Русский язык, 4 класс
Тема: Словосочетание
Цель: создание условия для ознакомления с понятием «словосочетание».
Задачи:
совершенствовать умения находить в предложении словосочетания, различать словосочетание и простое предложение;
упражнять в умениях устанавливать связь слов в предложении;
ставить вопрос от главного слова к зависимому.
Планируемые результаты:
Предметные:
- познакомятся с понятием «словосочетание», особенностями строения и семантики словосочетания как единицы синтаксиса;
- научатся выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово в словосочетании;
- задавать вопрос от главного слова к зависимому;
- различать основу предложения и словосочетание;
- устанавливать связь слов в предложении
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- анализ объектов с целью выделения их признаков;
- проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя)
Регулятивные:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя;
- понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом;
- высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта;
- критично относиться к своему мнению;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения
Личностные:
- нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ресурсы: Русский язык, 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2013.,
мультимедийная презентация, электронный образовательный ресурс: Яндекс.учебник
https://education.yandex.ru/classroom/public-lesson/65497857/run/2/?frontal_work=true
https://education.yandex.ru/classroom/public-lesson/65497857/run/10/?frontal_work=true
https://education.yandex.ru/classroom/public-lesson/65497857/run/12/?frontal_work=true
https://education.yandex.ru/classroom/public-lesson/65497857/run/10/?frontal_work=true
Ход занятия
Организационный момент
- Добрый день, мои друзья! Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
2. Минутка чистописания.
_ Догадайтесь, написание какой буквы мы сегодня будем повторять. Эта буква может обозначать звонкий твердый согласный звук и звонкий мягкий согласный звук. Она есть в словах «носорог», «баня».
- Это буква Н. Выполните Нн Нн Нн – всю строку.
Составьте из слов предложение .
Запишите его каллиграфически правильно предложение (река, небо, отражает, Неторопливая, ясное,.)Выделите в нем грамматическую основу.
Мотивационный этап
- Внимательно посмотрите на предложение. Мы выделили в нем главные члены предложения. А как назовем оставшиеся слова?
- Какова будет тема нашего урока?
(Если дети затрудняются, предложить подсказку – разгадать слово – еинатечосоволс)
Постановка цели и задач урока
- Какова цель нашего урока?
- Сформулируйте задачи урока. ( Дать определение словосочетанию, научиться выделять словосочетание из предложения, определять главные и зависимые слова)
4. Объяснение нового материала
- Назовите главные члены предложения. Можно ли их назвать словосочетанием?
*- Назовите подлежащее. (река)
- Какое слово его поясняет? (неторопливая)
- Запишите полученное словосочетание (река (какая?) неторопливая)
- Какое слово в нем главное? зависимое?
*- Назовите сказуемое. (отражает)
- Какое слово поясняет сказуемое? ( небо)
- Запишите словосочетание .(отражает (что?) небо)
- Какое слово главное? какое зависимое?
* - Есть ли еще в предложении словосочетание? Какое?
- Запишите (небо (какое?) ясное)
- Выделите главное и зависимое слово.
Обобщение: Что такое словосочетание?
Как образуются словосочетания?
Является ли словосочетанием грамматическая основа предложения?
– Главные члены предложения, как король и королева, никому не подчиняются, они равноправны.
Подлежащее + сказуемое = основа предложения.
Делают вывод.
Словосочетаниями не являются:
– грамматическая основа предложения;
– однородные члены предложения;
– сочетание «служебная часть речи + существительное»;
– фразеологизм;
– повторы слов.
- Выражает ли словосочетание законченную мысль?
- Можно ли словосочетание произнести с восклицательной или невосклицательной интонацией?
- Может ли словосочетание входить в состав предложения?
Работа по теме урока.
стр. 22 упр. 28 - (коллективное выполнение)
- Является ли грамматическая основа предложения словосочетанием?
- Какие слова в словосочетаниях являются главными, а какие- зависимыми?
- Какую роль играют зависимые слова?
- Каким членом предложения является зависимое слово?
- Самостоятельно разобрать слово хлопотливые по составу
Взаимопроверка
- Прочитайте материал рубрики «Вспомните!»
Первичное закрепление
стр. 22 упр. 29 – выполнить самостоятельно. Проверить в парах по образцу.
Рефлексия
На доску учитель выводит задания из электронного ресурса «Яндекс.учебник»
https://education.yandex.ru/classroom/public-lesson/65497857/run/2/?frontal_work=true
https://education.yandex.ru/classroom/public-lesson/65497857/run/10/?frontal_work=true
Учащиеся выполняют задания, проверку осуществляют фронтально, оценивают выполнение заданий.
Самопроверка. Оцените свою работу
Подведение итогов урока
- Какая цель была поставлена в начале урока?
- Достиг ли урок цели?
- Что значит «выписать из предложений словосочетания»?
- Какое слово в словосочетании является главным? Какое зависимым?
-Является ли подлежащее и сказуемое словосочетанием?
-Справились ли мы с поставленными задачами?
- Кто еще затрудняется в выделении словосочетаний из предложения?
Домашнее задание: (по выбору)
стр. 23 упр.30 или Яндекс учебник
https://education.yandex.ru/classroom/public-lesson/65497857/run/12/?frontal_work=true
https://education.yandex.ru/classroom/public-lesson/65497857/run/10/?frontal_work=true
или карточка:
Выписать только словосочетания, обозначить главное и зависимое слова
Хорошая книга
осень наступила
ни рыба, ни мясо
верный друг
стоит в поле
долгая, счастливая
ранняя пташка
вошёл в класс
быстро бежал
машина проехала