СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи конспект урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока  по русскому языку. 5 класс

Коаржа Г.И., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 27 г.Сургута

Тема. Сочинение - описание натюрморта Петра Петровича Кончаловского "Сирень".

Цели: 1. Подготовить учащихся к описанию картины, научить описывать изображенный "поэтический предмет"'

2.      Закрепить понятие о натюрморте, полученное детьми на уроках изобразитель­ного искусства, ввести это слово в активный словарь школьников.

3.      Воспитывать наблюдательность и художественный вкус.

Оборудование: портрет художника, репродукция Кончаловского "Сирень", репродукции других натюрмортов художника: "Сирень в корзине", "Красный поднос и рябина", цитата, слова на стенде, фотографии сирени.

Опережающие задания:

1.              Подготовить выразительное чтение стихотворения Р.Рождественского "Сирень".

2.              Сообщение биографических данных П. Кончаловского.

3.              Оформить эпиграф "В этом букете все живет, цветет и радуется"

4.              Индивидуальные групповые задания:

 

1  группа - подобрать фотографии, открытки с изображением сирени;

2  группа - подобрать песни, стихи о сирени.

5.    Словарно - стилистическая работа.

Накануне сочинения на уроке русского языка записываются слова и словосочетания на тему "Сирень", (бледно - розовая, темно - красная, белоснежная, лиловая,

жемчужная (сирень);

голубоватый, серебристый (оттенок);

тяжелые, крупные, пышные (грозди);

зелененькие с тоненькими прожилками листья; ароматная, влажная, нежная,

чудесная, прекрасная, очаровательная, наслаждаться, любоваться, восхищаться;

натюрморт.

Учитель предлагает детям указать слова, обозначающие цвет, форму, величину, запах, выражающие оценку.

Ход урока

1.    Словарно - орфографическая работа проводится в ходе урока.

Натюрморт,

Лиловый фон, оттенок, ароматный.

 Сегодня мы знакомимся с натюрмортом П.Кончаловского. Каково значение этого слова: найдите в толковом словаре.

2.    Сообщение ученицы(ка) о художнике.

Петр Петрович Кончаловский (1876-1956) очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из современных живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он. Художник писал цветы так, что кажется, они сохраняют не только свежесть красок, но и свои естественный аромат, (показ натюрмортов). П. Кончаловский говорил, что в цветах есть то, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще. Любимые цветы Кончаловского - сирень. Ей он посвятил множество своих полотен: "Сирень", "Сирень в корзине" (еще раз показ этих натюрмортов).

 

3.   Беседа по картине "'Сирень" и составление учащихся рабочих материалов.

 

Демонстрация картины.

- Не правда ли, на вас сразу пахнуло весной?

( "Верно, мы как-то сразу почувствовали дыхание весны; особенно приятно видеть такую чудесную сирень зимой, когда за окном снег").

- Обратите внимание на обилие цветов, изображенных художником. Сумел ли он показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали?

( На картине изображена очень свежая сирень, видно, что ее только срезали и принесли из сада, она такая сочная и как будто влажная от утренней росы или дождя)

- Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень?

( На картине мы видим сирень разных цветов и оттенков: светло - лиловую, темно -красную, белую, розоватую).

- Опишите ветки сирени, расположенные в центре букета.

( В центре букета каждая ветка темно - красной сирени. Под ней большая ветка белой сирени с жемчужным оттенком и ветвь розовой сирени).

-Какого цвета сирень в левой части букета?

( Темно - красная розовая с сиреневым оттенком, бледно - розовая с серебристым оттенком).

- Опишите сирень, которая украшает правую часть букета.

( Справа кисти сирени свисают почти до самого стола. Темно - красные грозди перемежаются с бледно - сиреневыми, розоватыми и белыми).

-   Тщательно ли выписывает художник лепестки, листочки, веточки сирени? Почему? ( Нет).

-   Правильно, художник стремиться передать свое впечатление от букета, поэтому он не выписывает отдельные лепесточки, листья, ветки. Ему важно создать целостный образ.

-   Какие определения уместно использовать, чтобы описать величину цветов сирени? (тяжелые, крупные. Богатые кисти сирени. Они напоминают грозди винограда. Крошечные звездочки, цветы. Их много).

-   Очевидно, такая сирень очень ароматна. Подберите синонимы к прилагательному ароматный.

( Душистый, пахучий, благоухающий).

- Какими прилагательными можно описать сирень и выразить свое отношение к изображенному?

( Сирень на картине изумительная, чудная, несравненная, восхитительная, чудесная, дивная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная. Превосходная, замечательная).

- Все ли листья одинаково освещены?

( Нет, и выглядят они по разному. Вверху слева листья светло - зеленые с золотистым оттенком, в середине букета внизу - темно - зеленые).

-   Опишите банку, в которой стоит сирень.

-   На каком фоне изображена сирень?

( На фоне сада. Сирень стоит на столике у открытого окна в сад. Фон темно - зеленый с серо - коричневым и желтоватым оттенком).

- Почему художник избрал такой фон?

( На этом фоне хорошо выделяются яркие, насыщенные цвета, которыми написана сирень).

- Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой, его любовь к ней?

( Конечно, хочется долго смотреть на этот букет и любоваться им).

 

4.    Дополнения учителя.

Верно, это чудесная сирень вызывает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и о солнце, о красоте природы. Трудно назвать человека, который бы не любил эти изумительные цветы. Прекрасная душистая сирень воспета многими писателями и поэтами. Вот как вдохновенно описал сирень советский поэт Всеволод Рождественский.

5.    Ученик выразительно читает стихотворение "Сирень".

(Учитель в это время показывает проекты работ учащихся )

Прогремела гроза, прошумела,

Затихая грохочет вдали.

Золотые лучи, словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли.

Воздух полон прохлады и тени.

Встала радуга светлым венцом

И тяжелые грозди сирени

Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе.

По откосу сбежать наугад, Окунуться в душистое море,

Захлестнувшее дремлющий сад!

Сколько белых и темно - лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронешь - дождем лепестковым

Осыпается мокрая гроздь.

В легкой капельке, светлой и чистой,

Отразился сверкающий день.

И в саду каждой ветке росистой

Торжествующе пахнет сирень.

 

Звучит музыка П.Чайковского "Времена года".

 

-   Какие прилагательные использует поэт для описания сирени? (Ученики называют запомнившиеся прилагательные, сравнения).

-   И поэт и художник изображают один и тот же предмет - сирень. При этом каждый использует разные художественные средства: поэт - слово, художник - рисунок, краски.

Прочитав стихотворение, мы представляем себе тяжелые грозди сирени после грозы,

ее благоухание - весь этот сверкающий день. Мы видим сирень художника ,понимаем, что такую прекрасную картину не мог написать равнодушный к природе

человек. П. П. Кончаловский очень любит родную природу, восхищен ее щедростью,

красотой.

"В этом букете все живет, цветет и радуется", - писал о картина Кончаловский.

6.    План описания картины составляют сильные ученики.

План.

А .Сирень (ее цвет, грозди, листья).

Б. Фон натюрморта.

В. "В этом букете все живет, цветет и радуется".

 

7.Устное, а затем письменное описание натюрморта.