СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Растительный мир тундры"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Растительный мир тундры"»

Тема урока: Зона тундры. Растительный мир.

Класс 7

Цель урока: Дать общее понятие о растительном мире зоны тундры России.

Задачи урока


1.Образовательные:

Формировать представление о растительном мире зоны тундры России. Научить показывать зону тундры на карте природных зон через закрепление приемов работы с картой.

2.Коррекционно- развивающие:

Развивать умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы, выделять главное при работе с текстом, распределять и концентрировать внимание. Обогащение пассивного и активного словарного запаса в ходе изучения новой темы. Коррекция и развитие зрительных восприятий при работе с картой, учебником.

3.Воспитательные:

Воспитывать интерес к учебе, предмету, своей Родине.

4.Здоровьесберегающие:

Создавать условия для снятия позостатического напряжения.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы обучения: рассказ, беседа, объяснительно-иллюстративный, самостоятельная работа.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Материально-техническое и дидактическое обеспечение: карточки, карта природных зон России, атласы, иллюстрации с изображением растительного мира тундры.

Термины и понятия: низкорослые, карликовая береза и ива.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Психологический настрой.

-Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть в хорошем настроении.

Уч-ся выбирают смайлик-настроение


На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

Если хочешь отвечать –

Нужно руку поднимать.

- За правильные ответы вы будете получать фишки. В конце урока подведем итог и выявим лучшего учащегося.

II.Повторение

-Мы с вами продолжаем изучать природные зоны нашей необъятной страны.

-Посмотрите внимательно на иллюстрации и скажите это природа какой-то одной природной зоны или нет? (иллюстрации зоны арктических пустынь и зоны тундры)

- Какую природную зону мы уже изучили?

- А какую начали изучать на предыдущих уроках?

Работа с атласом

Слайд карта природных зон


-Кто помнит, каким цветом зона тундры обозначена на карте (сиреневым)

- Покажите на карте зону тундры. (открывают атласы и показывают зону тундры)


- Где расположена зона тундры (южнее зоны арктических пустынь вдоль берегов Северного Ледовитого океана)

- Что такое тундра? (дают определение «тундра – это…) слайд (иллюстрация тундры)

- Какой климат характерен для зоны тундры?

- Почему в тундре много озер и болот?

- Какие реки протекают в тундре? (: Обь, Енисей, Печора, Лена.)

Коррекционно-развивающая игра «Выбери правильный ответ) да-хлопнуть в ладоши, нет- топнуть ногами.

Зима продолжается 8-9 месяцев

Длинное и жаркое лето

Морозы стоят долго и иногда доходят до -50…-60°С

Налетает снежная буря и пурга

Лето короткое и прохладное

Солнце высоко поднимается над горизонтом и хорошо согревает поверхность

Много болот и озер

Многолетняя мерзлота

Солнце не высоко поднимается над горизонтом и слабо согревает поверхность.



Релаксминутка

На минутку расслабимся, закроем глаза и улетим из холодного климата в теплый. Представ те себе берег моря, шум волн, вы лежите на теплом песке. Вокруг тишина и покой…. (звучит спокойная музыка)


III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Сообщение темы, цели и задачи изучения нового материала; привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.

Послушайте стихотворение и скажите, о чем в нем говорится.


А на Севере, друзья,

Где тайга кончается,

Есть полярные края –

Тундрой называются.


Мох и ягель – там и тут,

Мошки да комарики...

А деревья в ней растут –

Маленькие-маленькие.

Если будешь там гулять –
Ты уж, по возможности
Постарайся проявлять
Больше осторожности.

IV. Сообщение нового материала.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с основными представителями растительного мира тундры и особенностями приспособления к произрастанию в суровых условиях.

-Запишите число, тему урока. Растения тундры по ходу урока мы будем записывать в таблицу, которую сейчас вклеим в тетрадь.

1Мхи. Лишайники

2Деревья

3Кустарнички

4Травы

5Цветы

6Ягоды


Вводная беседа. 

Растительный мир тундры очень беден. Из- за низкой температуры, сильных ветров и многолетней мерзлоты могут выжить только низкорослые деревья с короткими корнями и мелкими листьями, стелющимися стеблями. Это защищает их от сильных ветров и вымерзания. Так растения приспособились к суровым условиям климата тундры

Слайд приспособление растений к климату тундры.

Самые распространенные растения – это мхи и лишайники.

Каждый, кто попадает в тундру, обращает внимание на их многообразие ( работа с гербариями «Мох»). Мох ягель ( «олений мох») служит основным кормом для северных оленей. Сухим мхом утепляют дома..

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦУ –ЯГЕЛЬ

Работа с учебником на стр 54

-какие кустарнички растут в тундре?

-как вы думаете в тундре растут деревья?

-Одно из самых распространенных растений тундры – карликовая береза и карликовая ива.

- Опишите карликовую березу, глядя на картинку.

 Береза ее высота от 10см. до 100см., имеет тоненький искривленный стволик, прилегающий к земле. К верху подниматься только короткие веточки с мелкими листочками.

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦУ

- Рядом с карликовыми деревьями растут травы (осока, лютик, пушица).

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦУ

 -Есть там и съедобные грибы: подберезовики, подосиновики. Грибы возвышаются над низкорослыми деревьями и поэтому называются в этих местах «надбрезовики» и «надосиновики».

Физминутка

В зоне тундры мороз (топают ногами)

Ну-ка все взялись за нос.

Ник чему нам бить баклуши (подтягиваются)

Ну-ка все взялись за уши

Покрутили, повертели

Вот и уши отогрели

Наклоняемся вперед

Руки в стороны

Ветер дует, завывает

Нас работать заставляет.


В некоторых местах в тундре поверхность каменистая. Здесь островками растут отдельные растения – маки, ромашки, лютики, очитки. Слайд

-В тундре растут и ягоды: брусника, черника, голубика, клюква. Слайд

Загадки про ягоды

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков,

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек (брусника)


Много темно-синих бус

Кто-то уронил на куст.

Их в лукошко собери-ка.

Эти бусины —... (Черника)


Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком?

(Клюква)


Что за ягода такая - голубая –

голубая?

На болоте, там и тут эти ягоды

растут.

Ягодка как капелька, чуть

продолговатенька,

На кустике качается, как она

называется?

(Голубика)



Даже за Полярным кругом

Я цветаста и густа.

А малину лучшим другом

Я считаю неспроста (морошка)


- Вырастая и отмирая, остатки растений превращаются в торф, который тонким слоем покрывает тундру. Торфяной слой складывается столетиями, а разрушить его легко колёсами машин и гусеницами вездеходов. Иногда нерациональная деятельность людей приводит к разрушению торфяного слоя, поэтому необходимо оберегать от разрушения легкоранимую природу тундры. Слайд

Работа с учебником

- Скажите а можно ли в тундре выращивать овощи?

Стр 55

  1. Закрепление изученного материала.

-Какую тему изучали на уроке?

- В какой природной зоне: Арктике или тундре растительный мир многообразнее? Почему?

-Почему в тундре не могут расти высокие растения?


Выполнить карточку-



выбрать правильный ответ, лишнее зачеркнуть


Растительный мир тундры очень беден. Большинство растений: многолетние, низкорослые, с крупными листьями, хорошо развита корневая система; короткие корни, расположены близко к поверхности, с мелкими листьями.


Далее учащиеся разгадывают кроссворд

-какие еще растения встречаются в тундре.


Подведение итогов. Рефлексия.

Комментарии учителя о работе учащихся на уроке.

Рефлексия:

Сегодня на уроке вы хорошо работали

- Что понравилось на уроке?

- Что было самым интересным?

- Что хотелось бы узнать на следующем уроке?

-Знания, полученные сегодня, пригодятся вам в повседневной жизни? В какой ситуации вы сможете их применить? (Ответы учащихся)


Объявление оценок за урок.

6. Домашнее задание:

Читать стр. 53-55.

Ответить на вопросы.





































выбрать правильный ответ, лишнее зачеркнуть


Растительный мир тундры очень беден. Большинство растений: многолетние, низкорослые, с крупными листьями, хорошо развита корневая система; короткие корни, расположены близко к поверхности, с мелкими листьями.


выбрать правильный ответ, лишнее зачеркнуть


Растительный мир тундры очень беден. Большинство растений: многолетние, низкорослые, с крупными листьями, хорошо развита корневая система; короткие корни, расположены близко к поверхности, с мелкими листьями.


выбрать правильный ответ, лишнее зачеркнуть


Растительный мир тундры очень беден. Большинство растений: многолетние, низкорослые, с крупными листьями, хорошо развита корневая система; короткие корни, расположены близко к поверхности, с мелкими листьями.


выбрать правильный ответ, лишнее зачеркнуть


Растительный мир тундры очень беден. Большинство растений: многолетние, низкорослые, с крупными листьями, хорошо развита корневая система; короткие корни, расположены близко к поверхности, с мелкими листьями.













Кустарнички




Деревья




Травы, цветы




Ягоды




Кустарнички




Деревья




Травы, цветы




Ягоды






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!