4. Изучение нового материала. Цель: | На огромных просторах завоёванной русской земли властвовала монголо-татарское иго. Хан Батый создал новое государство - Золотая Орда. Показ на карте государства Золотая Орда. (слайд 4) Столица Золотой Орды получила название «дворец». Задание. Вы узнаете, как это слово звучит по-монгольски установив соответствия между словами двух столбиков. Работа в парах. Инструктаж. Океан Монголо-татары Дворец | Сарай Чингисхан Кочевники | Итак, столицей Золотой Орды стал город Сарай на реке Ахтубе (современный город Астрахань)(показ на физической карте России Астрахани). Работа с текстом по карточкам (Приложение 1). Физкультминутка (слайд 7) Мы сейчас все дружно встанем, Отдохнём мы на привале. Влево, вправо повернись, Наклонись и поклонись! Начинаем мы опять по истории шагать, Чтобы всё понятным стало Потрудились мы немало. Работа с текстом учебника. Что из изученного ранее вам пригодится? ( умение работать с учебником, умение находить главную мысль) Найти и выписать в тетрадь. Как называлась ханская грамота? Ханские слуги – это…. Иго-…. слайд (8,9) Задание: объясните значение слов: иго, баскаки, ярлык. Работа с иллюстрацией в учебнике «Баскаки» (беседа по вопросам на понимание с целью формирования четких представлений о событии) с. 241. Ученики делают итог о последствиях монголо-татарского ига для Руси с помощью учителя: На русской земле продолжала литься кровь, сжигались и разорялись дома, уничтожались ремёсла. Более 200 лет продолжалось владычество Золотой Орды над русскими землями. Много горя и страданий принесло монголо-татарское иго Руси. Но ни на минуту не прекращалось все эти годы сопротивление русских людей. То в одном городе, то в другом начинались восстания против власти Золотой Орды. Отказывались платить дань, нападали на отряды баскаков и убивали их. Хозяйственное и культурное развитие Руси замедлилось в годы владычества Золотой Орды. Княжеские усобицы усилились. Население уменьшилось почти наполовину. Монголо-татарское иго замедлило развитие Руси почти на 200 лет. | Работают в парах, выполняют задание. Проверка результатов работы. Делают вывод:Столица Золотой Орды- г. Сарай. Записывают в тетрадь. (слайд 5, 6) Работают с текстом. Читают по абзацу. Выполняют по абзацу. Работают с учебником и тетрадью. Проверяют задание. Объясняют значение слов. Работают с иллюстрацией. Делают вывод о последствиях монголо-татарского ига. | -осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. -осуществлять взаимоконтроль. -находить и выбирать способ решения - умение работать с текстом. -умение строить высказывание, отвечать полными ответами на вопрос. -осуществлять актуализацию имеющихся знаний. - уметь слушать в соответствии с целевой установкой. |