Тема: «Биография слова хлеб»
Дата проведения: 21.04.2010
Цели урока:
обучающая: учить детей творческому освоению жизненного материала, который их окружает, подвести детей к самостоятельному созданию художественного образа
развивающая: совершенствовать работу в группе, паре, на основе сотрудничества, товарищеского взаимоуважения и помощи; развивать монологическую речь учащихся; аналитическое чтение; умение работать со справочной литературой
воспитательная: воспитание положительного отношения к знаниям; воспитание бережного отношения к хлебу, доброты и чуткости через эмоциональное восприятие слова.
Тип урока: урок- исследование
Исследовательский метод
Приёмы: работа с дополнительным материалом, групповая деятельность учащихся
Форма урока: коллективно- творческая работа
Глоссарий: биография, хлеб
Оборудование: разные виды хлеба ( черный, белый, батон, круглый, пшеница, колосья), иллюстрации хлеб1, хлеба2, хлеба3, хлеба4, картина И. Шишкина « Рожь», исследовательский лист, словари: В. И Даля « Словарь живого великорусского языка», С.И. Ожегова « Толковый словарь», Л.А. Войнова « Фразеологический словарь русского языка», распечатки текстов (см. приложение).
Рабочие группы: историки, лингвисты, мудрецы.
Задачи исследовательской группы
№1 « Историки»
Проанализировать значение слова хлеб в словаре В. И. Даля, выписать лексические значения этого слова
Прочитать текст №1, №2, №3 рассказать историю появления хлеба
№2 « Лингвисты»
Проанализировать лексическое значение слова хлеб в словаре С.И. Ожегова, выписать лексические значения этого слова
Подобрать к каждому из значений слова прилагательные, глаголы.
№3 « Мудрецы»
Выписать из « Фразеологического словаря русского языка» фразеологизмы со словом хлеб
Дать объяснение следующим фразеологизмам: Водить хлеб-соль, даром хлеб есть, отбивать хлеб, хлеб насущный.