Тема урока: Зона тундры. Растительный мир.
Класс 7
Цель урока: Дать общее понятие о растительном мире зоны тундры России.
Задачи урока
1.Образовательные:
Формировать представление о растительном мире зоны тундры России. Научить показывать зону тундры на карте природных зон через закрепление приемов работы с картой.
2.Коррекционно- развивающие:
Развивать умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы, выделять главное при работе с текстом, распределять и концентрировать внимание. Обогащение пассивного и активного словарного запаса в ходе изучения новой темы. Коррекция и развитие зрительных восприятий при работе с картой, учебником.
3.Воспитательные:
Воспитывать интерес к учебе, предмету, своей Родине.
4.Здоровьесберегающие:
Создавать условия для снятия позостатического напряжения.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы обучения: рассказ, беседа, объяснительно-иллюстративный, самостоятельная работа.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Материально-техническое и дидактическое обеспечение: карточки, карта природных зон России, атласы, иллюстрации с изображением растительного мира тундры.
Термины и понятия: низкорослые, карликовая береза и ива.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Психологический настрой.
-Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть в хорошем настроении.
Уч-ся выбирают смайлик-настроение
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.
Если хочешь отвечать –
Нужно руку поднимать.
- За правильные ответы вы будете получать фишки. В конце урока подведем итог и выявим лучшего учащегося.
II.Повторение
-Мы с вами продолжаем изучать природные зоны нашей необъятной страны.
-Посмотрите внимательно на иллюстрации и скажите это природа какой-то одной природной зоны или нет? (иллюстрации зоны арктических пустынь и зоны тундры)
- Какую природную зону мы уже изучили?
- А какую начали изучать на предыдущих уроках?
Работа с атласом
Слайд карта природных зон
-Кто помнит, каким цветом зона тундры обозначена на карте (сиреневым)
- Покажите на карте зону тундры. (открывают атласы и показывают зону тундры)
- Где расположена зона тундры (южнее зоны арктических пустынь вдоль берегов Северного Ледовитого океана)
- Что такое тундра? (дают определение «тундра – это…) слайд (иллюстрация тундры)
- Какой климат характерен для зоны тундры?
- Почему в тундре много озер и болот?
- Какие реки протекают в тундре? (: Обь, Енисей, Печора, Лена.)
Коррекционно-развивающая игра «Выбери правильный ответ) да-хлопнуть в ладоши, нет- топнуть ногами.
Зима продолжается 8-9 месяцев
Длинное и жаркое лето
Морозы стоят долго и иногда доходят до -50…-60°С
Налетает снежная буря и пурга
Лето короткое и прохладное
Солнце высоко поднимается над горизонтом и хорошо согревает поверхность
Много болот и озер
Многолетняя мерзлота
Солнце не высоко поднимается над горизонтом и слабо согревает поверхность.
Релаксминутка
На минутку расслабимся, закроем глаза и улетим из холодного климата в теплый. Представ те себе берег моря, шум волн, вы лежите на теплом песке. Вокруг тишина и покой…. (звучит спокойная музыка)
III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Сообщение темы, цели и задачи изучения нового материала; привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.
Послушайте стихотворение и скажите, о чем в нем говорится.
А на Севере, друзья,
Где тайга кончается,
Есть полярные края –
Тундрой называются.
Мох и ягель – там и тут,
Мошки да комарики...
А деревья в ней растут –
Маленькие-маленькие.
Если будешь там гулять –
Ты уж, по возможности
Постарайся проявлять
Больше осторожности.
IV. Сообщение нового материала.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с основными представителями растительного мира тундры и особенностями приспособления к произрастанию в суровых условиях.
-Запишите число, тему урока. Растения тундры по ходу урока мы будем записывать в таблицу, которую сейчас вклеим в тетрадь.
1Мхи. Лишайники
2Деревья
3Кустарнички
4Травы
5Цветы
6Ягоды
Вводная беседа.
Растительный мир тундры очень беден. Из- за низкой температуры, сильных ветров и многолетней мерзлоты могут выжить только низкорослые деревья с короткими корнями и мелкими листьями, стелющимися стеблями. Это защищает их от сильных ветров и вымерзания. Так растения приспособились к суровым условиям климата тундры
Слайд приспособление растений к климату тундры.
Самые распространенные растения – это мхи и лишайники.
Каждый, кто попадает в тундру, обращает внимание на их многообразие ( работа с гербариями «Мох»). Мох ягель ( «олений мох») служит основным кормом для северных оленей. Сухим мхом утепляют дома..
ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦУ –ЯГЕЛЬ
Работа с учебником на стр 54
-какие кустарнички растут в тундре?
-как вы думаете в тундре растут деревья?
-Одно из самых распространенных растений тундры – карликовая береза и карликовая ива.
- Опишите карликовую березу, глядя на картинку.
Береза ее высота от 10см. до 100см., имеет тоненький искривленный стволик, прилегающий к земле. К верху подниматься только короткие веточки с мелкими листочками.
ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦУ
- Рядом с карликовыми деревьями растут травы (осока, лютик, пушица).
ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦУ
-Есть там и съедобные грибы: подберезовики, подосиновики. Грибы возвышаются над низкорослыми деревьями и поэтому называются в этих местах «надбрезовики» и «надосиновики».
Физминутка
В зоне тундры мороз (топают ногами)
Ну-ка все взялись за нос.
Ник чему нам бить баклуши (подтягиваются)
Ну-ка все взялись за уши
Покрутили, повертели
Вот и уши отогрели
Наклоняемся вперед
Руки в стороны
Ветер дует, завывает
Нас работать заставляет.
В некоторых местах в тундре поверхность каменистая. Здесь островками растут отдельные растения – маки, ромашки, лютики, очитки. Слайд
-В тундре растут и ягоды: брусника, черника, голубика, клюква. Слайд
Загадки про ягоды
На припеке у пеньков
Много тонких стебельков,
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек (брусника)
Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины —... (Черника)
Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком?
(Клюква)
Что за ягода такая - голубая –
голубая?
На болоте, там и тут эти ягоды
растут.
Ягодка как капелька, чуть
продолговатенька,
На кустике качается, как она
называется?
(Голубика)
Даже за Полярным кругом
Я цветаста и густа.
А малину лучшим другом
Я считаю неспроста (морошка)
- Вырастая и отмирая, остатки растений превращаются в торф, который тонким слоем покрывает тундру. Торфяной слой складывается столетиями, а разрушить его легко колёсами машин и гусеницами вездеходов. Иногда нерациональная деятельность людей приводит к разрушению торфяного слоя, поэтому необходимо оберегать от разрушения легкоранимую природу тундры. Слайд
Работа с учебником
- Скажите а можно ли в тундре выращивать овощи?
Стр 55
Закрепление изученного материала.
-Какую тему изучали на уроке?
- В какой природной зоне: Арктике или тундре растительный мир многообразнее? Почему?
-Почему в тундре не могут расти высокие растения?
Выполнить карточку-
выбрать правильный ответ, лишнее зачеркнуть
Растительный мир тундры очень беден. Большинство растений: многолетние, низкорослые, с крупными листьями, хорошо развита корневая система; короткие корни, расположены близко к поверхности, с мелкими листьями.
Далее учащиеся разгадывают кроссворд
-какие еще растения встречаются в тундре.
Подведение итогов. Рефлексия.
Комментарии учителя о работе учащихся на уроке.
Рефлексия:
Сегодня на уроке вы хорошо работали
- Что понравилось на уроке?
- Что было самым интересным?
- Что хотелось бы узнать на следующем уроке?
-Знания, полученные сегодня, пригодятся вам в повседневной жизни? В какой ситуации вы сможете их применить? (Ответы учащихся)
Объявление оценок за урок.
6. Домашнее задание:
Читать стр. 53-55.
Ответить на вопросы.
выбрать правильный ответ, лишнее зачеркнуть
Растительный мир тундры очень беден. Большинство растений: многолетние, низкорослые, с крупными листьями, хорошо развита корневая система; короткие корни, расположены близко к поверхности, с мелкими листьями.
выбрать правильный ответ, лишнее зачеркнуть
Растительный мир тундры очень беден. Большинство растений: многолетние, низкорослые, с крупными листьями, хорошо развита корневая система; короткие корни, расположены близко к поверхности, с мелкими листьями.
выбрать правильный ответ, лишнее зачеркнуть
Растительный мир тундры очень беден. Большинство растений: многолетние, низкорослые, с крупными листьями, хорошо развита корневая система; короткие корни, расположены близко к поверхности, с мелкими листьями.
выбрать правильный ответ, лишнее зачеркнуть
Растительный мир тундры очень беден. Большинство растений: многолетние, низкорослые, с крупными листьями, хорошо развита корневая система; короткие корни, расположены близко к поверхности, с мелкими листьями.
Кустарнички | |
Деревья | |
Травы, цветы | |
Ягоды | |
Кустарнички | |
Деревья | |
Травы, цветы | |
Ягоды | |