СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Рефлекторная дуга"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок разработан по программе обновленного образования РК

Просмотр содержимого документа
«Урок "Рефлекторная дуга"»

Раздел долгосрочного планирования: Координация и регуляция

Школа: КГУ СШИКОР


Дата:

Ф.И.О. учителя: Данилко Е. И.

Класс: 7б

Участвовали: Не участвовали:

Тема урока

Рефлекторная дуга.


Учебные цели для достижения на этом уроке (ссылка на учебную программу)

7.1.7.5 - исследовать рефлекторную дугу


Цель урока

Учащиеся знакомятся со стандартной схемой рефлекторной дуги

Выполняя лабораторную работу, учащиеся исследуют рефлекторную дугу, что будет способствовать формированию навыков анализа и оценки, необходимого для всех естественно-научных предметов.

Критерий оценки

Исследуют рефлекторную дугу

Языковые цели

Развивать умение учащиеся на основе имеющихся знаний определять тему, цели познавательной деятельности на уроке; поддерживать активный диалог при обсуждении вопросов; объяснять строение рефлекторной дуги и описывать ее элементы

Учащиеся будут использовать в речи ключевые термины: рефлекторная дуга, рецептор, чувствительный (центростремительный) нейрон, двигательный (центробежный) нейрон, отдел ЦНС, вставочный нейрон, рабочий (исполнительный) орган, рефлекс, ответная реакция.

Деятельность: чтение, говорение, письмо, аудирование

Привитие ценностей


Ответственная гражданская позиция. Культивирование ответственности за сохранение здоровья. Коммуникативные навыки - умение осуществлять сотрудничество при работе в группе. Развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.

Межпредметная связь

физика, естествознание

Предшествующие знания

Нейрон, ЦНС, спинной и головной мозг

Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды упражнений, запланированных на урок:

Ресурсы

Начало урока - Мотивационный этап

Цель: Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, а также эмоциональный настрой, мотивирующий творческую деятельность учащихся.

Прием для создания коллаборативной среды приветствие

Я тебе желаю добра! 
Я себе желаю добра! 
Мы желаем друг другу добра! 
Если тебе будет трудно 
Я на помощь к тебе приду! 

Деление на 3 группы с помощью карточек

Спинной мозг

Головной мозг

Нервная ткань

31 сегмент

Мозжечок

Аксон

31 пара нервов

Борозды и извилины

Длинные и короткие отростки

Серое вещество в виде бабочки

Большие полушария

Дендрит

Передние и задние корешки

Затылочная доля

Нейрон

Спинномозговой канал

Кора мозга

Нейроглия

Данный прием позволяет провести проверку ранее полученных знаний и разделить учащихся на группы

Выход на тему урока – задание «Подбери пары» учащиеся собирают карточки в нужном порядке

Раздражитель

Стимул, любое воздействие, способное вызвать биологическую реакцию живого организма

Раздражение

Реакция организма на действие раздражителя

Раздражимость

Способность живых клеток, тканей, организма реагировать на внешние и внутренние воздействия – раздражители; лежит в основе их приспособления к изменяющимся условиям среды

Фототропизмы

Реакции на свет у растений

Таксисы

Двигательные реакции у животных, не имеющих нервной системы

Возбудимость и возбуждение

Быстрые и точные реакции, на раздражения, осуществляемые с помощью нервной и мышечной тканей

Отдергивание руки в ответ на

укол или ожог кожи

Рефлекс

Оценка выполнения задания осуществляется по ключу

- учитель предлагает к просмотру анимацию «Рефлекторная дуга» и просит определить тему и цель урока.



Слайд «Приветствие»





Карточки для деления на группы, указатели групп – приложение 1.








Слайд «Стрение нервной ткани»



Карточки с терминами и определениями.

Таблица – ключ для проверки задания – слайд презентации






















Анимация «Рефлекторная дуга»

Середина урока

Операционный этап.

Цель – изучение нового материала


Маршрутная карта «Рефлекс и рефлекторная дуга» для работы учащихся в группе с текстом учебника:

1. Прочтите текст и дайте определение термину «Рефлекс».

2. Приведите примеры простейших рефлексов, возникших у животных.

3. Определите значение рефлексов в жизни животных и человека.

4. Прочтите текст и дайте определение термину «Рефлекторная дуга».

5. С помощью рисунка и терминов составьте схему рефлекторной дуги.

Нервные окончания

Рецепторы кожи

Мышца

Чувствительный нейрон

Вставочный нейрон

Двигательный нейрон

Белое вещество

Серое вещество

Задняя поверхность спинного мозга

Передняя поверхность спинного мозга

Проверка выполнения задания – отчет групп по выполнению работы.

Слайд с заданиями для учащихся





Рисунок

Карточки и терминами

Клей
























Конец урока - Рефлексивный этап

Цель: зафиксировать содержание, изученное на уроке. Проанализировать только что пройденный процесс усвоения нового содержания.

Задание формативного оценивания

Задание 1. Найди соответствие:

Виды нейронов:

  1. Чувствительные.

2. Вставочные.

3. Двигательные.

Функции нейронов:

А. воспринимают раздражение, передают импульсы от органов чувств в центральную нервную систему.

Б. передают импульсы от центральной нервной системы к рабочему органу.

В. Осуществляют связь между чувствительными и двигательными нейронами.

Местоположение нейронов:

Г) тела нейронов расположены в спинном мозге, а их длинные отростки за его пределами.

Д) тела нейронов находятся в узлах, лежащих на пути к центральной нервной системе.

Е) тела и их отростки собраны в центральной нервной системе.

Буквы ответов впиши в таблицу:

Виды нейронов

Функции нейронов

Местоположение нейронов

Чувствительные



Вставочные



Двигательные




ДЕСКРИПТОРЫ:

Называет функции нейронов, входящих в рефлекторную дугу

Называет местоположение нейронов, входящих в рефлекторную дугу

Задание 2. Найди перечисленные нейроны на рисунке и запиши, какими цифрами они обозначены.






ДЕСКРИПТОРЫ:

Учащийся: Находит на рисунке и подписывает нейроны, входящие в рефлекторную дугу

Рефлексия: Прием «Рука»

Цель: проверить уровень усвоенных знаний на уроке.

Учитель просит обвести ладонь левой (правой) руки и просит оценить себя. Учащимся предлагается закрасить палец руки на столько, на сколько они справились с поставленной задачей.

Большой палец - справился ли ты с заданием?

Указательный – все ли указания учителя ты выполнил?

Средний - Какое у тебя настроение?

Безымянный – Насколько вы проявляли волю и настойчивость при выполнении задания?

Мизинецнасколько эффективно ты взаимодействовал с другими людьми?

Ладонь – в середине напишите, что вам нужно еще сделать (узнать, повторить, потренировать)?

По полученным ответам от учащихся, учитель определяет насколько продуктивным оказалась деятельность детей.




Задание формативного оценивания – приложение 2

д/з

П. 40, знание и понимание 1, применение 2


Дифференциация, - каким способом вы хотите больше оказывать поддержку

1 - По видам учебной деятельности - индивидуальная, групповая работа.

2 - По уровню трудности заданий - задания на соответствие

3 - По способу выполнения заданий - устные (работа в группе – озвучивание информации), письменные (работа с рисунком) чтение (работа с вопросами);

-по уровню самостоятельности - работа с ресурсами; саморегуляция при выполнении любого задания.

Оцените, как вы планируете проверить уровень освоения учебного материала учащихся?

Проверка правильности сбора учащихся в группы

Проверка по ключу задания «Подбери пары»

Выполнение задания для ФО

Обратная связь при осуществлении рефлексии

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

Смена деятельности (ЗОЖ)

Мебель соответствует учащимся.

Создание коллаборативной среды для снятия эмоционального напряжения.

ТБ при работе над заданиями.

Задания составлены в соответствии с возрастными особенностями.

Рефлексия по уроку Была ли реальнй и доступной цель урока или учебные цели?

Все ли учащиесы достигли цели обучения?

Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему?

Правильно проводилась дифференциация на уроке?

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока?

Были ли отклонения от плана урока, и почему?

Я думаю что все учащиеся достигнут поставленной учебной цели: исследовать рефлекторную дугу, т.к. в ходе урока для этого будут создана коллаборативная среда и использоваться активные формы обучения. Маршрутная карта явилась подмостками зоны ближайшего развития и одновременно алгоритмом для учащихся с низкими учебными навыками.

В ходе урока осуществляются групповая и индивидуальная формы обучения. Задания соответствуют возрастным нормам учащихся. Чередуются виды деятельности. Дифференциация осуществляется по различным направлениям, это способствует выполнению заданий различного вида сложности большинством учащихся. Время распределено эффективно.

Общая оценка

две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (касающиеся преподавания и обучения)

1:


2:


Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел лучше( касающиеся преподавания и обучения)

1:


2:


Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/ затруднениях отдельных учеников, на что обратить внимание на следующем уроке?


Приложение 1


Спинной мозг



Головной мозг



Нервная ткань


31 сегмент



Мозжечок


Аксон


31 пара нервов


Борозды и извилины


Длинные и короткие отростки


Серое вещество в виде бабочки


Большие полушария



Дендрит


Передние и задние корешки


Затылочная доля



Нейрон


Спинномозговой канал



Кора мозга


Нейроглия


Диаметр 1 см


Мост


Нервный узел


Приложение 2

Раздел

Тема

Координация и регуляция

Рефлекторная дуга.

Цель обучения

7.1.7.5 - исследовать рефлекторную дугу

Уровень мыслительных навыков

Знание и понимание.

Критерий оценивания

Исследует рефлекторную дугу

Тестовое задание 1: Найдите соответствие:

Виды нейронов:

  • Чувствительные.

  • Вставочные.

  • Двигательные.

Функции нейронов:

А. воспринимают раздражение, передают импульсы от органов чувств в центральную нервную систему.

Б. передают импульсы от центральной нервной системы к рабочему органу.

В. Осуществляют связь между чувствительными и двигательными нейронами.

Местоположение нейронов:

Г) тела нейронов расположены в спинном мозге, а их длинные отростки за его пределами.

Д) тела нейронов находятся в узлах, лежащих на пути к центральной нервной системе.

Е) тела и их отростки собраны в центральной нервной системе.

Буквы ответов впиши в таблицу:

Виды нейронов

Функции нейронов

Местоположение нейронов

Чувствительные



Вставочные



Двигательные




Дескриптор: Называет функции нейронов, входящих в рефлекторную дугу

Называет местоположение нейронов, входящих в рефлекторную дугу

Тестовое задание 2: Найдите на рисунке перечисленные нейроны и запишите, какими цифрами они обозначены.












Дескриптор: Учащийся: Находит на рисунке и подписывает нейроны, входящие в рефлекторную дугу



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!