Тема: Закрепление знаний о глаголах
Цель: обобщить полученные знания о глаголах , формировать умение выделять в речи глаголы, опираясь на вопросы и приметы, развивать орфографическую зоркость, правильно употреблять их в речи, воспитывать интерес к предмету, культуру учебного труда.
Формирование УУД:
Личностные: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, формирование понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности, формирование способности к самооценке.
Регулятивные: формирование умения определять и формулировать цель деятельности на уроке, ученик учится принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
Познавательные: уметь ориентироваться в учебном материале, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: ученик учится строить речевое высказывание, вопрос в устной форме, учится учитывать разные мнения, учится договариваться с одноклассниками.
Здоровьесберегающий аспект: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: осанки, зрения. Индивидуальный подход к учащимся. Рациональная смена (частота чередования) различных видов деятельности.
Ход урока
I.Организационный момент. Психологический настрой.
Учитель: Сегодня у нас гости. Давайте скажем им: «Здравствуйте!» Это значит, мы пожелали им здоровья, успехов, добра, хорошего настроения и мы рады видеть их на нашем уроке.
Сам себе я помогу и здоровье сберегу:
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
Итак, мы начинаем урок русского языка.
Открываем тетради , записываем число. Классная работа.
II. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА.
1) -Послушайте внимательно стихотворение. О какой части речи идет речь в нем?
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в полях растет.
- О какой части речи идет речь? ( о глаголе).
Какую же цель мы поставим перед собой? Мы работаем по этой теме уже не первый урок
-Закрепить и обобщить полученные знания о глаголе.
-Что называется глаголом? Для чего нужны глаголы?
-Без глаголов наша речь непонятна и бедна, а глаголы делают ее ясной и понятной.
Давайте вспомним, что же мы знаем о глаголах?
– выделять глагол среди других частей речи;
– определять время глагола;
– определять число глагола;
– изменять глаголы прошедшего времени по родам;
– ставить глагол в неопределенную форму;
– писать не с глаголами.
III. Минутка чистописания. (Слайд №14)
Ели зефир вышли из метро
Купил пальто ехали по шоссе
Непроверяемый безударный гласный в несклоняемом существительном в В,П. (А)
Непроверяемый безударный гласный в несклоняемом существительном в Д.П. (О)
Обозначает парный глухой твёрдый согласный звук в несклоняемом существительном в Р.П. (Т).
Найдите закономерность и запишите:
оааатт оааттт (оатттт)
А сейчас выполним пальчиковую гимнастику и разогреем ручки.
«Утюжок»-катаем карандаш по столу, одной рукой, другой рукой. Карандаш я покачу, вправо, влево, как хочу.
«Добывание огня». Возьмите карандаш в руки и покатайте его.
«Лесенка» Возьмите карандаш пальчиками и пробежитесь по нему.
«Вертолётик», в одной руке карандаш, в другой руке. Отправляется в полёт , наш красавец самолёт. Слайд
Взяли ручку и записали ячейки букв.
А сейчас запишем предложение под диктовку.
Весенний лес наполняется звонкими голосами.
VI. Словарная работа.
Запишите слова , обозначьте ударение. Выделите опасное место. Слайд
Первый день недели – понедельник
Из него готовят пюре – картофель
На ней спят – подушка
Из неё делают муку – пшеница
Им рисуют – карандаш
Он ведёт урок - учитель
Проверяем. Оцените свою работу. Встаньте те кто не допустил ошибок, одну , две. Т.д.
А сейчас познакомимся с новыми словарными словами, откройте тетради на печатной основе №98, стр 88 . Прочитайте слова. Запишите их в тетрадь . выделите опасное место. Проверяем.
V. Актуализация опорных знаний.
Тест. А сейчас поработаем с тестом.
1.Что обозначает глагол? | Балл |
а) признак предмета | б) действие предмета | в) предмет |
2. На какие вопросы отвечают глаголы? | |
а) Кто? Что? | б) Какой? Какая? Какое? | в)Что делать? Что сделать? Что будет делать? |
3. Как пишется частица не с глаголами? | |
а) раздельно | б) слитно | в) раздельно, но имеются глаголы- исключения |
4. Как изменяются глаголы? | |
а) по числам, временам, падежам | б) по числам, временам, лицам, а в прошедшем времени по родам в единственном числе | в) по числам, временам , родам |
5.Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы: | |
а) что делает? Что делают? | б) что делать, что сделать? | в) что сделает? что сделают? |
6. Глаголы прошедшего времени имеют суффиксы | |
а) ть | б) чь | в) л |
Подведём итог. Проверим наш тест.
б в в б б в Оцените себя и занесите свои баллы в тетрадь.
1 задание, хочу узнать как вы умеете выделять глаголы среди других частей речи и умеете определять время глагола. К доске пойдёт Вика , записываем коротко :наст, прош, будущ время глагола.
Зима пришла. Белка вешает грибы. Дети нарисуют рыбку. Подул холодный ветер. Девочки читают. Зазвенит колокольчик.
А сейчас запишите свои примеры глаголов по одному. Оцените себя.
2 задание. Определите число глагола, ели я назову единственное число вы молчите, если множественное –хлопок.
Летает, бегали. Моет. Прыгает. Кувыркается. Спят. Моют, Моет, жуёт. Цветёт, Цветут.
3 задание Работа с пословицами в парах:
Кто (не) работает, | (не) дружит. |
С ложью правда | и рыбку из пруда. |
Без труда (не) вытащишь | тот (не) ест. |
Расстояние дружбе | а для друга жизни (не) жалей. |
Врагу (не) кланяйся, | в..да (не)течёт. |
Под лежачий камень | (не) мешает. |
Другие дети работают на тренажёре
Проводится муз физминутка.
3 задание. Работа в группе.
1 карточка.
Вставьте пропущенные глаголы, определите число, лицо, время глагола
Белка шишки ……………………….
С них орешки ……………………...
Ловко ………………….. грибы
На березки и дубы.
Измените время глаголов и запишите их в форме прошедшего, будущего времени.
2 карточка
1. Напишите противоположные по смыслу глаголы.
Говорить - ____________________________
смеяться - _____________________________
Падать - ______________________________
ненавидеть - ___________________________
Радоваться - ___________________________
болтать - ______________________________
Что общего в этих глаголах?
карточка.
Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.
П__ля __пустели. Цв__ты исчезли. Ж__лтая тр__ва клонится к з__мле, как будто просит снега. Одна только оз__мь поднимается ровным з__лёным к__вром. К__решки хлеба сохр__нятся невр__димыми. В__сной они выгл__нут на свет з__лёными ст__бельками.
Подчеркните глаголы. Укажите время и число глаголов.
4 КАРТОЧКА
Какое слово в каждой группе является лишним.
1) говорил, пишите, вязала, висело;
2) воркует, борется, сотрет, хохочет;
3) буду шить, срисует, обласкает, занёс
Укажите предложения, в которых глагол употребляется в форме прошедшего времени.
1) По реке плывет баржа.
2) В лесу ребята свернули с тропинки.
3) Летом Наташа будет отдыхать в деревне.
4) Весна наступила.
5) Мы идем по лесу.
карточка
1. Допиши пословицы. Для этого к выделенным глаголам подбери противоположные по значению.
1. Думай, где надо сказать, а где про___________________________________
2. По одёжке встречают, по уму про___________________________________
3. Когда голова работает, язык от_______________________________________
4. Добро помни, а зло за_______________________________________________
5. Ласточка день начинает, а соловей за__________________________________
Подумай и запиши в скобках тему каждой пословицы: прощение; народная примета; что в человеке важнее; вред поспешности; польза раздумья; культура поведения.
Запомните, ребята, глаголы не только дают нам возможность "жить, думать, чувствовать, свершать открытия”, но и определять нравственный облик человека.
V. Итог урока. О какой части речи мы сегодня говорили?
Что такое глагол?
ГЛАГОЛ занимает 2 место после существительного, это самая живая часть речи. Она показывает само действие, движение времени в нашей жизни. Мы изучаем глагол, чтобы быть грамотными, образованными людьми, чтобы наша речь была богатой.
Мир вокруг нас окружён живой тайной – тайной красоты, тайной разумности, тайной величия. И ГЛАГОЛ помогает нам приблизиться к этой тайне. Мы понимаем, что радуга может расцвести, дождь – шептаться с листвой, осень – плакать, ветер – завывать.
ГЛАГОЛ помогает нам передать и почувствовать речь, движение, цвет, звучание, чувства человека, трудовые процессы. С помощью глагола наш язык стал богатым, образным, активным.
Слайд. Ребята в начале урока каждый из вас поставил для себя цель. Вспомните её и подумайте достигли ли вы её. Выберите из фраз у и продолжите её
Я вспомнил (а)……………..
Я повторил(а)……………..
Я закрепил(а) умение………
Знания и умения мне…………