Путешествие во Фразеологическую губернию.
(игра между 7 - 11 классами) (Игра на неделе русского языка и литературы)
Подготовила Огородникова Л. В., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с. Преображенка
В стране Русский язык много губерний, одна из них – Фразеологическая. В ней проживают устойчивые сочетания слов – фразеологизмы.
Русский язык богат фразеологизмами. Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над природными явлениями, другие связаны с реальными историческими событиями, третьи вышли из сказок, песен, загадок.
Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают её образной, выразительной, чем больше человек знает устойчивых оборотов, тем ярче его речь, тем яснее выражает он свои мысли.
Давайте начнём нашу игру.
1 конкурс «Разминка».
- Закончите стихотворение фразеологическим оборотом.
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
… (Водой не разольёшь).
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
… (Окажешь медвежью услугу).
Глеб у доски … (повесил нос),
Краснеет до …(корней волос).
Он в этот час, как говорится
Готов … (сквозь землю провалиться).
Мы исходили городок
Буквально вдоль и …(поперёк).
И так устали мы в дороге,
Что еле …(еле тащим ноги).
Шуточные вопросы для разминки.
Есть ли у земли лицо?(Да, во фразеологизме стереть с лица земли).
Можно ли что – нибудь переливать из пустого сосуда? (В выражении переливать из пустого в порожнее).
Может ли вопрос … заболеть? Есть ли у него ребро? (В фразеологизмах больной вопрос, поставить вопрос ребром).
Говорят – искать по горячим следам. А может ли след быть холодным? (В выражении и след простыл).
Может ли горе быть … в жидком состоянии?(В выражении хлебнуть горя, испить горя).
Есть ли глаза у опасности, правды, смерти? (Во фразеологизмах смотреть правде, (опасности, смерти) в глаза).
Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей? (Каша, винегрет).
Есть ли ноги у газеты, книги? (Есть, когда их «держат вверх ногами»).

2 конкурс «Исторический».
Каждая команда получила домашнее задание узнать происхождение того или иного фразеологизма. Сейчас они нам расскажут, что же они узнали.
7 класс
Спустя рукава
Почему рукава называются так — это понятно (от слова рука). Поговорим о выражениях спустя рукава, засучив рукава. Зародились эти выражения в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95см, а у женщин были длиннее на 40 см.
(Писарь показывает репродукцию картины И. Горюшкина-Сорокопудова «Старая Русь».)
Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами — будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было завернуть, то есть засучить.
Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава, хотя рукава могут быть короткими, так что и засучивать их не надо.
Затрапезный вид
Существовали в старину забытые теперь слова затрапез и затрапезник. Так называли дешевую бумажную ткань, которая широко употреблялась для шитья грубой верхней одежды. Ткань эта была плотная и полосатая, «пестрядь, полосушка, большей частью синеполосая», как отмечает В. И. Даль.
Слово затрапез существует в нашем языке более ста лет. Костюм, сшитый из затрапезной ткани, свидетельствовал о низком происхождении человека, о небольшом достатке. Затрапезные сюртуки и халаты носили «на выход» ученики семинарий, мелкие служащие, а купцы, помещики снисходили к затрапезу лишь дома, в быту. Постепенно и всякую бедную и непарадную одежду стали называть затрапезной.
11 класс.
На лбу написано
«У него на лбу написано (или на лице написано)» — говорим мы о человеке, чье состояние, выражение лица, другие признаки ясно свидетельствуют о его характере, склонностях, намерениях или переживаниях. Однако невинное, на первый взгляд, сочетание слов несет в себе отпечаток жестоких обычаев прошлого, восходит к тем временам, когда эти выражения имели дословный смысл.
По свидетельству историка XVII в. Котошихина, людям, замешанным в Медном бунте, «клали на лица на правой стороне признаки, разжогши железо накрасно, а поставлено на том железе Буки (название буквы «Б»), то есть бунтовщик, чтобы был до веку признатен». Императрица Елизавета указом от 1746 г. ввела клеймение уже на лбу, чтобы преступники «от прочих добрых и не подозрительных людей отличны были».
От этого же указанного обычая расправы с преступниками, от выжигания клейма пошли выражения заклеймить позором (презрением) и слово прожженный — прожженный плут, мошенник и т.д. Наложение клейма и штемпельных знаков на лице было упразднено лишь в 1863 г., после отмены крепостного права. Варварский акт клеймения существовал издавна у многих народов. В Древнем Риме клеймению подвергались преступники за злостный навет. На лбу таких людей выжигалась буква «К» (первая буква латинского калюминатор «клеветник»).
Попасть впросак
Теперь веревку, бечевку, канаты делают на фабриках, а не так давно это был кустарный промысел. Целые села занимались этим.
На улицах стояли столбы с крючьями, от них канаты тянулись к деревянным колесам. Их вращали, бегая по кругу, лошади. Все эти приспособления кустарей-канатчиков назывались просак (от латинского pressum «давление», «сжатие»).
Надо было внимательно следить, чтобы не зацепиться за туго свертывающийся в просак жгут. Если попадет в плетение кончик пиджака или рубахи — прощай одежда. Искромсает ее просак, изорвет, а иногда и самого человека изувечит.
Отсюда и пошло выражение попасть впросак, что означает «запутаться, оказаться в трудном положении».
3 конкурс «Подбери синоним».
Каждой команде вручаются красочно оформленные конверты. В них на узких полосках бумаги напечатаны фразеологизмы. Ведущий называет основное значение фразеологизма, команда должна выбрать из напечатанных на узких полосках бумаги устойчивых сочетаний синонимичные и наклеить их на большой лист бумаги.
1) Попасть в неловкое положение - попасть впросак, попасть в ловушку, сесть в калошу, сесть в лужу, попасть в переплет.
2) Льстить, хвалить безмерно - петь дифирамбы, курить фимиам, возносить до небес.
3) Маленький, незначительный человек — мелкая сошка, последняя спица в колеснице, божья коровка.
4) Пойти по неправильному пути — катиться по наклонной плоскости, катиться под гору, пойти по скользкой дорожке, сбиться с пути истинного, отбиться от рук.
5) Отгородиться от жизни — сидеть в четырех стенах, уйти в свою скорлупу, вариться в собственном соку, отгородиться китайской стеной.
6) Заниматься пустыми разговорами - переливать из пустого в порожнее, точить лясы, разводить бобы.
7) Идти по легкому пути - плыть по течению, идти по линии наименьшего сопротивления, идти по проторенной дорожке.
8) Проявить явную несообразительность - заблудиться в трех соснах, попасть пальцем в небо, искать вчерашний день. '
9) Обмануть, ввести в заблуждение - втирать очки, кривить душой, пускать пыль в глаза, обвести вокруг пальца.
10) Выдумка, неправда - мыльный пузырь, турусы на колесах, чудеса в решете, бабушкины сказки.
4 конкурс «Путаница».
В устойчивом выражении одно слово употреблено неверно, его следует заменить. На обдумывание командам 30 секунд.
Крокодил в мешке (кот). Как с совы вода ( с гуся). Утиная песня (лебединая). Конское упрямство (ослиное). Стреляный петух (воробей). Подложить барана (свинью). Барсучья услуга (медвежья). Тигриная доля (собачья).
5 конкурс «Найдите антоним».
- К каждому фразеологизму левой колонки найти противоположный по смыслу фразеологизм из правой колонки. Время 5 минут.
1. На руках носить. 1. С открытой душой.
2. От доски до доски. 2. Своим горбом жить.
3. Камень за пазухой держать. 3. Ворон считать.
4. На чужой шее сидеть. 4. Держать в ежовых рукавицах.
5. Лясы точить. 5. Воды в рот набрать.
6. Держать ухо востро. 6. Не покладая рук.
7. Сидеть сложа руки. 7. В руки взять.
8. От рук отбиться. 8. С пятого на десятое.
9. Во всю Ивановскую. 9. Держать язык за зубами.
6 конкурс «Изобрази фразеологизм». Команде пантомимой изобразить фразеологический оборот.
7 класс – «Взять себя в руки».
11 класс – «Носить на руках».
7 конкурс «Творческий».
Придумать рассказ на тему «На все руки мастер», используя данные фразеологические обороты и другие, со словом рука.
Горит в руках.
Рука об руку.
Держать в руках.
Носить на руках.
Ударить по рукам.
8 конкурс «Отыщи фразеологизмы»
ГЛУПЫЕ СОРОКИ
Запишите на слух все фразеологические выражения, встречающиеся в рассказе.
Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали совещаться, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны — известные любители сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Уже, видно, пронюхали о находке, вот одна кружится, другая, третья... Того и гляди утащат среди бела дня из-под носа. Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало подальше от греха. Хватились сороки, а ее уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо было ворон считать!

9 конкурс «Блеснём умом»
Тесты для команд
1. Назовите запретный плод:
а) картофель в) яблоко
б) груша г) апельсин
2. Что такое ахиллесова пята
а) пятка с мозолью в) сильный удар
б) слабое место г) крепкий нажим
3. Какое место называют авгиевы конюшни
а) конюшни олигарха в) аукцион лошадей
б) захламленное место г) скотный двор
4. Что означает оседлать своего (любимого) конька
а) отдыхать на диване в) гонять на мотоцикле
б) распространяться на излюбленную тему г) навалиться на мороженое
5. Что означает кануть в Лету
а) уехать в командировку в) погрузиться в мечты
б) быть забытым г) зависнуть в Интернете
6. Как понимать выражение бить баклуши
а) выбивать ковры в) заниматься пустяками
б) играть в городки г) забивать голы
7. Какое блюдо бывает у некоторых людей в голове?
а) солянка сборная в) каша
б) винегрет г) сосиски с капустой
Восстановите фразеологизмы. 1. Запретный плод...
а) вкусен в) сладок
б) кисел г) горек
2. Волк в овечьей...
а) шубе в) шапке
б) кофте г) шкуре
3. Нужен как собаке...
а) второй нос в) четвертая конура
б) третье ухо г) пятая нога
4. ... скребут на душе.
а) мыши в) ногти
б) ножи г) кошки
5. ... вода на киселе.
а) первая в) горячая
б) последняя г) седьмая
6. Как... вода.
а) с крыши в) с утки
б) с цыпленка г) с утки
7. Что советуют троечнику?
а) почивать на лаврах в) браться за ум
б) держать хвост трубой г) валять дурака (ваньку)
10 конкурс «Из греческой мифологии».
- С какими событиями связаны и что означают фразеологические обороты.
Нить Ариадны.
В греческой мифологии дочь критского царя Миноса помогла афинскому герою Тесею, убившему Минотавра, выйти из лабиринта, снабдив его клубком ниток, конец которых был закреплён при входе(«нить Ариадны»).
Ахиллесова пята.
Ахилл в «Илиаде» - один из храбрейших греческих героев, осаждавших Трою. Мать Ахилла – богиня Фетида, желая сделать сына бессмертным, погрузила его в священные воды Стикса: лишь пятка, за которую Фетида его держала, не коснулась воды и осталась уязвимой. Ахилл погиб от стрелы Париса, поразившей его в пятку. Отсюда выражение «ахиллесова пята» (уязвимое место).
11 конкурс «Замени синонимом».
Не в бровь, а в глаз (метко).
Как снег на голову (неожиданно).
Яблоку негде упасть (тесно).
Хоть глаз выколи (темно).
В час по чайной ложке (медленно).
Рукой подать (близко).
Раз – два и обчёлся (мало).
Во все лопатки (быстро).
Взять себя в руки (успокоиться).
Повесить нос (расстроиться, опечалиться).
Водить за нос (обманывать).
Вставлять палки в колёса (мешать).
Во всю Ивановскую (громко).
За тридевять земель (далеко).
Рука об руку (дружно).
С гулькин нос (мало).
12 конкурс «Храм мудрых фраз».
Этот конкурс заключительный. Сейчас я прочитаю толкования, а вам их нужно заменить фразеологическими оборотами:
Очень грязное помещение, беспорядок в делах (Авгиевы конюшни).
Наиболее уязвимое место у кого – либо (Ахиллесова пята).
Беспорядок, путаница, суматоха, полная неразбериха (Вавилонское столпотворение).
Страшное разрушительное бедствие (Всемирный потоп).
Быть забытым, бесследно исчезнуть (кануть в Лету).
Что – либо желанное, крайне необходимое, редкое (Манна небесная).
Способ, помогающий найти выход из трудного положения (Нить Ариадны).
Гневно, раздражённо ругаться или угрожать кому – либо (Метать громы и молнии).
Разрешить сложное, запутанное дело насильственным, прямолинейным способом (Разрубить гордиев узел).
Тяжёлая, бесконечная и бесплодная работа (Сизифов труд).
Повод и причина ссоры, спора, серьёзных разногласий (Яблоко раздора).
Источник всевозможных бедствий, несчастий, неприятностей и забот (Ящик Пандоры).
Подведение итогов игры. Объявление победителей.
- Яркие образные слова и выражения, которые мы сегодня вспомнили в ходе игры, - это всего лишь капля в море слов. Но, возможно, эта капля приведёт вас к огромному океану русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие.
10