СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи. Деловые бумаги

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой презентацию к уроку по развитию речи. Данный урок помогает закрепить и углубить знания учащихся по теории официально-делового стиля; формирует умение составлять и оформлять различные документы (заявление, автобиография), необходимые в повседневной жизни; совершенствует речевую и письменную грамотность учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. Деловые бумаги»

Стили речи Разговорный Книжные 1.Научный 2.Деловой 3.Публицистический 4.Художественный  ( заявление, автобиография)

Стили речи

Разговорный

Книжные

1.Научный

2.Деловой

3.Публицистический

4.Художественный

( заявление, автобиография)

Задание 1 . Определите, в каких стилях речи употребляются слова-синонимы. 1) а) потушить пожар (разговорный, нейтральный),  б) устранить возгорание (официально-деловой),  в) победить в битве с огнем (художественный, публицистический); 2) а) дрыхнуть (разговорный, просторечный),  б) находиться в объятиях Морфея (художественный),  в) находиться в состоянии сна (официально-деловой); 3)  а) встреча (художественный, разговорный, нейтральный),  б) стрелка (разговорный, сленг),  в) саммит (официально-деловой, публицистический).  Саммит - Встреча глав государств, правительств

Задание 1 .

Определите, в каких стилях речи употребляются слова-синонимы.

1) а) потушить пожар (разговорный, нейтральный),

б) устранить возгорание (официально-деловой),

в) победить в битве с огнем (художественный, публицистический);

2) а) дрыхнуть (разговорный, просторечный),

б) находиться в объятиях Морфея (художественный),

в) находиться в состоянии сна (официально-деловой);

3) а) встреча (художественный, разговорный, нейтральный),

б) стрелка (разговорный, сленг),

в) саммит (официально-деловой, публицистический).

Саммит - Встреча глав государств, правительств

Составить глагольные словосочетания со словами: акт претензии благодарность выговор документ заявка отчет  расписка справка счет требования приказ платеж оплату подпись

Составить глагольные словосочетания со словами:

  • акт
  • претензии
  • благодарность
  • выговор
  • документ
  • заявка
  • отчет
  • расписка
  • справка
  • счет
  • требования
  • приказ
  • платеж
  • оплату
  • подпись
Деловые бумаги. Официально-деловой стиль речи Заявление. Автобиография.

Деловые бумаги.

Официально-деловой стиль речи

Заявление. Автобиография.

Цель: научиться составлять  различные документы, необходимые  в повседневной жизни.  Задачи: повторить общие признаки официально-делового стиля речи; развивать умения и навыки составления деловых бумаг; совершенствовать речевую и письменную грамотность .

Цель: научиться составлять различные документы, необходимые в повседневной жизни.

Задачи:

  • повторить общие признаки официально-делового стиля речи;
  • развивать умения и навыки составления деловых бумаг;
  • совершенствовать речевую и письменную грамотность .
Словарная работа Социальный  –  Клише  – Речевые штампы  –  Эмоциональность  Экспрессия - Экспрессивность   Автобиография-     общественный. – языковые стандарты, готовые обороты . Например: встреча на высшем уровне.  слова и выражения, утратившие эмоциональную окрашенность. Например, рассмотреть под углом зрения . - предрасположенность к испытанию живых эмоций. -выражение чувств, переживаний . –  выразительность, сила проявления чувств и эмоций. описание жизни пишущего.

Словарная работа

Социальный

Клише

Речевые штампы

Эмоциональность

Экспрессия - Экспрессивность

Автобиография-

 

общественный.

языковые стандарты, готовые обороты .

Например: встреча на высшем уровне.

слова и выражения, утратившие эмоциональную окрашенность.

Например, рассмотреть под углом зрения .

- предрасположенность к испытанию живых эмоций.

-выражение чувств, переживаний .

выразительность, сила проявления чувств и эмоций.

описание жизни пишущего.

Область его применения— официальная переписка , правительственные акты , употребляется лексика, отражающая официально-деловые отношения ( пленум, сессия, решение, постановление, резолюция ).

Область его применения— официальная переписка , правительственные акты , употребляется лексика, отражающая официально-деловые отношения ( пленум, сессия, решение, постановление, резолюция ).

 Стилевые особенности .   Точность, не допускающая иного толкования ( отсутствие изобразительно-выразительных средств языка). Краткость (сжатость изложения). Неличный характер (употребление глаголов 3-го лица мн. числа). Стандартизованность ( обилие устойчивых оборотов: по истечении срока, в установленном порядке, обжалованию не подлежит и т. д.).  Отсутствие эмоциональности, экспрессивности Единая внешняя форма.

Стилевые особенности .

Точность, не допускающая иного толкования ( отсутствие изобразительно-выразительных средств языка).

  • Краткость (сжатость изложения).
  • Неличный характер (употребление глаголов 3-го лица мн. числа).
  • Стандартизованность ( обилие устойчивых оборотов: по истечении срока, в установленном порядке, обжалованию не подлежит и т. д.).
  • Отсутствие эмоциональности, экспрессивности
  • Единая внешняя форма.

«… при официальных отношениях людей нельзя обойтись без официальных выражений и слов».  К.И.Чуковский «Язык законов требует прежде всего точности и невозможности каких-либо кривотолков»  Л.В. Щерба. Никитина Екатерина Ивановна Заслуженный учитель школ РСФСР Профессор кафедры русского языка Ульяновского государственного педагогического университета

«… при официальных отношениях людей нельзя обойтись без официальных выражений и слов».

К.И.Чуковский

«Язык законов требует прежде всего точности и невозможности каких-либо кривотолков»

Л.В. Щерба.

Никитина Екатерина Ивановна

Заслуженный учитель школ РСФСР

Профессор кафедры русского языка Ульяновского государственного педагогического университета

Образец заявления.  Директору ДЮСШ № 4 г. Макеевки  Зелёнкину А. Н.  ученика 9 «А» класса Лыкова Д. С.,  проживающего по адресу:  г. Макеевка, ул. Московская, д. 25, кв 46  заявление.  Прошу принять меня в секцию плавания.  20 июня 2020г. (подпись) Лыков Д. С.

Образец заявления.

Директору ДЮСШ № 4 г. Макеевки

Зелёнкину А. Н.

ученика 9 «А» класса Лыкова Д. С.,

проживающего по адресу:

г. Макеевка, ул. Московская, д. 25, кв 46

заявление.

Прошу принять меня в секцию плавания.

20 июня 2020г. (подпись) Лыков Д. С.

составные части заявления (реквизиты) Кому заявление? (Название учреждения или должностного лица, к которому обращаются с заявлением, в Д.п.) От кого? (Фамилия, имя, отчество в Р.п.) Заголовок (заявление.) Текст заявления. Что прилагается? Дата и подпись. Адрес. (Дается сверху после указания фамилии перед заголовком или после указания числа снизу).  Адресат. Заявитель. Наименование документа. Содержание заявления. Дата (слева) . Подпись заявителя (справа) .

составные части заявления (реквизиты)

  • Кому заявление? (Название учреждения или должностного лица, к которому обращаются с заявлением, в Д.п.)
  • От кого? (Фамилия, имя, отчество в Р.п.)
  • Заголовок (заявление.)
  • Текст заявления.
  • Что прилагается?
  • Дата и подпись.
  • Адрес. (Дается сверху после указания фамилии перед заголовком или после указания числа снизу).
  • Адресат.
  • Заявитель.
  • Наименование документа.
  • Содержание заявления.
  • Дата (слева) .
  • Подпись заявителя (справа) .
Образец заявления.  Директору ДЮСШ № 4 г. Макеевки  Зелёнкину А. Н.  ученика 9 «А» класса Лыкова Д. С.,  проживающего по адресу:  г. Макеевка, ул. Московская, д. 25, кв 46  заявление.  Прошу принять меня в секцию плавания.  20 июня 2020г. (подпись) Лыков Д. С.

Образец заявления.

Директору ДЮСШ № 4 г. Макеевки

Зелёнкину А. Н.

ученика 9 «А» класса Лыкова Д. С.,

проживающего по адресу:

г. Макеевка, ул. Московская, д. 25, кв 46

заявление.

Прошу принять меня в секцию плавания.

20 июня 2020г. (подпись) Лыков Д. С.

    Автобиография  Я, Берестов Андрей Николаевич, родился 5 декабря 1989 года в Макеевке в семье служащего.  Мой отец, Берестов Николай Владимирович, - инженер; мать, Берестова Ирина Викторовна, - медсестра.  В 1995 году поступил в школу, в которой учился в течение четырех лет. По окончании начальной школы переехал в г. Санкт-Петербург, в связи с переводом родителей. По приезде на новое место жительства был принят в Петербургскую среднюю школу № 507, где по согласовании с администрацией меня зачислили в 5 - Б класс. Здесь в течение двух лет избирался физоргом класса. В 2000 году вследствие полученной травмы был освобожден от обязанностей физорга.  В 2001 году за участие в математической олимпиаде я был награжден дипломом 1-й степени.  В настоящее время учусь в 9-м классе, занимаюсь в спортивной школе.    10.02.2002 г. А. Берестов

Автобиография

Я, Берестов Андрей Николаевич, родился 5 декабря 1989 года в Макеевке в семье служащего.

Мой отец, Берестов Николай Владимирович, - инженер; мать, Берестова Ирина Викторовна, - медсестра.

В 1995 году поступил в школу, в которой учился в течение четырех лет. По окончании начальной школы переехал в г. Санкт-Петербург, в связи с переводом родителей. По приезде на новое место жительства был принят в Петербургскую среднюю школу № 507, где по согласовании с администрацией меня зачислили в 5 - Б класс. Здесь в течение двух лет избирался физоргом класса. В 2000 году вследствие полученной травмы был освобожден от обязанностей физорга.

В 2001 году за участие в математической олимпиаде я был награжден дипломом 1-й степени.

В настоящее время учусь в 9-м классе, занимаюсь в спортивной школе.

 

  • 10.02.2002 г. А. Берестов
В тексте автобиографии  указываются следующие данные:     фамилия, имя, отчество; дата рождения (число, месяц, год); место рождения(село, город, район, область); образование(когда, где и какое учебное заведение окончил); • трудовая деятельность (место работы, должность, последующие перемещения, награждения); состав семьи (где и кем работают или учатся);  • дата (слева); • подпись (справа).

В тексте автобиографии указываются следующие данные:

  • фамилия, имя, отчество;
  • дата рождения (число, месяц, год);
  • место рождения(село, город, район, область);
  • образование(когда, где и какое учебное заведение окончил);

• трудовая деятельность (место работы, должность, последующие перемещения, награждения);

  • состав семьи (где и кем работают или учатся);

• дата (слева);

• подпись (справа).

Автобиография  Я, Степаненко Саша, родился в 1986 году в небольшой деревеньке Остролучье, которая находится в 7 км от пгт Барышевки. Мой отец, Степаненко Алексей Сергеевич, тракторист МТС. Моя мать, Степаненко Наталья Григорьевна, библиотекарша сельской библиотеки. В 1993 году я поступил в первый класс Барышевской средней школы № 2, куда мне приходится добираться на попутных машинах каждое утро и по сей день, так как через нашу деревню не ходят рейсовые автобусы. В октябре 1995 года я поступил в музыкальную школу, где учусь играть на пианино. Самое любимое мое занятие – спорт. Несколько лет я занимал второе место на областных соревнованиях по легкой атлетике. В данный момент учусь в десятом классе. 12 мая 2002 г. Подпись Степаненко А.

Автобиография

Я, Степаненко Саша, родился в 1986 году в небольшой деревеньке Остролучье, которая находится в 7 км от пгт Барышевки.

Мой отец, Степаненко Алексей Сергеевич, тракторист МТС.

Моя мать, Степаненко Наталья Григорьевна, библиотекарша сельской библиотеки.

В 1993 году я поступил в первый класс Барышевской средней школы № 2, куда мне приходится добираться на попутных машинах каждое утро и по сей день, так как через нашу деревню не ходят рейсовые автобусы.

В октябре 1995 года я поступил в музыкальную школу, где учусь играть на пианино.

Самое любимое мое занятие – спорт. Несколько лет я занимал второе место на областных соревнованиях по легкой атлетике.

В данный момент учусь в десятом классе.

12 мая 2002 г.

Подпись Степаненко А.

Автобиография  Я, Степаненко Саша, родился в 1986 году в небольшой деревеньке Остролучье, которая находится в 7 км от пгт Барышевки. Мой отец, Степаненко Алексей Сергеевич, тракторист МТС. Моя мать, Степаненко Наталья Григорьевна, библиотекарша сельской библиотеки. В 1993 году я поступил в первый класс Барышевской средней школы № 2, куда мне приходится добираться на попутных машинах каждое утро и по сей день, так как через нашу деревню не ходят рейсовые автобусы. В октябре 1995 года я поступил в музыкальную школу, где учусь играть на пианино. Самое любимое мое занятие – спорт. Несколько лет я занимал второе место на областных соревнованиях по легкой атлетике. В данный момент учусь в десятом классе. 12 мая 2002 г. Подпись Степаненко А.

Автобиография

Я, Степаненко Саша, родился в 1986 году в небольшой деревеньке Остролучье, которая находится в 7 км от пгт Барышевки.

Мой отец, Степаненко Алексей Сергеевич, тракторист МТС.

Моя мать, Степаненко Наталья Григорьевна, библиотекарша сельской библиотеки.

В 1993 году я поступил в первый класс Барышевской средней школы № 2, куда мне приходится добираться на попутных машинах каждое утро и по сей день, так как через нашу деревню не ходят рейсовые автобусы.

В октябре 1995 года я поступил в музыкальную школу, где учусь играть на пианино.

Самое любимое мое занятие – спорт. Несколько лет я занимал второе место на областных соревнованиях по легкой атлетике.

В данный момент учусь в десятом классе.

12 мая 2002 г.

Подпись Степаненко А.

Образец автобиографии  Я, Кротов Кирилл Петрович, родился 12 августа 1993 года  в г. Макеевка Донецкой области.  В 2000 г. поступил в первый класс школы № 2 г. Макеевки.  В настоящее время окончил 9 класс с похвальным листом.  Мой отец, Кротов Пётр Ильич, 1963 года рождения, работает слесарем на заводе. Моя мать, Кротова Ольга Ивановна, 1970 года рождения, работает воспитательницей в детском саду.  10 июля 2009 г. (подпись) Кротов К.П.

Образец автобиографии

Я, Кротов Кирилл Петрович, родился 12 августа 1993 года

в г. Макеевка Донецкой области.

В 2000 г. поступил в первый класс школы № 2 г. Макеевки.

В настоящее время окончил 9 класс с похвальным листом.

Мой отец, Кротов Пётр Ильич, 1963 года рождения, работает слесарем на заводе. Моя мать, Кротова Ольга Ивановна, 1970 года рождения, работает воспитательницей в детском саду.

10 июля 2009 г. (подпись) Кротов К.П.

Домашнее задание  Написать автобиографию в форме официального документа.

Домашнее задание

Написать автобиографию в форме официального документа.