СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития устной речи на тему "Заяц".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития устной речи на тему "Заяц" рассказывает о строении тела, повадках зайца.

Просмотр содержимого документа
«урок развития устной речи на тему "Заяц".»


Модель урока развития устной речи на основе ознакомления с окружающим миром

во 2классе СКОУ VIII вида.

Тема «Дикие животные. Заяц».

Цели.

  1. Расширить знания учащихся о диких животных на основе изучения зайца.

  2. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

  3. Развивать мышление, внимание, память через работу с загадками, через упражнения на анализ и синтез, сравнение, классификацию.

Оборудование.

Презентация, наборы геометрических фигур на каждого ученика, разрезные картинки с изображением зайца.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

Организационный момент.


Включение учеников в работу.





Мотивация.











Повторение пройденного материала.






Учитель приветствует учеников.



Для быстрого включения в работу учитель предлагает выучить стихотворение.






Учитель говорит о том, что сегодня на уроке дети отправятся в лес, где вместе с лесными жителями будут изучать тему «Дикие животные», будут учиться отгадывать загадки, строить описание зверька (а какого, определят сами позже), верно отвечать на вопросы. Учитель сообщает, что в дорогу ученики возьмут снаряжение для путешествия.

Учитель разъясняет смысл слова «бинокль» и демонстрирует данный предмет детям.


Учитель предлагает вспомнить правила поведения в лесу.



Учитель нацеливает детей на то, что по лесу нужно идти не спеша, всматриваться в лес, вслушиваться в его шорохи.

Учитель включает слайды№1 –№9 и предлагает рассказать о времени года, изображённом на фотографии, по плану.

Учитель просит ответить на вопрос: «Какую помощь надо оказывать птицам, которые остались зимовать?».








Учащиеся хором проговаривают стихотворение:

«У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора».








Ученики читают слово «бинокль».


Дети рассказывают о том, что можно, и что нельзя делать в лесу.


Дети встают из-за парт и шагают.


Учащиеся рассказывают о зиме, зимних забавах.


Дети рассказывают о той помощи, которую они оказывают зимующим птицам.





.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.




























Введение в тему.














Физкультминутка.


Знакомство с темой через постановку проблемы.



Учитель включает слайд№10, просит посмотреть, как много следов в лесу и предлагает отгадать загадки, объяснив правильность ответа.

Учитель включает слайд№11.

  1. Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный?

  1. Спиною зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

3. Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

  1. Пушистой маленькой хозяйке

Морозы не страшны:

Приберегла она на ветках

Сушёные грибы.

  1. Длинное хвостище,

Рыжее волосище,

Сама хитрища.

  1. Горбоносый, длинноногий, великан ветвисторогий,

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге.

Коль такого довелось

Встретить, знайте – это…

Учитель предлагает детям обратить внимание на картинки-отгадки и назвать всех тех, кто на них изображён.



Учитель просит учеников сказать, кто здесь лишний, и обосновать свой ответ.



Учитель задаёт вопрос: «Как одним словом назвать всех тех, кого вы видите на картинках сейчас?».

Учитель предлагает детям подумать и сказать, какого зверя нельзя встретить в зимнем лесу.



Учитель просит ребят показать, как передвигаются заяц, лиса, медведь, белка, волк.


Учитель говорит о том, что дети пришли в лес за тем, чтобы познакомиться с очень интересным зверьком, который промелькнул около них, оставив на снегу следы, и включает слайд№12.




Ученики отгадывают загадки, объясняют правильность своего ответа словами загадки, читают отгадки на слайде.






















Учащиеся по вызову учителя называют животных, изображённых на слайде.

Ученик рассказывает о том, кто лишний, доказывает правильность ответа.

Ученик даёт ответ на вопрос.

Дети дают обоснованные ответы и убеждаются в своей правоте.

Дети имитируют движения животных.




Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.



























Физкультминутка.







Изучение нового материала.













Учитель предлагает ученикам посмотреть, какие запутанные красивые узоры оставил этот зверёк.

Учитель объясняет, что зверёк уходит от преследования по кругу, много петляет, его уловки разнообразны – это увёртки, броски в сторону, прыжки вверх или даже бег в обратную сторону, на бегу он делает ловко быстрые, неожиданные повороты, они похожи на геометрические фигуры.

Учитель включает слайд№13 и предлагает учащимся рассмотреть геометрические фигуры, изображённые на нём.

Учитель просит детей взять из конвертов геометрические фигуры, на которых напечатаны буквы, составить слово и, прочитав его, узнать, что за зверёк пробежал около них. (Приложение 1).


Учитель включает слайд№14 и предлагает ученикам проверить, правы ли они, объяснить, какая орфограмма в данном слове.




Учитель просит собрать разрезную картинку и рассказать о том, кто на ней изображён.

(Приложение 2).

Зайки.

Зайки скачут по лужайке.

Вдруг в лесу мелькнула тень,

Зайки спрятались за пень,

На носочки поднялись,

Серый зайка, оглянись,

Не сидит ли за кустом

Серый волк с большим хвостом?

Учитель включает слайд№15 и предлагает учащимся рассмотреть зайца.

Учитель сообщает, что существует поговорка – «труслив, как заяц», однако зайцы не столько трусливы, сколько осторожны,

им необходима эта осторожность, так как в ней их спасение.

Учитель включает слайды№16 – №18 и просит учащихся назвать части тела зверька.

Учитель включает слайд№19 и предлагает детям сделать вывод о том, какие части тела зайца они знают.














Ученики рассматривают геометрические фигуры и называют их.

Дети составляют слово, определяют, какая буква оказалась лишней, читают получившееся слово.

Ученики хором читают слово «заяц».

По вызову учителя ученик объясняет, какая орфограмма есть в данном слове.

Ученики собирают разрезные картинки и говорят, что на них изображён заяц.

Дети декламируют стихотворные строки и выполняют движения.













Дети называют части тела зайца.

Ученики делают вывод .









Физкультминутка для глаз.






















Физкультминутка.










И. п. – сидя за партой.

1. Закрыть глаза. Отдых 10 – 15с. Открыть глаза. Повторить 2 – 3 раза.

2. Движения глазными яблоками:

– глаза вправо-вверх;

– глаза влево-вверх;

– глаза вправо-вниз;

– глаза влево-вниз.

Повторить 3 – 4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10 – 15с.

3. Самомассаж.

Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1с. Ладони на стол. Открыть глаза.

Учитель просит учеников достать из конвертов геометрические фигуры и назвать их. (Приложение 3).

Учитель включает слайд№20 и предлагает детям выполнить словесные инструкции





Учитель спрашивает учеников о том, кого они составили из овалов, какой частью тела является тот или иной овал.

На морозе.

Ручки вверх, ручки вниз.

На носочках подтянись.

Ручки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем поприседаем,

Никогда не замерзаем.

Учитель включает слайд№21 и просит сказать, какую форму имеет тело зайца.






Учитель включает слайд№22 и просит ответить на вопрос.



Учитель включает слайд№23.

Учитель сообщает: «Летом зайцы-беляки бурые с рыжим оттенком и черноватой рябью. Зимой они становятся незаметными из-за смены бурой шерсти на белую. Только кончики ушей остаются чёрными, но это не выдаёт зайцев, так как они держатся возле засыпанных снегом кустов, тёмные ветки которых

Дети выполняют упражнения.












Ученики дают ответы.


Дети выполняют инструкции учителя, комментируют свои действия, составляют из овалов разной величины зайца.

Ученики дают ответы.



Дети декламируют стихотворные строки и выполняют движения.





Дети хором читают вопрос.

По вызову учителя ученик отвечает на данный вопрос и убеждается в своей правоте.

Дети хором читают вопрос.

Ученик отвечает на данный вопрос.

Ученики хором читают вопрос.





Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.












Физкультминутка для глаз.


















своими выступающими наружу концами маскируют заячьи уши. К зиме у зайцев отрастает более густая и длинная шерсть на брюхе, а вокруг ноздрей появляются пушистые волосы – всё это защищает их от охлаждения в мороз во время неподвижного пребывания на снегу.

А вы знаете, что во время весенней линьки зайцы катаются по траве, стремясь поскорее освободиться от предательской белой шерсти, клочья которой можно видеть везде – на ветвях кустов, на стеблях бурьянов, в зарослях».

1. Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.

2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.

Учитель включает слайд№24.

Учитель сообщает: «У зайца крупные трубкообразные уши. У зверька очень чуткие уши. Так, уходя от собаки, заяц пользуется в основном слухом, а не чутьём. Видит он плохо, но реагирует на движение. Животное, слыша лай собаки, представляет степень её опасности для себя».

Учитель включает слайд№25.

Учитель сообщает: «Более длинные задние ноги позволяют им делать большие прыжки и убегать от преследования, а их широкие ступни при отталкивании от поверхности создают прочную опору, не проваливаясь в снег. Пальцы лап беляка, покрытые густыми волосами, сильно раздвигаются, и поэтому заяц-беляк, как на лыжах, может бегать по рыхлому снегу.

Он может давать отпор преследователю своими задними лапами. Если зайца настигает пернатый хищник, он ложится на спину и отбивается сильными ударами ног».

Учитель включает слайд№26.

Учитель сообщает: «Способ передвижения – быстрый бег прыжками. Следы лап беляка крупные, широкие и округлённые.

У зайцев на следах отпечатки задних лап располагаются впереди передних.

Он маскирует след, пробегая по угольной пыли на гарях, по старым заячьим тропам, по собачьим, лисьим следам.
















Дети выполняют упражнения.






Дети хором читают вопрос.






Дети хором читают вопрос.












Дети хором читают вопрос.



Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.





Физкультминутка для глаз.













Иногда обнаруживают, что заяц бежит сзади за преследователем.

Заяц прерывает свой след, пробегая по мелкой воде или болоту. Он может броситься в воду».



Учитель включает слайд№27.

Учитель сообщает: «Зайцы имеют две пары резцов в верхней челюсти (вторая пара развита слабее и расположена позади основной пары). У них нет клыков. Зубы растут постоянно».

Учитель включает слайд№28.


Учитель сообщает: «Летом зайцы-беляки поедают злаки, бобовые растения, осоку, а зимой – мелкие ветки и кору деревьев, кустов, а также сено вокруг стогов».

Учитель задаёт вопрос: «А питаются зайцы другими животными?».

Учитель просит учеников сделать вывод о том, какое животное заяц.


Учитель включает слайд№29.

Учитель задаёт вопросы:

«Где живёт заяц?».

«Кто о нём заботится?».

«Кто помогает зайцу добывать пищу?».

«Кто помогает ему растить детёнышей?».

«Значит заяц – это какое животное?».

Учитель сообщает: «В лесу у зайцев-беляков нет постоянного убежища. Днём они чутко спят, затаившись мордой к ветру среди травы, под кустами, а зимой – в снежной ямке. По ночам, а также в сумерки и перед рассветом они кормятся, а с наступлением дня залегают где-либо в новом месте».

Учитель включает слайд№30.





Учитель включает слайды№31, №32, №33 и предлагает детям составить описание зверька по плану.

Учитель подводит итоги урока, даёт аргументированную оценку ответов учащихся, задаёт вопросы: «С каким зверьком познакомились?», «Что нового о нём узнали?».






Дети выполняют упражнения.

Дети хором читают вопрос.




Дети хором читают вопрос.

По вызову учителя ученик отвечает на него.


Дети отвечают.


Дети хором читают слова «травоядное животное».

Ученики хором читают вопрос.

Дети отвечают на вопросы, делают выводы и обосновывают ответ.

Ученики хором читают слова «дикое животное».





Дети хором читают вопрос.

По вызову учителя ученик отвечает на него.

Ученики по плану на слайдах рассказывают о зайце.

Ученики отвечают на вопросы.