Тема урока: Неопределенная форма глагола.
Цель: познакомить детей с особенностями глаголов неопределённой формы; развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений; учить ставить вопросы Что делать? Что сделать? к глаголам в неопределённой форме; развивать речь детей, их мышление и воображение, а также творческие способности, развивать скоропись; прививать устойчивый интерес к предмету, любовь к русскому языку; воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Какую часть речи мы изчаем? (глагол)
Морфологический флеш-моб
(Дети хором повторяют правила о глаголе с хлопками в ладоши)
II. Чистописание.
Анализ написания букв В Р М (нахождение одинаковых элементов)
Е Я
-Чем отличаются звуки букв 1 строки от звуков букв 2 строки? (гласные и согласные)
-Что можно сказать о гласных звуках?
Составление слова из букв: ВРЕМЯ, запись 3 строки чистописания
Запись транскрипции слова на доске, характеристика согласных звуков
-Как связано это слово с изучаемой нами частью речи?
Изменение по временам – один из морфологических признаков глагола.
III. Актуализация знаний о глаголе
-Что мы уже знаем о глаголе?
Глаголы изменяются по временам и числам.
Задание на интерактивной доске – определить время глаголов.
Запись стихотворения в тетрадь.
Проверка (вставить нужную карточку)
- О каком времени года идёт речь в стихотворении Плещеева?
-А что вы можете сказать о весне?
Составление предложений на тему «Весна» с использованием глаголов настоящего времени. Выделение грамматической основы.
-Какой частью речи выражено сказуемое?
IV. Сообщение темы и постановка учебной задачи.
Предлагается отрывок из другого стихотворения о весне.
Уж морозу не сдержать (что сделать?)
Шумной радости ручьёв.
Стали птицы прилетать.(что делать?)
Звонче щебет воробьёв.
-Найдите глагол, прошедшего времени (стали)
-Назовите другие глаголы.
-Можно определить время у этих глаголов?
Действительно, нельзя, потому, что – это глаголы неопределённой формы.
Дети определяют тему и цели урока. Неопределённая форма глагола.
V. Изучение нового материала.
Первичное закрепление:
1.Игра «Кто самый Внимательный» (на доске)
2.Работа в парах. Дети получают карточки с заданием: записать в тетрадь только глаголы в неопределённой форме (что делать? что сделать?)
Ходить, ходит, пройти, кость, косить, кровать, нести, занести, носят, скатерть, стричь, спеть, плести, кости, везти, грусть, стеречь, умыть.
Проверка: (на доске)
- На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме?
-Они оканчиваются на - ти, - ть, -чь
- Кто попробует сделать вывод? (на доске)
Проверка вывода по учебнику, с 106.
Такие глаголы имеют 2 названия
Неопределённая форма глагола. Начальная форма глагола
VII. Закрепление изученного
Работа по упражнению №182
Проверка.
Работа в группах:
-Замените фразеологизмы глаголами неопределённой формы.
Зарубить на носу - запомнить
Клевать носом - дремать
Пропустить мимо ушей - прослушать
Вставлять палки в колёса - мешать
Делать из мухи слона - преувеличивать
Обвести вокруг пальца - обмануть
Держать язык за зубами – молчать
Повесить голову – загрустить
Заливаться соловьём - обманывать
Витать в облаках – мечтать
Проверка (на доске)
VIII Подведение итогов. Рефлексия.
Дети выбирают и записывают одну из фраз:
1 Я работал сегодня очень хорошо и у меня все получилось.
2. Я работал сегодня хорошо и у меня все получилось.
3. Я не доволен своей работой.
Д/З Правило – с 106, с. 108, № 186
или
Правило – с. 106, с. 108, № 187