СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Обобщение изученного по Лексике"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока. Обобщающий урок в конце года.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Обобщение изученного по Лексике"»

Урок русского языка в 6-м классе: "Повторение по теме "Лексика. Фразеология"

Цели урока:

  1. Закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.

  2. Формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.

  3. Учить определять лексическое значение фразеологизмов.

  4. Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.

  5. Прививать интерес к изучению русского языка.

  6. Развивать умение работать в группах.

  7. Формировать умение применять на практике полученные знания.

  8. Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь).

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Вид урока: урок-игра.

Технология: на диалоговой и игровой основе.

Оборудование:

  1. жетоны;

  2. кроссворды;

  3. карточки с фразеологическими оборотами;

  4. изображения животных (черепаха, заяц, слон, медведь);

  5. картинки, иллюстрирующие фразеологические обороты;

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Наш сегодняшний урок будет необычным. А что значит необычным? Как вы думаете, ребята? (учащиеся смотрят на доску и делают вывод о том, что урок будет проходить в виде игры)

Ребята, прочитав тему урока, поставьте на сегодняшний урок цели для себя, которые вы должны будете реализовывать в ходе урока, т.е. что я должен знать, уметь, применить.

II. Словарно-орфографическая работа.

Расскажите, что вы знаете о этих терминах, приведите примеры (лексикология, лексика, профессионализмы, диалект, жаргонизмы, фразеологический оборот, неологизмы).











III. Повторение ранее изученного. Игра «Знаете ли вы?»

  • Играют 2 команды (класс предварительно разделен); названия команд «Профессионалы» и «Лексиконики» записываются на доске (названия соответствуют теме урока).

  • Вопросы задаются двум командам сразу: кто быстрее ответит (учащиеся поднимают руки).

  • За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, а ученик, давший этот ответ, – жетон.

  • В конце игры подсчитываются баллы команд и жетоны у учащихся.

  • Все учащиеся получают оценки в журнале (чья команда набрала больше жетонов «5», у кого меньше «4»)

Задание 1

Замени буквы цифрами:

а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, е – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33.

Составить слово из цифр:

13,

6,

12,

19,

10,

12,

16,

13,

16,

4,

10,

33.

л

е

к

с

и

к

о

л

о

г

и

я

Задание 2. Что такое лексикология? (Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав.)

Задание 3. Что такое лексикон? (Словарный запас одного человека.)

Задание 4. Что такое диалект, диалектизмы? Пример (Говор.)

Задание 5. Я зачитываю слова, относящиеся к профессии художника, а вы укажите лишнее: палитра, акварель, мольберт, негатив, гуашь.

Задание 6. Назовите слова с корнем -аква- (вода). Что они обозначают?

Акваланг, аквариум, акварель, аквамарин, аквариум и т.д.

Задание 7. «Четвертый лишний». Найдите устаревшее слово.

  • кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки;

  • пальто, плащ, шуба, кафтан.

Задание 8. Замените устаревшие слова синонимами:

Очи – глаза; десница – рука; ланиты – щеки; выя – шея; чело – лоб; рамена – плечи; баталия – битва; уста – губы; глаголет – говорит; перст – палец.

Задание 9. Кто быстрее? В толковом словаре учебника найдите:

  1. одно заимствованное слово;

  2. одно устаревшее слово.

Задание 10. Определите слово по его лексическому значению:

  • Цвет фиалки и сирени. (Лиловый.)

  • Заранее намеченный путь следования. (Маршрут.)

  • Мысленно представить себе что-либо. (Вообразить.)

  • Очень большой. (Огромный, гигантский.)

  • Желтый с красноватым оттенком. (Оранжевый.)

  • Знаки для обозначения звуков. (Буквы.)

  • Слова, употребляемые жителями одной местности. (Диалект.)

  • Слова, употребляемые в профессии? (Профессионализмы)

Задание 11 . Замените исконно русскими слова заимствования:

  • презентация (представление)

  • шоу (зрелище)

  • имидж (облик)

  • прогресс (развитие)

  • космос (Вселенная)

  • менталитет (обычаи-привычки)

  • диалог (беседа)

Задание 12. «Я начну, а ты продолжи»:

  • На все руки (мастер).

  • Сесть в (колошу).

  • Бить (баклуши).

  • Держать язык (за зубами).

  • Прочитал книгу (от корки до корку).

  • Куда глаза (глядят).

  • Как ветром (сдуло).

Задание 13 . Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных. (Показываются рисунки с изображениями животных.)



  1. Волка ноги кормят.

  2. За двумя зайцами…

  3. Топает, как слон.

  4. Медведь на ухо наступил.

Задание 14 . Вопросы-шутки:

  1. Из каких фразеологизмов можно заключить, что у человека не пара ног, рук, ушей, глаз, а много?
    Со всех ног, без задних ног, на все руки, во все глаза, все уши прожужжать.

  2. В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?
    Как дважды два (знать).

  3. Может ли вопрос заболеть?
    Да, во фразеологизме «больной вопрос».

  4. Говорят: «Искать по горячим следам». А может ли след быть холодным?
    Да, во фразеологизме «И след простыл».

  5. Может ли горе быть в жидком состоянии?
    Да, во фразеологизме «Хлебнуть горя».

  6. Есть ли глаза у правды?
    Да, во фразеологизме «Смотреть правде в глаза».

  7. Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей?
    Каша.

  8. Известно, что собственный локоть укусить невозможно. А какой фразеологизм утверждает обратное? Что он обозначает?
    «Кусать локти» (сожалеть о чем-то не сделанном).

  9. Может ли правда иметь неприятный вкус?
    Да, «горькая правда».

  10. Какого цвета бывает тоска?
    Зеленого; «тоска зеленая».

Задание 15 . «На загадку дай отгадку».

  1. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши.)

  2. Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)

  3. Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)

  4. Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык.)

  5. Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)

  6. Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее просит дырявая обувь. (Каша.)

Задание 16 . Назови фразеологизм, изображенный на картинке.

Как кошка с собакой (в постоянной ссоре)

Спустя рукава (небрежно, кое-как)

Как курица лапой (небрежный почерк)

Море по колено (ничего не страшно)

Как с гуся вода (все нипочем, безразлично)

Волчий аппетит (очень сильный аппетит)

Носом к носу (близко столкнуться)

Как пить дать (наверняка)

IV. Конкурс «Лицедеи»

По 3 участника от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм. Задания на карточках:

Стоять на задних лапках.

Не находить места.

Прикусить язык.

Намылить шею.

Попасть не в бровь, а в глаз.

Зарубить на носу.

Ломать голову.

В рот воды набрал.

V. Разгадай кроссворд

  1. Устаревшее слово. Высокие кавалерийские сапоги.

  2. Латинское слово. Титул главы монархического государства, лицо, носящее этот титул.

  3. Ударный музыкальный инструмент, верх и низ которого обтянуты кожей.

  4. Диалектное слово.

  5. Яма, наполненная водой.

  6. Устаревшее слово. Подставка для лучины (для освещения крестьянской избы).

  7. Слово, заимствованное из итальянского языка. Сочетание красок, цветов в картине.

  8. Слово, заимствованное из немецкого языка. Разновидность капусты.

  9. Диалектное слово. Принятие пищи между обедом и ужином (глагол в неопределенной форме).

  10. Устаревшее слово. Форменная шляпа треугольного фасона.

  11. Устаревшее слово. Наемный служащий в торговом заведении, продавец.

  12. Диалектное слово. Конечно, разумеется.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке мы повторили…

Урок мне понравился, потому что…

Урок мне не понравился, потому что…

Вызвали затруднения следующие задания…

С лёгкостью справился с заданиями…

Дома нужно повторить…

Заключительное слово учителя:

Много слов на земле.
Есть дневные слова, –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они, –
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту..

VII. Задание на дом.

Стр.230 ответить на вопросы. Составить словарь диалектных слов.