СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок: Род имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предназначен для 3 класса, с использованием презентации.

Просмотр содержимого документа
«Урок: Род имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе.»


Класс 3

Тема урока «Род имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе».

Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: __ учебник, компьютерная презентация, электронное приложение к учебнику, карточки для групповой работы и работы в парах ___


1. Организационно-мотивационный этап..

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

Урок начался со стихотворения на слайде, которое дало ученикам позитивный настрой. Затем дети обменялись улыбками, тем самым настроились на дружественное общение. Далее учащиеся заняли свои места, записали в тетради дату и вид работы. Так же, с целью мотивации учащихся к учебной деятельности было предложено выделить виды речевой деятельности на уроке, определить для себя трудности в изучении русского языка, его актуальность для обучающихся. После этого дети определились с источниками получения новых знаний, записали дату урока и вид работы.


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Осуществляют самоконтроль готовности к уроку, заряжаются хорошим настроением, положительными эмоциями, выделяют виды речевой деятельности на уроке: говорим, читаем, пишем, слушаем, определяют для себя актуальность занятий по изучению тайн русского языка, предлагают источники получения новых знаний (учебник, компьютер, учитель, одноклассники).


Концентрирует внимание учащихся на дальнейшей работе, создаёт эмоциональный настрой, подводит учащихся к осознанию значимости изучения русского языка, желает успеха на уроке, новых открытий и интересных заданий.

- Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Встаньте, дети, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь!


Формируемые УУД: личностные (самоопределение), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества)



2. Актуализация знаний.

Цель: определить опорные знания об имени прилагательном, упражнять в характеристике звуков, написании букв, правописании слов с непроверяемыми орфограммами, зафиксировать затруднение в деятельности, демонстрирующее недостаточность знаний о прилагательном, его грамматических признаках.

Для реализации данной цели учитель предлагает детям отгадать имя гостьи, которая поможет им открывать тайны русского языка (загадка о ВЕСНЕ), далее дети выделяют первый звук в слове ВЕСНА и дают ему характеристику, определяется хозяйка минутки чистописания – буква В, далее предлагается слайд со словами тёплая, нарядный, ранняя, румяное, чудесная, звонкая, поющий, цветущее, солнечная, прохладная, и задание: описать весну с помощью данных слов. В ходе выполнения задания дети определяют к какой части речи относятся данные слова, вспоминают, что они уже знают об имени прилагательном и выясняют. Что не все предложенные имена прилагательные можно использовать для описания ВЕСНЫ, возникает вопрос: Почему?


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Отгадывают загадку о гостье, которая поможет открывать новые тайны русского языка, дают характеристику первому звуку слова-отгадки, выполняют минутку чистописания и словарную работу, вспоминают, что им известно об имени прилагательном, соотносят имена прилагательные, записанные на доске, со словом-отгадкой, выясняют, что не все имена прилагательные подходят. Возникает вопрос: Почему?


Организует минутку чистописания и словарную работу, с помощью загадки и слова-отгадки создаёт проблемную ситуацию, подводящую к теме урока.


Формируемые УУД: коммуникативные: (планирование учебного сотрудничества, учет разных мнений),

познавательные: (анализ объектов с целью выявления области незнания), .

регулятивные: (выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии)..



3. Постановка учебной задачи.

Цель: согласовать и зафиксировать тему, цели и задачи урока.

С целью планирования дальнейшей работы на уроке предлагается провести анализ слов, не выбранных для описания ВЕСНЫ: нарядный, цветущее, румяное, поющее и высказать предположение, почему данные имена прилагательные не были выбраны. В ходе обсуждения данного затруднения дети предположили. что прилагательные употреблены в другом роде и что, если изменить род прилагательных, их можно будет тоже использовать для описания. Обучающиеся озвучивают предполагаемую тему урока (слайд «Тема урока: Род имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе»), фиксируют вопросы, на которые хотели бы получить ответы во время урока: Как изменяются имена прилагательные в единственном числе? Как определить род имён прилагательных? Какие родовые окончания имеют имёна прилагательные?


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

На основе анализа словесного материала определяют тему урока, ставят перед собой цели и задачи данного урока.


Создаёт условия для работы учащихся по определению темы урока и постановке целей и задач.


Формируемые УУД:

регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование),

коммуникативные ( сотрудничество в поиске и выборе информации, учет разных мнений)



4. «Открытие» нового знания.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие с целью «открытия» учащимися нового знания об имени прилагательном и реализации поставленных детьми задач.

Обучающиеся устанавливают с помощью вопроса взаимосвязь между существительным ВЕСНА (Весна (какая?) ... ) и оставшимися именами прилагательными, изменяют их форму, наблюдают за полученным результатом и делают вывод: Имя прилагательное связано с именем существительным, зависит от него. Чтобы определить род имени прилагательного, надо сначала определить род имени существительного. Прилагательное будет употребляться в том же роде, что и имя существительное. В ходе учебной деятельности в паре и в группе обучающиеся получают ответы на поставленные ими в начале урока вопросы.


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

1) Изменяют оставшиеся имена прилагательных, согласуя их с существительным ВЕСНА, делают вывод о том, как изменяются имена прилагательные в единственном числе, от чего зависит род имени прилагательного и как его определить, сравнивают свои рассуждения и выводы с выводами учёных (электронное приложение к учебнику).

2) Выполняют задание по определению рода имён прилагательных, доказывают свои ответы, выполняют самопроверку с помощью электронного приложения.

3) По заданию гостьи ВЕСНЫ составляют словарь «весенних» слов-существительных, распределяют их на три группы по самостоятельно выделенному признаку, доказывают правильность выполнения задания. Работают в группах, изменяя имена прилагательные по родам в соответствии с именами существительными на карточках, выделяют окончания, делают вывод о том, как изменяются имена прилагательные и заполняют таблицу родовых окончаний имён прилагательных в парах. Рассказывают о своих выводах (заполняется общая таблица) и сравнивают их с выводами в учебнике.



Организует деятельность учащихся по усвоению новых знаний об именах прилагательных, используя для этого подводящий диалог, ситуацию с затруднением, творческое задание, работу в парах и в группах, электронное приложение к учебнику.


Формируемые УУД:

регулятивные: (коррекция, познавательная инициатива),

познавательные (поиск информации, обобщение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательство),

коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, учет разных мнений, координирование разных позиций; достижение договоренностей и согласование общего решения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью),

личностные: (смыслообразование, осознание ответственности за общее дело).

С цель самопроверки используется электронное приложение к учебнику.


Физминутка.

Цель: релаксация, сброс мышечного и зрительного напряжения.

Так как уже выполнен большой объём работы, учитель предлагает обучающимся физическую паузу. Физминутка проводится внутри этапа «Открытие» нового знания.



5. Первичное закрепление.

Цель: зафиксировать новый способ действия с именами прилагательными: изменение имён прилагательных по родам в единственном числе и правописание родовых окончаний.

С целью фиксирования нового способа действий с именами прилагательными учитель предлагает обучающимся работу в группах. На карточке написаны словосочетания имён существительных с именами прилагательными, в которых пропущены окончания. Обучающиеся предлагают задание по карточке, поясняют алгоритм его выполнения. Выполняют само- и взаимопроверку с помощью электронного приложения, доказывая правильность выполнения задания.


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Образуют группы.

Определяют, какое задание нужно выполнить.

Вставляют пропущенные окончания имён прилагательных, основываясь на алгоритм написания окончаний имён прилагательных единственного числа.

Выполняют проверку с помощью электронного приложения к учебнику, доказывая свои выводы.


Корректирует, направляет работу учащихся.


Формируемые УУД:

регулятивные ( контроль, оценка, коррекция),

коммуникативные (: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью),

познавательные (осознанное построение речевого высказывания, извлечение необходимой информации из изучаемых источников).



6. Домашнее задание.

Цель: закреплять новый способ действия с именами прилагательными.

Д/з. Учебник с. 72 правило, задание по выбору с. 73 упр. 126 или с. 74 упр. 128 (одно из задание более сложное).


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Знакомятся с содержанием домашнего задания, поясняют друг другу суть задания.


Комментарий по выполнению задания.


Формируются личностные и познавательные УУД.


7. Рефлексия. Итог урока.

Цель: зафиксировать достижение поставленных целей; оценить собственную деятельность на уроке.

Учитель предлагает, опираясь на поставленные обучающимися в начале урока вопросы, проанализировать свою деятельность на уроке, оценить степень достижения конечного результата и отразить это в «букете успешности».

Дети составляли высказывание, выбирая начало фразы:

- Я научился ….

- Я узнал ….

- Мне было интересно …

- У меня получилось …

- Меня удивило …

- Теперь я умею ...


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Выполняют рефлексию и самооценку своей учебной деятельности

Соотносят цели, поставленные в начале урока, и результаты деятельности на уроке.

Составляют «букет успешности».


Создаёт условия для выполнения учащимися анализа результатов своей работы на уроке с помощью игровой ситуации. Благодарит учащихся за урок и передаёт пожелание от гостьи ВЕСНЫ.


Формируемые УУД:

коммуникативные ( выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью),.

познавательные (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности),

личностные ( способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности).







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!