Русский язык. 2 класс.
Тема урока: Cлог. Перенос слов.
Цель урока: закреплять умение делить слова на слоги, совершенствовать навык переноса слов; развивать мышление, внимание, связную речь учащихся; расширять знания о профессии моряка, воспитывать уважение к труду.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация по теме урока, запись песни «По дороге с облаками», карточки для индивидуальной работы, для работы в парах, карточки с названиями речевых единиц, карточки – модели переноса слов, карточки с опорными словами для составления диалога, картонные модели спасательного круга.
Ход урока.
- Самоопределение к деятельности.
- Ребята, продолжим путешествовать по стране Знаний. Сегодня отправляемся на корабле, ведь мы – жители морского города. ( Слайд 1 )
- Прочитаем напутственные слова.
Ты в дорогу собирайся,
Багаж знаний в путь бери.
Будь уверенным! Старайся!
Ждёт удача впереди!
Хоровое чтение девиза урока.
- Сообщение темы и задач урока.
- На корабль поднимаемся по трапу. На нем 4 ступеньки. Если мы правильно расставим на них карточки с названием речевой единицы, то вахтенный матрос нас пропустит. ( Слайд 2 )
Размещение речевых единиц в порядке увеличения.
Звук ( буква ) → слог → слово → предложение
- Если мы правильно расположили эти карточки, то, перевернув их, сможем прочитать название нашего путешествия.
Пе ре нос слов
- Актуализация опорных знаний.
а) Повторение правил по теме урока.
- Капитан корабля хочет проверить наш багаж знаний: ( Слайд 3 )
- Для чего надо знать правила переноса слов?
- Какие правила мы выучили?
б) Каллиграфическая минутка.
- Выходим в море. Нас встречают волны.
- Какую букву увидели в волне? ( с )
- Какой звук она обозначает?
в) Словарно-логическое упражнение.
- Посмотрите, какая интересная волна движется на нас. ( Слайд 4 )
- Найдите в этой «буквенной» волне словарные слова. Это груз, который перевозит наш корабль. р д л
- Запишите данные слова: корова, собака, лисица.
г м с
- Какие слова-ассоциации напоминают о безударной гласной в корне этих слов?
- Разделите эти слова на слоги письменно – вертикальными черточками,
- для переноса устно – разными вариантами.
- В трюме нашего корабля для этих животных есть два помещения: для двух зверей и для одного.
- Как расселить их?
- Составьте предложение с этими словами, выделив общий признак двух слов, и причину исключения третьего слова. Воспользуйтесь моделью предложения:
__________ и ___________ - … , а ___________ - … . ( Слайд 5 )
г) Письмо предложения под диктовку.
Корова и собака – домашние животные, а лисица – дикое.
д) Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка 1.
Спиши предложение, раздели слова на слоги.
Лисица и собака – хищные животные, а корова – травоядное.
- В каких словах нельзя при переносе отделить слог от предыдущего? Почему?
Карточка 2.
Спиши предложение, раздели слова на слоги.
У собаки и лисицы нет рогов, а у коровы - есть.
- Какие слова нельзя перенести? Почему?
е) Проверка коллективной и индивидуальной работы, деление слов предложения на слоги. ( Слайд 6)
- Проверьте правильность письма под диктовку, сравнив с записью на слайде.
- Разделите слова на слоги. Назовите 3-сложные слова, 4-сложные.
- Какие слова вам понадобилось перенести? Как вы это сделали?
- В каких словах нельзя при переносе отделить слог от предыдущего? Почему?
ж) Работа в парах по карточкам.
- Радист получил с берега радиограммы, просит помощи в расшифровке.( Слайд 7 )
- Из двух карточек дети 1 варианта возьмут ту, в которой слова разделены на слоги, а дети 2 варианта – ту, в которой слова разделены для переноса.
- Проверка по слайду: чтение хором 1 в. – слова набраны черным цветом,
2 в. – слова набраны красным цветом.
у – рок урок
ре – ки ре – ки
Зо – я Зоя
у – тя – та утя – та
го – ло – ва го – лова голо – ва
си – ни – е си - ние
- Физкультминутка.
Игра «Море волнуется – раз» ( Слайд 8 )
- Закрепление знаний и умений. Упражнение в переносе слов.
а) Повторение правил переноса слов. ( Слайд 9 )
- На нашем корабле вывесили сигнальные флажки. О чем они сигналят?
… Й – … … Ь – … … Ъ – … … Н – Н …
б) Работа в группах. ( Слайд 10 )
- Боцман корабля решил провести учения, проверить, готовы ли его пассажиры к ЧС, к самостоятельному плаванию в океане знаний.
Группа « Сам » : - Измените слова по числу «один - много», запишите слова в строку, разделив их для переноса.
огонёк – …
заяц – …
касса – …
подъём – …
лёд – …
Группа « Помощь » ( тот ребенок, который выбрал работу в этой группе, сигнализирует об этом моделью спасательного круга ):
- Ваш спасательный круг на уроке – это учитель. Поработаем фронтально у доски.
- Следует подобрать слова, противоположные по смыслу, записать их, разделив для переноса.
Зло, весна, поздний, идите, можно, свет.
(Доб-ро, осень, ран-ний, стой-те, нель-зя, тьма.)
в) Проверка работы группы « Сам ». Самооценка.
огонь – ки
зай – цы
кас – сы
подъ – ёмы
- Где вас подстерегала опасность?
- Развитие речи. Обогащение словарного запаса.
а) знакомство с новым словарным словом ( Слайд 11 )
- Пора пристать к берегу. Куда мы прибыли? Где живет много домашних животных?
Новое словарное слово: деревня.
Введение ассоциативного слова для запоминания буквы, обозначающей безударный гласный:
- Деревней стали называть место, на котором были вырублены лесные деревья и построены деревянные избы.
д
р
е
в
о
б) самостоятельная работа - выборочное списывание
- Моряки не раз бывали здесь. Прочитайте об этом в тексте упражнения в учебнике. Выпишите слова, родственные слову «деревня».
в) работа в паре - составление диалога ( дети составляют по опорным словам):
- Послушаем, что рассказали наши ребята о своем отдыхе.
(Примерный текст диалога:
- Здравствуй, …
- Здравствуй, …
- Как ты провел лето?
- Весело и интересно…
- Где ты отдыхал?
- Я был…
- Что интересного видел?
- … . А у тебя как прошли каникулы?
- Тоже … . Мы с семьей ездили … . Там я … .
- да, хорошо. Вот коро наступят осенние каникулы, я хотел бы ..
- Я тоже мечтаю …
- Пусть твои мечты сбудутся. До встречи.
- И тебе всего хорошего.)
- Домашнее задание.
- Итог урока.
- Пора домой. За время путешествия чем вы пополнили свой багаж знаний?
( Слайд 12)
- Рефлексия.
- Так хочется тепла и солнца. Если у вас на уроке все получилось, нарисуйте на полях тетради солнышко.