Разработка урока по русскому языку. 5 класс
Коаржа Г.И., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 27 г.Сургута
Тема. Сочинение - описание натюрморта Петра Петровича Кончаловского "Сирень".
Цели: 1. Подготовить учащихся к описанию картины, научить описывать изображенный "поэтический предмет"'
2. Закрепить понятие о натюрморте, полученное детьми на уроках изобразительного искусства, ввести это слово в активный словарь школьников.
3. Воспитывать наблюдательность и художественный вкус.
Оборудование: портрет художника, репродукция Кончаловского "Сирень", репродукции других натюрмортов художника: "Сирень в корзине", "Красный поднос и рябина", цитата, слова на стенде, фотографии сирени.
Опережающие задания:
1. Подготовить выразительное чтение стихотворения Р.Рождественского "Сирень".
2. Сообщение биографических данных П. Кончаловского.
3. Оформить эпиграф "В этом букете все живет, цветет и радуется"
4. Индивидуальные групповые задания:
1 группа - подобрать фотографии, открытки с изображением сирени;
2 группа - подобрать песни, стихи о сирени.
5. Словарно - стилистическая работа.
Накануне сочинения на уроке русского языка записываются слова и словосочетания на тему "Сирень", (бледно - розовая, темно - красная, белоснежная, лиловая,
жемчужная (сирень);
голубоватый, серебристый (оттенок);
тяжелые, крупные, пышные (грозди);
зелененькие с тоненькими прожилками листья; ароматная, влажная, нежная,
чудесная, прекрасная, очаровательная, наслаждаться, любоваться, восхищаться;
натюрморт.
Учитель предлагает детям указать слова, обозначающие цвет, форму, величину, запах, выражающие оценку.
Ход урока
1. Словарно - орфографическая работа проводится в ходе урока.
Натюрморт,
Лиловый фон, оттенок, ароматный.
Сегодня мы знакомимся с натюрмортом П.Кончаловского. Каково значение этого слова: найдите в толковом словаре.
2. Сообщение ученицы(ка) о художнике.
Петр Петрович Кончаловский (1876-1956) очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из современных живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он. Художник писал цветы так, что кажется, они сохраняют не только свежесть красок, но и свои естественный аромат, (показ натюрмортов). П. Кончаловский говорил, что в цветах есть то, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще. Любимые цветы Кончаловского - сирень. Ей он посвятил множество своих полотен: "Сирень", "Сирень в корзине" (еще раз показ этих натюрмортов).
3. Беседа по картине "'Сирень" и составление учащихся рабочих материалов.
Демонстрация картины.
- Не правда ли, на вас сразу пахнуло весной?
( "Верно, мы как-то сразу почувствовали дыхание весны; особенно приятно видеть такую чудесную сирень зимой, когда за окном снег").
- Обратите внимание на обилие цветов, изображенных художником. Сумел ли он
показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали?
( На картине изображена очень свежая сирень, видно, что ее только срезали и принесли из сада, она такая сочная и как будто влажная от утренней росы или дождя)
- Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень?
( На картине мы видим сирень разных цветов и оттенков: светло - лиловую, темно -красную, белую, розоватую).
- Опишите ветки сирени, расположенные в центре букета.
( В центре букета каждая ветка темно - красной сирени. Под ней большая ветка белой сирени с жемчужным оттенком и ветвь розовой сирени).
-Какого цвета сирень в левой части букета?
( Темно - красная розовая с сиреневым оттенком, бледно - розовая с серебристым оттенком).
- Опишите сирень, которая украшает правую часть букета.
( Справа кисти сирени свисают почти до самого стола. Темно - красные грозди перемежаются с бледно - сиреневыми, розоватыми и белыми).
- Тщательно ли выписывает художник лепестки, листочки, веточки сирени? Почему? ( Нет).
- Правильно, художник стремиться передать свое впечатление от букета, поэтому он не выписывает отдельные лепесточки, листья, ветки. Ему важно создать целостный образ.
- Какие определения уместно использовать, чтобы описать величину цветов сирени? (тяжелые, крупные. Богатые кисти сирени. Они напоминают грозди винограда. Крошечные звездочки, цветы. Их много).
- Очевидно, такая сирень очень ароматна. Подберите синонимы к прилагательному ароматный.
( Душистый, пахучий, благоухающий).
- Какими прилагательными можно описать сирень и выразить свое отношение к
изображенному?
( Сирень на картине изумительная, чудная, несравненная, восхитительная, чудесная, дивная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная. Превосходная, замечательная).
- Все ли листья одинаково освещены?
( Нет, и выглядят они по разному. Вверху слева листья светло - зеленые с золотистым оттенком, в середине букета внизу - темно - зеленые).
- Опишите банку, в которой стоит сирень.
- На каком фоне изображена сирень?
( На фоне сада. Сирень стоит на столике у открытого окна в сад. Фон темно - зеленый с серо - коричневым и желтоватым оттенком).
- Почему художник избрал такой фон?
( На этом фоне хорошо выделяются яркие, насыщенные цвета, которыми написана сирень).
- Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой, его любовь
к ней?
( Конечно, хочется долго смотреть на этот букет и любоваться им).
4. Дополнения учителя.
Верно, это чудесная сирень вызывает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и о солнце, о красоте природы. Трудно назвать человека, который бы не любил эти изумительные цветы. Прекрасная душистая сирень воспета многими писателями и поэтами. Вот как вдохновенно описал сирень советский поэт Всеволод Рождественский.
5. Ученик выразительно читает стихотворение "Сирень".
(Учитель в это время показывает проекты работ учащихся )
Прогремела гроза, прошумела,
Затихая грохочет вдали.
Золотые лучи, словно стрелы,
Сквозь клокастые тучи прошли.
Воздух полон прохлады и тени.
Встала радуга светлым венцом
И тяжелые грозди сирени
Наклонились над нашим крыльцом.
Хорошо на весеннем просторе.
По откосу сбежать наугад, Окунуться в душистое море,
Захлестнувшее дремлющий сад!
Сколько белых и темно - лиловых
Вдоль ограды кустов разрослось!
Ветку тронешь - дождем лепестковым
Осыпается мокрая гроздь.
В легкой капельке, светлой и чистой,
Отразился сверкающий день.
И в саду каждой ветке росистой
Торжествующе пахнет сирень.
Звучит музыка П.Чайковского "Времена года".
- Какие прилагательные использует поэт для описания сирени? (Ученики называют запомнившиеся прилагательные, сравнения).
- И поэт и художник изображают один и тот же предмет - сирень. При этом каждый использует разные художественные средства: поэт - слово, художник - рисунок, краски.
Прочитав стихотворение, мы представляем себе тяжелые грозди сирени после грозы,
ее благоухание - весь этот сверкающий день. Мы видим сирень художника ,понимаем, что такую прекрасную картину не мог написать равнодушный к природе
человек. П. П. Кончаловский очень любит родную природу, восхищен ее щедростью,
красотой.
"В этом букете все живет, цветет и радуется", - писал о картина Кончаловский.
6. План описания картины составляют сильные ученики.
План.
А .Сирень (ее цвет, грозди, листья).
Б. Фон натюрморта.
В. "В этом букете все живет, цветет и радуется".
7.Устное, а затем письменное описание натюрморта.