Урок русского языка в 6-м классе: "Повторение по теме "Лексика. Фразеология"
Цели урока:
Закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.
Формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.
Учить определять лексическое значение фразеологизмов.
Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.
Прививать интерес к изучению русского языка.
Развивать умение работать в группах.
Формировать умение применять на практике полученные знания.
Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь).
Тип урока: обобщение пройденного материала.
Вид урока: урок-игра.
Технология: на диалоговой и игровой основе.
Оборудование:
жетоны;
кроссворды;
карточки с фразеологическими оборотами;
изображения животных (черепаха, заяц, слон, медведь);
картинки, иллюстрирующие фразеологические обороты;
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Наш сегодняшний урок будет необычным. А что значит необычным? Как вы думаете, ребята? (учащиеся смотрят на доску и делают вывод о том, что урок будет проходить в виде игры)
Ребята, прочитав тему урока, поставьте на сегодняшний урок цели для себя, которые вы должны будете реализовывать в ходе урока, т.е. что я должен знать, уметь, применить.
II. Словарно-орфографическая работа.
Расскажите, что вы знаете о этих терминах, приведите примеры (лексикология, лексика, профессионализмы, диалект, жаргонизмы, фразеологический оборот, неологизмы).
III. Повторение ранее изученного. Игра «Знаете ли вы?»
Играют 2 команды (класс предварительно разделен); названия команд «Профессионалы» и «Лексиконики» записываются на доске (названия соответствуют теме урока).
Вопросы задаются двум командам сразу: кто быстрее ответит (учащиеся поднимают руки).
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, а ученик, давший этот ответ, – жетон.
В конце игры подсчитываются баллы команд и жетоны у учащихся.
Все учащиеся получают оценки в журнале (чья команда набрала больше жетонов «5», у кого меньше «4»)
Задание 1
Замени буквы цифрами:
а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, е – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33.
Составить слово из цифр:
13, | 6, | 12, | 19, | 10, | 12, | 16, | 13, | 16, | 4, | 10, | 33. |
л | е | к | с | и | к | о | л | о | г | и | я |
Задание 2. Что такое лексикология? (Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав.)
Задание 3. Что такое лексикон? (Словарный запас одного человека.)
Задание 4. Что такое диалект, диалектизмы? Пример (Говор.)
Задание 5. Я зачитываю слова, относящиеся к профессии художника, а вы укажите лишнее: палитра, акварель, мольберт, негатив, гуашь.
Задание 6. Назовите слова с корнем -аква- (вода). Что они обозначают?
Акваланг, аквариум, акварель, аквамарин, аквариум и т.д.
Задание 7. «Четвертый лишний». Найдите устаревшее слово.
кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки;
пальто, плащ, шуба, кафтан.
Задание 8. Замените устаревшие слова синонимами:
Очи – глаза; десница – рука; ланиты – щеки; выя – шея; чело – лоб; рамена – плечи; баталия – битва; уста – губы; глаголет – говорит; перст – палец.
Задание 9. Кто быстрее? В толковом словаре учебника найдите:
одно заимствованное слово;
одно устаревшее слово.
Задание 10. Определите слово по его лексическому значению:
Цвет фиалки и сирени. (Лиловый.)
Заранее намеченный путь следования. (Маршрут.)
Мысленно представить себе что-либо. (Вообразить.)
Очень большой. (Огромный, гигантский.)
Желтый с красноватым оттенком. (Оранжевый.)
Знаки для обозначения звуков. (Буквы.)
Слова, употребляемые жителями одной местности. (Диалект.)
Слова, употребляемые в профессии? (Профессионализмы)
Задание 11 . Замените исконно русскими слова заимствования:
Задание 12. «Я начну, а ты продолжи»:
Задание 13 . Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных. (Показываются рисунки с изображениями животных.)




Волка ноги кормят.
За двумя зайцами…
Топает, как слон.
Медведь на ухо наступил.
Задание 14 . Вопросы-шутки:
Из каких фразеологизмов можно заключить, что у человека не пара ног, рук, ушей, глаз, а много?
Со всех ног, без задних ног, на все руки, во все глаза, все уши прожужжать.
В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?
Как дважды два (знать).
Может ли вопрос заболеть?
Да, во фразеологизме «больной вопрос».
Говорят: «Искать по горячим следам». А может ли след быть холодным?
Да, во фразеологизме «И след простыл».
Может ли горе быть в жидком состоянии?
Да, во фразеологизме «Хлебнуть горя».
Есть ли глаза у правды?
Да, во фразеологизме «Смотреть правде в глаза».
Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей?
Каша.
Известно, что собственный локоть укусить невозможно. А какой фразеологизм утверждает обратное? Что он обозначает?
«Кусать локти» (сожалеть о чем-то не сделанном).
Может ли правда иметь неприятный вкус?
Да, «горькая правда».
Какого цвета бывает тоска?
Зеленого; «тоска зеленая».
Задание 15 . «На загадку дай отгадку».
Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши.)
Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)
Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)
Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык.)
Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)
Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее просит дырявая обувь. (Каша.)
Задание 16 . Назови фразеологизм, изображенный на картинке.


Как кошка с собакой (в постоянной ссоре)


Спустя рукава (небрежно, кое-как)


Как курица лапой (небрежный почерк)


Море по колено (ничего не страшно)


Как с гуся вода (все нипочем, безразлично)


Волчий аппетит (очень сильный аппетит)


Носом к носу (близко столкнуться)


Как пить дать (наверняка)
IV. Конкурс «Лицедеи»
По 3 участника от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм. Задания на карточках:
Стоять на задних лапках. | Не находить места. |
Прикусить язык. | Намылить шею. |
Попасть не в бровь, а в глаз. | Зарубить на носу. |
Ломать голову. | В рот воды набрал. |
V. Разгадай кроссворд 
Устаревшее слово. Высокие кавалерийские сапоги.
Латинское слово. Титул главы монархического государства, лицо, носящее этот титул.
Ударный музыкальный инструмент, верх и низ которого обтянуты кожей.
Диалектное слово.
Яма, наполненная водой.
Устаревшее слово. Подставка для лучины (для освещения крестьянской избы).
Слово, заимствованное из итальянского языка. Сочетание красок, цветов в картине.
Слово, заимствованное из немецкого языка. Разновидность капусты.
Диалектное слово. Принятие пищи между обедом и ужином (глагол в неопределенной форме).
Устаревшее слово. Форменная шляпа треугольного фасона.
Устаревшее слово. Наемный служащий в торговом заведении, продавец.
Диалектное слово. Конечно, разумеется.
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке мы повторили…
Урок мне понравился, потому что…
Урок мне не понравился, потому что…
Вызвали затруднения следующие задания…
С лёгкостью справился с заданиями…
Дома нужно повторить…
Заключительное слово учителя:
Много слов на земле.
Есть дневные слова, –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они, –
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту..
VII. Задание на дом.
Стр.230 ответить на вопросы. Составить словарь диалектных слов.