СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Русь под монголо - татарским игом"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока истории в коррекционной школе VIII  вида для 7 класса по теме: Русь под монголо -  татарским игом.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Русь под монголо - татарским игом"»


Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Специальная коррекционная общеобразовательная школа интернат №2





Технологическая карта урока по Истории Отечества


Тема: Русь под монголо-татарским игом 


Класс: 7








Учитель истории, музыки, ОРКиСЭ ГБОУ СКОШИ №2

Коновалова Анна Викторовна







Тема

Русь под монголо-татарским игом 


Класс

7 класс


Цель

Обобщение и систематизирование знаний по теме «Героическая борьба  русских людей против монголо - татар»;  формирование представлений о  монголо-татарском иге  и его последствий для русского народа.

Задачи:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания у обучающихся  о борьбе русского народа  против монголо-татар,  сформировать  представление о  «монголо-татарском иге»; познакомить с  последствиями монголо - татарского ига для русского народа. 

Коррекционно - развивающие: работать над формированием исторического словаря обучающихся; развивать умение ориентироваться по карте; развивать операции обобщения и классификации.

Воспитательные: воспитывать  научное мировоззрение; формировать положительную  мотивацию к обучению; культуру поведения при работе в парах. Содействовать созданию благоприятного психологического климата на уроке.


Планируемые  результаты

Предметные:

Иметь представления о монголо-татарском иге, его последствии для русского народа.

Личностные: Оценка жизненных ситуаций  и поступков исторических деятелей, исторических  текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Метапредметные: 

Регулятивные: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Работая по предложенному плану,использовать необходимые средства (учебник, рабочая тетрадь).

Познавательные . Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  Анализировать, сравнивать, группировать различные исторические события. С помощью учителя делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе высказываний.

Коммуникативные: Донести свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной речи.Слушать и понимать речь других. Уметь отвечать на поставленный вопрос. Совместно договариваться о правилах общения и следовать им. Учиться выполнять различные роли при работе в парах.


Основные понятия

Иго, Сарай, баскаки, ярлык.


ТСО

Компьютер, проектор, экран. Карточки с заданиями на соотнесение, словарные слова,   карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в 13 веке», программированные задания, иллюстрация в учебнике, сюжетные картины.


Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах


Этап урока и его цель

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты


I. Организационный

момент.

Самоопределение  к деятельности.


Цель: 

  • создание эмоционального настроя  обучающихся

на  интеллектуальную деятельность

Включение в деловой ритм. Проводит инструктаж, предлагая оценить готовность к уроку.


Читает стихотворение. 


Звенит, заливается школьный звонок,
Вас ждет интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно дается учение!





Слушают учителя. 

-Организация  своего рабочего  места.

-Уметь слушать в соответствие с целевой установкой. 

-Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


2. Актуализация знаний и  фиксация затруднений в деятельности


Цель:

  • повышение познавательной деятельности обучающихся.

  • формирование пространственных представлений (работа с картой)

  • установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми обучающимися, выявление пробелов и их коррекция.




Надо вспомнить и ответить на вопросы.

 - Какую тему изучали на предыдущем уроке? 

- О чем шла речь? 

-  Вспомните,  когда произошла первая битва русских с монголо - татарами?

- Приведите примеры героической борьбы народов нашей страны с монголо-татарами.

- Покажите на карте города, захваченные монголо-татарами. Проследите путь продвижения монголо-татар.


 Задание 1. 

(на карточке на доску – для всех, на карточках для слабоуспевающих)

Когда монголо - татары напали на Русь? Выберите дату.

1221

1237

1223  (слайд 2, 3)

Задание  2. 

1. На доску вывешиваются 3 тематические картины с изображением осадных орудий монголо-татар, затем 1 убирается, дети должны назвать, что изменилось;

затем добавляется картинка с изображением танка, дети должны назвать, что лишнее и почему. (Можно попросить перечислить названия осадных орудий одного об-ся, можно по рядам).

Вспоминают тему и содержание предыдущее

го урока. Учащиеся отвечают на вопросы, приводят разные доводы. 


Работа с картой.











Идет поиск конструктивных решений.




-Умение выражать свои мысли полно и точно.

-Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

-Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

-Умение делать выводы.

- Осуществлять актуализацию имеющихся знаний.


3.Формулирование темы урока, постановка цели. 


Цель:

  • получение новой информации; осмысление ее; соотнесение ее с уже имеющимися знаниями.

Вводное слово учителя.

На Руси наступили тяжелые времена. 

-Что мы знаем о состоянии Руси? 

Страна была разорена. Более 200 лет, с середины 13 века до конца 15 века, продолжалось иго монголо-татарских ханов.

Тема нашего урока - Русь под монголо-татарским игом.

Какой вопрос  у вас возникает?  Что такое монголо-татарское иго?








Отвечают на поставленный вопрос





Записывают тему урока в тетрадь.



Формулируют ответ на вопрос, с помощью учителя ставят задачи  к уроку, определив знания и незнания.

 -осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог.


-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.


4. Изучение нового материала.



Цель: 

  • организация совместной деятельности по открытию нового знания


На огромных просторах завоёванной русской земли властвовала монголо-татарское иго. Хан Батый создал новое государство - Золотая Орда. Показ на карте государства Золотая Орда. (слайд  4)

Столица Золотой Орды получила название «дворец». 

Задание. Вы узнаете, как это слово звучит по-монгольски установив соответствия между словами двух столбиков.

Работа в парах. Инструктаж. 

Океан

Монголо-татары

Дворец 

Сарай

Чингисхан

Кочевники 

Итак, столицей Золотой Орды стал город Сарай на реке Ахтубе (современный город Астрахань)(показ на физической карте России Астрахани)

  1. Работа с текстом по карточкам  (Приложение 1). 


Физкультминутка (слайд 7)

 Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнём мы на привале.

Влево, вправо повернись,

Наклонись и поклонись!

Начинаем мы опять по истории шагать,

Чтобы всё понятным стало

Потрудились мы немало.


  1. Работа с текстом учебника. 

Что из изученного ранее вам пригодится? ( умение работать с учебником, умение находить главную мысль)

Найти и выписать в тетрадь

  1. Как называлась ханская грамота?

  2. Ханские слуги – это….

  3. Иго-….

                   слайд (8,9)

Задание: объясните значение слов: иго, баскаки, ярлык.

Работа  с иллюстрацией в учебнике «Баскаки» (беседа по вопросам на понимание с целью формирования четких представлений о  событиис. 241.

Ученики  делают итог о последствиях монголо-татарского ига для Руси с помощью учителя: 

На русской земле продолжала литься кровь, сжигались и разорялись дома, уничтожались ремёсла. Более 200 лет продолжалось владычество Золотой Орды над русскими землями. Много горя и страданий принесло монголо-татарское иго Руси. Но ни на минуту не прекращалось все эти годы сопротивление русских людей. То в одном городе, то в другом начинались восстания против власти Золотой Орды. Отказывались платить дань, нападали на отряды баскаков и убивали их. Хозяйственное и культурное развитие Руси замедлилось в годы владычества Золотой Орды. Княжеские усобицы усилились. Население уменьшилось почти наполовину. Монголо-татарское иго замедлило развитие Руси почти на 200 лет.   















Работают в парах, выполняют задание.

Проверка результатов работы.

Делают вывод:Столица Золотой Орды- г. Сарай.

Записывают в тетрадь. (слайд 5, 6)






Работают с текстом. Читают по абзацу. Выполняют по абзацу.














Работают с учебником и тетрадью.




Проверяют задание.


Объясняют значение слов.


Работают с иллюстрацией.





Делают вывод о последствиях монголо-татарского ига.







 -осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. 

-осуществлять взаимоконтроль.

-находить и выбирать способ решения 

- умение работать с текстом.

-умение строить высказывание, отвечать полными ответами на вопрос.

-осуществлять актуализацию имеющихся знаний.

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой.



5. Закрепление  нового материала.

Цель:

  • контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению




  • корригировать и развивать произвольное внимание при выполнении упражнений на соотнесение. 

1.        Обобщающая беседа 

- Объясните, в чём проявлялась зависимость Руси от Золотой Орды? Вырази свое отношение.

- Правитель, какого огромного государства жил в городе Сарае?

   -Столица государства Золотая Орда.

-Представьте с помощью руки, как нужно было встретить русским князьям врага?

2. Задания на карточках и на доске (оказание помощи слабоуспевающим).

- Соотнесите понятия с определениями:

Государство монголо – татар    Баскаки

Столица Золотой Орды                 Ярлык

Сборщики дани               Золотая Орда

Документ на великое княжение   Сарай


Слайд 10,11.




Отвечают на вопросы, комментируя ответ.





Сжимают пальцы в кулак.



Выполняют задания на соотнесение.



Участвуют в беседе, проверяют задание.

-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. 

-осуществлять взаимоконтроль.

-находить и выбирать способ решения предложенного задания.

-умение строить высказывание, отвечать полными ответами на вопрос.

-осуществлять актуализацию имеющихся знаний.

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой.


6. Контролирующее задание 

Цель:

- проверить умение

применять изученный материал на практике, степень усвоения материала

Программированные задания (задания на карточках)

1. Река, где    впервые    встретились  

  русские    воины      с    монголо- татарскими воинами?

а)        Днепр;

б)        Калка;

в)        Волхов.

2. Господство одного народа  над другим

а)    иго;

б)        жертва;

в)        ярлык.

3.         Город, который семь   недель  оборонялся от  монголо - татар и был прозван «злым городом».

а)        Козельск;

б)        Новгород;

в)        Киев.

4.         Ханская грамота на княжение

а)        ярлык;

б)        грамота;

в)        документ.

5.        Столица Золотой Орды

а)        Новгород;

б)        Сарай;

в)        Киев.

6.         Город Руси, первый подвергшийся  разгрому со стороны монголо -татар.

а)        Торжок;

б)        Рязань;

в)        Москва.

7.         Подарки ханам от русских князей.

а)        налог;

б)        дань;

  в) выкуп. 

 8. Поход монголо - татар в 1237 году  возглавил хан...

а)        Чингисхан;

б)        Батый;

в)        Ахмат.           

Организует деятельность по применению новых знаний. Вывод учителя о работе на данном этапе.

Выполняют задание.


















































Подводят итог, проверяют задания, комментируют ответы, исправляют ошибки. Слайд 12

- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

-самоопределение.


7. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Цель: 

  • подведение итогов работы; оценка деятельности обучающихся.

  • развитие способностей к анализу и оценке собственной деятельностичерез умение выразить свои мысли.

Ребята, должны с помощью опоры на доске продолжить выражение об уроке:

  1. сегодня я узнал… 

  2. было интересно… 

  3. было трудно… 

  4. я выполнял задания… 

  5. я понял, что… 

  6. я приобрел… 

  7. я научился… 

  8. у меня получилось … 

  9. я смог… 

  10. я попробую… 

  11. меня удивило… 

  12.  урок дал мне для жизни…

  13.  мне захотелось… 

Комментарии, выставление оценок за работу каждого обучающегося. Слайд 13.

Формулируют ответы, подводят итог работы на уроке.

 -строить речевое высказывание



-  рефлексия своих действий


  1. Домашнее задание

Цель:

  • обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. 

Сообщение домашнего задания прочитать текст учебника с. 204-242, дать ответы на вопросы учебника.

Индивидуальные задания - подготовить пересказ рассказа для дополнительного чтения. Слайд 14.

Записывают домашнее задание


  1. Список  литературы

   1. Петрова, Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида[Текст] / Л.В. Петрова. –– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с. – (Коррекционная педагогика).

2. Пузанов, История России [Текст]: учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. – М.: Владос, 2005.

 

Приложение  1.

Текст.

Задание.

  1. Прочитать текст.

  2. Объяснить значение выделенных слов и словосочетаний.

Все русские князья должны были получить от хана грамоту на право управлять своим княжеством. Ханская грамота называлась - ярлык.  Русские князья ездили за грамотой в Сарай. Поездка была очень опасной, потому что никто из князей не знал, вернётся ли он из Золотой Орды живым. Приезжал князь к хану с подарками. Хан сам назначал великого князя.

Все русские люди платили дань Золотой Орде. Дань собирали ханские слуги- баскаки. Они с многочисленными отрядами ездили по русским городам, селениям и собирали дань. Если они встречали сопротивление или нежелание платить дань, тогда они сжигали целые города и посёлки, убивали жителей.

Каждый житель ежегодно должен был послать в Золотую Орду медвежью шкуру, шкуру соболя, бобра, лисицыКаждый посёлок 2 тонны хлеба. Баскаки брали золото, серебро, посуду, украшения, угоняли скот. Уводили в плен жителей. Высокая дань разоряла русские города. Только храмы и монастыри не платили дань. Туда баскаки старались не заглядывать. Поэтому многие русские люди спасались от них за стенами храмов и монастырей.