СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
На данном уроке учащиеся познакомятся с празднованием Пасхи в Москве. Также глубже познакомятся с творчеством К.Д. Бальмонта
Тема: «Праздники русского мира. Пасха. К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве»
Цели: познакомить учащихся с творчеством К.Бальмонта. Учить видеть художественно-изобразительные средства языка лирического произведения, тренировать навык анализа стихотворений, объяснять языковые явления, т.е. развивать предметные результаты.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка дом. задания
3. Работа по теме.
Звучит колокольный звон.
Ученица читает стихотворение К. Бальмонта «Благовещенье в Москве». Вижу старую Москву
В молодом уборе.
Я смеюсь, и я живу-
Солнце в каждом взоре.
От старинного Кремля
Звон плывет волною.
А во рвах живет земля
Молодой травою.
В чуть пробившейся траве
Сон весны и лета.
Благовещенье в Москве –
Это праздник света!
Просмотр видеофильма «Библейский сюжет. Благовещенье»
Развитие умения анализа поэтического произведения
- Почему Благовещенье в Москве представляется поэту «праздником света? Какой вы представляете Москву по этому стихотворению?
Комментарий.
Ребята работают в парах, обмениваются мнениями, отвечая на вопрос учителя. Текст стихотворения на карточках. Ребята имеют возможность поработать не только над содержательной стороной произведения, но и над художественно-изобразительными средствами языка.
А далее идет серьезная работа над углублением первичных наблюдений за языком поэта. Работа, развивающая предметные компетенции обучающихся по анализу лирического произведения.
В итоге дети увидели в стихотворении следующие особенности (привожу высказывания детей):
- «Благовещенье – один из самых светлых православных праздников. Стихотворение пронизано радостью, торжеством жизни. Мне кажется, поэт, уже пожилой человек, вспоминает свое детство, видит старую Москву, которая празднует Благовещенье, вспоминает свои ощущение от всеобщей радости и восторга.
Это настроение несут слова «в молодом уборе», «смеюсь», «живу», «солнце», «звон плывет», «живет земля», «молодая трава», «сон весны и лета». И как итог, у поэта вырываются слова: «Праздник света».
- Стихотворение написано от 1 лица: вижу, смеюсь, живу. Вместе с поэтом эти же чувства испытывают все люди. Он пишет: «Солнце в каждом взоре». Так отзывается душа человека на этот праздник.
- Это настроение передает звукопись (аллитерация):
От старинного Кремля
Звон плывет волною.
Чередование звуков р-нн-мл-н-з-лн заставляют услышать плывущий от Кремля колокольный звон. Метафора «Москва в молодом уборе», олицетворения «звон плывет», «земля живет», эпитеты «молодая трава», «молодой убор», сравнение «звон плывет волною» (оно выражено творительным падежом имени существительного, как у Пушкина: «великолепными коврами…снег лежит») – все эти изобразительные средства языка подчеркивают главное настроение стихотворения – радость, торжество жизни. И мы, читатели, невольно разделяем эти чувства автора.
Учитель:- «Лицо старой России,- писал В. Солоухин,- определялось, например, в большой степени, теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем ее просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города – от самого большого до самого маленького».
В них была вложена душа народная и представление людей о красоте:
Белеет церковь над рекою,
За ней опять леса, поля…
И всей весенней красотою
Сияет русская земля…
(А. Блок).
IV. Обобщение.
Что нового вы сегодня узнали?
Что такое благовещенье?
Какой показывает Москву К.Бальмонт?
V. Задание на дом: Выучить наизусть стих Бальмонта «Благовещенье в Москве»
Благовещенье в Москве
Благовещенье и свет,
Вербы забелели.
Или точно горя нет,
Право, в самом деле?
Благовестие и смех,
Закраснелись почки.
И на улицах, у всех
Синие цветочки.
Сколько синеньких цветков,
Отнятых от снега.
Снова мир и свеж, и нов,
И повсюду нега.
Вижу старую Москву
В молодом уборе.
Я смеюсь и я живу,
Солнце в каждом взоре.
От старинного Кремля
Звон плывет волною.
А во рвах живет земля
Молодой травою.
В чуть пробившейся траве
Сон весны и лета.
Благовещенье в Москве,
Это праздник света!
3
Урок родной (русской ) литературы в 7 классе.
Урок 12
Тема: «Праздники русского мира. Пасха. К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве»
Цели: познакомить учащихся с творчеством К.Бальмонта. Учить видеть художественно-изобразительные средства языка лирического произведения, тренировать навык анализа стихотворений, объяснять языковые явления, т.е. развивать предметные результаты.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка дом. задания
3. Работа по теме.
Звучит колокольный звон.
Ученица читает стихотворение К. Бальмонта «Благовещенье в Москве».по словарю С. слову ". Это земля, на которой мы живемт только о " немец с гордостью говорит: немецкая верность. 00000000000000
Вижу старую Москву
В молодом уборе.
Я смеюсь, и я живу-
Солнце в каждом взоре.
От старинного Кремля
Звон плывет волною.
А во рвах живет земля
Молодой травою.
В чуть пробившейся траве
Сон весны и лета.
Благовещенье в Москве –
Это праздник света!
Просмотр видеофильма «Библейский сюжет. Благовещенье»
Развитие умения анализа поэтического произведения (предметная компетенция).
- Почему Благовещенье в Москве представляется поэту «праздником света? Какой вы представляете Москву по этому стихотворению?
Комментарий.
Ребята работают в парах, обмениваются мнениями, отвечая на вопрос учителя. Текст стихотворения на карточках. Ребята имеют возможность поработать не только над содержательной стороной произведения, но и над художественно-изобразительными средствами языка.
Самостоятельная работа (5 минут)
А далее идет серьезная работа над углублением первичных наблюдений за языком поэта. Работа, развивающая предметные компетенции обучающихся по анализу лирического произведения.
В итоге дети увидели в стихотворении следующие особенности (привожу высказывания детей):
- «Благовещенье – один из самых светлых православных праздников. Стихотворение пронизано радостью, торжеством жизни. Мне кажется, поэт, уже пожилой человек, вспоминает свое детство, видит старую Москву, которая празднует Благовещенье, вспоминает свои ощущение от всеобщей радости и восторга.
Это настроение несут слова «в молодом уборе», «смеюсь», «живу», «солнце», «звон плывет», «живет земля», «молодая трава», «сон весны и лета». И как итог, у поэта вырываются слова: «Праздник света».
- Стихотворение написано от 1 лица: вижу, смеюсь, живу. Вместе с поэтом эти же чувства испытывают все люди. Он пишет: «Солнце в каждом взоре». Так отзывается душа человека на этот праздник.
- Это настроение передает звукопись (аллитереция):
От старинного Кремля
Звон плывет волною.
Чередование звуков р-нн-мл-н-з-лн заставляют услышать плывущий от Кремля колокольный звон. Метафора «Москва в молодом уборе», олицетворения «звон плывет», «земля живет», эпитеты «молодая трава», «молодой убор», сравнение «звон плывет волною» (оно выражено творительным падежом имени существительного, как у Пушкина: «великолепными коврами…снег лежит») – все эти изобразительные средства языка подчеркивают главное настроение стихотворения – радость, торжество жизни. И мы, читатели, невольно разделяем эти чувства автора.
Учитель:
- «Лицо старой России,- писал В. Солоухин,- определялось, например, в большой степени, теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем ее просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города – от самого большого до самого маленького».
В них была вложена душа народная и представление людей о красоте:
Белеет церковь над рекою,
За ней опять леса, поля…
И всей весенней красотою
Сияет русская земля…
(А. Блок).
IV. Обобщение.
Что нового вы сегодня узнали?
Что такое благовещенье?
Какой показывает Москву К.Бальмонт?
V. Задание на дом: Выучить наизусть стих Бальмонта «Благовещенье в Москве»
Литература.
Климентовская З. В. Уроки поэзии в начальных классах. Москва. «Владос». 2002.
Методическое пособие с электронным приложением «Уроки русского языка с применением информационных технологий. 7-8 классы. Москва. «Планета». 2010.
https://azbyka.ru/fiction/blagoveshhene-v-moskve-balmont-konstantin/ Библейский сюжет. Константин Бальмонт. «Благовещенье»
Приложение
Благовещенье в Москве
Благовещенье и свет,
Вербы забелели.
Или точно горя нет,
Право, в самом деле?
Благовестие и смех,
Закраснелись почки.
И на улицах, у всех
Синие цветочки.
Сколько синеньких цветков,
Отнятых от снега.
Снова мир и свеж, и нов,
И повсюду нега.
Вижу старую Москву
В молодом уборе.
Я смеюсь и я живу,
Солнце в каждом взоре.
От старинного Кремля
Звон плывет волною.
А во рвах живет земля
Молодой травою.
В чуть пробившейся траве
Сон весны и лета.
Благовещенье в Москве,
Это праздник света!
3
Тема урока: Праздники русского мира. Пасха. К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве»; А.С. Хомяков «Кремлёвская заутреня на Пасху»; А.А. Фет «Христос Воскрес!» (П.П. Боткину); А. П. Чехов. «Казак»».
Здравствуйте, ребята! На прошлом занятии вы сдали свои рабочие тетради, поэтому на руках их у вас нет. Но вы приготовьте, пожалуйста, листочки для работы, которые вы после вклеите. Записи ведите аккуратно! Начнём наш урок. Первое, что вам необходимо сделать- прочесть стихотворение ниже с выражением и постараться сформулировать тему, которой будет посвящено это занятие.
***
«Христос воскресе!» — клик весенний.
Кому ж послать его в стихах,
Как не тому, кто в дождь осенний
И в январе — с цветком в руках?
Твои букеты — вести мая,
Дань поклоненья красоте.
Ты их несешь, не забывая
О тяжком жизненном кресте.
Но ныне праздник искупленья,
Дни обновительных чудес, —
Так будь здоров для поздравленья,
Твердя: «Воистину воскрес!»
А.А. Фет «Христос Воскрес!» (П.П. Боткину)
- Что вы знаете об этом празднике?
- Как вы думаете, вы всё знаете об этом празднике?
- Что бы вам хотелось ещё узнать о празднике Пасха на уроке?
План урока:
Поговорим о самом главном православном празднике- Пасхе.
Вспомним на какие даты приходится празднование христианского праздника, какие традиции сопровождают этот день.
Познакомимся с литературными произведениями, посвящёнными Пасхе.
Ответить на вопросы по тексту
Прочтите текст статьи.
Воскресение Христово (Пасха) — это самый главный христианский праздник, установленный в воспоминание Воскресения Исуса Христа из мертвых. От даты Пасхи зависит и Устав церковной службы (с этого дня начинается отсчет «столпов» осмогласия), и окончание самого длинного и строгого Великого поста (разговенье) и многие другие православные праздники. Даже для людей, далеких от религии, святая Пасха ассоциируется с ночной торжественной службой, крестным ходом и куличами, крашеными яйцами и колокольным звоном. А в чем же духовный смысл праздника Пасхи и каковы его традиции?
Пасха — самый главный и торжественный христианский праздник. Он совершается каждый год в разное время и относится к подвижным праздникам. От дня Пасхи зависят и прочие подвижные праздники, такие как: Вербное воскресенье, Вознесение Господне, Праздник святой Троицы (Пятидесятница) и другие.
От христианского праздника Пасхи происходит и современное название дня недели — воскресенье. Именно поэтому каждое воскресенье недели на протяжении всего года христиане особенно отмечают молитвой и торжественной службой в храме.
Традиции празднования Пасхи.На Пасху принято христосоваться — поздравлять друг друга с великим праздником и обмениваться крашеными яйцами, как символом жизни, трижды целуя друг друга.Яйцо красного цвета знаменует для людей возрождение кровью Христовой.
Другие цвета и узоры, которыми расписывают яйца, — это нововведение, которое во многих безпоповских общинах не приветствуется, как и термонаклейки с изображением лика Христа, Богородицы, изображениями храмов и надписями. Вся эта «полиграфия» обычно широко представлена на прилавках магазинов в предпасхальные недели, однако мало кто задумывается о дальнейшей судьбе такой термонаклейки — после того, как ее счистят с пасхального яйца, она вместе с изображением Исуса Христа или Богородицы отправляется прямиком в мусорное ведро.
Стоит помнить православным людям, что в Пасхальное воскресенье работать большой грех. Ведь Пасха- это время духовной радости, время торжественной молитвы и прославления воскресшего Христа.
Итак, каждый год в весеннюю пору, когда ярко светит солнце, христиане всего мира отмечают светлый праздник Пасхи. По своей значимости его считают самым важным событием в христианском мире. В этом году православные отмечают Пасху 28 апреля, католики – неделей раньше, 21 апреля. Пасха – это один из самых больших и важных праздников для христиан всего мира. О масштабности этого праздника как раз и говорят разнообразные традиции и блюда, которые связанны с этим днем. Но главное – это вера, которая за этим стоит. Для православных Пасха – это не только разноцветные писанки и вкусный кулич. Это Великий день, особый праздник, когда следуют традициям и верят в чудо.
Сегодня на уроке мы обратимся к произведениям: К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве»; А.С. Хомяков «Кремлёвская заутреня на Пасху»; А.А. Фет «Христос Воскрес!» (П.П. Боткину); А. П. Чехов. «Казак»». Откройте, пожалуйста учебник https://11klasov.net/15961-rodnaja-russkaja-literatura-7-klass-uchebnik-aleksandrova-om-aristova-ma-beljaeva-nv.html Задание: прочесть текст учебника С. 74- 99.
Самостоятельные задания: ответить…
на вопросы 1(устно),2(письменно) (С.78)
на вопросы 1,2 (С.83)
на вопросы 1,3 (С.88)
на вопросы 5,6 (С.99)
цели урока:
познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С.А.Есенина, показать народность его творчества;
развивать внимание обучающихся, их устную речь;
воспитывать интерес к литературе, к личности и творчеству поэта.
Оборудование: портреты и фотографии Есенина, презентация по теме «Жизнь и творчество Есенина», видеоролик, звукозапись.
Методические приёмы: слово учителя, доклад-сообщение ученика, беседа.
Ход урока.
1. Слово учителя. (Запись романса на стихи С.Есенина «Тихо струится река серебристая…», 3 мин.)
Сергея Александровича Есенина представлять, кажется, не надо — это самый читаемый в России поэт. Современники отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу, всеобщее признание. Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком».
Есенин — единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел! Все, написанное им, проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины — основное в моем творчестве». Заметим, не «тема», а «чувство». Например, в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная» (читаем его) рисуется образ родины-рая. Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.
Прочитаем его автобиографию, написанную им незадолго до смерти, в октябре 1925 года. (Читаем «О себе»). Есенин настолько «свой», что нам кажется, что о нем-то мы все знаем. И все же этот человек за свою очень короткую жизнь оставил литературное наследие, которое содержит, как оказывается, еще много загадок. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее — и никаких псевдонимов, столь популярных в его время, не понадобилось.
2. Доклад-сообщение ученика о жизни и творчестве Есенина. (Презентация по теме. 15 мин.).
С.А. Есенин родился в Рязанской губернии в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник «Больные думы» (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. «Береза» - первое напечатанное стихотворение С. Есенина. С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нем начинают занимать библейские образы, христианские мотивы.
С августа 1912 г. живет в Москве, работает в лавке, потом в типографии Сытина. Учился на историко-философском отделении Московского городского Народного университета им. Шанявского, не закончил. В конце 1913 года сближается с Суриковским литературно-музыкальным кружком, избирается в редакционную комиссию. С 1914 г. публикует стихи в детских журналах «Мирок», «Проталинка», «Доброе утро».
В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который оценил «свежие, чистые, голосистые» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. Осенью 1915 г. он входит в литературную группу «Краса» и литературно-художественное общество «Страда».
В начале 1916 года выходит первая книга «Радуница», в которую входят стихи, написанные Есениным в 1910-1915 годах. Есенин позже признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». Один из основных законов мира Есенина - это всеобщий метаморфизм. Люди, животные, растения, стихии и предметы - все это, по Есенину, дети одной матери-природы. Он очеловечивает природу. Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих), ее язык обнаруживает немало областных, местных слов и выражений, что тоже составляет одну из особенностей поэтического стиля Есенина.
В 1915-1916 гг. у гармоничного лирического героя Есенина появился мятежный двойник, «грешник», «бродяга и вор», а Россия стала уже не только страной кроткого Спаса, но и мятежников. В этот период Есенин испытал на себе влияние идеолога скифства Р.В. Иванова-Разумника. Он становится участником сборников «Скифы» (1917, 1918). Разделявшие взгляды эсеров, «скиф» Иванов и поэт-старообрядец Клюев способствовали тому, что Есенин объединил понятие крестьянского рая с революционной идеей. Идеи этого периода нашли отражения в поэмах 1916-1918 гг.: «Товарищ», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение», «Инония» и др.
В первой половине 1916 г. С.А. Есенин призывается в армию, благодаря друзьям получает назначение санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества. Вместе с Клюевым дают концерты. В день своих именин Есенин получил от великой княгини Елизаветы Федоровны икону Сергия Радонежского.
Во второй половине 1916 года поэт готовит новый стихотворный сборник «Голубень». Уже отчетливей проступают приметы другой, каторжной Руси, по которой бредут «люди в кандалах» («В том краю, где желтая крапива» (1916), «Синее небо, цветная дуга» (1916). Меняется герой есенинской лирики: он то «нежный отрок», «смиренный инок», то «разбойник с кистенем» («Наша вера не погасла» (1915), «Разбойник» (1915), «Устал я жить в родном краю» (1916). Эта же двойственность определяет и образ «нежного хулигана» в стихах Есенина периода «Москвы кабацкой» (1924).
События 1917 года вызвали резкий перелом в творчестве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, «преображения» жизни, переоценки всех ценностей. И Февральскую, и Октябрьскую революции он принял по-скифски, как крестьянские и христианские по содержанию. Есенин сближается с эсерами (сборник «Звездный бык» напечатан в поезде Троцкого, в его типографии).
Весной 1918 года Есенин переехал из Петрограда в Москву, где выходит сборник «Голубень», вобравший в себя стихи 1916-1917 годов. Затем поэт выпускает сборники стихотворений «Преображение» (1918), «Сельский часослов» (1918). В 1919 Есенин - один из идеологов имажинизма: вышла книга «Ключи Марии», в которой Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его суть и цели. Эта работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в 1918-1919 годах. Имажинисты организуют издательство «Московская Трудовая Артель Художников Слова», открывают кафе «Стойло Пегаса», свое издательство и свою книжную лавку.
Женившись на американской танцовщице Айседоре Дункан, с мая 1922 до августа 1923 года Есенин жил за границей: в Германии, Бельгии., Франции, Италии, США. Из заграничной поездки он привез сборник «Москва кабацкая», который был издан в 1924 году. Впечатления о путешествии по Европе и США отразились в прозаическом опыте Есенина «Железный Миргород»
В статье «Быт и искусство» (1921) С.А, Есенин отвергал принцип национального искусства, принцип поэтического диссонанса. Таким образом, в русской поэзии сложились две версии имажинизма. Революционные потрясения не дали России долгожданного земного рая. Поэт пережил крах своих революционных иллюзий. «Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу, что не к февральской и не к октябрьской, по-видимому, в нас скрывался и скрывается какой-нибудь ноябрь». Вместе с Волошиным, Клычковым, Пильняком, А. Толстым, Мандельштамом и другими Есенин подписал письмо в отдел печати ЦК РКП(б) в защиту гонимых большевистской идеологией писателей.
Поэзия С.А. Есенина последних, самых трагических лет (1922-1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной («Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...», «Мы теперь уходим понемногу...» и др.). Поэт понимал, что близкая его сердцу деревня - это «Русь уходящая». Об этом свидетельствует его поэма «Сорокоуст» (1920), сборники стихотворений «Исповедь хулигана» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), «Русь Советская» (1925), «Страна Советская» (1925), «Персидские мотивы» (1925), написанные на Кавказе и связанные с именем Шаганэ Тальян.
В ноябре 1925 года поэт закончил автобиографическую, исповедальную поэму «Черный человек», которая оказалась последней в ряду написанных им поэм, а среди них были такие значительные, как «Пугачев» (1921), «Страна негодяев» (1922-1923), «Песнь о великом походе» (1924), «Анна Снегина» (1925). Некоторое время Есенин находился в бакинской больнице водников с подозрением на воспаление легких (окончательный диагноз - туберкулез).
Жизнь С.А. Есенина трагически оборвалась в Петрограде, в гостинице «Англетер» при невыясненных обстоятельствах. Поэта нашли повешенным. После гибели Есенина начался период официального забвения его творчества. В 1927 году появилась статья Бухарина «Злые заметки». Творчество поэта было признано мелкобуржуазным, кулацким, не соответствующим великой эпохе. Статья на много лет стала идеологической основой для литературоведческих работ и учебников.
А стихи его знала, читала и пела вся Россия.
3. Слово учителя. Просмотр записи стихотворений.
…А его стихи знала, читала и пела вся Россия…
Обстоятельства жизни поэта подтверждаются есенинским высказыванием: «Что касается остальных автобиографических сведений, - они в моих стихах».
(Видеоролик с записью стихотворений в исполнении Сергея Безрукова из кинофильма Владимира Валуцкого «Есенин», 10 мин.).
4. Беседа по лирике С.А.Есенина:
Какие стихотворения Есенина привлекли ваше внимание?
Какие стихотворения Есенина вы знаете наизусть?
Чем привлекает вас творчество этого поэта?
Каковы основные темы его лирики?
Каковы настроения лирического героя Есенина?
Какие образы характерны для лирики природы в поэзии Есенина?
5. 3аключительное слово учителя.
«Большое видится на расстояньи», - справедливо заметил как-то поэт. И, наверное, более всего эта истина самого поэта и касается. Чем больше проходит лет, тем явственнее прозревает читатель: кто из поэтов призван был прийти на время, за пределы которого не вышел, а кто – чтобы сквозь время пройти, став частью не только нашей жизни, но и нашей души.
Об этом поэте Н.Тихонов сказал так: « Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сего дня. Сила и яркость его стиха говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь вечно живой поэзии».
6. Тестирование по темам:
«Биография»
«Обзор творчества»
( Тестирование по усмотрению учителя можно перенести на следующий урок, можно использовать для самопроверки и для поурочного контроля в классе).
Домашнее задание.
Чтение стихотворений Есенина о родине, о природе, анализ стихотворений («В хате», «Выткался на озере…», «Сыплет черёмуха снегом…» и др., выбор)
Выучить стихотворение (по выбору).
Индивидуально: сопоставить стихотворение Ф.И.Тютчева «Чародейкою зимою», А.А.Фета «Печальная берёза» и С.А.Есенина «Пороша» и «Берёза»
Презентация, подготовленная к уроку литературы «С. А. Есенин. Жизнь и творчество», содержит гиперссылки и даёт возможность варьировать содержание урока. Если на уроке сообщение преподавателя или обучающегося ограничено основным материалом, то в процессе индивидуальной проработки могут быть использованы материалы гиперссылок. По содержанию материала презентации было создано два электронных теста: «Биография» и «Обзор творчества». Контрольные тесты используются на этапе контроля знаний, умений, навыков (или самоконтроля), могут быть использованы вместе с материалами презентации и приложения в качестве тренажера. Тестирование по усмотрению учителя можно перенести на следующий урок, можно использовать для самопроверки и для поурочного контроля в классе.
Рекомендации преподавателям:
Для реализации фронтальной формы обучения рекомендуется организовать изучение данной темы на базе учебного кабинета, оборудованного одним мультимедийным ПК и медиапроектором с настенном экраном или интерактивной доской.
Для реализации индивидуальной формы организации обучения на уроке следует проводить работу на базе компьютерного класса, где одновременно могут заниматься 10-15 человек.
Немаловажен факт, что урок с данной презентацией – это общение обучающегося с компьютером, и обучение в данном случае имеет диалоговый характер. При таком обучении осуществляется принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям обучающегося, реализуются управляемость; то есть в любой момент возможна коррекция процесса обучения, у обучающегося поддерживается состояние психологического комфорта при общении с компьютером. Работа с компьютером на уроке и вне урока способствует подготовке личности «информационного обществ
С. Есенин. «Ключи Марии»
Ушел из жизни в 30 лет. Родился 21 сентября (3 окт.) 1895 года в селе Константиново Кузьминской волости Рязанской губернии, в крестьянской семье. Отец служил в лавке в Москве. Дед – старообрядческий начетчик. Бабка религиозная, таскала по монастырям. Стихи Есенин начал слагать рано, толчки давала бабка своими сказками, у которых был плохой конец, и ему не нравилось, хотелось переделать (было 9 лет). Осенью 1912 г. приехал в Москву и стал работать с отцом. Потом в типографии. Сблизился с членами суриковского кружка. «Влечение к суриковцам – неслучайно. Его ранние стихи созвучны скорбной и унылой музе Никитина, Сурикова, Дрожжина. Иногда звучат надсоновские мотивы. Иногда видно влияние Кольцова» (Азадовский). Ранняя лирика Есенина бесконфликтна. Лирический герой принимает мир таким, как он есть: «Все встречаю, все приемлю, / Рад и счастлив душу вынуть». Он – пастух в хоромах природы: «Я – пастух; мои палаты – / Межи зыбистых полей...». Он кроток, в его настроениях нет рефлексии. В пейзажах Есенина и раннего, и позднего периода выразился панпсихизм – вера в одушевленность природы. Его метели плачут, как цыганские скрипки, ивы «трясут подолом» и т.д. Русская критика первой волны эмиграции обратит внимание даже на эротичность есенинского пейзажа (Р. Гуль). Пейзаж лирики Есенина был действительно наполнен этими мотивами: «Обнаженные груди берез», «Заголил на березке подол» и.т.д.. В целом тема крестьянской России обретает у него библейский смысл. Крестьянская Россия – это целый космос, это не просто гармония, а рай на Земле. Пейзажные метафоры соединены с евангельскими образами. Главный цвет – синий, небесный, цвет, традиционно ассоциировавшийся с Богородицей. В Москве Есенин слушал лекции в университете Шанявского. Настольное чтение в те годы: Евангелие, Слово о полку, Поэт. воззрения славян на природу. В 1912 году появилась первая крупная поэма «Песнь о Евпатии Коловрате». Но опубликована она только в 1918 г. Две другие исторические поэмы «Марфа Посадница» и «Ус» также были опубликованы только в 1917 г. Причина – в образах непокорной посадницы Марфы Борецкой и атамана Уса, сподвижника Разина, воспевается бунтарский дух русского народа. В марте 1915 года Есенин приехал в Петроград. Важной вехой стала встреча с А. Блоком. Блок: «Стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык (лекс. богатство)». Еще Блок предупреждал его об осторожности: сам, мол, знаю, как это трудно, чтобы болото не затянуло. Есенину правда пришлось трудно. За несколько недель он из неизвестного поэта-самоучки превращается в модную столичную фигуру. Его всюду приглашают читать стихи. Городская публика хотела видеть человека «из народа», а Есенин охотно играл. Горький: «Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе» В этот период у гармоничного лирического героя Есенина появился мятежный двойник, «грешник», «бродяга и вор», а Россия стала уже не только страной кроткого Спаса, но и мятежников. В этот период он испытал на себе влияние организатора скифства Р.В. Иванова (Иванова-Разумника). Есенин – участник сборников «Скифы». Разделявший взгляды эсеров Иванов и поэт-старообрядец, близкий к хлыстовскому движению Клюев способствовали росту крестьянского самосознания Есенина. Под их влиянием поэт соединил свою идею крестьянского рая на Земле с революционной идеей, что нашло отражение в поэмах «Товарищ», «Отчарь», «Пришествие», «Преображение», «Инония». И Февральскую, и Октябрьскую революции он принял по-скифски, как крестьянские и христианские по содержанию. Россия представилась ему новым Назаретом: из нее в мир придут идеи преображения, духовного обновления, христианского социализма. Желая видеть в жизни радикальные перемены, Есенин пришел к мысли и о создании новой поэзии. Он стал вдохновителем школы – имажинизма. Имажинисты Шершеневич и Мариенгоф увлекли Есенина вниманием к образотворчеству. В его поэзии появились сложные, основанные на неожиданных ассоциациях образы: «Золотая лягушка луна», «Зачерпнуть молока берез» и т.д. Однако имажинисты объявили образ самоценным, изгоняли из поэзии интуицию, подменив ее логикой, приоритетным был плотский мир, поэты выстраивали стихотворения на физиологических, эротических, вульгарных образах (антиэстетизм). В начале увлечения имажинизмом Есенин написал теоретическую статью «Ключи Марии», в которой высказал свою философию искусства. Он воспринимал образ как синтез неба и земли, мистического и прозаического, тайного и очевидного. Его отношение к слову было метафизическим, религиозным. Он верил в силу интуиции. Из статьи «Ключи Марии»: Об искусстве декоративном: «Никто не скажет, что новгородская или ярославская иконопись нашли себя самостоятельно. Все величайшие наши мастера зависели от крещеного Востока. Но крещеный Восток только открыл те двери, которые были заперты на замок тайного слова». «Самой первой и главной отраслью нашего искусства был и есть орнамент, не разгаданный никем бытовой орнамент». «Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на белье – это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека. Конь есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу. Ни Запад и ни Восток выдумать этого не могли. Голубь на князьке крыльца есть знак осенения кротостью». Об искусстве словесном: «Первое, что внесли нам западные славяне, это письменность. Они передали нам знаки для выражения звука. Но заслуга их в этом небольшая. Через некоторое время мы нашли бы их сами, ибо у нас уже были найдены самые главные ключи к человеческому разуму, это – знаки выражения духа, те знаки, из которых простолюдин составил свою избяную литургию. «Красный угол – уподобление заре, потолок – небесному своду». «Если мы могли бы разобрать всю творческо-мыслительную значность, то мы увидели бы составные части в строительстве избы нашего мышления, постигли бы тайну гласных и согласных, в спайке которых скрыта печаль земли по браке с небом». «Искусство нашего времени не знает этой завязи. Подменили эту связь безмозглым лязгом железа Америки». «Существо творчества в образах разделяется, как человек, на три вида – душа, плоть и разум. Образ от плоти можно назвать заставочным, образ от духа корабельным, образ от разума ангелическим. «Наше современное поколение не имеет представление об этих образах. венным расточительным и неряшливым, но все же хранителем этой тайны бы полуразбитая деревня». Тема урока. Ф. Абрамов « Мой дом» ( фрагмент)
Цели урока: История проходит через дом человека, через его частную жизнь (Ю.М. Лотман). Мир запутался тоже. Отчий дом! Урок начинается с вопросов "Что такое дом? Что входит в это понятие? Какие ассоциации у вас возникают?” Ход урока 1. «Дом» — так называется четвёртый роман тетралогии Ф.А. Абрамова. Роман, в котором сплетается много проблем. Его называют романом "возвращений”. Возвращается в родное Пекашино Егорша Ставров, двадцать лет скитавшийся по стране, приезжают в родную деревню братья-близнецы Пётр и Григорий, тоже немало лет проведшие вдали от родного дома. Живёт в Пекашине Калина Иванович Дунаев, объездивший на своём веку полстраны и приехавший наконец домой, в родную деревню. Мы видим снова семью Пряслиных вместе. Сколько пережито ею за эти годы, трудно описать! Жизнь человека вообще — это шесть этапов: детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость. (Можно предложить десятиклассникам графически изобразить эти этапы в виде полукруга: человек выходит в жизнь из дома и возвращается в конце жизни домой. Эта простая схема помогает нагляднее представить, что значит дом в жизни человека.) — Обратимся к образу Егорши. Что было в его жизни за последние двадцать лет? (Сибирь, Дальний Восток, Колыма — это география его поездок по стране. Алмазы добывал, нефть, целину распахивал — это его занятия, работа. "Я всю Сибирь солдатами засеял! Кумекаешь, нет? Один роту солдат настрогал. А может, и батальон ”.) — Многое было в его жизни. А чего не было? (Не было дома, семьи, пристанища, очага, детей.) — Что привело его в Пекашино? (Любил, оказывается, одну Лизу, да и дом здесь, а дома, как известно, и стены помогают.) — Как пытается его вразумить Евсей Мошкин? (Обращаемся к тексту, см. Приложение.) (Евсей недвусмысленно говорит о том, что нет дома у Егорши, поэтому жизнь его мало что стоит, потому и ходит он неприкаянный по деревне. Не хватало ему в жизни радости.) — Каким видим мы Егоршу в конце романа? (Читаем текст.) (Егорша начинает понимать, какое счастье он упустил, проездил. Решение приходит внезапно: оставить старый дом Степана Андреяновича, не продавать его, но... уже поздно — "дом разрубили”.) — У Михаила, напротив, всё есть в жизни, как сказал Евсей: дом, дети, жизнь "на большом ходу”. Почему же в его душе разлад? (Читаем текст.) (Нет лада в его душе, так как вся семья "наособицу”. Это его мучает.) — О Лизе и говорить нечего. Она пережила за эти годы многое, но душа её не очерствела. Лиза не отгородилась от брата, от Татьяны, вознёсшейся высоко. Она любит всех. Такою она была всегда, за всех душа болела и болит. "На Лизавете земля держится”, — так сказал Евсей Мошкин о Лизе. Она вся на земле, кровно связана с нею, даже понятие красоты у неё связано с землёй. Почему выкошенный луг для неё — это самая большая краса на земле? (Читаем текст.) (Луг красив не сам по себе, а потому, что убирали его все вместе, когда мир и лад были в семье.) Работая таким образом, приходим к выводу: «Дом» — это роман прежде всего о самом главном в жизни человека — о доме, семье, мире, ладе в душах людей. Писатель постоянно напоминает об этом. Его герои ищут дорогу домой и находят её в понимании друг друга и в прощении. Обретение дома помогает человеку в жизни, делает его стойким в жизненных испытаниях, помогает сохранить душу, выстоять.
|
Тема урока « В.А.Солоухин Камешки на ладони»
Цели урока: на основе миниатюр Солоухина порассуждать о возможности человека оценивать последствия мести и сознательно отказываться от неё учиться чётко выражать мысли, оформлять их письменно, воспитывать терпимость и умение предотвращать конфликты.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания (задачи: проверка домашнего задания, актуализация и «выход» на объяснение нового материала)
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Родился в крестьянской семье. Окончив школу, в 1938 – 1942 учился в инженерном училище во Владимире, получил специальность механика- инструменталиста. Во время войны Солоухин служил в войсках особого назначения, охранявших Кремль. В 1946, опубликовав свои первые стихи в «Комсомольской правде» и осознав свое призвание, поступил в Литературный институт им. М.Горького, который окончил в 1951 году. С 1951 много ездил по стране и зарубежным странам, публикуя репортажи в различных изданиях. Основные произведения: лирическая повесть «Владимирские проселки» (1957) о современной деревне, стихи (сборник «Аргумент», 1972). В книгах эссе «Письма из Русского музея» (1966), «Камешки на ладони» ( ), «Время собирать камни» (1980) выступал против разрушения национально- исторических основ русской культуры.
I11. Постановка учебной задачи.
4. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.
Жанр литературного произведения «Камешки на ладони» определить сложно. Это разные мысли Владимира Солоухина, возникшие не за писательским столом, а по ходу жизни. Затем он переписывал их в тетрадь. Порой какой-то «камешек-мысль» автор включал в свою книгу.
Литературоведы цикл "Камешки на ладони" относят к лирическим миниатюрам, рассказы обо всем, что автор подмечает в повседневной жизни.
Миниатюра – малый литературный жанр, т.е. маленькое по объему, но композиционно и содержательно завершенное произведение, обычно заключающее в себе мысль (образ) широкого обобщения или яркой характерности.
Основные особенности миниатюры - композиционная полнота и тематическая законченность, а так же чёткость идеи или образа, авторского замысла.
Текст миниатюры значительно меньше рассказа и при этом очень насыщенный.
Как правило, в миниатюре нет активного действия, это зарисовка, картинка.
При этом художественные приёмы в нём сконцентрированы на небольшой площади повествования – для этого используются образы, эпитеты, сравнения (Сверху, откуда чёрной змейкой бежит рассекающий надвое белые снега ручей, спускается девушка с вёдрами «Девушка с вёдрами», М. Пришвин), допускаются символизм и аллегории.
Лексика миниатюр эмоциональна, часто экспрессивна, богата метафорами (Свет в Москве обнимает человека и несёт. «Сверкающие дни» Пришвин) и олицетворениями (Сбежались отовсюду облака. Окружили они, поймали и закрыли солнце. «Голубая чашка. А. Гайдар).
Форма лирической миниатюры должна быть изящна и при этом лаконична, ей присущ свой внутренний ритм.
Друзья иногда говорили писателю, что не стоит все «камешки» собирать в одной книге, мол, самому пригодятся. На что Солоухин отвечал:
Ну и пусть! Насобираю еще. Пусть перебирает их читатель. Автор считал, что если из всей груды камешков кто-то возьмет «хоть с пяток для себя, то и ладно». Прежде чем мы с вами высыплем на ладонь россыпь этих «камней», я хочу вас познакомить с историей писателя Солоухина.
В этой небольшой книжке собраны афоризмы автора, размышления о литературе, творчестве, фрагменты бесед с разными людьми.
Так, Солоухин писал: Возьмите прозу Лермонтова, Пушкина, Гоголя, Тургенева, Чехова — она чиста, строга, хрустальна, изящна. Притом, что никто из них не чурался разговорного словечка, диалекта, архаизма… Такое слово, употребленное с толком, всегда украсит книжную речь писателя. Автор этой замечательной книги отмечал, что в начале творческого пути у поэта получаются хорошие, достойные удивления, стихи. С годами, когда есть опыт, мастерство, знание профессиональных секретов, подчас трудно достичь прежней высоты, «которая в юности далась ему как бы случайно»
«Каждое слово может звенеть, будучи поставленным на свое место».
Впрочем, как замечает автор, мы используем слова одни и те же, но в одном случае получается медь, в другом — бронза, в третьем — фарфор. А иногда и клеклая глина. Одна строка светится изнутри, другая тускла и грязна. Однажды один искусствовед сказал фразу, которая запомнилась Солоухину: Понимаете, у нас есть все, чтобы топить печь. Нет одного — тяги. Автор «камешков» считал, что этот образ отражает работу писателя.
Эпитеты Владимир Солоухин называл «одеждой слов». Он говорил, что они лишают слова их первозданного звучания.
Как-то писатель заметил, что серьезный комплимент для художника, когда его называют исследователем. Поделюсь с вами еще одним «камешком» автора книги: Читая некоторые книги, я как на оселке правлю свой язык.
О творчестве… Было время, вспоминал Солоухин, когда в печати активно обсуждали тему: «Писатель не имеет права ошибаться». Какая нелепость, писал он, разве можно запретить людям падать, плакать или смеяться? А вот еще мысль автора. Любой большой писатель должен оставить после себя «живого человека». Ведь живут на земле Дон-Кихот, Спартак, Фауст, Гамлет, госпожа Бовари. Список можно продолжить русскими героями — Обломов, Чичиков, Татьяна Ларина, Онегин, Анна Каренина… Мы знаем Чапаева, Теркина. Григория Мелехова… К сожалению, потом приходится смотреть в потолок. Вспоминаешь с трудом. А. Твардовский как-то сказал об одном поэте: Бедняга, всю жизнь тащит лодку посуху. Есть фраза, кем-то сказанная: Опытность в искусстве может предупреждать ошибки и предохранять от создания шедевров. Солоухин был уверен, что писать надо по методу «матрешки». Каждая следующая мысль должна быть значительней предыдущей. Как-то Солоухин сидел у друзей и слушал игру известного композитора на фортепьяно. Были аплодисменты. И вдруг одна из слушательниц спросила: «А не могли бы вы объяснить то, что хотели сказать этим произведением?» «Охотно», — ответил композитор, сел к инструменту и проиграл все с самого начала.
О жизни… У человека есть определенный цикл жизни: детство, юность, первая любовь, семья, дети, старость… А вот у птиц все не так. Каждая весна дарит им выбор подруги, любовь, потом появление птенцов. И так каждую новую весну.
Еще «камешек». Солоухин считал, что нам не хочется умирать из-за того, что мы не хотим лишиться того, что уже знаем, видели: солнца, дождя, травы, музыки… О неизведанных радостях мы не думаем.
Крылатое выражение «Руку отдам на отсечение» держится веками. Вероятно, тот, кто сказал ее, готов был отдать руку на отсечение, а может, и отдал. В армии, — писал Солоухин, — нас учили спускаться с горы на лыжах. Первый урок санинструктор посвящал нас в то, как надо правильно падать. Что такое несчастье, знает всякий. А вот счастье? Счастье — это отсутствие несчастья. Хоть это и звучит банально, но есть еще понятие о счастье человека — в принесении радости другим людям. Сколько людей на свете, столько и представлений о счастье. В русской пословице говорится: «У каждого по горю, да не поровну. У одних похлебка жидка, у других — жемчуг мелок». Размышления о разном… Эпитафия на могиле Суворова: «Здесь лежит Суворов». Ландшафт — это не просто лицо Земли, писал Солоухин, но и лицо страны, общества. Еще одна мысль автора: Что может быть проще кирпича? Но вот мы видим собор Василия Блаженного, собор Парижской богоматери, дворец, амбар… Все сооружения то струятся ввысь, то нависают глыбами, то висят в воздухе… И все это собрано из маленьких одинаковых кирпичей. Есть торжественное слово «потомки». Неужели оно всего-навсего от слова «потом»?
А закончить это повествование мне хочется такими словами Солоухина: Сеять разумное, доброе, вечное, конечно, нужно. Однако хорошо при этом, чтобы семена были протравлены. Иначе с семенами можно привнести в души людей грибок цинизма, который может прорасти и заглушить добрые всходы.
Разумеется, каждый «камешек», облюбованный Владимиром Солоухиным, ему дорог. Но мы «перебрали» лишь некоторые из них.
Человеку всегда хочется рассказать в доверительной беседе о том, что видел, слышал, что поразило воображение, интересные факты из жизни, явлений природы, просто поделиться интересной мыслью. Писатель хочет донести до нас сокровенные мысли, которые не дают ему покоя, мучают его. Ему хочется поделиться с нами и найти отклик на них.
VI. Рефлексия деятельности
Ребята, на Слайде вы видите незаконченные фразы. Вам нужно их продолжить…
Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) _________________________________
Сегодня на уроке я научился(лась) (чему?) __________________________
Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (что?) ______________
Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?) ____________
Осталось непонятным (что?) _______________________________________
Сегодня на уроке я был(а) (каким учеником? какой ученицей?) ____
VII. Домашнее заданиеНаписать сочинение – письмо автору «Размышления о цикле…»
Тема урока: «ВНИМАЯ УЖАСАМ ВОЙНЫ…»
Цель: 1.Познакомить со стихотворением Н.А . Некрасова , с лексическим анализом стихотворения.2.Развивать устную и монологическую речь учащихся, умение вести диалог.3.Воспитывать уважение к памятным историческим датам, пробуждать чувство гордости,за народную победу, понять и осмыслить , что приносит война .
Тип урока: Урок-размышление.
Технология обучения: работа в группах, индивидуальный опрос.
Методы обучения: словестный ,практический, проблемный.
Оборудование: текст стихотворения, задания для каждой группы , презентация.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
- Так сложилось, что на протяжении всей истории между народами постоянно происходят воины. Давайте вспомним:
1812г. – французская война с Наполеоном
1914г. – Первая мировая война
1941г. – Вторая мировая война
Послушайте стихотворение Николая Александровича Некрасова «Внимая ужасам войны…» Это стихотворение посвящено ,Крымской войне 1853-1856 годов, оно актуально и в наше время. Века сменяют друг друга , а люди удивительно постоянны в своих заблуждениях . Войны не прекращаются на земле , только становятся все более кровопролитнее и страшнее , чем были раньше.
Стихотворение напоминает живущим о непреходящей ценности жизни , кажется только матери , дающие жизнь понимают ее святое назначение , а безумцы , втягивающие новые поколения в войны , ничего не хотят понимать , они не слышат голоса разума.
3. СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Анализ стихотворения.
- Как поэт и гражданин Некрасов все сообщения о войне воспринимал с особым вниманием , поэтому удачно использовал деепричастие от глагола внимать – внимая. Любая война противоестественна , бесчеловечна ,она вызывает у людей чувство страха , сильного испуга. Крымская война для России была особенно тяжелой. В сообщениях с фронтов описывались именно ужасы войны – страшные , трагические явления.
Но где-то есть одна душа….Многозначное слово «душа» употреблено одновременно в двух значениях: человек и его внутренний мир; …до гроба помнить будет – несколько видоизмененный по форме фразеологизм – по гроб жизни т.е. навсегда.
Впервой части строфы – ключевые слова ( глубоко чтимые , исключительные по своему благородству) , искренние слезы; во второй части предложения указывается , очьих слезах идет речь: то слезы бедных матерей . Прилагательное – бедных в значении несчастных (бедный , несчастный- синонимы.)Искренний и лицемерный – антонимы , ведь при сопоставлении еще более глубоко осознаются святость , искренность материнских слез .Искренние слезы не выставляются напоказ , надо подсмотреть.
Особо выделяется предложение :
«Им не забыть своих детей ,
Погибших на кровавой ниве ,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…»
Матерям никогда « не забыть своих детей , погибших на кровавой ниве»;
Нива – в прямом значении засеянное поле , хлеба; в переносном значении поприще –на полях сражений.
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.
Плакучая – ива с длинными свисающими ветвями.
Поникнувшей – причастие от глагола поникнуть -1. Склониться , пригнуться
2.впасть в подавленное настроение , склонить голову. В данном контексте эти глаголы неразделимы: мать в глубокой печали низко склоняет голову , как ива низко опускает свои длинные ветви.
4. Работа в группах.
Каждая группа получает текст и план для его анализа.
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя…
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна —
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слёзы —
То слёзы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…
Дайте свое название стихотворению.
Определить тему стихотворения.
Дайте лексическое определение слову война.
Подберите антоним к слову война.
Подберите определения к слову война.
Какие слова можно назвать главными в этом тексте.
Выпишите из текста глаголы , местоимения , прилагательные , деепричастия.
Вывод учащихся: Тема стихотворения «Внимая ужасам войны…» - неизбывность горя , святость , искренность слез матерей , у которых война отняла самое дорогое – детей; протест против любой войны , сочувствие и сострадание матерям погибших героев. Все самое доброе , самое светлое в детстве и юности Некрасова было связано с образом его матери , ласковой и умной женщины.
Несмотря на то, что это стихотворение было написано полтора века назад, оно не утратило актуальность и в наши дни. Вряд ли Некрасов мог предположить, что даже в 20 веке люди по-прежнему будут воевать. Однако он знал наверняка, что единственными людьми, которые будут всегда помнить погибших воинов, являются их старенькие матери, для которых их сыновья всегда останутся самыми лучшими.
Чтобы люди не забыли об ужасах, которые приносит с собой война, писатели, художники, кинематографисты рассказывают в своих работах о тех далёких горьких днях.
5)Показ видеоклипа о современных войнах с чтением стихотворения Н.А. Некрасова «Внимая ужасам войны…»
Заглядывая в прошлое, анализируя будни, мы убеждаемся: война – это разрушительная сила, которая приносит горе, страдания, невосполнимые потери. Нам, поколению 21 века, нужно не забывать историю и приложить все силы, чтобы сохранить мир на земле. Говоря словами Твардовского: Прошла война, прошла страда
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Тема: Юлия Друнина « откуда вдруг берутся силы»
Оборудование:, распечатки стихотворений.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя:
На доске подобраны иллюстрации к сегодняшнему уроку. Как думаете, о чём будем говорить сегодня?
- В чём основное предназначение женщины, с вашей точки зрения? На этот вопрос нам попробуют ответить девочки.
Ведущий 1. Женщина… Сколько о ней сказано и написано. Во все века ей поклонялись художники и поэты, музыканты и композиторы. Она была мечтой, улыбкой и грустью, вселенской радостью и безграничной печалью. Многие из женских имён стали символами:
преданности и верности – Пенелопа,
красоты и женственности – Елена.
Слайд 2.
Ведущий 2. Женщина, призванная давать жизнь…Женщина – величайшее из творений…
Война… Она тоже женского рода, война, отнимающая жизнь, дарованную женщиной. Война – величайшее из проклятий.
Женщина и война… Женщина на войне. Женщина и на войне остаётся женщиной, хранительницей Любви, Добра и Сострадания.
На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из "снайперки", бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка». Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося невиданной жестокостью на ее землю на ее дом, на ее детей. Но: «Не женская это доля — убивать», — скажет одна из героинь Великой Отечественной войны.
Слайд 3
Ведущий 1.
Да разве об этом расскажешь?
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
Ведущий 2. Поэт Лев Орлов писал... «В конце войны я получил... две тетради, сплошь заполненные стихами. Мне сказали, что автор — санинструктор, на фронте была ранена... Перечитав стихи, я выделил особо три миниатюры... Вот, Юля, главные стихи. Это ворота в ваш мир».
Учитель: Как вы уже догадались, разговор сегодня будет идти о поэтессе, фронтовичке, Женщине с большой буквы — Юлии Друниной, лауреате премии имени М. Горького за книгу стихов "Не бывает любви несчастливой". Слайд 4.
Писать Юлия Друнина начала еще в школе, когда ее звали просто Юлькой. Она сама любила вспоминать. Однажды в стенгазете напечатали мое стихотворение, начинающееся строками: «В третьем "К" не все в порядке, не обернуты тетрадки», слава поэта прочно утвердилась за мной в школе. И, по-видимому, появилась неосознанная боязнь потерять эту славу. Только так я могу объяснить то, что однажды я стащила стихи у поэта. И у кого стащила стихи?! У Пушкина! Девчонки пришли в бурный восторг от моего таланта, а у меня не хватило душевных сил разочаровать их. Но в то время я писала преимущественно о любви.
Юлия Друнина была человеком очень последовательным и ответственным Выросшая в городе. В интеллигентной семье (отец был директором школы, преподавал историю и литературу), в 1942 году она девчонкой ушла на фронт. Слайд 5
Школьным вечером
Хмурым лётом
Бросив книги и карандаш,
Встала девочка с парты этой –
И шагнула в сырой блиндаж.
Когда началась война, я ни на минуту не сомневалась, что враг будет разбит, больше всего боялась, что это произойдет без моего участия — всеми силами я хотела и старалась попасть на фронт. Всеми силами! Хотя дома были конфликты и с отцом, и со всеми остальными.
Друнина спасала солдат, видела нечеловеческие страдания, тысячи раз рисковала своей жизнью, дважды была ранена. Самое сильное чувство, которое она испытала в жизни, — война. Недаром поэтесса писала: "Я родом не из детства — из войны..."
Для Юлии Друниной война – это проклятие, отнимающее самое дорогое, самое ценное: дом, родных, друзей и любимых…
Свои чувства Юлия Друнина выразила в стихотворении, давайте его послушаем (выступает ученик). Слайд 6
И откуда Вдруг берутся силы
В час, когда в душе черным-черно?..
Если б я была не дочь России,
Опустила руки бы давно,
Опустила руки в сорок первом.
Помнишь? Заградительные рвы,
Словно обнажившиеся нервы, зазмеились около Москвы.
Похоронки, Раны, Пепелища...
Память, душу мне войной не рви,
Только времени не знаю чище
И острее к Родине любви.
Лишь любовь давала людям силы
Посреди ревущего огня.
Если б я не верила в Россию,
То она не верила б в меня.
Вопросно-ответный анализ стихотворения.
-Ребята, скажите, какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
-Ребята, а как вы думаете, кто является лирическим героем стихотворения? Докажите это текстом.
- Посмотрите внимательно на текст стихотворения, какие символы вы бы выделили?
-Скажите, пожалуйста, а как вы понимаете последние строки стихотворения:
Лишь любовь давала людям силы
Посреди ревущего огня.
Если б я не верила в Россию,
То она не верила б в меня.
Слово учителя: Да, ребята, женщина занимала важное место на войне. Посмотрите внимательно на доску, эти плакат всем известны. Кто на них изображен? Как вы думаете, какие чувства должны они возбуждать в людях? Слайд 7
Ребята, а теперь мы с вами постараемся проанализировать одно из самых трогательных стихотворений поэтессы. Называется оно просто, «Зинка». Давайте послушаем его, но перед прослушиванием отложите ручки, расслабьтесь, вы уже хорошо поработали, но нам еще предстоит много работы. (запись стихотворения). Слайд 9-11
Беседа.
- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
- Найдите в раздаточном материале, кому посвящено это стихотворение? (З.Самсонова – ровесница Ю.Друниной, тоже добровольно ушедшая на фронт. 86 советским женщинам присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Одной из них была З.Самсонова, геройски погибшая в 1944 году).
- На сколько частей поделила Ю.Друнина стихотворение и почему?
- Сравним 1 и 3 часть. Что заметили в их построении? (слова почти одинаковые, повторяются, но если 1 часть построена в форме диалога, то 3 – монолога, обращённого к погибшей подруге и самой себе).
Ребята, отвечая на данные вопросы, мы с вами произведем анализ стихотворения. Постарайтесь записать его в ваши тетради.
Заключительное слово учителя: Все дальше от нас эта война. В этом году мы отметили 71-летие со дня Великой Победы. Помните, ТОГДА 17-летние, «светлокосые солдаты» в сырых шинелях уходили на фронт.
Поколение 21 века узнает о войне из фильмов, рассказов участников и главное – из книг. Литература возвращает к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем.
В память о нашем уроке я хочу оставить вам буклет, в котором список книг о войне, эпиграфом к нему я взяла слова Ю.Друниной. Среди авторов – и женские имена: Ольга Берггольц, Маргарита Алигер, Анна Ахматова, Светлана Алексиевич, повесть которой так и называется « У войны не женское лицо».
Читайте, этого забыть нельзя. Это наша память. Спасибо вам, ребята, за участие в уроке.
Мальчики
Уходили мальчики - на плечах шинели,
Уходили мальчики - храбро песни пели,
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где - не знали сами...
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести...
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В черный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики - стиснув автоматы.
Повидали мальчики - храбрые солдаты -
Волгу - в сорок первом,
Шпрее - в сорок пятом,
Показали мальчики за четыре года,