Открытый урок по русскому языку в 4-м классе.
Тема: «Обобщение знаний о падежах».
Цели:- Обобщить знания о падежах имён существительных;
совершенствовать умения определять падеж имён существительных по вопросам, предлогам;
уметь различать падежи по их признакам;
определять роль существительных в предложении.
- Развивать творческую деятельность, навык грамотного письма обучающихся, устную и письменную речь.
- Воспитывать интерес к предмету, аккуратность, самостоятельность.
Оборудование и реквизиты:
Компьютер;
Презентация;
Экран;
Карточки с названием падежей и цифрами;
Индивидуальные задания;
Магнитофон;
Музыкальная физминутка «Две руки».
Ход урока.
I. Организационный момент. (Слайд 1)
Ну, ребята, чур, молчок.
Начинается урок.
Тихо сели – раз, два, три…
А урок наш, сейчас
Науке посвящается,
Что грамматикой у нас
С любовью называется.
- Открыли тетради, записали число, классная работа.
II. Каллиграфическая минутка.
- Сегодня, ребята, на каллиграфической минутке, мы будем писать букву Е е, так как она будет нам встречаться, практически во всех соединениях. В этой цепочке заглавная Е, строчная е чередуются с одной линией с петлёй вверху, затем с двумя линиями, затем стремя такими линиями.
- Запишите цепочку в предложенной последовательности.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
III. Постановка целей и задач урока.
- Сегодня на уроке мы подводим итог первоначальному знакомству с одним из понятий русского языка – склонением.
- Послушайте стихотворение и сформулируйте тему нашего урока: (Слайд 2)
- Воскликнул Именительный:
«Мой именинник, тот,
Который изумительно
Науку познаёт!»
- Того, - сказал Родительный:
«Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть себе пальто».
- Тому, - ответил Дательный,-
Плохое имя дам,
Кто не любит старательно
Уроки делать сам.
- Того, - сказал Винительный, -
Я буду обвинять,
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать.
- С тем, - заявил Творительный,
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.
- О том, - сказал Предложный,-
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.
- Так, какая же тема нашего урока? (Слайд 3)
( «Обобщение знаний о падежах»).
- Да, правильно. Сегодня мы обобщим знания о падежах. Какие задачи вы поставите перед собой на данный урок? (Слайд 4)
Повторить названия падежей, повторить вопросы каждого падежа;
Совершенствовать навык определения падежей имён существительных;
Повторить окончания имён существительных в данном падеже;
Развивать навыки грамотного письма.
IV. Теоретическая работа.
- На первом этапе урока проверяю ваши теоретические знания. Внимательно слушайте вопросы и…, затем отвечайте.
- Сегодня на уроке наша задача – повторить ещё раз всё, что нам известно о склонении.
(Слайд 5)
- Итак, что же такое склонение?
( Изменение окончаний имён существительных по падежам называется склонением).
- Сколько склонений в русском языке? (Слайд 6)
( В русском языке 3 склонения). (Слайд 7)
- Какие существительные относятся к 1 склонению?
(К 1 склонению относятся имена существительные ж.р., и существительные м.р. с окончаниями – а, -я-, например: дядя,сестра). (Слайд 7)
- Какие существительные относятся ко 2 склонению?
(Ко 2 склонению относятся имена существительные м.р. с нулевым окончанием и имена существительные ср.р. с окончаниями – о, -е, например: урок, утро). (Слайд 7)
- Какие существительные относятся к 3 склонению?
(К 3 склонению относятся имена существительные ж. р. с нулевым окончанием, например: местность). (Слайд 7)
- Сколько падежей в русском языке? (Слайд 8)
У слова есть шесть падежей,
Шесть верных маленьких пажей,
Они проходят чередой,
За слово в бой готов любой!
Вверяют окончаниям,
Судьбу и жизнь свою!
И про своё призвание
На ушко им поют.
- Давайте назовём их с вопросами и со словами - помощниками. (Хором)
Именительный (есть) кто? что?
Родительный (нет) кого? чего?
Дательный (дам) кому? чему?
Винительный (вижу) кого? что?
Творительный (доволен) кем? чем?
Предложный (думаю) о ком? о чём?
(Дети по очереди рассказывают стихотворение о падежах). (Слайд 9) [3]
1. Я – именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто. (Слайд 10)
2. А я – падеж родительный
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? – и вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И с, и до, и у, и из –
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.
3. Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу. (Слайд 11)
4. А я – винительный падеж
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.
5. А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам перед, под и над
В любой момент я очень рад. (Слайд 12)
6. А я –падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и в, и при –
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?
- А знаете ли вы почему падежи называются именно так: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный?
Давайте послушаем сказку Е. Мережинской «Откуда пошли названия падежей».
Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать – именительный.
Родился – стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным…
V. Закрепление пройденного материала.
1. - От теории переходим к практике. Сейчас вам будет предложено несколько заданий, которые будут усложняться от этапа к этапу. Работая, будьте внимательны. Чтобы проверить, готовы ли вы к работе, предлагаю устную разминку. Я буду читать стихотворение «Приключение зелёного листа», а вам нужно определить падеж слова – лист. Ответ показывайте с помощью карточек с падежами. Итак, начали… (Слайд 13)
Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова у зелёного листа.
Ветер нёс его и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг к – зелёному листу!
Лапой – хвать зелёный лист…
Дескать, поиграем.
Ветер вновь с листом зелёным…
Закружил над старым клёном,
Но шалун уже устал
И ко мне в тетрадь упал.
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном. [4]
- Молодцы! Я вижу, вы справились с этим заданием и включились в работу. Усложним её.
2. Работа по картине. (Слайд 14)
- Что можете сказать о лесе? О снеге? О воздухе? О погоде?
- Просклоняйте слова День, погода, утро.
3. Составление рассказа по картинке. (Слайд 15)
- Ребята, вам даны опорные слова.
Морозное утро
Тёплый, солнечный день
Звенящая тишина
Сверкает иней
- Составьте небольшой рассказ. Озаглавьте его.
Примерный текст:
Морозное утро.
Сегодня морозное утро. Стоит тёплый и солнечный день. Мы идём по лесной тропинке. В звенящей тишине сверкает иней.
4. Запись предложений с комментированием. (Слайд16)
- Запишем предложения с комментированием. Разберём третье предложение по членам, определим части речи с указанием падежей имён существительных, определением склонений, времени глагола. Составим схему последнего предложения.
5. Самостоятельная работа по вариантам. (на карточках) (Слайд 17)
- Вставьте пропущенные буквы, укажите падеж:
I вариант | II вариант |
Бр…дил по л…су, ч…десная п…года, прячутся под б…рёзами, всп…минали о лете. | Прол…тала над лесом, был на …кскурсии, вырастают из гр…бницы, шли по тр…пинке. |
6. Самопроверка. (Работа в парах) (Слайд 18)
- А теперь, проверьте.
I вариант | II вариант |
Бродил по лесу, (Д.п.) чудесная погода, (И.п.) прячутся под берёзами, (Т.п.) вспоминали о лете. (П.п.) | Пролетала над лесом, (Т.п.) был на экскурсии,(П.п.) вырастают из грибницы, (Р.п.) шли по тропинке. (Д.п.) |
7. Задание – тест на определение падежной формы существительных. (Слайд 19)
- Ребята, запишите на карточках числа от 1 до 10. Я буду диктовать словосочетания, которые показаны на экране, а вы под соответствующим номером укажите падеж одной буквой.
Заблудился в лесу;
Перепрыгнул через лужу;
Вышел из ворот;
Побежал по коридору;
Беспокоились о сыне;
Стучали в дверь;
Разрезал ножницами;
Подарила бабушке;
Стучал молотком;
Отвечать у доски.
8. Самопроверка (Слайд 20)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
П | В | Р | Д | П | В | Т | Д | Т | Р |
9. Работа по таблице. (Слайд 21)
- Давайте вспомним ещё один момент, который мы с вами не оговаривали особо. Мы знаем, что в русском языке есть шесть падежей, знаем, на какие вопросы отвечают имена существительные в каждом падеже. А теперь, ответьте, мне, пожалуйста: в каких падежах существительные могут употребляться с предлогами?
(Во всех, кроме именительного).
- В каком падеже существительные никогда не употребляются без предлогов.
(В предложном).
- А что можно сказать о существительных в родительном, дательном, винительном и творительном падежах?
(Они могут употребляться как с предлогами, так и без предлогов).
- Можете ли вы назвать предлоги, которые употребляются только в каком – то одном падеже?
(Работа по таблице).
VI. Итог урока. (Слайд 22)
- Подведём итог урока.
- В чём заключалась цель нашего урока?
- Достигли ли мы этой цели или нет?
- Оцените свою работу на уроке.
- Закончите предложения.
- На уроке я узнал…
- на уроке я повторил…
- На уроке я научился…
- На уроке самое трудное было…
VII. Домашнее задание. (Слайд 23)
- Повторить падежи существительных, их вопросы и предлоги, просклонять слова ручка, пенал, тетрадь. (Слайд 24)
- Все на уроке прекрасно работали. Спасибо. Молодцы.
1. Я – именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто. (Слайд 10)
2. А я – падеж родительный.
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? – и вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И с, и до, и у, и из –
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.
3. Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу. (Слайд 11)
4. А я – винительный падеж
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.
5. А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам перед, под и над
В любой момент я очень рад. (Слайд 12)
6. А я –падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и в, и при –
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?
«Откуда пошли названия падежей».
Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать – именительный.
Родился – стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным…
У слова есть шесть падежей,
Шесть верных маленьких пажей,
Они проходят чередой,
За слово в бой готов любой!
Вверяют окончаниям,
Судьбу и жизнь свою!
И про своё призвание
На ушко им поют.