СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Развитие речи. Научный и художественный текст" (2 урок по теме)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для учителей начальных классов, которые работают по УМК "Перспективная начальная школа"

Просмотр содержимого документа
«Урок "Развитие речи. Научный и художественный текст" (2 урок по теме)»

Урок русского языка

учителя начальных классов

Абакумовой Натальи Павловны

Тема: «Развитие речи. Научный и художественный текст»

(2 урок по теме)

2 класс, УМК «Перспективная начальная школа»

Форма проведения – «Урок для школьников с применением информационно-коммуникационных технологий»


Цель урока: продолжить знакомство учащихся с научным и художественным текстами.


Задачи урока:

  • Научиться различать научные и художественные тексты;

  • Учиться доказывать свою точку зрения;

  • Повторить основные правила орфографии 2 класса;

  • Уметь правильно подбирать родственные слова, отличать формы слов от родственных слов;

  • Закрепить умение работы в парах.


Использование образовательных технологий:

  • Здоровьесберегающий подход;

  • Педагогика сотрудничества;

  • Проблемное  обучение;

  • Информационно-коммуникативные технологии;

  • Развивающее обучение;

  • Индивидуальный и дифференцированный подход.


Методы организации деятельности учащихся:

  • Объяснительно-иллюстративные (беседа, использование т/с);

  • Практические (самостоятельная работа);

  • Репродуктивные (повторение ранее изученного материала);

  • Проблемные и частично-поисковые (разрешение проблемных заданий, высказывание учениками своих предположений, самостоятельность рассуждений,…).



Универсальные учебные действия:

1).Познавательные УУД (общеучебные действия; логические универсальные действия);

2).Коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог, учет позиции других людей, умение выражать свои мысли, умение сотрудничать);

3).Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, контроль в форме сличения результата с эталоном, коррекция и оценка своих действий);

4).Личностные УУД.


Предварительная подготовка к уроку:

Текст 1.

Даурский ёж небольшого размера с короткими иглами. Цвет у него бывает от светло-коричневого до темно-бурого. Голова беловатая. Даурский ёж небольшой, вместе с хвостом достигает примерно 33 см, а весит примерно 1 кг или чуть больше. Отличается от обыкновенных ежей тем, что на голове нет полоски голой кожи. Даурский ёж менее колюч, чем обычный ёж.

Всеяден, ест и ягоды, и птенцов, и змей, и жуков, и лягушек. На зиму впадает в спячку.

Текст 2.

Стихи про ежей

Что за странный мяч такой,
Весь лежит в иголках?
Прикоснусь слегка рукой,
Ведь спросить неловко!
Мячик быстро развернулся,
Носик — показался.
Этим мячиком колючим
Ежик оказался!

Текст 3.

ЁЖ УШАСТЫЙ отличается от обыкновенного ежа большим размером ушной раковины: длина уха его более 3—5 см. Длина игл не более 3 см. Весит примерно 500 граммов. Живет ушастый ёж в степях, пустынях. Главную пищу ушастого ежа составляют насекомые, особенно жуки и муравьи. Бегает он быстрее обыкновенного ежа.

Удивительна устойчивость ушастых ежей к сильным ядам. К высоким температурам ежи устойчивы более, чем даже сухопутная черепаха.



Учебно-дидактическое обеспечение:

  • Учебник;

  • Рабочая тетрадь;

  • Презентация к уроку (и/а доска);

  • Плакаты на доску (тема урока, план работы по тексту упр. 54 стр. 85 в учебнике).


Методические материалы и интернет - ресурсы:

  • Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык. 2 класс: Учебник. 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2013-2015;

  • Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В.,Байкова Т.А. Методическое пособие по русскому языку для учителя. 2 класс – М.: Академкнига/Учебник, 2015;

  • Н.Тихонов. «Морфемно-орфографический словарь». Москва,»Астрель», «Аст», 2002;

  • http://docmusic.ru/avtjok/txthfn.html;

  • https://otvet.mail.ru/question/48214829;

  • http://ejik-land.ru/liric/page106.html;

  • http://mamaschool.ru/stixi/stixi-pro-ezhika.



Материал учебника для проведения урока:

Упражнение № 55 стр. 86-87 (учебник «Русский язык», 2 класс, часть 2)

СОЛНЦЕ И РАДУГА

Раз после дождя выглянуло солнышко и появилась семицветная дуга – радуга. Кто ни взглянет на радугу, всяк ею любуется. Загордилась радуга, да и стала хвалиться, что она красивее самого солнца.

Услышало эти речи солнышко и говорит: «Ты красива – это правда, но ведь без меня и радуги не бывает».

А радуга только смеётся да пуще хвалится. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучку – и радуги как не бывало.

(К. Ушинский)

Упражнение № 56 стр. 87-88

РАДУГА

Иногда на небе можно наблюдать яркие полосы, окрашенные чаще всего в три цвета – красный, зелёный, фиолетовый; иногда видны ещё два цвета – жёлтый и оранжевый, но они не такие яркие.

Это интересное явление можно наблюдать, когда светит солнце и идёт дождь. Капельки дождя просвечиваются солнечными лучами, и образуется радуга.

Упражнение № 54, стр. 85.

Ежи – млекопитающие животные. Они бывают разные, не похожие друг на друга. Все они – насекомоядные. Живут они в Европе, в Азии, в Африке. Только в Австралии и в Америке нет ежей. У нас в стране обитают разные ежи. Обыкновенный ёж – он всем знаком. Даурский ёж живёт в Сибири. А на юге нашей страны живёт ушастый ёж. Он от всех ежей большими ушами отличается.

(по И. Акимушкину)



Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя и учеников

УУД

I. Тема и задачи урока. Актуализация темы урока (5 минут)

1.Введение в тему урока.

Учитель здоровается с учениками, просит их сесть за свои парты и говорит, что сегодня урок русского языка относится к урокам развития речи.

Учитель:

- Зачем нам необходимы уроки развития речи?

Ученики:

Наша речь делится на устную и письменную. Они взаимосвязаны между собой. На уроках развития речи мы учимся правильно составлять предложения, знакомимся с текстами, их видами. Это нужно нам, чтобы потом грамотно выполнять творческие работы на уроках русского языка.

Учитель предлагает детям прослушать небольшое произведение:

Пришла весна. По мокрым улицам журчали торопливые ручьи. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех.

В садах пухнули почки деревьев. Ветви деревьев покачивались от свежего ветра и чуть слышно шептали свою весеннюю песню. (Л. Н. Толстой)


Учитель:

-Как называется то, что я прочитала?

Ученики:

-Это текст, потому что он состоит из предложений, связанных между собой по смыслу, которые объединены одной темой «Весна»

Учитель:

-Это, действительно, текст, который написал Л. Н. Толстой. К какому виду текстов он относится: художественному или научному?

Ученики:

-Это художественный текст, так как в нем не содержится никаких точных научных сведений.

Учитель: (вывешивает на доску плакаты темы урока)

-Наша тема сегодня «Научный и художественный текст». Мы будем читать на уроке тексты и определять их вид, приводить доказательства вида этого текста. С научными и художественными текстами мы встречаемся на каждом уроке, поэтому знания, которые вы получите, помогут вам в дальнейшей учебе.

1).Регулятивные УУД;

2).Коммуникативные УУД;

3).Познавательные УУД (общеучебные, логические).


II. Работа по теме урока. (30 минут)

1.Работа с учебником «Русский язык»

(часть 2)



































































































2).Физпауза



























3).Самостоятельная работа в парах с текстами, которые заранее подготовлены учащимися класса.



























4).Работа в тетради

1). Упр.55, стр. 86-87

Учитель просит учеников прочитать текст из упражнения, ответить на вопросы после текста и определить к какому виду текста он относится и почему.

Ученики читают текст, отвечают на вопросы в парах.

Ученики:

Текст «Солнце и Радуга» художественный, так как в нем не содержится научных сведений, есть прием олицетворения: одушевляются Солнце и Радуга. Такой текст можно встретить на уроке литературного чтения.

Учитель:

- прочитайте мнения Маши и Миши об основной мысли данного текста. С чьим мнением вы согласитесь? Почему?


Мнение Маши «Радуга появляется только на солнце».

Мнение Миши «Плохо хвалиться».


Ученики:

-Мнение Миши более точно отображает основную мысль текста.


2). Упр. 56, стр. 87-88

Учитель предлагает ученикам познакомиться с текстом из упражнения, ответить на вопросы и определить вид текста:

Ученики читают текст, обсуждают в парах вопросы после текста и определяют вид текста:

-данный текст научный, так как в нем содержатся точные научные сведения о радуге, не используются никакие художественные приемы. Такой текст можно встретить на уроке окружающего мира.

3). Самостоятельная работа: учебник упр.54 стр.85


Учитель предлагает ученикам поработать самостоятельно в парах по плану (плакаты с планом работы с текстом учитель вывешивает на доску):

  • Прочитайте внимательно текст;

  • Обсудите текст в парах;

  • Определите вид текста, приведите доказательства.

Ученики работают в парах, обсуждают текст, определяют тему текста, называют вид текста. Приводят доказательства.

Ученики:

- Этот текст научный, в нём сообщаются научные сведения о ежах, тема текста «Ежи как млекопитающие животные», данный текст может быть использован на уроке окружающего мира. Научные тексты не содержат переживания автора, так как их цель – сообщить точные научные сведения.


Учитель:

- Молодцы! Вы хорошо поработали с тексом.


Жил в лесу колючий ежик,
Был клубочком и без ножек,
(Обнимают себя за плечи)
Не умел он хлопать —Хлоп-хлоп-хлоп,
(Хлопают в ладоши) .
Не умел он топать —Топ-топ-топ.
(Выполняют "топотушки").
Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг
(Прыгают на двух ногах) .
Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг
А ребятки в лес пришли,
Ежика в лесу нашли,
Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп,
(Хлопают в ладоши) .
Научили топать — Топ-топ-топ.
(Выполняют "топотушки").
Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг,
(Прыгают на двух ногах) .
Научили бегать… (Бегают на месте)



Учитель раздает детям карточку-таблицу для работы в паре:

- Сейчас вы прослушаете 3 текста и, обсудив в парах, определите вид текстов. Работа будет сопровождаться слайдами из презентации.

Слайд 2.


Карточка-таблица:

Вид текста (научный или художественный).

Докажите. Почему?

Текст 1

Текст 2

Текст 3






Выступают ученики, которые заранее подготовили тексты, учащиеся отмечают в карточках виды текстов, предварительно обсудив в парах, проверка производится при помощи презентации.


1). Самостоятельная работа с основными правилами орфографии 2 класс, которые используются в текстах.


Учитель:

- Сейчас мы будем работать с текстами по слайдам в презентации. Откройте, пожалуйста, тетради и подпишите число.

Ученики подписывают:

  • Число проведения урока;

  • Классная работа.


Учитель:

- Прочитайте текст на слайде 3, определите, сколько нужно знать орфографических правил, чтобы грамотно написать данный текст?

Небо лучистое,
Обл(а/о)ко чистое.
(На) именины к  щенку
Ёж(и/ы)к р(е/и)зиновый
Шёл и  насвистывал
Дыроч(ь/-)кой в  правом б(о/а)ку.

Ученики:

- Нужно знать 4 правила:

  • Правописание безударной гласной в корне, которую можно проверить ударением;

  • Правописание безударной гласной в корне, которую нельзя проверить;

  • Правописание ЧК/ЧН/ЧТ;

  • Правописание ЖИ/ШИ.


Проверка производится по слайду.


Слайд 3.


Учитель:

- Поработайте самостоятельно с текстом на слайде 4. Для этого грамотно спишите текст, вставив пропущенные буквы.


Ёж…к ёж…к мой к…лючий,
Кон…чился м…ро… тр…скучий.
Выл…зай (из) тёплой норки
И проветривай ….голки.


Ученики выполняют данную работу.

Проверка производится по слайду.


Слайд 4.


2). Работа с родственными словами.

Учитель:

- Прочитайте слова, которые записаны на доске, выпишите в тетрадь только те слова, которые будут родственными для слова ЁЖ, выделите корень и основу. Объясните свой выбор.

Слова: ежиха, ежата, ежевика, ежи, съёжился, ежовые.

Ученики:

- Не является родственным слово ЕЖЕВИКА, так как оно не имеет общий смысл со словом ЁЖ.


Вывод: родственными называются только те слова, которые имеют общий корень, общий смысл и разную основу.


Учитель:

- Умение правильно пользоваться родственными словами, грамотно записывать тексты, определять вид текста помогут вам лучше знать наш родной русский язык и пользоваться им. Сегодня на уроке вы хорошо продемонстрировали свои знания. Молодцы!


1).Коммуникативные УУД;

2).Познавательные УУД;

3).Регулятивные УУД;

4).Личностные УУД.







III. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.(10 минут)

1).Подведение итогов урока.




































2).Рефлексия













3).Домашнее задание

Учитель:

- Вспомним еще раз тексты, с которыми вы работали во второй половине урока.


Слайд 5.


Ученики выразительно читают тексты вслух.


Учитель:

-Определите виды данных текстов?


Ученики:

- Это тексты художественные. В них не сообщаются научные сведения.


Учитель:

- Художественные поэтические тексты часто композиторы кладут на музыку и получаются замечательные песни. Один из этих текстов «Ёжик резиновый», который принадлежит поэтессе Юнне Мориц, стал прекрасной детской песенкой. Исполнили ее Татьяна и Сергей Никитины, прекрасный дуэт.


Слайд 6.


Ученики слушают песенку и подпевают, кто знает.


Учитель:

- Мы замечательно сегодня поработали на уроке. Оцените свою работу по слайду:


Слайд 7.


Ученики выбирают один из смайликов и отмечают на слайде. Учитель отмечает, сколько учеников выбрали смайлики, объявляет отметки за урок.


Учитель задает 2 вида мини-сочинений по выбору:

  • «Однажды в лесу я встретил ежика»

  • «Моя любимая игрушка, какая она и за что я ее люблю».

1).Регулятивные УУД;

2).Познавательные УУД (логические)

3).Личностные УУД.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!