СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Повторение о падежах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта разработка предназначена для учителей начальных классов

Просмотр содержимого документа
«урок русского языка "Повторение о падежах"»

Открытый урок по русскому языку в 4-м классе.

Тема: «Обобщение знаний о падежах».

Цели:- Обобщить знания о падежах имён существительных;

совершенствовать умения определять падеж имён существительных по вопросам, предлогам;

уметь различать падежи по их признакам;

определять роль существительных в предложении.

- Развивать творческую деятельность, навык грамотного письма обучающихся, устную и письменную речь.

- Воспитывать интерес к предмету, аккуратность, самостоятельность.

Оборудование и реквизиты:

  • Компьютер;

  • Презентация;

  • Экран;

  • Карточки с названием падежей и цифрами;

  • Индивидуальные задания;

  • Магнитофон;

  • Музыкальная физминутка «Две руки».

Ход урока.

I. Организационный момент. (Слайд 1)

Ну, ребята, чур, молчок.
Начинается урок.
Тихо сели – раз, два, три…
А урок наш, сейчас
Науке посвящается,
Что грамматикой у нас
С любовью называется.

- Открыли тетради, записали число, классная работа.

II. Каллиграфическая минутка.

- Сегодня, ребята, на каллиграфической минутке, мы будем писать букву Е е, так как она будет нам встречаться, практически во всех соединениях. В этой цепочке заглавная Е, строчная е чередуются с одной линией с петлёй вверху, затем с двумя линиями, затем стремя такими линиями.

- Запишите цепочку в предложенной последовательности.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

III. Постановка целей и задач урока.

- Сегодня на уроке мы подводим итог первоначальному знакомству с одним из понятий русского языка – склонением.
- Послушайте стихотворение и сформулируйте тему нашего урока: (Слайд 2)

- Воскликнул Именительный:
«Мой именинник, тот,
Который изумительно
Науку познаёт!»

- Того, - сказал Родительный:
«Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть себе пальто».

- Тому, - ответил Дательный,-
Плохое имя дам,
Кто не любит старательно
Уроки делать сам.

- Того, - сказал Винительный, -
Я буду обвинять,
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать.

- С тем, - заявил Творительный,
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.

- О том, - сказал Предложный,-
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.

- Так, какая же тема нашего урока? (Слайд 3)

( «Обобщение знаний о падежах»).

- Да, правильно. Сегодня мы обобщим знания о падежах. Какие задачи вы поставите перед собой на данный урок? (Слайд 4)

  • Повторить названия падежей, повторить вопросы каждого падежа;

  • Совершенствовать навык определения падежей имён существительных;

  • Повторить окончания имён существительных в данном падеже;

  • Развивать навыки грамотного письма.

IV. Теоретическая работа.

 - На первом этапе урока проверяю ваши теоретические знания. Внимательно слушайте вопросы и…, затем отвечайте.
- Сегодня на уроке наша задача – повторить ещё раз всё, что нам известно о склонении.       
(Слайд 5)
- Итак, что же такое склонение?

( Изменение окончаний имён существительных по падежам называется склонением).

- Сколько склонений в русском языке? (Слайд 6)

( В русском языке 3 склонения). (Слайд 7)


- Какие существительные относятся к 1 склонению?

(К 1 склонению относятся имена существительные ж.р., и существительные м.р. с окончаниями – а, -я-,  например: дядя,сестра). (Слайд 7)

   

- Какие существительные относятся ко 2 склонению?

(Ко 2 склонению относятся имена существительные м.р. с нулевым окончанием и имена существительные ср.р. с окончаниями – о, -е,  например: урок, утро). (Слайд 7)



- Какие существительные относятся к 3 склонению?

(К 3 склонению относятся имена существительные ж. р. с нулевым окончанием, например: местность). (Слайд 7)


- Сколько падежей в русском языке? (Слайд 8)

У слова есть шесть падежей,
Шесть верных маленьких пажей,
Они проходят чередой,
За слово в бой готов любой!
Вверяют окончаниям,
Судьбу и жизнь свою!
И про своё призвание
На ушко им поют.

- Давайте назовём их с вопросами и со словами - помощниками. (Хором)


Именительный (есть) кто? что?
  Родительный
(нет) кого? чего?
  Дательный
(дам) кому? чему?
  Винительный
(вижу) кого? что?
  Творительный
(доволен) кем? чем?

Предложный (думаю) о ком? о чём?

(Дети по очереди рассказывают стихотворение о падежах). (Слайд 9) [3]

1.   Я – именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто. (Слайд 10)

2.   А я – падеж родительный
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? – и вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И с, и до, и у, и из –
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.

3.    Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу. (Слайд 11)

4. А я – винительный падеж
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

5.   А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам перед, под и над
В любой момент я очень рад. (Слайд 12)

6.   А я –падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и в, и при
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?

- А знаете ли вы почему падежи называются именно так: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный?

Давайте послушаем сказку Е. Мережинской «Откуда пошли названия падежей».

Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать – именительный.

Родился – стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.

Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.

Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным

V.   Закрепление пройденного материала.

1. - От теории переходим к практике. Сейчас вам будет предложено несколько заданий, которые будут усложняться от этапа к этапу. Работая, будьте внимательны. Чтобы проверить, готовы ли вы к работе, предлагаю устную разминку. Я буду читать стихотворение «Приключение зелёного листа», а вам нужно определить падеж слова – лист. Ответ показывайте с помощью карточек с падежами. Итак, начали… (Слайд 13)

Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова у зелёного листа.
Ветер нёс его и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг к – зелёному листу!
Лапойхвать зелёный лист…
Дескать, поиграем.

Ветер вновь с листом зелёным…
Закружил над старым клёном,
Но шалун уже устал
И ко мне в тетрадь упал.
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном. [4]

- Молодцы! Я вижу, вы справились с этим заданием и включились в работу. Усложним её.

2. Работа по картине. (Слайд 14)

- Что можете сказать о лесе? О снеге? О воздухе? О погоде?
- Просклоняйте слова День, погода, утро.

3. Составление рассказа по картинке. (Слайд 15)

- Ребята, вам даны опорные слова.

  • Морозное утро

  • Тёплый, солнечный день

  • Звенящая тишина

  • Сверкает иней

- Составьте небольшой рассказ. Озаглавьте его.

Примерный текст:

     Морозное утро.
Сегодня морозное утро. Стоит тёплый и солнечный день. Мы идём по лесной тропинке. В звенящей тишине сверкает иней.

4. Запись предложений с комментированием. (Слайд16)

- Запишем предложения с комментированием. Разберём третье предложение по членам, определим части речи с указанием падежей имён существительных, определением склонений, времени глагола. Составим схему последнего предложения.

5. Самостоятельная работа по вариантам. (на карточках) (Слайд 17)

- Вставьте пропущенные буквы, укажите падеж:

I вариант

II вариант

  • Бр…дил по л…су,

  • ч…десная п…года,

  • прячутся под б…рёзами,

  • всп…минали о лете.

  • Прол…тала над лесом,

  • был на …кскурсии,

  • вырастают из гр…бницы,

  • шли по тр…пинке.

6. Самопроверка. (Работа в парах) (Слайд 18)

- А теперь, проверьте.

I вариант

II вариант

  • Бродил по лесу, (Д.п.)

  • чудесная погода, (И.п.)

  • прячутся под берёзами, (Т.п.)

  • вспоминали о лете. (П.п.)

  • Пролетала над лесом, (Т.п.)

  • был на экскурсии,(П.п.)

  • вырастают из грибницы, (Р.п.)

  • шли по тропинке. (Д.п.)

7. Задание – тест на определение падежной формы существительных. (Слайд 19)

- Ребята, запишите на карточках числа от 1 до 10. Я буду диктовать словосочетания, которые показаны на экране, а вы под соответствующим номером укажите падеж одной буквой.

  1. Заблудился в лесу;

  2. Перепрыгнул через лужу;

  3. Вышел из ворот;

  4. Побежал по коридору;

  5. Беспокоились о сыне;

  6. Стучали в дверь;

  7. Разрезал ножницами;

  8. Подарила бабушке;

  9. Стучал молотком;

  10. Отвечать у доски.

8. Самопроверка (Слайд 20)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

П

В

Р

Д

П

В

Т

Д

Т

Р

9. Работа по таблице. (Слайд 21)

- Давайте вспомним ещё один момент, который мы с вами не оговаривали особо. Мы знаем, что в русском языке есть шесть падежей, знаем, на какие вопросы отвечают имена существительные в каждом падеже. А теперь, ответьте, мне, пожалуйста: в каких падежах существительные могут употребляться с предлогами?

(Во всех, кроме именительного).

- В каком падеже существительные никогда не употребляются без предлогов.

(В предложном).

- А что можно сказать о существительных в родительном, дательном, винительном и творительном падежах?

(Они могут употребляться как с предлогами, так и без предлогов).

- Можете ли вы назвать предлоги, которые употребляются только в каком – то одном падеже?

(Работа по таблице).

VI. Итог урока. (Слайд 22)

- Подведём итог урока.
- В чём заключалась цель нашего урока?
- Достигли ли мы этой цели или нет?

- Оцените свою работу на уроке.

- Закончите предложения.

- На уроке я узнал…

- на уроке я повторил…

- На уроке я научился…

- На уроке самое трудное было…

VII. Домашнее задание. (Слайд  23)

- Повторить падежи существительных, их вопросы и предлоги, просклонять слова ручка, пенал, тетрадь. (Слайд 24)

- Все на уроке  прекрасно работали. Спасибо. Молодцы.















1.   Я – именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто. (Слайд 10)

2.   А я падеж родительный.
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? – и вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И с, и до, и у, и из –
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.

3.    Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу. (Слайд 11)

4. А я – винительный падеж
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

5.   А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам перед, под и над
В любой момент я очень рад. (Слайд 12)

6.   А я –падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и в, и при
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?











































«Откуда пошли названия падежей».

Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать – именительный.

Родился – стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.

Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.

Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным






У слова есть шесть падежей,
Шесть верных маленьких пажей,
Они проходят чередой,
За слово в бой готов любой!
Вверяют окончаниям,
Судьбу и жизнь свою!
И про своё призвание
На ушко им поют.