Повторительно-обобщающий урок истории в 5 классе по теме «Путешествие по Древней Греции»
Цели и задачи урока:
Образовательные:
обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися при изучении темы Древняя Греция;
показать учащимся, каково значение культуры Древней Греции и её влияние на мировую культуру;
помочь осознать вклад эллинов в развитие культуры народов;
развивать общеучебные умения: работать в заданном темпе; работать в группах;
развивать умения работать с различными источниками информации;
развивать коммуникативную культуру, умение рассуждать, обобщать, делать выводы;
учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим;
воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах;
творческую личность, стремящуюся к самореализации своих сил.
Ожидаемые результаты
После этого урока учащиеся смогут:
осознать вклад эллинов в развитие культуры народов;
соотносить даты и события;
раскрывать смысл понятий и терминов;
анализировать результаты групповой и индивидуальной деятельности;
формулировать оценочные суждения, обосновывая и защищая свою точку зрения
Формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные
1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Познавательные
1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию).
2. Выявлять причинно-следственные связи.
3. Делать выводы.
4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.
5. Доказывать.
6. Сравнивать.
7. Анализировать – выделять главное.
8. Представлять информацию в разных формах (текст).
Личностные
1.Оценивать свои и чужие поступки.
2.Оценить значение Древней Греции и ее влияние на мировую культуру.
Коммуникативные
1. Излагать своё мнение, аргументируя его.
2. Создавать устные и письменные тексты.
Оборудование: компьютер, презентация, конверты с заданиями.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Форма урока: игра – путешествие « Виртуальная экскурсия»
Литература:
Учебник: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. Искендерова.- М.: Просвещение, 2012г.
Дидактический материал: Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие.- М.: Творческий центр «Сфера», 2003г.
Бренд М.Ю. Тесты. История древнего мира.5 класс.- М.: Дрофа,2005г.
Методическая литература: Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина и др.- М.: ВАКО,2008г.
Ф.А. Михайловский История Древнего мира. Книга для учителя. – М.:Русское слово, 1990г.
Гаспаров Михаил. "Занимательная Греция".- М.: Терра, 2009 г.
http:// ellada/spl.ru / История Древней Греции
Содержание учебного материала к уроку базируется на учебнике:
Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. Искендерова.- М.: Просвещение, 2013г.
Ход работы
І. Организационный момент.
-Здравствуйте, дети! Сейчас у нас урок истории. Буду проводить его я. Меня зовут Л.Ю. А сегодняшний урок будет у нас необычным.
II. Мотивация учебной деятельности. Рефлексия настроения.
(Создание рабочего настроения).
Учитель: Дети, прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите своему соседу чувство уверенности в том, что у вас сегодня все получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу, опустите ладошки.
(Звучит греческая музыка) (Слайд 1)
Учитель: В этом году на уроках истории вы виртуально побывали в разных странах и узнали много нового.
- Вспомните, в каких странах вы побывали?
- Египет, Индия, Китай, Двуречье, Италия, Греция.
- Ребята, хотелось бы вам совершить путешествие по одному из этих стран?
- Да.
- Сегодня у нас есть возможность побывать в одной из стран.
А куда? Об этом вы узнаете открыв свиток с описанием страны.
(ученик вытаскивает бочонок из мешка, достает карточку с описанием страны страны).
На свитке:"Эта страна расположена на Балканском полуострове. Это - горная страна т.к. горные хребты пересекают её вдоль и поперёк, и страна быстрых горных рек с холодной прозрачной водой. Зима там короткая, лето знойное. В стране мало лесов и плодородных земель, но её природу нельзя назвать бедной. Там много виноградников, оливковых деревьев, пастбищ, на которых пасутся овцы и козы.
Народ этой страны создал великую культуру: мифы, архитектура, скульптуры, литература, поэзия, театр, которые до сих пор являются классическими образами для мировой культуры. Жители этой страны гордятся своими храмами.
Самая высокая гора этой страны – Олимп, где, по преданию, живут разные боги. Она - родина Олимпийских игр. Самый известный город - Афины, расположенный в южной части Балканского полуострава в Аттике".
- Кто догадался, о какой стране идет речь?
- Древняя Греция. Почему вы так думаете? (Ответы детей).
- Совершенно верно. Итак, сегодня я приглашаю вас в Древнюю Грецию - в страну удивительной красоты и древнейшей культуры, колыбели цивилизации, родины демократии, многие достижения которой оказали огромное влияние на последующее развитие человечества.
Чтобы нам не заблудиться в пути, покажите, пожалуйста, на карте где находится Древняя Греция, и какими морями омывается и поставьте флажочек. (Дети по карте показывают географическое положение страны, ставят флажок).
- А отправляться туда я предлагаю на судне (показываю), не на простом судне, а на древнегреческом (Слайд 2).
- Согласны?
- Да.
- Как называлось это судно в Др. Греции?
-Триер.
- Молодцы. Скажите, пож-та, что вы знаете об этом корабле?
- " Триер - военное трехгребное судно, на котором гребцы располагались в три яруса.
Гребцы размещались у обоих бортов. Гребцов доходило до 200 человек."
-Почему на военном корабле?
-Чтобы было надежно.
- Во время путешествия мы будем останавливаться в разных греческих портах, чтобы пополнить наши знания о Греции.
- Для путешествия я предлагаю разделиться на 2 команды. У вас на столах лежит конвертик с заданием «Набери название команды».
- Узнайте название команды и выберите капитана.
- Молодцы. команды готовы
(Раздаются карточки, названия вывешиваются на доске.).
- Итак, какие команды?
- "Илиада" и "Одиссея".
- Дети, эти слова вам о чем -то говорят?
-Это название поэм Гомера.
- Молодцы! Итак, начинаем путешествие. В течение всего плавания вы будете заходить в разные порта, выполнять задания как самостоятельно, так и в группе, получать за правильные баллы – вот такие жетончики. ( древнегреческого щита).
- Поэтому работайте активно. И мне очень хочется, чтобы в игре вы проявили чувство уважения и поддержки своего товарища по команде и своим соперникам. Иными словами, чтобы вы проявили те качества, которые были характерны эллинам. Проводя собственные исследования, к концу путешествия вы должны дать ответ на следующий вопрос: «Каково влияние культуры Древней Греции на мировую культуру?»
- Итак, команды готовы?
- Если все готовы, мы отправляемся в путешествие.
(Раздаётся звонок, означающий «старт»).
IV. Систематизация и обобщение знаний и умений.
Путешествие по Греции.
1й порт: "Набери команду"
Первый порт, куда мы прибыли, называется « Набери команду». У меня на листках записаны герои двух поэм греческого поэта Гомера. Ваша задача выбрать только тех, кто был героем в поэме. Одиссея выбирает своих героев, а Илиада – своих.
« Илиада» | « Одиссея» |
Ахиллес Гектор Приама Патрокл Андромаха | Одиссей Алкиной Циклоп Сирены Харибда Пенелопа |
1. Ахиллес. . Гектор Приама. Патрокл Андромаха Приама
2. Одиссей Алкиной. Циклоп Сирены Харибда. Пенелопа
- Проверяем. Слово команде «Илиада».
- Слово команде «Одиссея». ( получают жетончики)
Молодцы, вы вспомнили героев поэм Гомера. И теперь мы с вами можем отправляться дальше. (Звонок).
2й порт« Историческая разминка»
Говоря об удивительной стране – Греции, прежде всего нужно знать ее историю. Поэтому следующий порт называется « Историческая разминка»
Вопросы для 1 команды:
Высший орган, выражающий волю народа в Афинах? (Народное собрание)
Поселение греков за морем? (Колония)
Название горы – места обитания богов? (Олимп)
Верховный бог Греции. (Зевс)
Мифические одноглазые великаны? (Циклопы)
Уязвимое место Ахиллеса? (Пятка)
Вопросы для 2 команды:
Жена Одиссея? (Пенелопа)
Сосуд для вина и масла? (Амфора)
Власть народа в Древней Греции? (Демократия)
Автор «Илиады» и «Одиссеи». ( Гомер)
Кого называли отцом истории? (Геродот)
Имя женщины, из-за которой началась Троянская война. (Елена)
Молодцы, со вторым заданием вы справились и принесли в копилку своей команды очки. Отправляемся дальше (Звонок).
3-й порт: «Переводчик».
- Когда мы собираемся в чужую страну, мы должны познакомиться не только с историей данной страны, но и хоть немножечко знать язык. Следующий порт называется «Переводчик». (Слайд 4)
Перед вами анаграммы греческих слов, Вы должны правильно соотнести к каждому слову его значение. За каждое правильно собранное слово вы получите 1 балл.
Демос | Простой народ |
Архонты | Правители |
Театр | Место для зрелищ |
Демократия | Власть народа |
Илоты | Рабы |
Полис | Город – государство |
Ипподром | Место для проведения конных соревнований |
Стратег | Военачальник |
Амфора | Сосуд для вина с маслом или вином |
Педагог | Сопровождающий ребёнка |
Триера | Мелкосидящий военный корабль с тремя рядами вёсел |
Оратор | Человек, умеющий произносить речь |
-Молодцы.
4 порт « Мифы и легенды Древней Греции».
Команда набрана, историю знаем, язык выучили, теперь нам необходимо
вспомнить об их культуре, преданиях, мифах и легендах, которые оказали большое влияние на культуру других народов страны. Следующий порт « Мифы и легенды Древней Греции».
- Сейчас на слайдах вашему вниманию будут представлены предметы. Ваша задача по ним вспомнить название мифа, назвать героев. Команды будут отвечать по очереди. за правильный ответ 1 щиток.
Миф 1. Меч и клубок ниток. ( миф о Тесее и Минотавре)
Миф 2. Корабль и чёрные паруса ( Эгей и его сын Тесей)
Миф 3. Перья, воск, нитки. ( Дедал и Икар)
Миф 4. Яблоко с надписью « Прекраснейшей ( миф о начале Троянской войны)
Миф 5. Огонь, утёс, цепи, орёл, печень ( миф о Прометее)
Миф 6. Город, трезубец, источник с морской водой, копьё, оливковое дерево (миф о споре Афины и Посейдона)
Миф 7. Головная боль, топор, щит, крылатая богиня Ника ( миф о рождении богини финны)
Миф 8. Троянский конь ( миф о победе греков )
- Ребята, как вы думаете, помогли ли данные мифы развитию культуры других стран? Как помогли? (Ответы детей). С заданием справились?
-Да.
- Тогда отправляемся дальше.(Звонок)
5 порт: «Священный Олимп».
- Путешествуя по Греции, невозможно проплывать мимо священной горы Олимп.( Слайд)
- Подскажите, пож-та, чем знаменита эта гора ?
+ (На ней жили олимпийские боги).
- Чтобы мы смогли продолжить и благополучно закончить наше путешествие мы должны оказать почтение олимпийским богам.
- И следующий наш порт называется «Священный Олимп». -Только прежде чем совершить восхождение на Олимп – нам необходимо передохнуть. В Древней Греции перед тем, как начать состязания атлеты проводили разминку, давайте тоже встанем и разомнёмся.
Физкультминутка.
- Сейчас все встали. Я буду называть имя или исторический факт, если то что я называю относится к Греции, вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если не относится, то вы хлопаете в ладоши и приседаете и. Будьте внимательны. Афина +, Зевс+, Солон+, Пирамида_, Одиссей+, Хамураппи_, Геродот+, Афродита+, каста_, шахматы_, демократия+. Молодцы! Присаживайтесь.
- А теперь, внимание, вспомним греческих богов. Посмотрите на экран. Сейчас на экране вы увидите бога. Ваша задача назвать бога и сказать богом чего он является. За каждый правильно данный ответ вы получите 1 бал. - Молодцы, вспомнили богов. Боги покровительствуют нам, поэтому в пути с нами ничего не случится. А мы продолжаем свое путешествие по Греции.
6 порт: "Лента времени"
- Следующий наш порт « Лента времени». Перед нами ворота прекраснейшего города – Афины. Но вход нам преграждают стражники. Они не впустят нас до тех пор, пока мы с вами не разгадаем странные числа, которые размещены на воротах. (Слайд). Перед вами конверты с датами и историческими событиями. - Соотносите даты и исторические события и располагайте их по хронологии. Работу выполняем на доске. Клеим сначала дату, параллельно - историческое событие.
1) 776 г. до н. э. – первые Олимпийские игры
2) 594 г. до н. э. – реформы Солона
3) 490 г. до н. э. - Марафонская битва
4) 480 г. до н. э. – вторжение персов в Элладу ( Саламинское сражение)
- Почему вы вывесили хронологию таким образом, т.е.начиная с большой даты?
- Чем ближе к концу века, тем меньше порядковое число года.
7 порт: «Выдающиеся личности Древней Греции»
Путешествуя по Греции, нельзя не вспомнить знаменитых людей этой удивительной и прекрасной страны. Впереди у нас остался последний порт: «Выдающиеся личности Древней Греции». Я сейчас вам буду читать высказывания, а вы назовите, кому принадлежат эти слова. За каждое правильное угадывание команда получает 1 щит.
1) « …афиняне, я узнаю этот корабль, но не могу различить цвет паруса…» (Эгей)
2) «Спасая войска, он приказал всем отступать. Сам же вместе с тремястами спартанцами остался на верную смерть, чтобы прикрыть отход греческих отрядов. (Леонид)
3) «Такого оратора, как он, в Греции еще не было. Его звали «олимпиец», его речи поражали слушателей как молния. Один его противник объяснял любознательным: «Если бы мы боролись и я его повалил, он и лежа убедил бы всех, что это он меня повалил». «Луковицеголовый!» — дразнили его. Он был спокоен: пусть говорят что угодно, лишь бы делали то, что полезно». (Перикл)
4) « Мать чёрная, земля многострадальная,
С которой сбросил я позорные столбы.
Рабыня раньше, а теперь свободная…» (Солон)
5) «В городе Гордии ему показали колесницу, на которой был запутанный узел. Говорили, что кто развяжет этот узел, тот унаследует власть над всей Азией. Царь попробовал и не смог. Тогда он взмахнул мечом и одним ударом разрубил его». (Александр Македонский)
6) «Греки часто вспоминали, как их давние предки бились под Троей, как скитался по дороге на родину Одиссей. Пели об этом песни. Эта полумифическая личность впервые создала вместо коротких песен две большие поэмы: «Илиаду» и «Одиссею», которые считаются самыми знаменитыми поэмами древности». (Гомер)
- Итак, ребята, это был последний порт нашего путешествия. Давайте подведем итоги, посчитаем кто сколько щитов набрал. (Считают щиты, определяют победителя).
-Те, кто собрал меньше щитов, не огорчайтесь, я думаю, что вы получили самое ценное в этом путешествии - знания.
- А теперь прошу занимать места на судне, возвращаемся обратно домой.(Звонок). Вот мы и дома.
Итоги урока. Рефлексия.
- Ребята, скажите, пожалуйста, где мы с вами сегодня побывали?
- В каких портах мы с вами останавливались?
- Что интересного там увидели?
- Вам понравилось путешествие? Что больше всего вам понравилось?
- Скажите, пож-та, полезно ли было для вас это путешествие? Чем?
- Да, ребята. Мы сегодня узнали много интересного о богатой культуре, искусстве и народах Древней Греции. Как вы думаете повлияло ли культура Древней Греции на мировую культуру? Что подарила миру Древняя Греция?». (Олимпийские игры, демократию, творцов философии, образцы художественного творчества - скульптуру, архитектуру, зодчество, росписи, керамику, поэзию, драматургию, лирику, а также мифы и сказания Античной Эллады.)
- Мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы показали прекрасные знания, работали дружно и слаженно.
-В Древней Греции победителей награждали лавровыми венками. Я тоже хочу вас за отличные знания вручить награды - лавровые венки и веточки. Спасибо вам за работу. -