СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - проект на тему " Охрана природы родного края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока ребята обобщат свои знания о богатствах природы родного края- Донецкой Народно Республики

Просмотр содержимого документа
«Урок - проект на тему " Охрана природы родного края"»

Урок-проект на тему «Охрана природы родного края»

4 класс

Е.Г.Гулая

МОУ «Школа № 89 г.Донецка», учитель начальных классов,

специалист 9 тарифного разряда, «Старший учитель»

Цель:

  • продолжить знакомство с природой родного края;

  • изучить наиболее характерные особенности ландшафта и животного мира Донбасса;

  • развивать умение собирать, обрабатывать информацию, развивать кругозор, пополнять словарный запас;

  • формировать навык работы в группе;

  • воспитывать любовь и заботливое отношение к природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация «Заповедные места родного Донбасса», листы А-3, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, картинки растений, животных, природы, газеты, журналы, энциклопедии.

Тип урока: урок – проект

Ход урока

  1. Организационное начало урока.

Донецкий край – красивый уголок!

Донецкий край – шахтерский уголек!

В ним ширь степей и шум азовских волн!

Величествен и так прекрасен он! (Татьяна Резник)

Сегодня мы продолжим говорить о чудесной природе Донбасса. Но этот урок будете необычный. А вот чем он будет необычен, узнаете позже.

  1. Изучение нового материала.

    1. Беседа.

- Что мы понимаем под природой? -Какое значение имеет природа для человека?

-Есть ли различия между понятиями «природа» и «природа родного края»? Какое из них нам ближе? Почему? -Знаем ли мы природу родного края? -Где и как можно познакомиться с природой Донбасса?.

Лучший способ знакомства с природой – экскурсия. Поэтому я предлагаю вам совершить виртуальную мультимедийную экскурсию по родному краю.

    1. Просмотр презентации «Заповедные места родного Донбасса»

    2. Беседа «Природа в опасности»

Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. Мы с удовольствием слушаем песни птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот лесов. Мы с наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек, красотой цветов и яркой зеленью лесов. Всё это нам щедро дарит планета Земля. А взамен просит только одного – бережного доброго отношения. Поэтому сегодня мы поговорим о том, что можем и должны делать мы, люди, чтобы сберечь природу родного края.

  1. Работа над проектами.

Сейчас я предлагаю разделиться на группы. Каждая группа будет готовить материал на отдельную тему. Однако не нужно будет ничего записывать. Вы будете составлять интеллект – карты. В конце урока вы защитите свой проект.

Группа 1. «Экологи». Тема вашего проект для защиты «Природа в опасности». Вот вопросы, которые вы должны раскрыть: что загрязняет природные ресурсы нашего края? Почему исчезают водоёмы? Чем опасен мусор для окружающей среды?

Группа 2 «Учёные» Вам нужно ответить на следующие вопросы. «Что будет, если человек будет дышать загрязненным воздухом?», «Что будет, если люди не будут перерабатывать мусор?», «Что будет, если не будет чистой воды?»

Группа 3 «Санитары». Вы должны составить план мероприятий по охране окружающей среды учениками нашей школы и составить правила «Что же надо сделать, чтобы улучшить обстановку в нашем крае и сохранить красоту уголков природы, по которым совершили сегодня путешествие?», Также, попросим вас составить памятку о правилах поведения в природе.

(Вопросы для каждой группы записаны на карточках и раздаются в конвертах)

Каждая группа получает источники, с которыми будут работать: журналы, энциклопедии, газеты, иллюстрации. А также, карандаши, фломастеры, лист формата А- 3

  1. Физминутка. Игра «Хорошо и плохо»

-  Я буду задавать вопросы, если вы считаете, что это хорошо, то хлопните 3 раза в ладоши, если считаете, что это плохо, то присядьте 1 раз.

Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (Плохо)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (Плохо)

Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (Хорошо)
Если ветку подвяжу
Колышек поставлю? (Хорошо)
Если сильно насорю
И убрать забуду? (Плохо)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (Хорошо)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю!

  1. Защита проектов. Каждая группа раскрывает свою тему и демонстрирует при этом составленную интеллект – карту. На ней с помощью схем, рисунков отображена данная информация.

Группа 1. «Экологи». Ребята рассказывают о том, что предприятия загрязняют атмосферу, они сбрасывают свои отходы производства в реки, пруды, балки и овраги нашего края. Основными загрязнителями водных объектов являются предприятия металлургической промышленности – Енакиевский металлургический и коксохимический заводы, Макеевский коксохимзавод, предприятия угольной промышленности. Свою долю в загрязнение атмосферы вносит автомобильный транспорт. Применение на сельскохозяйственных полях минеральных и органических удобрений, химических средств борьбы с вредителями приводит к загрязнению почв и водоемов. Гибнут раки, рыбы, загнивают водоросли. Огромные площади земель Донбасса распаханы, поэтому травянистые растения в природном состоянии сохранились только в заповедниках и заказниках, а также по склонам оврагов и балок. 1870 видов растений требует специальной охраны. Требуют охраны и животные. За последние 30-40 лет из водоемов исчезли многие виды рыб, которые водились в Северском Донце. Люди построили на берегах Азовского моря города с их огромными заводами и фабрикам; распахали прибрежные целинные степи; перекрыли реки, впадавшие в него, тем самым прекратив доступ нужного количества воды в море и загрязнив его промышленными и сельскохозяйственными отходами. Они забрали воду рек на промышленные нужды и сельское хозяйство. В результате этого резко сократилось поступление пресной воды в море. Проблема отходов признаётся учёными одной из самой главных и трудных. Горы отходов изуродовали леса, луга и реки. Люди, производя товары, продукты, необходимые для жизни получают миллионы тонн мусора, которые загрязняют и уничтожают практически все — почву, водоемы, воздух, животных и самого человека. Любые отходы очень опасны. Бутылки, пластик, пакеты, практически не разлагаются. Они постоянно накапливаются и накапливаются, превращая местность в гигантскую свалку.

Группа 2 «Учёные». Ребята этой группы рассказывают о том, что без воздуха не может жить ни одно живое существо на земле. Вся наша планета окутана прозрачным покрывалом – воздухом. Мы его не видим, не чувствуем. Но если оно исчезнет, исчезнет всё живое. Загрязненный воздух будет вызывать у людей раздражение дыхательных путей, резь в глазах, слезы, приступы бронхиальной астмы, аллергию. В загрязненном воздухе много угарного газа. Это приведет к быстрой утомляемости людей, головной боли, головокружению, ослаблению памяти, непонятному раздражению. Люди поголовно начнут болеть. если выровнять весь существующий мусор , то он будет по колени одному человеку. Это очень страшно. Если не перерабатывать мусор, то люди будут просто передвигаться по мусорным горам.

Порядок на улице наших городов зависит от нас с вами. Как мы будем заботиться о чистоте нашего  города, в таком городе мы с вами и будем жить. В чистом, красивом и уютном или загрязненном бытовыми отходами.

Используя природные богатства, человек возвращает природе огромное количество отходов. Около городов и заводов скапливаются горы мусора, превращая всё в свалки. Мусором завалены обочины автомобильных дорог. Ветер разносит по округе бумагу и пластиковые упаковки.

Большинство людей не видит в этом серьёзной проблемы. Не понимают и не хотят понимать, что этот мусор вернется к каждому из них. Ребята, давайте будем любить и беречь наши города, где мы живем.

Вода является источником жизни. Всем растениям и животным для существования нужна чистая вода. Одни пьют её, другие живут в ней. В настоящее время найти чистую воду на нашей планете становится все труднее. Люди перестали ценить и беречь воду.

Загрязнение превращает прибрежные воды в места не пригодные для отдыха и купания. Больше всего воду загрязняют химические вещества. Загрязнение воды убивает большое количество птиц, рыб и др. животных, а в некоторых случаях убивает всё живое. Весь мир сразу станет похож на одну большую помойку. Некоторые факты о мусоре:

1. На бутылку из стекла на разложение уйдет примерно один миллион лет.

2. Пакет из полиэтилена будет разлагаться около тысячи лет.

3. Бутылка из пластика полностью исчезнет через пятьсот лет.

4. Металлолом из алюминия — двести лет.

5. Окурок из сигареты превратиться полностью в прах через 5 лет.

6. Простая газета исчезнет через 2 недели.

7. Остатки апельсина — через два месяца.

Группа 3 «Санитары» План мероприятий по охране окружающей среды.

  • Срубили лес, надо посадить новый;

  • вредные сбросы надо очистить;

  • использовать лучшие технологии и исправить то, что уже нарушено;

  • разработать новые экологически чистые материалы;

  • с целью охраны природы все предприятия, особо загрязняющие природную среду, размещать вдали от жилья;

  • вокруг предприятий посадить зеленые насаждения;

  • высаживать на шахтных терриконах деревья и кустарники;

  • карьеры заполнить водой, разводить в них рыбу, превратить их в зону отдыха людей;

  • вместо общественного транспорта ходить пешком или ездить на велосипеде.

Ребята нашего класса готовы уже сегодня сажать деревья и растения, очищающие воздух. Выключать воду и свет, когда они нам не нужны. Ведь через струйку толщиной в иголку вытекает 840 литров воды в день. Не выбрасывать мусор куда попало, готовы собирать его раздельно.

Правила поведения в природе.

- Береги природу!

- Не бросай мусор в лесу, поле, на берегу речки, на пляже.

- Соблюдай тишину в лесу.

- Не рви и не топчи цветы.

- Не ломай ветки деревьев и кустов.

- Не лови бабочек, шмелей и других насекомых.

- Не лови и не приноси домой диких животных.

- Не разрушай птичьи гнезда.

- Зимой подкармливай птиц.

  1. Рефлексия.

Круг «От сердца к сердцу» 
Дети по кругу передают «волшебный шар» и произносят фразу:

«Чтобы помочь природе, я могу …».

  1. Итог урока. Прием «Незаконченные предложения»

  • «На этом уроке для меня важным открытием было ….»

  • «Урок важный, потому что …..»

  • «Я знаю …..»

  • «Мне понравилось …..»

  • «Мне не понравилось …..»

- Закончить наш урок я хочу словами

Я сорвал цветок и он увял.
Я поймал мотылька и он умер.
И тогда я понял,
что прикоснуться к красоте
можно только сердцем.

(Гвездослав Павол)

- Ребята, любите и берегите природу!

  1. Домашнее задание. Нарисовать уголок природы родного края.


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!