СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Перенос слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык. 2 класс.

Тема урока: Cлог. Перенос слов.

Цель урока: закреплять умение делить слова на слоги, совершенствовать навык переноса слов; развивать мышление, внимание, связную речь учащихся; расширять знания о профессии моряка, воспитывать уважение к труду.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация по теме урока, запись песни «По дороге с облаками», карточки для индивидуальной работы, для работы в парах, карточки с названиями речевых единиц, карточки – модели переноса слов, карточки с опорными словами для составления диалога, картонные модели спасательного круга.

Ход урока.

  1. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, продолжим путешествовать по стране Знаний. Сегодня отправляемся на корабле, ведь мы – жители морского города. ( Слайд 1 )

- Прочитаем напутственные слова.

Ты в дорогу собирайся,

Багаж знаний в путь бери.

Будь уверенным! Старайся!

Ждёт удача впереди!

Хоровое чтение девиза урока.

  1. Сообщение темы и задач урока.

- На корабль поднимаемся по трапу. На нем 4 ступеньки. Если мы правильно расставим на них карточки с названием речевой единицы, то вахтенный матрос нас пропустит. ( Слайд 2 )

Размещение речевых единиц в порядке увеличения.

Звук ( буква ) → слог → слово → предложение

- Если мы правильно расположили эти карточки, то, перевернув их, сможем прочитать название нашего путешествия.

Пе      ре     нос     слов

  1. Актуализация опорных знаний.

а) Повторение правил по теме урока.

- Капитан корабля хочет проверить наш багаж знаний: ( Слайд 3 )

  • Для чего надо знать правила переноса слов?
  • Какие правила мы выучили?

б) Каллиграфическая минутка.

- Выходим в море. Нас встречают волны.

- Какую букву увидели в волне? ( с )

- Какой звук она обозначает?

в) Словарно-логическое упражнение.

- Посмотрите, какая интересная волна движется на нас. ( Слайд 4 )

- Найдите в этой «буквенной» волне словарные слова. Это груз, который перевозит наш корабль.                           р            д              л  

- Запишите данные слова: корова, собака, лисица.

                                                     г            м              с    

- Какие слова-ассоциации напоминают о безударной гласной в корне этих слов?

- Разделите эти слова на слоги письменно – вертикальными черточками,

-                                        для переноса устно – разными вариантами.

- В трюме нашего корабля для этих животных есть два помещения: для двух зверей и для одного.

- Как расселить их?

- Составьте предложение с этими словами, выделив общий признак двух слов, и причину исключения третьего слова. Воспользуйтесь моделью предложения:

__________ и ___________ - … , а ___________ - … . ( Слайд 5 )

г) Письмо предложения под диктовку.

     Корова и собака – домашние животные, а лисица – дикое.

д) Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка 1.

Спиши предложение, раздели слова на слоги.

Лисица и собака – хищные животные, а корова – травоядное.

- В каких словах нельзя при переносе отделить слог от предыдущего? Почему?

Карточка 2.

Спиши предложение, раздели слова на слоги.    

У собаки и лисицы нет рогов, а у коровы - есть.

- Какие слова нельзя перенести? Почему?

е) Проверка коллективной и индивидуальной работы, деление слов предложения на слоги. ( Слайд 6)

- Проверьте правильность письма под диктовку, сравнив с записью на слайде.

- Разделите слова на слоги. Назовите 3-сложные слова, 4-сложные.

- Какие слова вам понадобилось перенести? Как вы это сделали?

- В каких словах нельзя при переносе отделить слог от предыдущего? Почему?

ж) Работа в парах по карточкам.

- Радист получил с берега радиограммы, просит помощи в расшифровке.( Слайд 7 )

- Из двух карточек дети 1 варианта возьмут ту, в которой слова разделены на слоги, а дети 2 варианта – ту, в которой слова разделены для переноса.

- Проверка по слайду: чтение хором 1 в. – слова набраны черным цветом,

                                                                     2 в. – слова набраны красным цветом.    

у – рок                    урок

ре – ки                    ре – ки

Зо – я                      Зоя

у – тя – та               утя – та

го – ло – ва            го – лова   голо – ва

си – ни – е             си - ние

  1. Физкультминутка.

Игра «Море волнуется – раз» ( Слайд 8 )

  1. Закрепление знаний и умений. Упражнение в переносе слов.

а) Повторение правил переноса слов. ( Слайд 9 )

- На нашем корабле вывесили сигнальные флажки. О чем они сигналят?

… Й –  …          … Ь –  …          … Ъ –  …          … Н – Н …

б) Работа в группах. ( Слайд 10 )

- Боцман корабля решил провести учения, проверить, готовы ли его пассажиры к ЧС, к самостоятельному плаванию в океане знаний.

Группа « Сам » : - Измените слова по числу «один - много», запишите слова в строку, разделив их для переноса.

огонёк – …

заяц – …

касса – …

подъём – …

лёд –  …

Группа « Помощь » ( тот ребенок, который выбрал работу в этой группе, сигнализирует об этом моделью спасательного круга ):

- Ваш спасательный круг на уроке – это учитель. Поработаем фронтально у доски.

- Следует подобрать слова, противоположные по смыслу, записать их, разделив для переноса.

Зло, весна, поздний, идите, можно, свет.

(Доб-ро, осень, ран-ний, стой-те, нель-зя, тьма.)

в) Проверка работы группы « Сам ». Самооценка.

огонь – ки

зай – цы

кас – сы

подъ – ёмы

  •  

-  Где вас подстерегала опасность?

  1. Развитие речи. Обогащение словарного запаса.

а) знакомство с новым словарным словом ( Слайд 11 )

- Пора пристать к берегу. Куда мы прибыли? Где живет много домашних животных?

Новое  словарное слово: деревня.

Введение ассоциативного слова для запоминания буквы, обозначающей безударный гласный:

- Деревней стали называть место, на котором были вырублены лесные деревья и построены деревянные избы.

   д

  •  

   р

   е

   в

   о

б) самостоятельная работа - выборочное списывание

- Моряки не раз бывали здесь. Прочитайте об этом в тексте упражнения в учебнике. Выпишите слова, родственные слову «деревня».

в) работа в паре - составление диалога ( дети составляют по опорным словам):

- Послушаем, что рассказали наши ребята о своем отдыхе.

(Примерный текст диалога:

- Здравствуй, …

- Здравствуй, …

- Как ты провел лето?

- Весело и интересно…

- Где ты отдыхал?

- Я был…

- Что интересного видел?

- … . А у тебя как прошли каникулы?

- Тоже … . Мы с семьей ездили … . Там я … .

- да, хорошо. Вот коро наступят осенние каникулы, я хотел бы ..

- Я тоже мечтаю …

- Пусть твои мечты сбудутся. До встречи.

- И тебе всего хорошего.)

  1. Домашнее задание.
  2. Итог урока.

- Пора домой. За время путешествия чем вы пополнили свой багаж знаний?

( Слайд 12)

  •  
  1. Рефлексия.

- Так хочется тепла и солнца. Если у вас на уроке все получилось, нарисуйте на полях тетради солнышко.