование общего вывода. | Предлагает на основе выступлений групп сформулировать общий вывод и выполнить задание. Для этого учащимся предлагается создать анатомический образ человека будущего. Образ может быть, как словесным, в виде рисунка, в виде схемы. Работа возможна как индивидуальная, так и парная, так и групповая. | Формулируют устно общий вывод. Создают анатомический образ человека будущего. Время- 9 минут. |
Рефлексия. Подведение итогов урока. | Предлагает подвести итоги: достигнута ли поставленная цель урока? Чему научились? Какие знания из курса биологии позволили создать модель? Оглашение критериев выставления отметок. | Подводят итоги урока. Проводят анализ эффективности урока и степень достижения поставленной в начале урока цели. Время- 2 минуты. |
Приложение 1.
Приложение 2.
Цель: выявить факторы, влияющие на эволюцию современного человека и создание анатомического образа человека будущего.
Ход работы.
Какие факторы будут действовать на эволюцию анатомии человека: новые технологии или влияние окружающей среды?
Мой анатомический образ человека будущего. (Используйте и другие сферы, изученные на уроках анатомии.