СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка, 2 класс "Разделительный мягкий знак"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по УМК "Планета знаний". 

Тема урока: Разделительный мягкий знак.  Написание разделительного мягкого знака в словах французского происхождения.

Цель: создание условий для повторения написания слов с разделительным мягким знаком и его употребления.

Просмотр содержимого документа
«Разделительный ь»

Открытый урок русского языка

Класс: 2Б

Учебно-методический комплект: «Планета знаний»

Учитель: Петрова Елена Павловна


Тема урока: Разделительный мягкий знак. Написание разделительного мягкого знака в словах французского происхождения.

Цель: создание условий для повторения написания слов с разделительным мягким знаком и его употребления.


Задачи:

Образовательная: формировать учебно-познавательные компетенции через повторение уоптребления разделительного мягкого знака перед гласными е, ё, и, ю, я;

совершенствовать знания о мягком знаке.

Развивающая: развивать психические процессы, социально-трудовые, коммуникативные компетентности.

Воспитательная: воспитывать компетенции личностного самосовершенствования.


Тип урока: повторение.


Технологии: элементы игровой технологии, здоровьесберегающие технологии, элементы технологии развития критического мышления.


Оборудование: компьютер;

Карточки с дифференцированными заданиями


Принципы обучения: наглядности; воспитывающего обучения; доступности; прочности; сознательности; систематичности и последовательности; учет возрастных особенностей.

Формы обучения: коллективная (фронтальная); индивидуальная.


Методы: наглядный; словесный; практический.


Приёмы обучения: построение языковых структур (транскрипция слов); наблюдение над языковыми явлениями (сравнение, выявление).

Ход урока


Этап урока

Содержание

Задачи этапа.

Вид компетенции

  1. Эмоциональное вхождение в урок








- Ребята, как прошла перемена? Как ваше настроение? Какие чувства вы испытываете на начало урока?

- Сегодня у нас гости. Скажите, а как встречают гостей? Чем их угощают?

- Вот и мы с вами сегодня «угостим» наших гостей, только «угощение» у нас не совсем обычное – это наши с вами знания.

- А в конце урока мы спросим у гостей, понравилось ли им наше угощение.


- Теперь откройте свои тетради, запишите в них дату, когда мы принимаем гостей, и укажите вид работы - классная работа.

Создание положительной мотивации на урок через психо-эмоциональный настрой.

Учебно-познавательная компетенция.


  1. Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи.

На доске записаны буквы: е, ё, ю, и, я, о

- Что вы можете про них сказать? (Это буквы гласных звуков).

- Какая буква «лишняя» и почему? (Лишняя» - о, потому что она показатель твёрдости предшествующего согласного, а все остальные – показатели мягкости.) /«о» подчеркнуть


- Что ещё можно сказать про буквы е, ё, ю, и, я? (могут указывать на мягкость предшеств. согл.; иметь 2 звука, если стоят в начале слова, после гласной и после «ь»)

- Т. е., перед этими гласными пишется разделительный мягкий знак.

- Назовите правило написания разделительного мягкого знака (рассказывает ребенок)

- Какова тогда тема сегодняшнего урока?

Какую цель урока ставим перед собой? (повторить, будем писать и тренироваться)

Формулирование темы и цели урока через элементы технологии проблемного обучения.

Коммуникативная компетенция.


  1. Минутка чистописания.

- Выполним задание по чистописанию. Для этого запишем соединения мягкого знака и букв е, ё, ю, я, и, о.

На доске заранее записаны соединения: ье, ьё, ья, ьи, ьо

Ученики замечают, что не может быть соединения ьо, т.к. разделительный «ь» не пишется перед буквой «о»

- Ребята, а ведь перед гласной «о» тоже может писаться раздел. «ь», только в словах иноязычного происхождения. Сегодня на уроке мы об этом узнаем.

Развитие каллиграфических навыков, процесса анализа.

Социально-трудовая компетенция.



  1. Повторение пройденного

-Сейчас мы будем тренироваться в написании слов с разделительным мягким знаком.

На доске записаны два столбика слов:

дерево – улей –

друг – ручей –

соловей – ветер –

- К какой части речи относятся эти слова? (им.сущ в ед. числе)

- Запишите данные существительные и образуйте от них пару - сущ. во мн. числе (с раздел. «ь»)


- Подчеркните буквы, перед которыми пишется раздел «ь»

Вывод: разделительный «ь» пишется перед буквами е, ё, ю, я, и.

- Что интересного заметили в слова друг-друзья? (чередование г//з)

Развитие умения рефлескировать

Учебно-познавательная компетенция, компетенции личностного самосовершенствования

  1. Словарная работа

Уч.: стр58, упр№14

- Какое слово, из представленных, является лишним? (ветер – ветры, в них нет раздел «ь»)

- Выпишите это слово. Обозначьте орфограммы. Это слово словарное.

- Что такое ветер?

- Составьте предложение со словом ветер.

- Прочитайте отрывок из стихотворения. Что значит «ветер полетел»?

- Найдите в тексте слова с раздел. «ь»

Обогащение словарного запаса, развитие речи через знакомство с новым словом и уточнение понятия «ветер полетел»






Физ-мин «Ветер»

Здоровье-сберегающая компетенция

  1. Отработка

написания слов с разделительным мягким знаком.

- Мы продолжаем тренироваться в написании слов с раздел. «ь»

- Запишите в тетрадь буквенную запись только слов с раздел. «ь». Укажите над каждым словом кол-во букв и звуков. (дети по одному записывают их на доске)

Вывод: «ь» звука не имеет, но в словах появляется звук «й», поэтому кол-во букв и звуков одинаковое.

Развитие умения соотносить количество звуков и букв

Компетенция личностного самосовершенстования.

VII. Самостоятельная

работа




КАРТОЧКА № 1

- Выберите задание на карточке и выполните его.

1-ый уровень

Вставь пропущенные буквы и подчеркни слова с разделительным мягким знаком.

Кон…ки, в..юга, мал…чик, л…ёт, вороб...и, варен…е, пал...чик, укол...чик.

2-ой уровень

Вставь пропущенные буквы. Выделить часть слова, в которой находится раздел «ь»

В..юга, сем..я, Евген..евна, Арсен..евна, солов..и, обез..яна, комп..ютер, в..юн.

3-ий уровень

Образовать от имен отчества, фамилии женщин, употребив раздел. «ь»

Афанасий, Аркадий, Илья, Валерий.

- Ваши карточки я посмотрю, когда буду проверять тетради.

Элементы дифференцированного обучения

Учебно-познавательная компетенция


Физ-мин

Здоровье-сберегающая компетенция

VIII. Написание

Разделительного

мягкого знака в словах

французского

происхождения


- Ребята, выполняя минутку чистописания, вы не записали соединение «ь» с буквой «о»

Почему? (в русском языке нет слов, в которых раздел. «ь» пишется перед «о»


- Но такие слова есть, только они пришли к нам из других языков. Это иноязычные или заимствованные слова

- Эти слова пришли к нам из французского языка. В них сохраняются нормы русского произношения, т.е. при произношении мы слышим звук Й перед буквой «о», потому что перед ней стоит раздел «ь».

- С этими словами подробно мы будем работать завтра.

Через нестандартную ситуацию уточнение написания слов с разделительным мягким знаком перед «о»

IX. Подведение итога

Оценивание




- Давайте вспомним тему урока. Какие цели мы ставили перед собой?


- Подведем итог урока с помощью игры «Корзина идей». В неё мы сложим все, что узнали, повторили о разделительном «ь».

- А в жизни эти знания нам помогут? Как?


- А теперь давайте спросим наших гостей, понравились ли им наши угощения?

Развитие критического мышления

X Дом задание

с. 26 упр 4, 5

В толковом словаре учебника посмотреть толкование слов ЛОСЬОН, МЕДАЛЬОН.















Приложение

1-ый уровень

Вставь пропущенные буквы и подчеркни слова с разделительным мягким знаком.

Кон…ки, в...юга, мал…чик, л…ёт, вороб...и,


варен…е, пал...чик, укол...чик.


2-ой уровень

Вставь пропущенные буквы. Выделить часть слова, в которой находится раздел «ь»


В...юга, сем…я, Евген...евна, Арсен…евна,


солов…и, обез…яна, комп...ютер, в…юн.

3-ий уровень

Образовать от имен отчества, фамилии женщин, употребив раздел. «ь». Подчеркнуть буквы, перед которыми он пишется.

Пример: Афанасий – Афанасьевна, Афанасьева.

Аркадий, Илья, Валерий

__________________________________________________


___________________________________________________________


___________________________________________________________

__________________________________________________


____________________________________________________________

__________________________________________________


3-ий уровень

Образовать от имен отчества, фамилии женщин, употребив раздел. «ь». Подчеркнуть буквы, перед которыми он пишется.

Пример: Афанасий – Афанасьевна, Афанасьева.

Аркадий, Илья, Валерий

__________________________________________________


___________________________________________________________


___________________________________________________________

__________________________________________________


____________________________________________________________

__________________________________________________

1-ый уровень

Вставь пропущенные буквы и подчеркни слова с разделительным мягким знаком.

Кон…ки, в...юга, мал…чик, л…ёт, вороб...и,


варен…е, пал...чик, укол...чик.


2-ой уровень

Вставь пропущенные буквы. Выделить часть слова, в которой находится раздел «ь»


В...юга, сем…я, Евген...евна, Арсен…евна,


солов…и, обез…яна, комп...ютер, в…юн.

1-ый уровень

Вставь пропущенные буквы и подчеркни слова с разделительным мягким знаком.

Кон…ки, в...юга, мал…чик, л…ёт, вороб...и,


варен…е, пал...чик, укол...чик.


2-ой уровень

Вставь пропущенные буквы. Выделить часть слова, в которой находится раздел «ь»


В...юга, сем…я, Евген...евна, Арсен…евна,


солов…и, обез…яна, комп...ютер, в…юн.