СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи Инструкция.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи Инструкция.»

Урок развития речи

Инструкция

 Определение целей урока.

 Мы изучаем тему «Односоставные предложения». Наша цель на этом уроке: повторить типы односоставных предложений, познакомиться со сферой их употребления на практике. Урок называется «Инструкция».

  Дадим определение этому слову: «Инструкция - свод правил, устанавливающих порядок и способ осуществления, исполнения чего-нибудь».

1.  Какое же отношение  к этой теме имеют изучаемые предложения?

1.Расскажите, какие предложения мы называем односоставными? (У них один главный член, и его нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым. Это просто главный член односоставного предложения.) (с.84)

2. Какие типы односоставных предложений вы уже знаете? (Назывные, определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные.)

3. Расскажите о них по порядку:

а) назывные (с.86)

б) определённо-личные (с.90)

в) неопределённо-личные (с.92)

г) приведите пример обобщённо-личных предложений. (Цыплят по осени считают.)

2. Проверим, как вы различаете типы односоставных предложений на слух.

  Перед вами карточки четырёх цветов.

а) розовый цвет означает назывные предложения

б) зелёный – определённо-личные

в) жёлтый – неопределённо-личные

г) белый – обобщённо-личные

Прослушайте инструкцию по их применению: после прочтения каждого предложения поднимите карточку нужного цвета.

Итак, приступаем:

1) Не забуду этой встречи. (зелёный)

2) От добра добра не ищут. (белый)

3) После обвала в горах нам посоветовали вернуться. (жёлтый)

4) Лес. Палатка. Плеск речной воды. (розовый)

5)Из песни слова не выкинешь. (белый)

6) Багровые горизонты. Оборванные провода. (розовый)

7) Видим высоко над головой сосны, облака, голубизну. (зелёный)

8) В Сибири не любят горячку и спешку. (жёлтый)

9)Давайте почитаем книгу про друзей. (зелёный)

3.Где, по-вашему, могут применяться односоставные предложения?

4. Тренировочные упражнения

А)  Прочтите предложения  в упражнении №193.

Что они собой представляют? (инструкцию- руководство к действию)

Определите тип односоставных предложений. (опред.-личные)

В какой форме употреблён глагол, которым выражен главный член? (2 л., мн.ч., наст.в.)

Продолжите перечисление мер предосторожности при эксплуатации телевизора. Какого типа односоставные предложения вы употребите? (о.-л.)

Б) Дома вы искали инструкции по применению различных бытовых приборов, по описанию действий при разных видах работ. Посмотрим, о чём говорится в этих инструкциях. Какие односоставные предложения встречаются там чаще всего? (о.-л.) Почему? Какова роль этих предложений в тексте?(они перечисляют с помощью глаголов  действия, необходимые для правильной работы прибора или предмета, делают речь более динамичной, создают ощущение непосредственного обращения к читателю)

В) Прочитайте текст упражнения №195. Что он собой представляет? (описание опыта, подтверждающего существование атмосферного давления) Является ли описание опыта тоже инструкцией, руководством к действию? (да)

На чём здесь сосредоточено внимание – на лице или действии? За счёт чего внимание сосредоточено на действии? (за счёт о.-л. предложений)

 Задание: выпишите только о.-л. предложения, подчеркните главный член. Где необходимо, расставьте знаки препинания.

 Г) Упражнение №196 – это тоже описание физического опыта. Замените глаголы в скобках на глаголы 3-го лица, мн.ч., наст.в. Прочтите, что получилось. Назовите тип получившихся предложений. Укажите вид глаголов.

Какова же роль этих предложений в тексте? Кто может производить опыт? (любое действующее лицо) На чём важно сосредоточить внимание читающего? (только на действии)

 

На каких уроках в сентябре вы обязательно проходите инструктаж по технике безопасности. (химия, физика, технология, физкультура) Почему? Что собой представляет речь учителя? (инструкцию)

Д) Сейчас учитель физики  покажет вам опыт по своему предмету. При описании опыта учитель будет пользоваться о.-л. предложениями, а вы должны будете перевести их в неопр.- личные предложения. (как в упр. №196)

 

Е) Демонстрация опыта. Запись получившихся предложений.

5. Подведение итогов урока.

Что вы скажете теперь о сфере употребления односост. о.-л. и н.-л. предложений? ( в инструкциях, при описании опытов, кулинарных рецептов)

С какой особенностью односоставных предложений это связано? (они сосредотачивают внимание на действии, а не на предмете)

6.Шуточные инструкции от Григория Остера из книги «Вредные советы»

Требуют тебя к ответу?
Что ж, умей держать ответ.
Не трясись, не хнычь, не мямли,
Никогда не прячь глаза.
Например спросила мама :
- Кто игрушки разбросал?
Отвечай, что это папа
Приводил своих друзей.
Ты подрался с младшим братом?
Говори, что первый он
Бил тебя ногой по шее
И ругался как бандит.
Если спросят: - Кто на кухне
Все котлеты искусал?
Говори, что кот соседский,
А возможно сам сосед.
В чем бы ты не провинился,
Научись держать ответ.
За свои поступки каждый
Должен смело отвечать.



Когда роняет чашку гость,
Не бейте гостя в лоб.
Другую чашку дайте, пусть
Он пьет спокойно чай.
Когда и эту чашку гость
Уронит со стола,
В стакан налейте чай ему,
И пусть спокойно пьет.
Когда же всю посуду гость
В квартире перебьет,
Придется сладкий чай налить
За шиворот ему.

7. Домашнее задание: упр. №198 (написать инструкцию)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!