СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  «Глагол»

Класс: 10

Цель урока:  Обобщение и систематизация изученного материала по теме  «Глагол»

Учебно-воспитательные задачи:  Систематизировать знания учащихся о морфологических признаках глагола (умение находить глаголы; определять их грамматические признаки), повторить правописание  глаголов; развивать умения работать со словом, самостоятельность, критическое мышление, внимательность; формировать представления о роли и употреблении глаголов в речи. Содействовать подготовке к ЕНТ. Воспитывать вежливость, тактичность,  культуру речевого общения, бережное отношение к слову.

Тип урока: комбинированный

Методы: исследовательский, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 10 класс»

Сабақ /Урок 19 Сынып/Класс 10 Дата___________

Пән/Предмет Русский язык

Тақырып/Тема: Глагол как часть речи.

Мақсат/Цель: Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Глагол»

Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері/Учебно-воспитательные задачи: Систематизировать знания учащихся о морфологических признаках глагола (умение находить глаголы; определять их грамматические признаки), повторить правописание глаголов; развивать умения работать со словом, самостоятельность, критическое мышление, внимательность; формировать представления о роли и употреблении глаголов в речи. Содействовать подготовке к ЕНТ. Воспитывать вежливость, тактичность, культуру речевого общения, бережное отношение к слову.

Құрал-жабдықтар, көрнекті құралдар/Оборудование, наглядные пособия: учебник, тетрадь.

Сабақ түрі/Тип урока: комбинированный

Әдіс-тәсілдер/Методы: исследовательский, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Сабақ барысы/Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой.

Сегодняшний урок мне бы хотелось начать с притчи:

Спросили как-то мудреца, какой миг самый прекрасный, какой человек самый близкий и что в жизни самое ценное?

А вы как думаете?

Мудрец, долго не думая ответил: «Самое прекрасное – это настоящее, потому что прошлое уже не вернуть, а будущее еще не наступило. Самый близкий – это тот, кто находится рядом, а самое ценное в жизни – это отдавать, потому что только это делает тебя счастливым». Я надеюсь, что мы все здесь будем счастливыми, так как будем отдавать друг другу, то, что знаем, то, чем можем сегодня поделиться друг с другом»

Ну что ж приступаем к работе.

Вспомним правила работы:

  1. Быть позитивным (от лат. «положительный») основываться на опыте, фактах)

  2. Не критиковать, говорить от своего имени.

  3. Внимательно выполнять задания.

  4. Ценить время.

2. Актуализация опорных знаний.

1) Вступительное слово учителя

Послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения известного поэта, прозаика, фантаста Вадима Ше′фнера «Слова».


Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.


Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.


Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.


Словами какой части речи насыщен этот отрывок? (Глаголами)

Чему способствует, по вашему мнению, концентрация в нем глагольных форм? В художественной речи главное – глагол, и это понятно, потому что вся жизнь – это есть движение.

Так что всегда нужно, прежде всего, искать и находить правильный глагол, который дает правильное движение предмету.

Когда мы говорим о глаголе, то сразу же вспоминаются слова Петра Андреевича Павленко (1899—1951) — русский советский писатель и сценарист):

«Думаю о глаголах. Чтобы написать действие, нужно много глаголов, немного существительных и чуть-чуть прилагательных. Русский язык - язык глаголов. У нас из каждого глагола вырастает несколько существительных...

Существительное - для фиксации, прилагательное - для восторга и ненависти, глагол - для мысли и движения.

Анализ лексических единиц, употребляемых в речи, выявил, что средняя частота употребления глаголов на каждую тысячу слов в научном стиле составляет 90 единиц, в официально-деловом стиле — 60, в художественной речи — 150.

Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова русского писателя Алексея Николаевича Толстого:

Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы –

это значит дать движение фразе

А. Н. Толстой

2) Определение целей и задач урока.

Какие цели и задачи мы определим для урока?

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Глагол»

Систематизировать знания учащихся о морфологических признаках глагола (умение находить глаголы; определять их грамматические признаки), повторить правописание глаголов; развивать умения работать со словом, самостоятельность, критическое мышление, внимательность; формировать представления о роли и употреблении глаголов в речи.

Кроме этого одной из задач урока определим содействие подготовке к ЕНТ

Воспитывать культуру речевого общения, бережное отношение к слову, интерес к художественной литературе.

А вот сегодня у вас будет замечательная возможность оценить себя самостоятельно. Перед вами лист оценки, выставляем оценку за каждый этап урока, а в конце урока определим итоговую оценку за урок.


Лист оценки за урок ________________________(Ф. И. ученика)

Этап урока

Опрос

д/з (теория)

Самостоятельная

работа 1

Самостоятельная

работа 2

Работа у доски

Тест

оценка






Оценка за урок


Критерии оценки на доске.

ошибки

оценка

нет

«5»

1-2

«4»

3-4

«3»

5

«2»

2) Разминка «Слова».

Перед вами листы бумаги, за 2 минуты, напишите на них все слова, которые относятся к теме, которую предстоит повторить. За две минуты все учащиеся выполнят задание и подсчитают, сколько слов им удалось написать. Их количество на каждом из листочков будет разным, потому что у каждого учащегося разная степень готовности усваивать новый материал. (2 списка можно зачитать).

3. Работа с темой урока.

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число:

Двадцать восьмое января.

Классная работа.

Тема урока: Глагол

Что в лингвистике называется глаголом?

Глагол — самостоятельная часть речи, обозначающая действие или состояние в их отношении к лицу или предмету и отвечающая на вопросы что делать? что сделать?

Что вы можете сказать о морфологических признаках глагола?

Глагол имеет морфологические признаки вида, наклонения, времени, лица, числа, а в прошедшем времени — и рода.

Какую синтаксическую роль выполняет глагол?

В предложении глагол обычно является сказуемым.

Действительно, глагол (в спрягаемой форме) в предложении обычно играет роль сказуемого, но может быть и любым другим членом предложения (инфинитив может и главным, и второстепенным членом предложения).

Подлежащее

Сказуемое

Дополнение

Определение

Обстоятельство

Что?

Что делать?

Что сделать?

Вопросы косвенных падежей

Какой?

Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?


Любить  – значит прощать

Я (что делаю?) иду в школу

Мы смотрим телевизор

Прошу вас (о чём?) не шуметь.

Командир приказал (что?) наступать

Желание (какое?) учиться было у него постоянным.

Мечта (какая?) поехать на море с каждым днём становилась всё сильней.

Я поехал в горы (с какой целью?) подлечиться.

Наша семья летом поехала к морю (с какой целью?) отдохнуть.

Глагол очень богат грамматическими формами, среди которых выделяются спрягаемые и неспрягаемые.

Спрягаемые формы — это формы всех глагольных наклонений, выражающие значение лица, числа, времени, в прошедшем времени — рода. Спрягаемые формы служат простыми глагольными сказуемыми.

Неспрягаемыми формами глагола являются инфинитив (неопределенная форма глагола), причастие и деепричастие.

Инфинитив обозначает действие или состояние без указания лица и времени. Он имеет суффиксы -ть, -ти, а -чь (стеречь, беречь) входит в состав корня.

Переходим к следующему этапу нашего урока: Опрос домашнего задания.

Дома готовили устные сообщения по теме «Глагол, его морфологические признаки»

1. Переходность, возвратность.

Все глаголы делятся на переходные и непереходные.

Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на предмет, название которого ставится в винительном падеже без предлога: читать книгу, любить музыку. Если при глаголе есть отрицание, то может употребляться родительный падеж: не читал этой книги.

Непереходные глаголы обозначают действие, не переходящее непосредственно на другой предмет: лететь, сидеть, учиться.

! Среди непереходных глаголов есть глаголы с суффиксом -ся (-сь), которые называются возвратными: радоваться, гордиться.

В предложении инфинитив может выполнять роль главных и второстепенных членов предложения.

2. Вид

В русском языке каждый глагол может быть отнесен к одному из двух видов, который сохраняется во всех формах данного глагола.

Глаголы бывают двух видов: совершенного и несовершенного.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Они выражают действие без указания границы (незавершенное, незаконченное): рисовать, рассыпать, мигать и др.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? Они выражают действие с указанием границы и достижения результата (завершенное, законченное): нарисовать, рассыпать, мигнуть и др.

Глаголы совершенного вида могут обозначать: достижение результата действия (построить дом), конец действия (достроить дом), начало действия (закричать, запеть), однократность действия (мигнуть, вильнуть).

Глагольные виды образуются при помощи:

а) суффиксации, сопровождаемой во многих случаях чередованием в корне: толкать — толкнуть, прыгать - прыгнуть, запирать — запереть, пускать — пустить, прощать — простить, подписать — подписывать;

б) префиксации: делать — сделать, любить — полюбить, печь — испечь;

в) перемещения ударения: наре′зать — нареза′ть, подсы′пать — подсыпа′ть;

г) разных слов: ловить — поймать, искать — найти, говорить — сказать.

Глаголы, образующие только одну форму (либо совершенного, либо несовершенного вида) называются одновидовыми, но в русском языке есть глаголы, которые при одинаковой графической оболочке (написании) могут в контексте становиться либо глаголами совершенного, либо несовершенного вида, не меняя при этом своей формы

Отряд долго и безуспешно (что делал?) атаковал (несов.в.) высоту.

Вчера отряд (что сделал?) атаковал (сов.в.) и захватил высоту.

Такие глаголы называются двувидовыми.

К двувидовым глаголам относятся: молвить, обещать, стартовать, ранить, венчать, телеграфировать и др.

3. Лицо, число, спряжение

Глаголы изменяются по лицам и числам.

Глаголы первого лица выражают действие, которое производит сам говорящий: Я знаю

Глаголы второго лица выражают действие, совершаемое собеседником: ты знаешь.

Глаголы третьего лица выражают действие, которое производится третьим лицом (предметом, явлением): он знает.

В русском языке существует группа безличных глаголов. Это такие глаголы, которые обозначают действие, протекающее само по себе, без лица или предмета, его производящего (светало, потеплело, нездоровилось)

Изменение глаголов по лицам и числам называют спряжением.

Два типа спряжения — первое и второе — различаются личными окончаниями будущего простого или настоящего времени.

К I спряжению относятся глаголы, имеющие окончания -у(-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут(-ют).

Ко II спряжению относятся глаголы с окончаниями -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -aт(-ят).

У глаголов с безударными личными окончаниями спряжение определяется по инфинитиву.

Ко II спряжению относятся:

1) все глаголы на -ить, кроме глаголов брить, стелить, зи′ждиться;

2) семь глаголов на –еть: видеть, смотреть, зависеть, терпеть, ненавидеть, вертеть, обидеть;

3) четыре глагола на -ать: дышать, гнать, слышать, держать.

Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению: таять, пахнуть, слушать и др.

В русском языке есть и разноспрягаемые глаголы, у которых одни формы образуются по I спряжению, а другие — по II. К ним относятся глаголы хотеть и бежать и их производные.

бежать, который имеет все формы, как у глаголов II спряжения (бегу — бежишь — бежит — бежим — бежите), кроме 3 лица множ. числа — бегут (по I спряжению);

хотеть, глагол, который имеет формы ед. числа (хочу — хочешь — хочет) по I спряжению, а мн. числа (хотим — хотите — хотят) по II спряжению.

чтить — изменяется по II спряжению (чту — чтишь — чтит — чтим — чтите), кроме 3 лица множ. числа (чтут), хотя есть и форма чтят, которая сейчас употребляется реже, чем чтут;

брезжить («рассветать, чуть светиться») — имеет все формы, как у глаголов II спряжения (брезжу — брезжишь — брезжит — брезжим — брезжите), кроме 3 лица множ. числа — брезжут (по I спряжению). В I—II лицах употребляется крайне редко: «Забрезжишь силуэтом робким // Забрезжишь невпопад мольбой» (Светик Фомичёва).

Глагольные категории переходности, возвратности, вида и спряжения являются .... постоянными признаками глагола.

4. Наклонение глагола

В глаголе различаются три наклонения: изъявительное, условное и повелительное.

Изъявительное наклонение выражает реальность течения действия. Оно имеет формы всех трех времен у глаголов несовершенного вида и формы двух времен у глаголов совершенного вида: ученик читает книгу, ученик читал книгу, ученик будет читать книгу, ученик прочитал книгу, ученик прочитает книгу.

Повелительное наклонение выражает побуждение к действию.

Грозе навстречу выходи,

Когда идет гроза,

Не опускай, не отводи,

Не жмурь глаза.

Глагол в повелительном наклонении может передавать просьбу, приказание и другое волеизъявление говорящего. Формы повелительного наклонения сопровождаются особой интонацией.

Повелительное наклонение образуется от основы настоящего времени при помощи суффикса -и (принесут — принеси, исполнят — исполни) или без суффикса (готовят — готовь, чита[йу]т — читай, отрежут — отрежь).

Формы множественного числа повелительного наклонения образуются прибавлением окончания -те к форме повелительного наклонения единственного числа: принесите, встаньте, читайте.

Существуют сложные формы повелительного наклонения:

Пусть встретит, пусть развеет. Да озарит он заточенье лучом лицейских ясных дней.

В значении повелительного наклонения могут употребляться другие глагольные формы: Замолчать! — внезапно крикнул он визгливым голосом (Пауст.) — инфинитив; Ну, побежали, а то Яшка даст нам дрозда (Павл.) — форма изъявительного наклонения; Пошли бы, погуляли, а мы подождем (Остр.) — форма условного наклонения.

Условное наклонение передает действие, которое мыслится как желаемое или возможное, но зависящее от определенных условий: Был бы отец живой, я и не задумалась бы ни о чем.

Глаголы в условном наклонении изменяются по родам и числам: читал бы, читала бы, читали бы.

5. Время глагола

Исходным моментом при определении времени глагола является момент речи. По отношению к нему и выделяются три формы времени: прошедшее, настоящее и будущее.

Форма прошедшего времени обозначает действие, происходящее до момента речи: Глаголы прошедшего времени изменяются по числам (рисовал — рисовали), а в единственном числе — по родам (настал день, настала ночь, настало утро).

Правило: У глаголов прошедшего времени перед суффиксом -л пишется та же гласная, что и перед -ть в инфинитиве: веял — веять, клеил — клеить.

Форма настоящего времени обозначает действие, происходящее в момент речи.

У глаголов совершенного вида нет формы настоящего времени.

Форма будущего времени обозначает действие, которое будет происходить после момента речи.

Формы будущего времени могут быть простыми и сложными.

  1. Форму будущего простого времени имеют глаголы совершенного вида. Будущее простое время образуется следующим образом: основа настоящего времени + окончания глаголов настоящего времени (прочитать) прочита + -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ют

  2. Форму будущего сложного времени имеют глаголы несовершенного вида. Будущее сложное время образуется следующим образом: личные формы глагола быть + инфинитив буду (будешь, будет, будем, будете, будут) + читать

Форма будущего простого времени указывает на законченность действия: Он напишет письмо.

Форма будущего сложного времени обозначает, что действие будет длительным или повторяющимся, и нет указания на его законченность: Он будет писать письмо. (Мы не знаем, закончит ли он письмо).

Указанные категории наклонения, времени, лица и числа, а также у глагола прошедшего времени единственного числа являются непостоянными признаками глагола.

Работа со схемой

О чем сейчас мы не вспоминали? (Об особых формах глагола причастии и деепричастии).

О них мы с вами поговорим на следующих уроках русского языка.

4. Практическая работа

1. Орфографическая работа. Упр. 320.

Записать предложения, вставить и объяснить пропущенные буквы, расставить пропущенные знаки препинания. Определить значения выделенных глаголов и укажите их морфологические признаки.

1) В воздух... ощ...щался вкус со(?)нца таинстве...ая работа света его превращение (Грет.). 2) Легкий ветерок пр...поднимает ар...мат в саду и ход...т в огромной, некошеной траве, ход...т вольно и скромно (Помял.). 3) И (не)навидим мы и любим мы случайно (Л.). 4) Да я всегда знал что он встрет...т человека на которого нельзя надеят(?)ся.

Проверка: 1) В воздухе (2 скл., П.п.) ощущался вкус солнца, таинственная работа света, его превращение (Грет.). 2) Легкий ветерок приподнимает аромат в саду и ходит в огромной, некошеной траве, ходит вольно и скромно (Помял.). 3) И ненавидим мы, и любим мы случайно (Л.). 4) Да я всегда знал, что он встретит человека, на которого нельзя надеяться.

ОЩУЩАТЬСЯ - Испытываться, чувствоваться. Несовершенный вид, непереходный, возвратный, 1 спр., изъяв. наклонение, прошедшее время, ед.ч., м.р.

ХОДИТЬ обозначает движение, совершающееся не в одно время, не за один приём или не в одном направлении. Несов.в., неперех., невозвр., 2 спр., изъяв.н., наст.вр., 3 л., ед.ч.

НЕНАВИДЕТЬ 1. Питать ненависть к кому-чему-нибудь, испытывать неприязнь или отвращение к кому-чему-нибудь, не выносить кого-чего-нибудь. Несов.в., перех., невозвр., искл. 2 спр., изъяв.н., наст.вр., 1 л., мн.ч.

ЛЮБИТЬ 1. Испытывать любовь, склонность к кому-чему-нибудь. Несов.в., перех., невозвр., 2 спр., изъяв.н., наст.вр., 1 л., мн.ч.

ВСТРЕТИТЬ 1. кого-что. Увидеть, идя или придя куда-нибудь Сов.в., перех., невозвр., 2 спр., изъяв.н., буд.вр., 3 л., ед.ч.

2. Определить вид, возвратность, переходность (10 глаголов)

Замереть, писать, говорить, проситься, попросить, загореть, загорать, увлечь, исследовать, увлекать.

Проверка: Замереть – сов. в., невозвр., неперех.; писать – несов. в., невозвр., перех.; говорить – несов. в., невозвр., перех.; проситься – несов. в., возвр., неперех.; попросить – сов. в., невозвр., перех.; загорать – несов.в., невозв., неперех.; загореть – сов. в., невозвр., неперех.; увлечь – сов. в., невозвр., перех.; исследовать – двувидовой (сов. в. и несов. в.), невозвр., перех.; увлекать – несов. в., невозвр., перех.

Оценить работу.

3. Правописание –тся и –ться в глаголах (устно). Упр. 330 (с 12-16 предложения)

Объяснить орфограмму: Ь знак в глголах на –ться и тся

В форме инфинитива —ться: остановиться

В форме 3-го лица —тся: сгущается

12) Я хотел бы превратит(?)ся или в багряный тихий лист, иль в дождевой веселый свист, и возвратит(?)ся в отчий дом. 13) Не встрепенет(?)ся ветер у пруда, и на дворе не зашуршит солома. 14) Вернулся я — былое не вернет(?)ся! Ну что же? Пусть хоть это остает(?)ся, продлит(?)ся пусть хотя бы этот миг. 15) И реками становят(?)ся дороги, озера превращают(?)ся в моря, и ломит(?)ся вода через пороги, семейные срывая якоря... 16) Вода теплом струит(?)ся, на ней томит(?)ся бор.

Проверка: 12) Я хотел бы превратиться или в багряный тихий лист, иль в дождевой веселый свист, и возвратиться в отчий дом. 13) Не встрепенется ветер у пруда, и на дворе не зашуршит солома... 14) Вернулся я — былое не вернется! Ну что же? Пусть хоть это остается, продлится пусть хотя бы этот миг. 15) И реками становятся дороги, озера превращаются в моря, и ломится вода через пороги, семейные срывая якоря... 16) Вода теплом струится, на ней томится бор (Н. Рубцов).

Физминутка.

4. Определение наклонения глаголов. Самостоятельная работа 2.

1 ряд упр. 342. Выписать глаголы в повелительном наклонении.

Проверка: подумай, не спеши, не взвесишь, не выпускай, подумай.

2 ряд упр. 343. Выписать глаголы условного наклонения.

Проверка: прибыл б, могли бы, полюбили бы, далась бы.

3 ряд упр. 344. Выписать глаголы в изъявительном наклонении.

Проверка: не разрубишь, не погубишь, не купишь, не имеет, слышится, помогает, стегает, блестит, утешит, прогонит, остынет, заглохнет, пропадет, не стынет, не сохнет, мчится.

СТЕГАТЬ Хлестать, бить чем-нибудь гнущимся, тонким.

Оценить.

Воспитательный момент

Определить основную мысль стихотворений «Слово о словах» Владимира Солоухина и «Хорошее слово» Кязи́ма Мечи́ев (великий балкарский поэт).

Работая с материалами урока мы использовали предложения из художественной литературы.

Как вы думаете, какова роль художественной литературы в нашей жизни?

Художественная литература – это самое мощноеым средство познания человека. Литература формирует разум человека, его волю и психику, его чувства и человеческий сильный характер, а именно – формирует личность человека.

На мой взгляд литература имеет очень важную эстетическую функцию – воспитывает в человеке чувство прекрасного.

Литература – это могучее оружие, которое может исцелять.

5. Правописание глагольных суффиксов глаголов прошедшего времени.

Вспомните орфограмму, связанную с написание суффиксов у глаголов прошедшего времени.

У глаголов прошедшего времени перед суф­фиксом -л пишется та же гласная, что и перед -ть в инфинитиве: веялвеять, клеилклеить.

Упр. 350. Выписать ____ глаголы, рядом с глаголом запишите форму инфинитива.

Образец: веяли (веять).

1) Стояли ночи северного мая и ре...л (реять) в доме бледный полусвет (Бун.). 2) За валом, над привадой в яме, серо маяч...ла (маячить) ветла (Бун.). 3) Леле...ли (лелеять) нас вьюги и морозы (Бр.). 4) Какой(то) сумрачной и (не)доброй силой задумчивой презрительностью и страстью ве...ло (веять) от его [Лермонтова] смуглого лица от его больших и неподвижно-темных глаз (Т.). 5) Я без а(п, пп)етита законч...л (закончить) свою трапезу и вышел на воздух (Спанг.). 6) Улица наполн..лась (наполниться) щенячьими воплями и злобным кошач(?)им мяуканьем (Спанг.). 7) Пар...ход отчал...л (отчалить) раньше, чем мы успели добрат...ся до пристани (Спанг.). 8) Маруся готов...ла (готовить) обеды для сотрудников и гостей заповедн...ка (Спанг.). 9) И вот в одну из таких передышек я замет...л (заметить) несколько бурых голубей (Спанг.). 10) Откуда появилась и разв...лась (развиться) у них страсть к охоте, к натурализму, не вполне ясно (Спанг.). 11) В густой осок... утки кряк...ли (крякать)(Руб.).

6. Правописание личных окончаний глаголов упр. 364, 365 (по 3 предложения)

Ветер гон...т дым враща...т воздух листья вал...т ворохом. И верх земли взрыва...т порохом (Забол.). Колебл...тся воздух, прозрачен и чист в сияющих звездах колебл...тся лист (Забол.). И свистит и бормоч...т весна (Забол.). Казах к домбре своей пр...ник и ясно слыш...т: из нее без всякого к...са нья рук напев таинстве...ый возник (Таж.).

Я видел небо... Ты не увид... его так близко (М. Г.). Слезами горю не помож... (Поел.). В бездонную бочку воды не нанос...ся (Поел.). Что посе... то и пожн...(Посл.). О чем же ты плач... княгиня? (Тарк.). И ты дума... что мы доедем (Т.). Проголода...ся, так хлеба достать догада...ся (Посл.). Когда постранству... ворот...ся домой и дым отечества нам сладок и приятен (Гриб.).

Проверка: Ветер гонит (2 спр), дым вращает (1 спр) воздух, листья валит (2 спр) ворохом. И верх земли взрывает (1) порохом (Забол.). Колеблется (1 спр) воздух, прозрачен и чист, в сияющих звездах колеблется (1 спр) лист (Забол.). И свистит, и бормочет (1спр) весна (Забол.). Казах к домбре своей приник и ясно слышит (искл. 2спр.): из нее без всякого касанья рук напев таинствеенный возник (Таж.).

Я видел небо... Ты не увидишь его так близко (М. Г.). Слезами горю не поможешь (Посл.). В бездонную бочку воды не наносишься (Поел.). Что посеешь, то и пожнешь. (Посл.). О чем же ты плачешь, княгиня? (Тарк.). И ты думаешь, что мы доедем? (Т.). Проголодаешься, так хлеба достать догадаешься (Посл.). 10) Когда постранствуешь, воротишься домой, и дым отечества нам сладок и приятен (Гриб.).

7. Гласные в безударных суффиксах глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)

-ова- -ева-, если в 1-м л. ед.ч. наст. или буд. вр. -ую (-юю)

-ыва-(-ива-), если в 1-м л. ед.ч. наст. или буд. вр. -ываю (-иваю)

(я) беседую (1 л. ед.ч. н.в.) - беседовать - беседовал;
(я) потчую (1 л. ед.ч. н.в.) - потчевать - потчевал;
(я) воюю (1 л. ед.ч. н.в.) - воевать - воевал;

я настаиваю (1 л. ед.ч. н.в.) - настаивать - настаивал:
я разглядываю (1 л. ед.ч. н.в.) - разглядывать - разглядывал;
я опаздываю (1 л. ед.ч. н.в.) - опаздывать - опаздывал.

5. Тест «Глагол»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

C

D

D

C

C

C

C

D

A

D


6. Рефлексия. Итог урока.

1. Что вы ожидали от урока и что получилось?

2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?

3. Была ли польза от такого рода работы?

Вывод: Глагол – очень важная часть речи, по частоте употребления занимающая второе место после существительного.

Глагол обозначает действие и поэтому обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека в трудовой, социальной, экономической, научной, общественной деятельности, различные явления природы.

Кроме содержательной насыщенности, глагол обладает высокой эстетической ценностью. Выразительность языка достигается подбором как различных глаголов, так и однокоренных (досказать – высказать – пересказать).

Сила русского глагола в способности не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени. Оно может длиться долго, может произойти в один момент, может обозначать начало, а может и конец действия.

Просмотр видео

Слово учителя: Л. Н. Толстой говорил, что «Люди как реки»: у каждого свое русло, свой исток. Исток этот – родной дом, семья, ее традиции, уклад. Исток этот – детство. Любовь, вера и возвышенность души, которыми обладает человек на заре жизни и которые он должен сохранить и пронести до конца жизни. А как этого достичь? Используя семь чудес света, которые подарила нам жизнь: видеть, слышать, осязать, пробовать, чувствовать, смеяться, любить – все, что давно воспринимается нами как должное, а ведь это и есть чудеса Света.


12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!