Литературное чтение. Развитие речи. 2класс
Тема: О братьях наших меньших. Друзья птиц
Цель как деятельность учеников:
– развитие умения работать с разными текстами (стихи, рассказы, научно- познавательные тексты)
– развитие умения пересказывать текст на основе технологии «самарского пересказа»
– развитие умения работать по плану (картинному, ключевых слов)
Формирование УУД,ТОУУ(технология оценивания учебных успехов)
Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
2) представлять информацию в виде ключевых слов
3) выявлять сущность, особенности объектов;
4) на основе анализа объектов делать выводы;
5) обобщать и классифицировать по признакам;
6) находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом ;
2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре.
Личностные результаты:
1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям произведений, выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
3) воспитание здорового образа жизни;
4) экологическое воспитание;
5) эстетическое воспитание.
Этапы урока | Деятельность учителя и учащихся |
Орг. момент | -Я сегодня приглашаю вас на урок развития речи. - А какую речь вы знаете? (устную, письменную, речь про себя) -Что необходимо нам для успешной работы на уроке развития речи? -Красиво и грамотно говорить, развивать свою речь -Составлять предложения -Пересказывать, составлять план, находить ключевые слова - Отвечать на вопросы Учитель: «Умную речь приятно слушать» говорит русская пословица (слайд) -как можно называть слова, записанные синими буквами к слову «Умная речь» Прочитайте пословицу, заменив слово умная на синонимы. Красиво получилось? -красными буквами (синонимы – антонимы) Я желаю успешной работы всем ребятам, добивайтесь умной речи . Пользоваться красивыми синонимами и обходиться без антонимов. |
Речевая разминка | - Зеленая карточка. Прочитайте стихотворение медленно самостоятельно. Научитесь читать красиво, без ошибок. - Прочитайте своему соседу ( в парах) -Прочитайте выразительно, соблюдаем знаки препинания Друзья Ребята дощечки пилили, пилили И дружно кормушку для птиц мастерили. В нее мы насыплем для птиц угощенье: Немного семян, и остатки печенья, Сушеные фрукты и хлебные крошки И сала на ветки развесим немножко. А чтобы на птичий обед посмотреть Чуть-чуть отойдем, и не будем шуметь. |
Постановка цели урока | - Тема стихотворения ? ( Друзья кого ? птиц. Забота о зимующих птицах .О братьях наших меньших. Мы сегодня завершаем изучение раздела «О братьях наших меньших» Много говорили о животных, а сегодня о …ПТИЦАХ -Тема сегодняшний урок? ( Друзья птиц ) -Дети называют темы урока «Зимующие птицы» «Друзья птиц» - ОПОРА Знать: Зимующих птиц знать, Как помочь птицам, Уметь: Говорить, рассказывать, составлять отчеты о проекте, пересказывать ..ЗАБОТИТЬСЯ О ПТИЦАХ, красиво и правильно говорить |
Введение в тему урока | Зимующие птицы (слайд 2 ) -Назовите зимующих птиц, о которых вы слышали или наблюдали в природ -Кто может назвать эту птицу? Значит нас ждет открытие? -Что интересное наблюдаете на фотографии ? ВОДА под лапками -Что можно предугадать? Она зимующая? -Опишите птицу (слайд) клюв, крылья, голова, хвост, размер, окраска- Очень сложно. Не хватает научных знаний - Энциклопедия- учимся описывать птицу Я УЗНАЛА…. Перескажите по опорным словам |
Работа на карточках | Перед вами карточка желтого цвета. Прочитаем текст 1.Я читаю Владимир ЗОТОВ «ОЛЯПКА» Зима лютует. Радуется Дедушка Мороз, что зверей и птиц разогнал, лес снегом засыпал. Берега реки льдом покрылись. Около шумного водопада стоит на камне бурая, с белой грудкой птица. Это Оляпка. Мороз трескучий ей не страшен. Словно дозорный, вглядывается она в прозрачную воду, мелких водных жителей высматривает. Юркнет птичка в ледяную воду, быстро-быстро бегает по дну, лапками за камешки цепляется, крыльями машет, хвост ей рулем служит. Оляпка перевернула клювом камешек под водой и вытащила из- под него водяного жука. Вышла на берег, а перья все сухие. Вот так фокус! Кому скажешь, не поверят. У птицы перья жиром смазаны. Вот с них вода и скатывается. Живет Оляпка всегда рядом с водой. Птица не боится падающей воды, бесстрашно пролетает через струи. 2. Вопросы к сказке (фронтально) 1 - Какая птица может быстро бегать по дну речушки? 2 - Зачем Оляпка ныряет в воду? 3 - Под водой трудно передвигаться. И как это получается у Оляпки, ты не знаешь? 4. - Почему перья у оляпки остаются сухими? Слайд –ГЕРОИНЯ нашего урока- ОЛЯПКА (новый слайд –птица из воды) Красавица зимней реки! 3.Карандаш – Задание –Подчеркни ключевые слова( проверка 2-3 чел- читают ключевые слова , кто не смог- подчеркните за ребятами.) Лютует Лед оляпка мелкие водные жители | Цепляется Хвост- руль жук Перья сухие жир | Повторите текст про себя, следя за ключевыми словами 4. Образцовый пересказ -1 человек с листочком 5.Жужжащий пересказ в парах. Встаньте те, кто услышал от соседа отличный пересказ, который помог и вам пересказать 6.Пересказ текста слабыми учениками. 7. Что мы правильно предугадали? Я сообщаю: Поднимите руки, У кого возникли вопросы? Вам захотелось еще что- то узнать о птице? (Да) Кому интересно. Поднимите руку! Куда можно обратиться? Интернет, энциклопедии. Я жду ваших выступлений. Безопасность: -Не тревожьте птицу на берегу реки - Не выходите на лед, это опасно! ОЛЯПКА (слайд) водяной воробей Единственная птица из воробьиных, способная нырять. Оперение имеет тёмно-бурое с ярким белым передником, густое, несмачивающееся. Распространена на Урале, Кавказе, в Карпатах и Сибири. Обитает по берегам быстрых прозрачных рек и ручьев. Питается водными насекомыми и рачками, а иногда и мелкой рыбой, которых оляпка собирает на мелководье, между камней и под водой. Главной особенностью являются способность хорошо плавать и нырять. Приподнимая крылья и ловко маневрируя в потоке воды, птица как бы «бежит» по дну. Под водой оляпка может оставаться до 50 с, пробегая за это время до 20 м Зимует на незамерзающих участках рек и речушек в предгорьях. Живёт, как правило, оседло, но иногда встречаются и кочующие особи. Оляпка включена во многие региональные Красные Книги России. |
Физминутка | Я называю перелетную птицу- машем крыльями Зимующую- приседаем. Журавли, вороны, утки, кукушки, синицы, грачи, голуби, воробьи, скворцы, дятлы, поползни, цапли. Стихотворение _Руки подняли и покачали |
Применение знаний и умений в новой ситуации | 1.Птиц надо знать и беречь А чем же мы можем им помочь? Сегодня на уроке мы познакомимся с реализацией классного проекта «Мы кормушки смастерили, мы столовую открыли» - Выступление 2-3 детей Если успеваем- то берем! Смотрю на время!!! 2. СЛАЙД - Все дети переживают за птиц _Посмотрите на иллюстрации. Составим картинный план. Какая картина должна быть 1- (В) 2 –(А) 3 –(Б) - Переведем картины в план 9 белый листок) 1.Беда! 2.Помощь пришла 3. Друзья -Ключевые слова 1.Беда! | Зима, снег , голодно | 2.Помощь пришла | Спешат, сметают, вешают | 3. Друзья | Весело , друзья | |
Домашнее задание | -Мне сегодня понравилась ваша работа над устной речью Поработаем дома над письменной речью. Составьте текст, используйте план и ключевые слова. А какое творческое задание вы можете выполнить? Нарисовать Прочитать в энциклопедии Творческий пересказ от имени оляпки! Загадки про птиц |
Самооценка и самоконтроль | -Поднимите руку, кто сегодня удовлетворен своей работой и может поставить себе Зеленый смайлик -Кто еще постарается на следующем уроке –желтый смайлик |
Рефлексия | - Понравилось ли вам на уроке. Что узнали нового? Что понравилось? Я научился …читать выразительно стихотворение, описывать птицу, защищать свой проект . Мне понравилось на уроке … . |
Подведение итогов урока | -Какое произведение читали сегодня «Оляпка» -Кто его автор? Владимир Зотов Показать книгу Владимир Валентинович Зотов - детский писатель. Член Союза писателей России. Кандидат педагогических наук. Президент фонда "Природное наследие" г. Москва. Учредитель журнала "Азбука природолюбия". -С какой птицей нашей местности познакомились? -Захотелось рассказать маме? Обязательно, мама будет рада узнать |
Приложение
Друзья птиц | План | Ключевые слова |
| 1_________________ | |
| 2_________________ | |
| 3_________________ | |
Владимир ЗОТОВ
ОЛЯПКА
Зима лютует. Радуется Дедушка Мороз, что зверей и птиц разогнал, лес снегом засыпал.
Берега реки льдом покрылись. Около шумного водопада стоит на камне бурая, с белой грудкой птица. Это Оляпка. Мороз трескучий ей не страшен. Словно дозорный, вглядывается она в прозрачную воду, мелких водных жителей высматривает.
Юркнет птичка в ледяную воду, быстро-быстро бегает по дну, лапками за камешки цепляется, крыльями машет, хвост ей рулем служит. Вышла на берег, а перья все сухие. Вот так фокус! Кому скажешь, не поверят. У птицы перья жиром смазаны. Вот с них вода и скатывается.
Живет Оляпка всегда рядом с водой. Птица не боится падающей воды, бесстрашно пролетает через струи.
Вопросы к сказке:
- Какая птица не боится мороза и падающей воды?
- Какая птица может быстро бегать по дну речушки?
- Зачем Оляпка ныряет в воду?
- Под водой трудно передвигаться. И как это получается у Оляпки, ты не знаешь?
- Почему перья у оляпки остаются сухими?
А какое расстояние может пройти птица под водой? - Скажи, какое оперение у этой интересной птички? - А где Оляпка делает свой домик-гнездо?
Источник: ОЛЯПКА Оляпка[1], или обыкновенная оляпка[1] (лат. Cinclus cinclus) — птица отряда воробьинообразных. Её также называют водяной дрозд, или водяной воробей.
Птица размером со скворца. Оперение имеет тёмно-бурое с ярким белым передником, густое, несмачивающееся.
Друзья Ребята дощечки пилили, пилили И дружно кормушку для птиц мастерили. В нее мы насыплем для птиц угощенье: Немного семян и остатки печенья, Сушеные фрукты и хлебные крошки, И сала на ветки развесим немножко. А чтобы на птичий обед посмотреть Чуть-чуть отойдем, и не будем шуметь. |
Друзья Ребята дощечки пилили, пилили И дружно кормушку для птиц мастерили. В нее мы насыплем для птиц угощенье: Немного семян и остатки печенья, Сушеные фрукты и хлебные крошки, И сала на ветки развесим немножко. А чтобы на птичий обед посмотреть Чуть-чуть отойдем, и не будем шуметь. |
Друзья Ребята дощечки пилили, пилили И дружно кормушку для птиц мастерили. В нее мы насыплем для птиц угощенье: Немного семян и остатки печенья, Сушеные фрукты и хлебные крошки, И сала на ветки развесим немножко. А чтобы на птичий обед посмотреть Чуть-чуть отойдем, и не будем шуметь. |
Анализ урока развития речи
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Конфуций
Тема урока: О братьях наших меньших. Друзья птиц
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством В.Зотова, расширять способности детей работать с научно- познавательными текстами, учить правильной технологии пересказа «по самарски»
В данном классе обучается 20 человек. Уровень подготовки детей средний.
Содержание урока соответствовало программным требованиям. Материал урока включал в себя материал для развития речи детей ,опираясь на тему раздела по литературному чтению. Сложность учебного материала соответствовала возможностям учеников 2-го класса.
Структура урока была выбрана мною, на мой взгляд, оптимальной. На всех этапах урока обучающиеся были включены в активную мыслительную и практическую деятельность.
Основная технология, используемая мною на уроке - системно-деятельностная, которая включала:
- обучение обучающихся самостоятельно определять тему, цель урока;
- использование различных методов и приёмов, повышающих степень активности детей в учебном процессе;
- формирование контрольно - оценочной деятельности обучающихся самими обучающими.
Считаю, что эффективно сочетала репродуктивную и проблемную форму обучения, учила обучающих работать по технологии самарского пересказа.
Для активизации познавательной деятельности, повышение качества образования, мною использовалось ТСО и раздаточный материал.
Формы работы на уроке: парная, самостоятельная, фронтальная.
На всех этапах урока у учащихся формировались УУД.
Материал к уроку был подобран и выбран с учётом интересов младшего школьника - что тоже способствовало положительной мотивации детей.
Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей. Время использовано рационально.
Считаю, что своей триединой цели с планируемыми результатами урок достиг.
Доброжелательная обстановка, позитивный настрой обучающихся и учителя на уроке, методически правильный (с моей точки зрения) подбор форм, методов, видов работы помог каждому ребёнку продвинуться в своём индивидуальном развитии. Урок соответствовал требованиям ФГОС.