СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка. Правописание слов с непроизносимыми согласными.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка для 3 класса на тему: "Правописание слов с непроизносимыми согласными".

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. Правописание слов с непроизносимыми согласными.»

Технологическая карта урока.

Предмет: Русский язык

Класс: 3«б»

Тема: « Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне».

Тип урока: Урок – закрепление.

Цель урока: Закрепить знания учащихся о правописании слов с непроизносимыми согласными.

Задачи:

1. Образовательные: закрепление умения правильно писать слова с  непроизносимыми согласными, проверять написание слов с данной орфограммой;

2. Развивающие: развитие орфографической зоркости; развитие основ мыслительной деятельности; развитие устной монологической речи (проговаривание правила);

3. Воспитательные: формирование потребности писать грамотно; формирование навыков сотрудничества; расширение знаний о родном языке; воспитание учебной активности.

Формируемые УУД:

Личностные:

  • интерес к познанию русского языка;

  • ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

  • ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.

Регулятивные:

  • следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

  • контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем;



Познавательные:

  • воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

Коммуникативные:

  • строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

  • учитывать другое мнение и позицию;

  • контролировать действия одноклассников;

  • адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Предметные:

  • выражать собственное мнение, обосновывать его;

  • применять ранее изученные правила правописания (непроверяемые гласные, непроизносимые согласные в корне слова).





















Ход урока.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Орг. момент.

(1-2 мин.)

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Ольга Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. У вас на столах должны быть учебники, рабочие тетради, ручки, карандаши. У кого всё готово, сядьте ровно.

Приветствуют учителя. Садятся. Проверяют готовность к уроку.

Личностные УУД: ориентация на принятие образца «хорошего ученика».






2.Актуализация знаний.

(Словарная работа)

(7-10 мин.)

-Откройте, пожалуйста, рабочие тетради. Запишите шестое декабря, классная работа.

-В начале урока проведём словарную работу. На слайдах будут появляться подсказки. По этим подсказкам вам нужно будет отгадать и записать слово и выделить в них орфограммы.

1) (на слайде картинка лестницы);

2) Это слово говорят при приветствии;

3) Капуста, картофель, морковь – это…

4) Декабрь, ноябрь, январь – это…

5) Новый год, День Победы, День Рождения – это…

6) Охраняет, лает, служит…

7)Заштрихует, разукрасит, подчеркнет…

8) Прыгает, убегает, боится…

Последнее словарное слово новое. Расположите прямоугольники по количеству точек рядом с каждым из них и определите новое словарное слово.

н

..

т

ы

::::.

и

.

с

:::.

е

::

й

:::::

р

::.

е

:::

н

::::


-Какие орфограммы есть в слове интересный?


-Посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли вы написали остальные слова и выделили в них орфограммы.

-В каких словах ещё есть орфограмма с непроизносимыми согласными?

-Выделите корни в словах с непроизносимыми согласными и назовите звуки, которые произносятся на месте выделенных буквосочетаний.


-Поработаем с новым словом. К какой части речи относится слово «интересный»?

-Давайте подберем однокоренные слова к слову «интересный», чтобы они были разных частей речи. Запишите эти слова к себе в тетрадь, выделите корень и обозначьте часть речи. Подчеркните известные орфограммы.

-Ребята, а в этих словах есть орфограмма непроизносимый согласный звук, как в слове «интересный»?

-А почему её нет в остальных словах? Ведь корни во всех словах одинаковы?

-Устно составьте словосочетания со словом «интересный».


-Молодцы. Вы составили хорошие словосочетания. Скажите, ребята, а сказка может быть интересной?

-Сейчас я прочитаю отрывок из одной сказки, а вы должны будете определить название сказки и автора. Я начну, а вы закончите.

«Здравствуй, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:


-Итак, из какой сказки этот отрывок?


-А кто автор этой сказки?


-Ребята, а что вы о нем знаете?

-Верно. В России Александр Сергеевич Пушкин без сомнений является самым любимым и узнаваемым литературным деятелем. Его произведения настолько разнообразны, что каждый сможет найти среди них близкое сердцу. Но самые родные, знакомые всем еще с детства творения Пушкина - его сказки.

-Скажите, какие сказки Пушкина вы ещё помните?



-Какие слова с непроизносимыми согласными вы услышали в этом отрывке?

-Как вы написали бы слово «прекрасна»? С буквой «т» или без?

-Почему?

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Записывают число, классную работу.







Записывают слова:

Лестница, здравствуй, овощи, месяц, праздник, собака, карандаш, заяц, интересный.

















-Безударные гласные, непроверяемые ударением и, е, непроизносимая согласная.


Проверяют правильность написания слов.



-Здравствуй, лестница, праздник.

-В сочетании букв вств мы слышим звук [ств], в сочетании стн мы слышим звук [с’н’], в сочетании здн слышим звук [з’н’].

Выделяют корни в словах.

-Имя прилагательное.



-Интерес, интересоваться, интересно.


Записывают слова на доске и в тетради.




-В слове «интересно»




-Потому что такая орфограмма есть только при стечении согласных.


-Интересная книга, интересная игра, интересный вопрос, интересный фильм…


-Да, может.












«Ты прекрасна, спору нет…»


-«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».


-Александр Сергеевич Пушкин.


Ответы детей.











-«Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о царе Салтане».


-Здравствуй и прекрасна.



-Без буквы «т».


-Можно проверить словом прекрасен.

-Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Предметные:

применять ранее изученные правила правописания (непроверяемые гласные, непроизносимые согласные в корне слова).
























Коммуникативные:

строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

контролировать действия одноклассников;

адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.






































Познавательные:

воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей.











3.Повторение изученного материала

(25 мин)





























































Физминутка.

(1 мин)






(продолжение)

-Давайте вспомним правило написания непроизносимого согласного звука.







-Верно. Но в некоторых словах нам может показаться, что непроизносимый согласный звук есть. Как нужно поступить в этом случае?


-Ребята, мы сегодня вспоминали сказки Пушкина. Давайте ещё раз обратимся к его творчеству. Откройте страницу 119 и найдите упражнение 228.

-Как узнать, в каких словах с пропущенными буквами есть непроизносимый согласный звук, а в каких - нет?

-Выпишите слова с пропущенными буквами и в скобках подберите проверочные слова. Во всех словах выделите корень и подчеркните орфограммы.






-Ребята, сегодня в начале урока вы пробовали составлять словосочетания со словом «интересный». Давайте попробуем составить словосочетания со словами в упражнении 229. Возьмем первые пять слов. В словах с непроизносимыми согласными выделяем корень и подчеркиваем орфограммы, пишем проверочные слова.

-Вы составили словосочетание со словом «красный». Посмотрите на слайд. Перед вами несколько изображений. Как вы думаете, что их объединяет?

-А в одинаковом ли значении употреблено это слово?




-Давайте составим предложение со словом «доблестный». Будем писать букву «т» в этом слове?

-Что означает слово «доблестный»?


-Составьте предложение с этим словом. Подчеркните орфограмму в слове и главные члены предложения.

Кто может быть доблестным?


-Чем выражено подлежащее и сказуемое?


Давайте немного отдохнем.

-А теперь ребята встали

Быстро руки вверх подняли.

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели вновь за дело.


-Ребята, в следующем упражнении одно правило записано стихотворением. Прочитайте стихотворение сначала про себя, потом вслух и определите, какое правило здесь зашифровано.

-Итак, какое правило вам напомнило это стихотворение?


-Устно назовите слова, на это правило. Объясните их написание.












-Посмотрите, подходит ли рисунок к стихотворению?

-Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный звук будет произноситься отчетливо.

-Нужно заменить слово однокоренным так, чтобы после согласного был гласный звук.


Читают отрывки из произведений.



-Нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный звук будет слышится отчетливо.

Работают у доски и в тетрадях.

(Солнышко) солнце, (чудесен) чудесный, (прелесть) прелестный, (здравие) здравствуй, (прекрасен) прекрасный, (ненастье) ненастный, (опоздать) поздний.


Работают у доски и в тетрадях.

(Интересен) интересный урок, (весть) известный актер, (опасен) опасный склон, (прекрасен) красный платок, (радость) радостный мальчик.




-Да. Можем проверить словом доблесть.


-Во всех словосочетаниях есть слово «красный»

-Нет. В словосочетании красная девица и красная строка это значит красивая, Красная площадь – главная.


-Да. Можем проверить словом доблесть.

-Храбрый, достойный похвалы, славный.

-Воин, рыцарь.

Работают у доски и в тетрадях.

Доблестный воин храбро защищал своего короля.

-Подлежащее – именем существительным, сказуемое – глаголом.

Повторяют за учителем.








Читают стихотворение.






-Непроизносимый согласный звук в корне слова.


-Ужасно пишем без буквы «т», проверочное слово ужасен; опасно пишем без буквы «т», проверочное слово опасен; напрасно пишем без буквы «т», проверочное слово напрасен; известно пишем с буквой «т», проверочное слово весть; прелестно пишем с буквой «т», проверочное слово прелесть; уместно пишем с буквой «т», проверочное слово место.

-Да, подходит, потому что слово «трость» является проверочным к слову «тростник». Буква «т» оказалась в сочетании –стн-, звук мы теряем, а букву записываем. Это слово подходит к правилу, описанному в стихотворении.

Личностные УУД: интерес к познанию русского языка.


Познавательные:

воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей.









Предметные:

выражать собственное мнение, обосновывать его;

применять ранее изученные правила правописания (непроверяемые гласные, непроизносимые согласные в корне слова).

































Регулятивные:

следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

Познавательные:

воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей.

Предметные:

выражать собственное мнение, обосновывать его;

применять ранее изученные правила правописания.

4. Итог.

(1-2 мин.)

-Ребята, с каким правилом мы работали сегодня на уроке?


-Запишите домашнее задание. Упражнение 231 на странице 120. Вам нужно переписать предложения, обозначить звукосочетания буквосочетаниями, написать в скобках проверочные слова подчеркнуть букву, обозначающую непроизносимый звук и выделить корень

-Правило написания слов с непроизносимыми согласными в корне слова.


Регулятивные УУД: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем.


5.Рефлексия.

(1 мин.)

-Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Особенно хочу отметить…. Думаю, что и у остальных ребят все получится, если они ещё позанимаются дома.

Всем спасибо, урок окончен.


Регулятивные УУД: контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем