СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка для 5 класса "Как образуются слова?"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения новой темы по разделу "Словобразование". На этом уроке учащиеся знакомятся с терминами: слообразовательное гнездо, производящая основа, производные слова. Научатся различать однокоренные слова от формы слова; научатся составлять словесное дерево. Учащиеся на уроке работаю в группе и в паре.

Просмотр содержимого документа
«откр урок в 5а кл по словообр»

Урок русского языка в 5 классе.

Учитель: Монгуш Диана Онер-ооловна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МБОУ СОШ №3 г.Чадана

Тема: Как появляются новые слова?

Тип урока: изучение новой темы.

Педагогические задачи: создать условия для повторения темы «Морфемы»: окончание, основа, корень, суффикс, приставка; знать понятия «словообразовательное гнездо», «словообразовательная цепочка», «производящая основа», «производные слова»; употребить в речи формулировку «образовано от основы ________ с помощью __________ . Значит, слово образовано __________ способом». Уметь составить опорную схему (таблицу) по теме; определять каким способом образовано то или иное слово.

Планируемы результаты

Предметные: повторение изученных морфем; научатся определять понятия «словообразовательное гнездо», «словообразовательная цепочка», «производящая основа», «производные слова»; употреблять в речи формулировку «образовано от основы ________ с помощью __________ . Значит, слово образовано __________ способом». Научатся составлять опорную схему (таблицу) по теме; определять каким способом образовано то или иное слово.

Читать выразительно, соблюдая правило орфоэпии.

Метапредметные:

познавательные: уметь выполнять словообразовательный разбор и определять способы образования слова; находить производящую основу и производные слова; строить словообразующую цепочку слов;

регулятивные: стремятся организовать свою работу в сотрудничестве с учителем по составлению плана урока (определение темы и цели урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий; распределяют роли при работе в группах; подведение итога урока;

коммуникативные: давать полные ответы; при групповой и парной работе прислушиваться к чужому мнению.

Личностные:

выражают собственные чувства в ходе размышлений и анализа работы; осознают смысл определения учебных задач; проявляют познавательный интерес к теме урока; осмысливают мотивы учебной деятельности.

Оборудование урока: учебники русского языка для 5 класса под редакцией Е. А. Быстровой, карточки для парной и групповой работы, словообразовательные словари, ПК для показа слайдов.



Организационная структура урока


Этап урока


Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

Формируемые способы деятельности

I. Постановка учебной задачи

Знакомит с задачей урока.

--Прозвенел звонок для нас. Здравствуйте, ребята!

Тихо сели, спинки прямо. Начинается урок.


Готовность к уроку (учебники, тетради, ручки). Приветствуют учителя.

Владеют навыками организации рабочего места.

II. Актуализация опорных знаний

-- Внимательно прочитайте тему нашего урока. Ведь вы знаете: заголовок – это не просто слова. Недаром тема урока у нас сформулирована в виде вопроса, т.к. в течение всего урока мы будем отвечать на этот вопрос.

-- Как вы думаете, о чем мы на этом уроке будем говорить? Что вы должны узнать из этого урока?

Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капель. Вещества из атомов, атомы – из более мелких частиц. А слова сделаны из своего «строительного материала». Чтобы узнать «строительный материал» слова,

давайте вспомним, что такое морфема?

Какие морфемы вы знаете? Посмотрите на этот рисунок (слайд 1), а теперь нарисуйте морфемы. Вы бы как их нарисовали. Почему?

Отвечают на вопросы учителя, рисуют на тему «Морфемы».

Постановка себе цели и задачи на уроке. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Развиваются творческое воображение и критическое мышление.











III. Сообщение темы и цели урока

-- Сначала про себя прочитайте это стихотворение (слайд 2), (Приложение 1). Выразительно читаем. Найдите и выпишите из стихотворения однокоренные слова, подчеркиваем корень в словах (зареченское, речник, речной, речонка, речушка, река).


Думают и отвечают на вопросы. Выразительное чтение стихотворения. Выполняют задания по тексту стихотворения.

Принимают учебную задачу. Развиваются орфоэпические и орфографические навыки.

IV. Изучение новой темы


1. Работа над стихотворением.



2. Работа над терминами.



3. Способы образования слова.




--Подумайте и скажите, ребята, из этих слов какое слово первым появилось? (река) А потом какое слово? Значит, слово река – это производящая новые слова основа, а новые слова – это производные слова.

Правильно, а теперь построим словообразовательную цепочку с этим словом:

Река-речушка-речонка-речной-речник-заречный-зареченский.

Пишем на тетрадь термины нашего урока «словообразовательная цепочка», «словообразовательное гнездо», «производящая основа», «производные слова».

Определите, при помощи чего образованы производные слова от производящей основы.

Ребята, вы должны уметь отличать однокоренные слова от формы слова, поэтому сначала коллективно выполняем упражнение 198 из учебника.

Думают и отвечают на вопросы. Выполняют задания по тексту стихотворения.



Строят словообразовательную цепочку. Работа над новыми терминами.




Определение способа образования слов. Дают ответы, пользуясь шаблоном: «образовано от основы ________ с помощью __________ . Значит, слово образовано __________ способом».


Различение терминов «словообразовательная цепочка», «словообразовательное гнездо», «производящая основа», «производные слова».


Выполнение упражнения.








Принимают учебную задачу. Развиваются познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия



Физкультминутка


Мы писали и устали,

Все мы тихо дружно встали,

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнём

И опять писать начнём.


Выполнение физкультминутки


Физическая и психологическая разминка.

V. Закрепление материала.


1. Групповая работа по карточке. Взаимопроверка работы по словообразовательным словарям (1-ая группа проверяет работу 2-ой группы, 2-ая – 3-ей, 3-я – 1-ой).


2. Парная работа по карточкам

-- Продолжим нашу работу, предлагаю работать в группе, чтобы сообща заполнить таблицу на карточке примерами (Приложение 2). Для проверки пользуйтесь словообразовательными словарями.


От данных слов образуйте новые слова. Оформите в виде словесного дерева, как показано в учебнике на стр. 96. (Приложение 3). А теперь составим небольшой рассказ, используя образованные вами однокоренные слова словесного дерева.



Работают над карточкой для групповой работы и словарями.





Выполняют задания карточки для парной работы, рисуют словесное дерево, образуя однокоренные слова.

Принимают учебную задачу.


Развиваются познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия

VI. Итог урока. Рефлексия.

А теперь вернемся к названию нашей темы. Сейчас в группе рисуете схему или таблицу по теме урока «Как появляются новые слова в русском языке?»

-- Подумайте и ответьте, что нового вы узнали на этом уроке? Что вам понравилось?

Чему вы научились?

-- Вы кому-то помогли на уроке и как?

Рисуют схему, таблицу или какой-то рисунок по теме.

Принимают учебную задачу. Владеют навыками самоанализа.




VII. Домашнее задание.

1.Составить сравнительную таблицу об образовании слов русского и родного языков?*

2. Упр. 205.

Запись домашней работы и уточнение задания.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

































Приложение 1.

На Зареченском селе речник ходит удалой,

И на лодочке речной возит он народ

домой.

Говорливые речонки быстро по лесу бегут.

Раз речонка, два речушка, появилася

Река.



Приложение 2.

Карточки для групповой работы.

1-ая группа. Задание: Заполните таблицу примерами.

Слово

Однокоренные слова

Формы одного и того же слова

прогулка




Вода









2-ая группа. Задание: Заполните таблицу примерами.

Слово

Однокоренные слова

Формы одного и того же слова

походка




Гора







3-я группа. Задание: Заполните таблицу примерами.

Слово

Однокоренные слова

Формы одного и того же слова

Свисток




Школа






Приложение 3. Карточки для парной работы

Карточка №1. Задание: 1) От слова Ветер

образуйте новые слова. Оформите в виде словесного дерева, как показано в учебнике на стр. 96. 2) Составьте небольшой рассказ или стихи, используя образованные вами слова.



Карточка №2. Задание: 1) От слова Снег

образуйте новые слова. Оформите в виде словесного дерева, как показано в учебнике на стр. 96. 2) Составьте небольшой рассказ или стихи, используя образованные вами слова.



Карточка №3. Задание: 1) От слова Дождь

образуйте новые слова. Оформите в виде словесного дерева, как показано в учебнике на стр. 96. 2) Составьте небольшой рассказ или стихи, используя образованные вами слова.



Карточка №4. Задание: 1) От слова Метель

образуйте новые слова. Оформите в виде словесного дерева, как показано в учебнике на стр. 96. 2) Составьте небольшой рассказ или стихи, используя образованные вами слова.



Карточка №5. Задание: 1) От слова Книга

образуйте новые слова. Оформите в виде словесного дерева, как показано в учебнике на стр. 96. 2) Составьте небольшой рассказ или стихи, используя образованные вами слова.

Карточка №6.

Задание: 1) От слова Друг

образуйте новые слова. Оформите в виде словесного дерева, как показано в учебнике на стр. 96. 2) Составьте небольшой рассказ или стихи, используя образованные вами слова.

Карточка №7.

Задание: 1) От слова Дом

образуйте новые слова. Оформите в виде словесного дерева, как показано в учебнике на стр. 96. 2) Составьте небольшой рассказ или стихи, используя образованные вами слова.



Просмотр содержимого презентации
«откр урок словообр»

морфемы П К С О

морфемы

П

К

С

О

На Зареченском селе речник ходит удалой, И на лодочке речной возит он народ домой. Говорливые речонки быстро по лесу бегут. Раз речонка, два речушка, появилася Река.

На Зареченском селе речник ходит удалой,

И на лодочке речной возит он народ

домой.

Говорливые речонки быстро по лесу бегут.

Раз речонка, два речушка, появилася

Река.

Термины (понятия)

Термины (понятия)

  • «словообразовательное гнездо», «словообразовательная цепочка»,
  • «производящая основа»,
  • «производные слова»
«Словообразовательное гнездо»

«Словообразовательное гнездо»

  • Река – речушка
  • речонка
  • речной
  • речник
  • заречный -- зареченский.
«Словообразовательная цепочка» Река– речной– речник

«Словообразовательная цепочка»

  • Река– речной– речник

  • Река – заречный -- зареченский
Способы образования слова

Способы образования слова

  • 1. Приставочный
  • 2. Суффиксальный
  • 3. Приставочно-суффиксальный
  • 4. Сложение основ
  • 5. Переход слова от одной части речи в другую
Физкультминутка

Физкультминутка

  • Мы писали и устали,
  • Все мы тихо дружно встали,
  • Сели, встали, встали, сели
  • И друг друга не задели.
  • Мы немножко отдохнём
  • И опять писать начнём.
Используя данную формулировку, отвечаем «Образовано от основы ________ с помощью __________ . Значит, слово образовано __________ способом».

Используя данную формулировку, отвечаем

  • «Образовано от основы ________ с помощью __________ . Значит, слово образовано __________ способом».

Как образуются новые слова?
  • Как образуются новые слова?