СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи .Русский язык 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие и совершенствование устной речи. Стремление пользоваться словарями русского языка. Редактирование текста с помощь синонимов.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи .Русский язык 2 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Россошанская средняя общеобразовательная школа















Урок русского языка в 3 классе


по развитию речи


















Учитель: Дмитриева Н.П.

учитель начальных классов




2017-18 уч.г.











Урок развития речи В 3-м классе

Цели:

  • развитие и совершенствование устной речи учащихся;

  • воспитывать стремление обращаться к словарям и справочникам в целях повышения культуры речи;

  • редактирование текста посредством использования синонимов.

Слайд 2

Оборудование урока:

  • выставка словарей русского языка – толковый словарь, фразеологический словарь русского языка, словарь синонимов,

  • презентация.

  1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем заниматься развитием и совершенствованием своей устной и письменной речи.

II. Письмо по памяти. На доске поговорка: (закрыта) –

слайд 3

Говори мало, Слушай много, А думай еще больше.

Работа над поговоркой:

  1. Учитель открывает запись (по щелчку каждая строчка отдельно)

  2. Дети стоят и 10-15 секунд молча читают и запоминают.

  3. Учитель закрывает запись( по щелчку).

  4. Дети садятся и пишут. Кто написал – встает. (Дожидаются всех).

  5. Самопроверка. Самооценка. (Учитель открывает запись.)

Учитель: - Кто выполнил на “отлично”? “хорошо”? Кто не доволен своей работой?

- Прочитайте поговорку. Как сказано в поговорке, что надо делать мало?; что надо делать много?; а что следует делать больше всего? (думать.)

- Надеюсь, сегодня вы будете думать, прежде чем отвечать и выполнять задания.

III. Орфоэпическая разминка. Учитель: Подумайте, как правильно произносятся слова.

слайд 4

звонит

звонят

строчная

красивые

магазин

баклуша

свёкла

ремень

столяр

шофёр

торты

банты

шарфы

творог

щавель


Работа над произношением:

  1. Чтение слов про себя.

  2. Чтение вслух. (1 ученик).

  3. Исправление ошибок.

  4. Хоровое чтение.


По щелчку проверяем каждое слово

Учитель: Важно не только правильно произносить слова, но и уметь объяснять их лексическое значение. Давайте попробуем объяснить значение слов : строчная, баклуши, столяр. Где можно найти, как правильно произносятся слова и их лексическое значение? (в словарях).

Слайд 5, 6, 7, 8

Не всегда надо доверять своему чутью и интуиции. Во всех случаях сомнения следует обращаться к словарям – лучшим друзьям и помощникам всех тех, кто хочет знать в совершенстве русский язык. Привычка обращаться к словарям и справочникам характеризует грамотного человека. Давайте посмотрим на те словари и справочники, что есть в нашей школьной библиотеке. (Работа с выставкой словарей и справочников.

IV. Работа со словарями (Фразеологический словарь русского языка).

Учитель: Попытаемся сами объяснить значение этих словосочетаний.

Слайд 9

Бить баклуши.

Засучив рукава.

Комар носа не подточит.


Работа над словосочетаниями:

  1. Чтение про себя.

  2. Чтение вслух 1 учащимся.

  3. Хоровое чтение.

  4. Объяснение значения.

Учитель: А как в русском языке называют такие словосочетания? (Фразеологизмы). Слайд 10

Фразеологизм – это устойчивые постоянные сочетания слов. Они делают нашу речь красивой, выразительной, эмоциональной. Сейчас мы послушаем ребят, которые работали с фразеологическим словарем. Как этот словарь объясняет значение этих фразеологизмов.

1 ученик. “Бить баклуши.”

Когда-то на Руси ели щи и каше только деревянными ложками. Кто-то делал ложки с большим мастерством, кто-то хуже, а кто-то и вовсе не умел. Тогда ему поручали раскалывать полено на части, которые называли баклуши. Дело это считалось лёгким. Теперь о лентяе говорят, что он бьёт баклуши.

Слайд 11

2 ученик. “Засучив рукава.”

В старину одежда на Руси имела очень длинные рукава, так что закрывала кисти рук. Чтобы рукава не мешали в работе, их приходилось заворачивать кверху, т.е. засучивать. Засучив рукава, работать удобно, а значит, и сделать можно больше и лучше.

Слайд 12

3 ученик. “Комар носа не подточит.”

Это выражение появилось в русском языке из речи столяров, деревянных дел мастеров. В столярном деле важно, чтобы изделие из дерева было гладкое, без заноз и шероховатостей. Такое гладкое, чтобы и комариному носу не за что было задеть. Теперь мы так говорим об отличной работе.

Слайд 13

Учитель: Так как мы объясним значение фразеологизмов: “бить баклуши”, “засучив рукава”, “комар носа не подточит”?

Дети: Бить баклуши – заниматься пустяками, бездельничать.

Засучив рукава – работать много и хорошо.

Комар носа не подточит – сделать работу на “отлично”.

Слайд 14

Учитель: Итак, продолжаем работать, не бить баклуши, а, засучив рукава, так, что комар носа не подточит.

Слайд 15

V. Редактирование текста.

Слайд 16

Мороз сковал лужи. Тонкий слой снега покрыл землю. ___________ долго бродил по лесу. _____________ наслаждался последними яркими днями. ________ искал берлогу. Трудно человеку найти зимой в лесу жилище ___________. Вьюги и метели хорошо его укрыли. В лютые морозы ___________ крепко спит. Наступит весна. Зазвенят ручьи. ___________ покинет свое жилище.

Учитель: Перед вами текст. Его нужно отредактировать и отправить в детский журнал, чтобы его напечатали. А кто такой редактор?

Слайд 17

Дети: Человек, который проверяет и исправляет текст при подготовке к печати.

Работа над текстом:

Прочитать текст про себя.

Прочитать вслух (1 учащийся).

Учитель: О ком идёт речь в тексте? (о медведе). (по щечку)

Слайд 18

Вместо пропущенного слова - черта. Вставьте вместо неё слово “медведь” и прочитайте текст. Вам это нравиться?

Слайд 19

А что же надо сделать, чтобы текст приятно было слушать? (использовать синонимы)

Давайте воспользуемся словарём синонимов.

1 учащийся зачитывает синонимический ряд из словаря синонимов.

Слайд 20

Медведь, он, хозяин леса, животное, косолапый, мишка, большущий зверь.

VI. Самостоятельная работа. Дети записывают текст, используя слова синонимического ряда.

Слайд 21

VII. Проверка. Заслушиваются работы 2-3 учащихся.

Слайд 22

VIII. Домашнее задание.

Слайд 23

Во фразеологическом словаре найти объяснение значения фразеологизмов:

  • “медведь на ухо наступил”

  • “ходить как медведь”

  • “медвежий угол”.

Составить и записать с ними 3 предложения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!