Тема урока:
«Безударные падежные окончания в именах существительных».
Тип урока: отработка умений, рефлексия.
Цель деятельности: создать условия для развития умений образовывать имена существительные единственного и множественного числа, изменять их.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся образовывать формы единственного и множественного числа имен существительных, изменять их по падежам.
Метапредметные:
- познавательные: использовать правила в предметно- практической деятельности;
- регулятивные: определять цели учебной деятельности под руководством учителя, соотносить и оценивать свою деятельность с помощью учителя;
- коммуникативные: выражать свои мысли в форме устных речевых высказываний, аргументировать свою точку зрения.
3. Личностные: формировать уважительное отношение к языку, культуре речи, как к национальной ценности.
Ход урока:
- Доброе утро, ребята, уважаемые гости.
- Ребята, поприветствуйте гостей. А теперь, поприветствуйте друг друга.
(Дети встают лицом к друг другу. Держат открытыми навстречу партнеру ладошки.)
Дети: «Желаю тебе удачи всегда и во всем.» (Дети при произнесении каждого слова соединяют поочередно все пять пальчиков)
«Здравствуй!» (соприкасаются, соединяя ладошки с партнером).
- Садитесь!
«Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам!»
- Что это такое, ребята? ( имя существительное)
На доске слова: СОЛДАТ, КОМАНДИР, КОМАНДОВАНИЕ.
- Ребята, посмотрите на доску. Здесь написаны слова. Что объединяет эти слова с лексической точки зрения? (Все они связаны военным делом).
- Что значит слово: СОЛДАТ? (ответы детей).
- Что значит слово: КОМАНДИР? (ответы детей).
- Что значит слово: КОМАНДОВАНИЕ? (ответы детей).
- Ребята, откройте тетрадь, запишите число, классная работа.
Давайте запишем слова: СОЛДАТ, КОМАНДИР, КОМАНДОВАНИЕ в тетрадь. Это новые для нас слова, их нужно запомнить. Поставьте ударение, обозначьте безударные гласные.
- Ребята, придумайте предложение с любым этим словом, а может ,кто использует в своем предложении и 2 или 3 новых слова.
Какие предложения у вас получились? (ответы 3-4 детей). Давайте запишем предложение. (Командир приказал солдатам наступать.)
-Как правильно сказать: МНОГО СОЛДАТ или МНОГО СОЛДАТОВ? Почему?
(МНОГО СОЛДАТ- это исключение, которое имеет в Р.П. нулевое окончание.)
- Ребята, посмотрите на доску, прочтите пословицу: «КТО С ЧЕСТЬЮ ДРУЖИТ, ТОТ ВЕРНО РОДИНА СЛУЖИТ».
- Все ли правильно написано? (Слово «РОДИНА» написано неверно. Ошибка в окончании).
-А для чего нам нужно изменить слово? (Чтобы была связь слов в предложении).
- Какую часть слова нужно изменить? (Нужно изменить его окончание).
- Прочтите правильно. Какое окончание будет в слове «РОДИНА»? (РОДИНЕ).
- Что нужно знать, чтобы правильно написать окончание существительного? (Склонение, падеж).
- Ребята, вы сможете сформулировать, какую проблему мы сегодня с вами будем решать на уроке? (Правильное написание безударных падежных окончаний имен существительных).
- Давайте с вами вспомним алгоритм проверки безударных падежных окончаний имен существительных. (ответы детей).
- Вы немного устали. Давайте разомнемся.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.
- А сейчас продолжим работу дальше. У вас на столах лежат конвертики. В этих конвертиках находятся карточки: красная и голубая. На этих карточках дан текст, он одинаков для всех, но карточки отличаются заданием. Прочтите, ознакомьтесь. И выберите ту карточку, которая вам больше понравилась.
Прочтите внимательно задание и самостоятельно приступайте к работе.
(Дети выполняют задание).
- Закончили работу. Ребята, в конверте есть еще одна карточка - белого цвета. Это карточка с правильными ответами. Возьмите в руки простой карандаш, проверьте свою работу, оцените ее.
(Дети проверяют работу по белой карточке- ответу, оценивают. В конце урока работы сдают на проверку.)
- Ребята, а теперь давайте подведем итог.
- Какую работу вы сейчас выполняли? На какое правило было задание? Мы закрепили и вспомнили? (Ответы детей).
- В конвертике есть цветные листочки. Цвет – это и есть ваша оценка. (зеленый- «5», желтый – «4», красный – «2».)
- У кого нет ни одной ошибки – это «5», МОЛОДЦЫ! Вы находитесь на самой вершине.
- 1-2 ошибки – это «4», сколько вас? Ребята. Молодцы, и вы знаете, на что вам следует обратить внимание, при проверке своей работы вы увидели ошибки.
- 3-5 ошибок – это «3», ребятам нужно подтянуться! Больше 5 ошибок – это «2». (Считаю количество детей, выполнивших на ту или иную оценки. Вношу результаты на «ГОРКУ»).
- Ребята, выполняя задание, какие еще орфограммы вы вспомнили? (Имена собственные- название деревни; удвоенная –С- в написании слова «РОССИЙСКИХ»-это словарное слово.)
- Молодцы! Нам предстоит еще ода работа. Посмотрите на доску, прочтите словосочетания. В этих словосочетаниях допущены ошибки. Даю вам маленькую подсказку- это имена существительные, употреблены во множественном числе.
(Словосочетания на доске:
Письмо от геолагАв, лестница без ступенЬКАВ, гордимся рекордОми, пара чулКОВ, пять килограммОВ, февраль с метелИми.)
- Ребята, запишите, исправляя ошибки, укажите падеж имен существительных.
(Дети выполняют задание).
- Закончили работу. А какую орфографическую задачу мы решали в этом упражнении? (Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе.)
- Наш урок заканчивается, пора подвести итоги. Предлагаю вам оценить свою работу на уроке. На тех же цветных листиках есть фразы, прочтите их. И поднимите тот листочек, который наиболее отражает вашу работу на уроке. (Дети поднимают листики с фразами: зеленый - мне было все понятно, желтый - испытывал затруднения, красный -не понял.)
- Запишите домашнее задание. Вы еще раз закрепите и повторите свои знания по теме «Безударные падежные окончания в именах существительных». Спасибо.
КАРТОЧКИ.
Командование разработало план взятия деревн… С(с)околовка. Генерал приказал собрать всех командир….. на главпост. И вот в свои семнадцать лет я встал в солдатский строй… У всех шинел….. серый цвет. Докладчик говорил о доблест… и храброст… рос(сс)ийских воинов. Задание: укажите форму числа и падежа имен существительных в тексте, используя слова- помощники. |
Командование разработало план взятия деревн… С(с)околовка. Генерал приказал собрать всех командир….. на главпост. И вот в свои семнадцать лет я встал в солдатский строй… У всех шинел….. серый цвет. Докладчик говорил о доблест… и храброст… рос(сс)ийских воинов. Задание: 1. укажите форму числа и падежа имен существительных в тексте, используя падежные вопросы. 2. подберите СИНОНИМЫ (2-3 слова) к слову ДОБЛЕСТЬ. |