СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Решение задач по теме "Формула тонкой линзы"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок физики в 8 классе "Решение задая по теме "Формула тонкой линзы" с использованием развивающей, проблемно-поисковой, личностно-ориентированной, игровой технологий.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Решение задач по теме "Формула тонкой линзы"»

Тема урока: «Решение задач по теме « Формула тонкой линзы».

Я слушаю и забываю,

Я вижу и запоминаю,

Я делаю и понимаю.

Мори Ван Мейтс

Тип урока:Урок формирования и закрепления знаний, умений и навыков.

Технология:  развивающая, проблемно – поисковая, личностно – ориентированная, игровая.

Дидактические средства: презентация, приложения с раздаточным  материалом, карточки с заданиями.

Задачи урока:

Образовательные: научить учащихся использовать различные методы исследования в геометрической оптике; повторить, углубить и закрепить знания по данной теме; исследовать изображения, даваемые линзой и решить задачи, используя формулу тонкой линзы, формулу увеличения и формулу для вычисления оптической силы линзы.

  Развивающая: развить у обучающихся  творческое и образное мышление, умения самостоятельно решать логические задачи, творческую активность и познавательный интерес;

 Воспитательные: развитие познавательного интереса к изучению физических явлений и воспитание информационной культуры; продолжить формирование чувства долга и ответственности за собственные результаты в учебе.

План урока.


I. Организационная часть – 3 мин.

II. Актуализация знаний -4мин

III.Закрепление знаний, умений, навыков– 16мин

IV. Индивидуальная работа-14мин

V. Подведение итогов – 3 мин

6.1. Рефлексия-2 мин

6.2.Домашнее задание-2 мин




Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Организационная часть

1. Добрый день ребята! Осталось совсем немного времени , когда вы станете выпускниками. Поступите учиться в вузы и получите профессию. Сегодня научно-исследовательский институт (НИИ), занимающийся изучением геометрической оптики приглашает вас на работу на следующие должности : лаборанта, младшего научного сотрудника и старшего научного сотрудника. Но при поступлении на работу от вас требуются определенные знания. Слайд 1

Я как представитель института проверю их у вас методы решения задач на применение формулы тонкой линзы.

Тема : «Решение задач на применение формулы тонкой линзы».

II. Актуализация знаний

1.Вспомните, какие методы мы используем при решении физических задач? Слайд 2


МЕТОД

ПРИЗНАК

Визуальный

По форме линзы, по виду изображения

Геометрический

Построение с помощью лучей

Алгебраический

Использование формулы тонкой линзы

Слайд 3. Тема урока «Решение задач по теме «Формула тонкой линзы».


-Ребята, как вы думаете, какой цели мы должны достигнуть в ходе нашей работы?

-Каждый из вас получил оценочный лист, в котором вы будете фиксировать набранные баллы, которые позволят занять определённую должность в нашем институте. Слайд 4
























Предполагаемый ответ: Визуальный,

геометрический, алгебраический.
















Предполагаемый ответ: применить имеющиеся у нас знания для решения задач, используя методы решений.


Обучающиеся знакомятся с оценочным листом. Записываем тему урока.






Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

2. Проверим знание теории для подписания контракт на должность лаборанта. Для этого вам необходимо выполнить задания, набрав 16 баллов.(Каждое задание оценивается в 1 балл).

2.1. Закончите предложения, запишите недостающие фразы. Слайд 5

1. Прозрачное тело, ограниченное сферическими поверхностями, называется…


2. Величина, обратная фокусному расстоянию линзы, называется…


3. Точка на главной оптической оси, в которой собираются лучи, падающие параллельно главной оптической оси, после преломления их в линзе, называется…


2.2. Сопоставьте названия элементов линзы, обозначенные буквами А, Б, В, Г, с соответствующими изображениями на чертеже. Слайд 6


А - главная оптическая ось

Б - условное обозначение линзы

В - фокус

Г - оптический центр


2.3. Сопоставьте понятия и формулы. (Взаимопроверка) Слайд 7


А

Фокусное расстояние

1

Б

Оптическая сила

2

В

Формула тонкой (рассеивающей) линзы

3

Г

Формула тонкой (собирающей) линзы

4


-Проведём взаимопроверку и подведём подсчет набранных баллов.

Набравшие 11 баллов приняты на должность лаборанта.



III.Закрепление знаний, умений, навыков

3.1. Я предлагаю контракт на должность младшего научного сотрудника. На этом этапе работы вы должны продемонстрировать свои знания и умения при решении задач. Выполните задание № 4, используя два метода. Какие это методы?

Решим следующую задачу: Слайд 8-10

Пред­став­ле­на тон­кая линза, у ко­то­рой ука­за­на глав­ная оп­ти­че­ская ось, и ука­за­но, что в плос­ко­сти, про­хо­дя­щей через двой­ной фокус, рас­по­ла­га­ет­ся све­тя­ща­я­ся точка. Необ­хо­ди­мо опре­де­лить, какая из че­ты­рех точек на чер­те­же со­от­вет­ству­ет пра­виль­но­му изоб­ра­же­нию этого пред­ме­та, то есть све­тя­щей­ся точке.

За­да­ча может быть ре­ше­на несколь­ки­ми спо­со­ба­ми, рас­смот­рим два из них.

-Проводим самопроверку, используя слайд. За решение задачи одним способом получаем 2 б, двумя – 4б. Если вы набрали 2б, то остаётесь на должности лаборанта и выполняете индивидуально задание.



Набравших 4б я поздравляю вас с должностью младшего научного сотрудника.



Сейчас вы выполняете экспериментельное задание № 5.

Перед вами находятся линзы № 1,2,3 и экран. Определите тип линз, фокусное расстояние и оптическую силу линз (где это возможно). Используйте окно как источник света. Сделайте вывод. Слайд 11

















Набравших 4б я поздравляю вас с должностью.

старшего научного сотрудника.


А теперь я предлагаю вам ответить на вопросы Что? Кто? Зачем? Слайд 12












  1. 3.2 Для научного исследования темы «Тонкая линза» необходимо интеграция деятельности младших и старших сотрудников. Вы должны выполнить следующие задания. Слайд 13

  2. На предыдущем уроке вы выполняли лабораторную работу, в ходе которой с помощью собирающей линзы получали 3 типа изображения (увеличенное, уменьшенное, равное), вычисляли фокус и оптическую силу линзы.

  3. Линза имеет свое увеличение, которое можно рассчитать по формулам:

  4. , где

  5. Н- высота изображения, h- высота предмета.

  6. Решение задач Слайд 14

  7. 1. Необходимо по результатам одного из опытов, который будет продемонстрирован одним из вас, составить задачу и решить ее.

  8. Дать характеристику полученному изображению.







2. Предмет находится на расстоянии 12 см от рассеивающей линзы с фокусным расстоянием 5 см. На каком расстоянии от линзы находится изображение? Найти увеличение линзы.



3. Собирающая линза с фокусным расстоянием 20 см, дает изображение предмета на расстоянии 60см. На каком расстоянии от линзы находится предмет? Найти увеличение линзы.

После выполнения задания, ученики обмениваются оценочными листами и проверяют друг у друга.



Предполагаемый ответ:

1.Линза.

2.Оптическая сила.

3. Главным фокусом.

Максимальный балл-3

(Выставляется учащимися в

оценочный лист)










Предполагаемый ответ:
А- 3,Б- 4,В- 6,Г- 1.


Максимальный балл-4

(Выставляется учащимися в

оценочный лист)















Предполагаемый ответ:

А-2, Б-4, В-1, Г-3.


Максимальный балл-4

(Выставляется учащимися в

оценочный лист)











Лаборант получает: 11 баллов




Работа в парах.


Обучающиеся решают задачу согласно тексту задачи и рисунку в оценочных листах.


Предполагаемый ответ:

  1. Графический способ.

  2. Алгебраический способ.

1.Ре­ше­ние за­да­чи нач­нем с во­про­са по­стро­е­ния изоб­ра­же­ния.

Ответ :2 

2.Вос­поль­зо­вать­ся фор­му­лой тон­кой линзы и вме­сто dпод­ста­вить 2F, ведь точка лежит на рас­сто­я­нии двой­но­го фо­ку­са, при пре­об­ра­зо­ва­нии по­лу­чим, что изоб­ра­же­ние тоже по­лу­ча­ет­ся в точке, уда­лен­ной на двой­ном фо­ку­се.

 

; ;; f=2F


Ответ:2 


За каждое решение : 2 балла.



Младший научный сотрудник получает: 4 балл


Работа в группах.


Обучающиеся выполняют задания и представляют результаты.


Предполагаемый ответ:

1-собирающая (на ощупь середина толще, чем края), более выпуклая, чем № 2, значит фокус больше, а оптическая сила линзы меньше, чем у №2.

2- собирающая (на ощупь середина толще, чем края)

3- рассеивающая (на ощупь середина тоньше, чем края); дает мнимое изображение (не видим).

Получают изображение окна на экране, используя линзы №1 и №2, линза №1 стоит ближе к экрану.


За исследование и вывод получают по 2 балла.





Предполагаемый ответ: Ломоносов

- телескоп (ночезрительная труба), открыл атмосферу на Венере;

-зажигательное зеркало, «Солнечная печь»

- собирающая линза в Кунсткамере дает уменьшенное, перевернутое, действительное изображение Зимнего дворца на другом берегу Невы .





















Обучающиеся записывают в рабочую тетрадь формулы для нахождения увеличения линзы





Работа в парах.

Предполагаемый ответ:

Задача. Предмет находится на расстоянии 21 см от собирающей линзы, его изображение на расстоянии 36 см от линзы. Найти фокусное расстояние и оптическую силу линзы.

d= 21cм, f=36см, F-?, Д- ?

, F= 0,13м , D = 7,7дптр

Предполагаемый ответ:

f= 3,5 cм. Г=0,29


Предполагаемый ответ:

, d=15 cм.

Г= 4



V. Подведение итогов (2мин)

Молодцы! Как замечательно мы сегодня поработали. Какие должности существуют в НИИ? Согласно ваших должностей вы получаете отметки


5.1. Рефлексия. Слайд 14

  • НАУЧИЛСЯ…

  • БЫЛО ИНТЕРЕСНО…

  • БЫЛО ТРУДНО…

  • МОИ ОЩУЩЕНИЯ…

  • БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОНРАВИЛОСЬ…


5.2.Домашнее задание. Слайд 15

В качестве домашнего задания я предлагаю вам задачи на слайде.


Урок окончен! Спасибо за урок! Слайд 16



















Обучающиеся записывают домашнее задание.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!