Урок русского языка в 6 классе.
Повторение по теме "Глагол"
Цель деятельности учителя: актуализировать и систематизировать знания о глаголе, обучать применению знаний в практической деятельности
Тип урока: урок систематизации знаний
Планируемые образовательные резудьтаты: Предметные: знать характеристики глагола, уметь различать безличные и личные глаголы, уметь определять части речи
Метапредметные: применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни, способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применение полученных ЗУН анализа языковых явлений на метапредметном уровне
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
Методы и формы обучения: создание проблемной ситуации, проктная, групповая и фронтальная работа
Наглядно-демонстративный материал: презентация, компьютер, мультимедийный проектор
Основные понятия: глагол, фразеологизм, вид глагола, спряжение глагола, наклонение глагола, время глагола, личные и безличные глаголы
Организационная структура урока
1. Мотивация к учебной деятельности:
(В гостях у кота Леопольда. Учимся жить дружно. Объяснение правил игры. Учащиеся делятся на 5 команд, задания выполняют коллективно за круглым столом. Результатом деятельности команд станет проект "дома глагола")

2. Создание проблемной ситуации и определение темы урока:
- Что изображено на картинке?

- Побрерите синонимы к слову "разговаривать"
- Какой синоним самый древний? (Глаголить)
- О какой части речи сегодня будем говорить?
3. Самоопределение к деятельности:
Для чего нам необходимо изучать и знать глаголы?
4. Ход выполнения проекта:
1. Рисование (задание для хорошо рисующих учеников) - разрисовать букву Г в образах ученого, ребенка, хулигана, певца и т.д.
2. По картинке определить фразеологизм (делать из мухи слона, стрелять глазами, водить за нос, тянуть резину, нарубить дров) – 1 минута
(Например, делать из мухи слона:

3. Работа с текстом. 1) На скорость: выписать все глаголы из текста за 1 минуту
Вышел я на середину широкого, покрытого зеленой муравой двора и посмотрел вокруг себя. И во сне не видал я безобразно-оригинальнее здания, какое увидел теперь наяву. Ни тени стройности! Ни малейшей симметрии! Двух окон во всем здании нет одной величины. Во всем здании какое-то умышленное безобразное разнообразие. Окна, двери, крыши, трубы – все ссорилось между собою. Из-за какого-то сарая с круглым окном и шестиугольной дверью выглядывали три старых вяза…
2) Объяснить значение выписанных глаголов
3) Что можем определить у глаголов? (род, число, лицо)
- Запись в проект
4) вышел и ссорилось - по какому параметру различаются? (вид)
- Запись "несовершенный и совершенный вид" в проект
4. Игра "Интервью глагола"
Участник от каждой команды отвечает на теоретические вопросы от лица глагола
5. Определить спряжение у выписанных глаголов (1 мин)
- совместная проверка
- запись "Спряжение глагола" в проект
6. Сравнить предложения и определить признак, по которому они различаются:
Помоги мне! Я открыл коробку с подарками. Я бы пришел, если бы не дождь.
- запись "Наклонение глагола" в проект
7. Определить место глагола во времени

Глаголы даны в разном порядке, обучающиеся должны расположить их на временной шкале (5 шкал)
8. По картинке определить приставку глагола (заранее подготовленное задание)


9. Сравнить значение двух предложений и сделать вывод:
Я приехал домой. На душе светло
- запись "Безличные и личные глаголы" в проект
10. Раскрасить лестницу (10 ступенек). Зеленый цвет - личный, синий - безличный (подписать значение)
1. Я решил задачу
2. Мне помог сосед
3. Меня знобит
4. На улице светает
5. Вечереет
6. Собака бегает по двору
7. Звенит в ушах
8. Копаюсь в тетрадях
9. Жил-был кот
10. Мне нездоровится
- запись "Значение безличных глаголов" в проект
5. Завершение работы над проектом:
Какие характеристики глагола оказались в "доме"?
Как помогут они в реальной жизни?
6. Демонстрация проекта одноклассникам
7. Рефлексия:
Сегодня на уроке я...
Мне было интересно...
Мне было трудно....