СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи. Деловое письмо.

Тема: «Объявление" по адаптированной программе для учашихся с умственной  отсталостью(нарушение интеллекта)

Тема по деловому письму выбрана не случайно. Она является одной из самых сложных для детей с нарушением интеллекта, т.к. возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка»

Русский язык

Урок развития речи. Деловое письмо.

Тема: «Объявление»

по программе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

  • Цель урока: учить писать объявления (о предстоящих внеклассных и общешкольных мероприятиях), читать объявления о выборе профессии;

Задачи:

Образовательные:

1.познакомить с композиционными и языковыми особенностями различных видов объявлений;

2.научить отличать объявления от других видов деловых бумаг;

3.тренироваться в составлении и записи различных объявлений;

Коррекционно-развивающие:

1.коррекция слухового восприятия на основе упражнений на внимание;

2.коррекция динамичности восприятия на основе упражнений в узнавании и различии;

3.коррекция связной речи и фонематического слуха;

Воспитательные:

1.воспитание мотивации к учению.

2.гуманистическое воспитание через любовь и сострадание к животным;

Оборудование:

1.АРМ учителя; проектор, объявления, презентация, видео (фрагмент м/ф «Крокодил Гена»), аудио (песня В.Шаинского «Пропала собака»), А.М.Шехирева тетрадь по деловому письму для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Словарь: объявление.

План урока:

1.Орг. момент

2.Актуализация опорных знаний и умений.

3.Изучение нового материала.

4.Закрепление.

5.Итог.



Ход урока:

1.Орг. момент.

-Здравствуйте, ребята!

-У нас сегодня не совсем обычный урок. Я думаю, что посмотрев на пособие , которое лежит на Ваших столах, вы догадались о чем пойдет речь.

-Итак, сегодня у нас урок делового письма.

_

Сегодня у нас тоже интересная тема.

-Сейчас я включу песню, а вы прослушайте и попробуйте угадать тему нашего урока.

(звучит фрагмент из песни В.Шаинского «Пропала собака»).

-Вы догадались, какая тема нашего урока.

- А сейчас проверим, верно ли вы догадались.

(коррекционное задание на развитие зрительного гнозиса)

Посмотри на доску, название темы у меня зашифровано. Если вы правильно соотнесете геометрические фигуры, то узнаете название нашей темы.



-Верно, это тема нашего урока. Какие геометрические фигуры изображены? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Какие? Сколько?

2.Актуализация опорных знаний и умений.

-А как вы догадались, что речь идет об объявлении?

-Докажите.

-А где мы встречаемся с объявлениями? (мы их видим, слышим, читаем).

Они повсюду, они вокруг нас. Мы уже не представляем свою жизнь без объявлений.

-Ребята, а как же раньше людям сообщалась необходимая информация, когда ничего не было?

-Давайте посмотрим (ТСО м\ф «Двенадцать месяцев»).(фрагмент , где глашатые читают указ)

-Это были глашатые. У нас в Москве тоже есть такое место. С него раньше читали указы. Где оно находится и как называется? (Лобное место на Красной площади).

-А кто может писать объявления? (люди, организация).

-Скажите. А нравится ли вам, когда объявлениями обклеено все вокруг? Где нужно расклеивать объявления? (на стенде, доске объявлений).

-И у нас в классе есть такая доска. Внимательно посмотрите. Возьмите ручку и листок и запишите номера тех документов, которые, по вашему мнению, объявлениями не являются.

-Почему вы так решили?

3.Изучение нового материала.

Работа в тетрадях:

-Открываем тетради, записываем число и тему урока. Словарь (объявление – звукобуквенный анализ)

Значит объявление – это краткое извещение о чем-либо. А раз это вид деловой бумаги, то оно пишется по определенному плану (НА ДОСКЕ ОБРАЗЕЦ ОБЪЯВЛЕНИЯ).

Вместе составляем план.



ПЛАН:

1.Заголовок.

2.Содержание объявления (мероприятие – время, место, дата)

3.Дополнительные сведения.

4.Адрес или телефон.



-Открываем папки по деловому письму и записываем тему и план.

-Теперь, мы с вами знаем, что должно быть в объявлении. Давайте еще раз вернемся к нашей доске объявлений.

-Мы с вами решили, что здесь остались только объявления. Выберите номера тех объявлений. Которые, по вашему мнению, написаны не совсем верно или в них чего-то не хватает.

-Ребята, а как вы думаете, что нужно, чтобы на ваше объявление обратили внимание, (оно должно быть ярким интересным, читаемым).

-Какие слова чаще всего встречаются в объявлениях?

-Теперь давайте представим, что мы работаем в издательстве журнала про животных. Здесь печатают различные объявления про животных.

-А какие еще журналы вы знаете?

-В интернете, сейчас много различных сайтов про животных, давайте посмотрим.

Сейчас мы с вами поработаем редакторами журнала и составим объявление о животном.

-Но сначала подготовим руку к письму.



4.Физ. минутка.

Устно мы проговорили,

Объявленье, как писать.

А, теперь нам очень нужно.

Наши пальчики размять.

Кто-то, что-то покупает.

Кто-то, что-то продает.

Кто-то с песней выступает,

Кто-то на концерт зовет.

Много разных объявлений существует на земле.

И одно из них составить предстоит тебе и мне.

Объявления писать мы научимся на «5».



Открываем доску и вместе составляем и записываем объявление. (папка по деловому письму)

Объявление.

28 ноября в районе метро Царицино пропала собака.

Порода: мостино. Отзывается на кличку Рэм. Окрас рыжий.

Особые приметы: красный ошейник с цепочкой.

Помогите вернуть друга.

Павлик.

Т: 987-56-43



5.Закрепление изученного:

-Мы с вами вместе составили и записали объявления. А теперь вы сами составите объявления.

1.Первое объявления принесла старенькая бабушка. Она потеряла очки и сделала много ошибок. Давайте поможем ей исправить ошибки.

Подарю, черного, с хвостом, пушистым красивого, длинными котенка, усами, зелеными глазами.

.мисочку, Дам, корм,и.

Петровна, Марфа

-т. 87-345-45

2.Для второго объявления, сотрудники приюта принесли нам фотографии животных, у них нет хозяев. Все они попали к ним в приют по разным причинам.

Помогите им, от Вас зависит судьба этих животных!!!

(включите описание животного, чтобы человек, читающий ваше объявление, захотел иметь его дома).

Ребята составляют и записывают объявления.

-Потом зачитываются некоторые из них.



6.Итог урока:

-Давайте проверим ваши знания по этой теме. Один молодой и очень красивый джентльмен написал объявление. Давайте проверим, верно ли оно написано.

(ТСО м/ф «Крокодил Гена»).(фрагмент, где Гена пишет объявление)



7.Задание на дом;

Сделать все задания по теме «Объявления». (см. рабочую тетрадь А.М.Шехирева «Деловое письмо» стр.18-31).







Самоанализ урока.



Тема по деловому письму выбрана не случайно. Она является одной из самых сложных для детей с нарушением интеллекта, т.к. возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены.

А ведь знания и умения, полученные учащимися при работе с деловыми бумагами очень важны для интеграции и социализации детей в обществе.

В основе урока лежит принцип коррекционно-развивающего обучения, (т.е. обучения, направленного на исправление дефекта с одновременным развитием механизма компенсации).

Поэтому в урок включено достаточно коррекционных заданий, направленных на практическую подготовку детей, способствующих социальной адаптации и повышению уровня общего развития учащихся.

Тема урока соответствует тематическому плану.

Дидактическая задача определяет тип урока (урок изучения нового материала).

Коррекционные задания несут развивающую функцию.

1 «Сложите из букв кличку» - развитие аналитико-синтетической деятельности.

2. «Соотнеси заголовок» - коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на внимание.

В достаточной мере осуществляется смена видов деятельности, реализация охранительного режима обучения.

Наглядность стимулирует интеллектуальный компонент (ТСО коррекция слухового и зрительного гнозиса).

Соблюдается практическая и коррекционная направленность урока. Отбор материала, необходимого для практической жизни, т.е. для социальной адаптации и реабилитации выпускников в обществе.

Практическая работа осуществляется с учетом индивидуального и дифференцированного подхода.







Приложение 1.

Разноуровневые задания. (для учащихся II и III уровней).



1.Объявление.



Отдам в хорошие .





Маленькую, пушистую







Цвета, с ушками и глазками. Она



добрая и ласковая.



Очень любит и косточки. Надежный и верный помощник.



Лариса т. 456-90-09