СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Прокариотическая клетка"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Прокариотическая клетка" позволит прожоджить знакомство с разнообразием  клеток,сравнитвать особенности строения и жизнедеятельности эукариот и прокариот.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Прокариотическая клетка"»

10 класс Осадчева С.М.

Прокариотическая клетка.

Цели:

 Образовательные: изучить строение, процессы жизнедеятельности прокариотов, установить взаимосвязь строения и функций, роль в природе и жизни человека.

Развивающие: продолжить знакомство с разнообразием клеток, сравнить особенности строения и жизнедеятельности эукариот и прокариот, формировать знания об использовании прокариот человеком.

Воспитательные: научить бережному отношению к здоровью.

План урока:

Организационный момент

Ход урока:

Актуализация знаний.

Трудно найти место на Земле, где не было бы бактерий. Они встречаются в самых разнообразных местах: в атмосфере и на дне океанов, в быстротекущих реках и в вечной мерзлоте, в парном молоке и в ядерных реакторах; однако особенно много их в почве. В верхнем слое почвы содержатся миллионы бактерий на 1г, то есть примерно 2тонны на гектар. Среди бактерий много форм, которые паразитируют на человеке, растениях и животных. Бактерии – мельчайшие из организмов, обладающих клеточным строением; их размеры составляют от 0,1 до 10мкм. На обычной типографской точке можно разместить сотни тысяч бактерий среднего размера. Бактерии можно увидеть только в микроскоп, поэтому их называют микроорганизмами или микробами; микроорганизмы изучаются микробиологией. Часть микробиологии, изучающая бактерии, называется бактериологией. Начало этой науке положил Антониван Левенгук в XVII веке.(сл.6)

Бактерии – древнейшие из известных организмов. Следы жизнедеятельности бактерий и сине-зелёных водорослей (строматолиты) относятся к архею и датируются возрастом 3,5млрд.лет.

Из-за возможности обмена генами между представителями различных видов и даже родов систематизировать прокариот довольно сложно. Удовлетворительная систематика прокариот не построена до сих пор; все существующие системы являются искусственными и классифицируют бактерии по какой-либо группе признаков, не учитывая их филогенетического родства. Ранее бактерии вместе с грибами и водорослями включались в подцарство низших растений. В настоящее время бактерии выделены в отдельное надцарство прокариот.

На основе обмена веществ падразделяются на три подцарства:

Архебактерии

Оксифотобактерии

Настоящие бактерии.

Рассмотрим особенности строения прокариот на примере представителей подцарства Настоящие бактерии.

Бактерии микроскопически малы, но их скопления (колонии) нередко видимы невооруженным глазом.( Слайд7-15)

По форме и особенностям объединения клеток различают несколько групп настоящих бактерий:

  • кокки, имеющие шарообразную форму;

  • бациллы или палочки, - вытянутые в длину бактерии;

  • вибрионы – дугообразно изогнутые бактерии;

  • спириллы – бактерии с вытянутой шпорообразно извитой формой.

В цитоплазме мембран мало, и они представляют собой впячивания наружной цитоплазматической мембраны. Совсем нет органоидов, окруженных мембраной (митохондрии, пластиды и др.) Синтез белков осуществляется рибосомами, имеющими меньший размер, чем у эукариот. Все ферменты, обеспечивающие процессы жизнедеятельности, рассеяны в цитоплазме или прикреплены к внутренней поверхности цитоплазматической мембраны.(Слайд16-18)

В бактериальной клетке отсутствует ядро, хромосомы не отделены от цитоплазмы оболочкой ядра, а свободно располагаются в ней. Кроме того, в клетке бактерии отсутствуют ряд органоидов: нет митохондрий,ЭПСаппарата Гольджи и пр. Снаружи клеточная мембрана окружена клеточной стенкой.

Большинство бактерий передвигаются пассивно, с помощью водных или воздушных течений. Только некоторые из них имеют органеллы движения – жгутики. Жгутики прокариот очень просты по устройству и состоят из белка флагеллина, образующего полый цилиндр диаметром 10–20нм. Они ввинчиваются в среду, продвигая клетку вперёд. По-видимому, это единственная известная в природе структура, использующая принцип колеса.(Слайд 19)

По способу питания бактерии делятся на две большие группы:

  • автотрофы

  • гетеротрофы. (сл.23)

К автотрофам, не нуждающимся в веществах, произведённых другими организмами, относятся фотосинтетики (например, пурпурные бактерии и сине-зелёные водоросли) и хемосинтетики (железобактерии, серобактерии, азотные бактерии). Цианобактерии (сине-зелёные водоросли) расщепляют воду на водород, используемый для синтеза углеводов, и кислород. По-видимому, именно эти организмы в свое время наполнили атмосферу Земли кислородом.

К гетеротрофам относятся паразиты (возбудители гонореи, менингита и пр.) и сапрофиты (например, бактерии гниения или брожения).(Слайд 28-29)

По способу дыхания бактерии делятся на аэробов (большинство бактерий) и анаэробов (возбудители столбняка, ботулизма, газовой гангрены). Первым для дыхания нужен кислород, для вторых кислород бесполезен или даже ядовит. Бактерии размножаются путем деления примерно каждые 20 минут (в благоприятных условиях). ДНК реплицируется, каждая дочерняя клетка получает по своей копии родительской ДНК. Возможна также передача ДНК между неделящимися клетками (посредством захвата “голой” ДНК, при помощи бактериофаговили путём конъюгации, когда бактерии соединяются между собой к популяционными фимбриями), однако увеличения количества особей при этом не происходит. Размножению препятствуют солнечные лучи и продукты их собственной жизнедеятельности.

Поведение бактерий не отличается особой сложностью. Химические рецепторы регистрируют изменения кислотности среды и концентрацию различных веществ: сахаров, аминокислот, кислорода. Многие бактерии реагируют на изменения температуры или освещенности, некоторые бактерии могут ощущать магнитное поле Земли.(сл.30-34)

При неблагоприятных условиях бактерия покрывается плотной оболочкой, её содержимое становится более густым, жизнедеятельность почти прекращается. В таком состоянии споры бактерии могут часами находиться в глубоком вакууме, переносить температуру от –240°С до +100°С.

Рассматриваем строение бактериальной клетки и выполняем задание

В подцарстве прокариот особое место занимают цианобактерии, нередко называемых синезелеными водорослями.

Большинство из них, будучи автотрофными организмами, могут синтезировать все вещества клетки за счет энергии света. Однако они способны к смешанному типу питания. Часто вступают в симбиоз с другими организмами, например с грибами.

В природе роль бактерий велика. Они широко населяют почву, выполняя роль разрушителей органического вещества. Возвращают химические элементы в биологический круговорот.

И в жизни человека роль бактерий огромна. Так, получение многих пищевых и технических продуктов невозможно без участия различных бродильных бактерий. В результате жизнедеятельности бактерий получают простоквашу, кефир, сыр, кумыс, а так же ферменты, спирты, лимонную кислоту.

Встречаются бактерии симбионты, например клубеньковые бактерии, поселяющиеся в корнях растений семейства бобовые, способны усваивать азот из воздуха и, таким образом снабжают эти растения азотом.

Велика и отрицательная роль бактерий. Различные виды бактерий вызывают порчу пищевых продуктов, выделяя в них продукты своего обмена, ядовитые для человека. Наиболее опасны патогенные бактерии – источники различных заболеваний человека и животных, таких как воспаление легких, туберкулез, аппендицит, сальмонеллезы, чума, холера и др. Поражают бактерии и растения.

Ученики в тетрадях записывают тезисы о значении бактерий в природе. Рассказ учеников учитель сопровождает слайдами из презентации.

  1. Закрепление материала (предлагается выполнение тестового задания

1.Каково строение тела бактерии?
а) Многоклеточное; б) одноклеточное; в) колониальное.

2.Какую форму клетки имеет холерный вибрион?
а) шаровидную, б) палочковидную, в) извитую

3.Какие органеллы содержатся в клетках бактерий?
а) рибосомы; б) митохондрии; в) пластиды.

4.Какими по способу питания являются гнилостные бактерии?
а) автотрофными; б) симбиотическими; в) гетеротрофными.

5.Какие бактерии являются автотрофными?
а) паразитические; б) серобактерии; в) клубеньковые.

6.К какому типу размножения относится конъюгация у бактерий? 
а) половое; б) бесполое; в) вегетативное.

7.Что образуют бактерии для перенесения неблагоприятных условий среды?
а) цисты; б) споры; в) клубеньки.

8.Чем по типу организации является бактериальная клетка?
а) прокариотической; б) зукариотической.

9.Что проводится для уничтожения патогенных бактерий?
а) консервирование; б) охлаждение; в) дезинфекция.

10.Какие бактерии используют кислород для дыхания?
а) анаэробные; б) аэробные.



На основе знаний о строении прокариотической клетки вставьте в текст пропущенные слова:


  1. Бактериальная клетка ограничена ………………………………………….

  2. Внутренний слой оболочки представлен ………………………………………

  3. над которой находится ………………….

  4. над клеточной стенкой у многих бактерий ……………………………….

  5. Мембрана может образовывать складки, называемые …………….. Они могут иметь разную форму (мешковидные, трубчатые, пластинчатые и др.).

  1. Д.З.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!