2.Актуализация знаний. (Словарная работа) (7-10 мин.) | -Откройте, пожалуйста, рабочие тетради. Запишите шестое декабря, классная работа. -В начале урока проведём словарную работу. На слайдах будут появляться подсказки. По этим подсказкам вам нужно будет отгадать и записать слово и выделить в них орфограммы. 1) (на слайде картинка лестницы); 2) Это слово говорят при приветствии; 3) Капуста, картофель, морковь – это… 4) Декабрь, ноябрь, январь – это… 5) Новый год, День Победы, День Рождения – это… 6) Охраняет, лает, служит… 7)Заштрихует, разукрасит, подчеркнет… 8) Прыгает, убегает, боится… Последнее словарное слово новое. Расположите прямоугольники по количеству точек рядом с каждым из них и определите новое словарное слово. н .. | т … | ы ::::. | и . | с :::. | е :: | й ::::: | р ::. | е ::: | н :::: | -Какие орфограммы есть в слове интересный? -Посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли вы написали остальные слова и выделили в них орфограммы. -В каких словах ещё есть орфограмма с непроизносимыми согласными? -Выделите корни в словах с непроизносимыми согласными и назовите звуки, которые произносятся на месте выделенных буквосочетаний. -Поработаем с новым словом. К какой части речи относится слово «интересный»? -Давайте подберем однокоренные слова к слову «интересный», чтобы они были разных частей речи. Запишите эти слова к себе в тетрадь, выделите корень и обозначьте часть речи. Подчеркните известные орфограммы. -Ребята, а в этих словах есть орфограмма непроизносимый согласный звук, как в слове «интересный»? -А почему её нет в остальных словах? Ведь корни во всех словах одинаковы? -Устно составьте словосочетания со словом «интересный». -Молодцы. Вы составили хорошие словосочетания. Скажите, ребята, а сказка может быть интересной? -Сейчас я прочитаю отрывок из одной сказки, а вы должны будете определить название сказки и автора. Я начну, а вы закончите. «Здравствуй, зеркальце! скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?» И ей зеркальце в ответ: … -Итак, из какой сказки этот отрывок? -А кто автор этой сказки? -Ребята, а что вы о нем знаете? -Верно. В России Александр Сергеевич Пушкин без сомнений является самым любимым и узнаваемым литературным деятелем. Его произведения настолько разнообразны, что каждый сможет найти среди них близкое сердцу. Но самые родные, знакомые всем еще с детства творения Пушкина - его сказки. -Скажите, какие сказки Пушкина вы ещё помните? -Какие слова с непроизносимыми согласными вы услышали в этом отрывке? -Как вы написали бы слово «прекрасна»? С буквой «т» или без? -Почему? -Как вы думаете, какая тема нашего урока? | Записывают число, классную работу. Записывают слова: Лестница, здравствуй, овощи, месяц, праздник, собака, карандаш, заяц, интересный. -Безударные гласные, непроверяемые ударением и, е, непроизносимая согласная. Проверяют правильность написания слов. -Здравствуй, лестница, праздник. -В сочетании букв вств мы слышим звук [ств], в сочетании стн мы слышим звук [с’н’], в сочетании здн слышим звук [з’н’]. Выделяют корни в словах. -Имя прилагательное.
-Интерес, интересоваться, интересно. Записывают слова на доске и в тетради. -В слове «интересно» -Потому что такая орфограмма есть только при стечении согласных. -Интересная книга, интересная игра, интересный вопрос, интересный фильм… -Да, может. «Ты прекрасна, спору нет…» -«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». -Александр Сергеевич Пушкин. Ответы детей. -«Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о царе Салтане». -Здравствуй и прекрасна. -Без буквы «т». -Можно проверить словом прекрасен. -Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | Предметные: применять ранее изученные правила правописания (непроверяемые гласные, непроизносимые согласные в корне слова). Коммуникативные: строить сообщение в соответствии с учебной задачей; контролировать действия одноклассников; адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. Познавательные: воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей. |
3.Повторение изученного материала (25 мин) Физминутка. (1 мин) (продолжение) | -Давайте вспомним правило написания непроизносимого согласного звука. -Верно. Но в некоторых словах нам может показаться, что непроизносимый согласный звук есть. Как нужно поступить в этом случае? -Ребята, мы сегодня вспоминали сказки Пушкина. Давайте ещё раз обратимся к его творчеству. Откройте страницу 119 и найдите упражнение 228. -Как узнать, в каких словах с пропущенными буквами есть непроизносимый согласный звук, а в каких - нет? -Выпишите слова с пропущенными буквами и в скобках подберите проверочные слова. Во всех словах выделите корень и подчеркните орфограммы. -Ребята, сегодня в начале урока вы пробовали составлять словосочетания со словом «интересный». Давайте попробуем составить словосочетания со словами в упражнении 229. Возьмем первые пять слов. В словах с непроизносимыми согласными выделяем корень и подчеркиваем орфограммы, пишем проверочные слова. -Вы составили словосочетание со словом «красный». Посмотрите на слайд. Перед вами несколько изображений. Как вы думаете, что их объединяет? -А в одинаковом ли значении употреблено это слово? -Давайте составим предложение со словом «доблестный». Будем писать букву «т» в этом слове? -Что означает слово «доблестный»? -Составьте предложение с этим словом. Подчеркните орфограмму в слове и главные члены предложения. Кто может быть доблестным? -Чем выражено подлежащее и сказуемое? Давайте немного отдохнем. -А теперь ребята встали Быстро руки вверх подняли. В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели вновь за дело. -Ребята, в следующем упражнении одно правило записано стихотворением. Прочитайте стихотворение сначала про себя, потом вслух и определите, какое правило здесь зашифровано. -Итак, какое правило вам напомнило это стихотворение? -Устно назовите слова, на это правило. Объясните их написание. -Посмотрите, подходит ли рисунок к стихотворению? | -Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный звук будет произноситься отчетливо. -Нужно заменить слово однокоренным так, чтобы после согласного был гласный звук. Читают отрывки из произведений. -Нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный звук будет слышится отчетливо. Работают у доски и в тетрадях. (Солнышко) солнце, (чудесен) чудесный, (прелесть) прелестный, (здравие) здравствуй, (прекрасен) прекрасный, (ненастье) ненастный, (опоздать) поздний. Работают у доски и в тетрадях. (Интересен) интересный урок, (весть) известный актер, (опасен) опасный склон, (прекрасен) красный платок, (радость) радостный мальчик. -Да. Можем проверить словом доблесть. -Во всех словосочетаниях есть слово «красный» -Нет. В словосочетании красная девица и красная строка это значит красивая, Красная площадь – главная. -Да. Можем проверить словом доблесть. -Храбрый, достойный похвалы, славный. -Воин, рыцарь. Работают у доски и в тетрадях. Доблестный воин храбро защищал своего короля. -Подлежащее – именем существительным, сказуемое – глаголом. Повторяют за учителем. Читают стихотворение. -Непроизносимый согласный звук в корне слова. -Ужасно пишем без буквы «т», проверочное слово ужасен; опасно пишем без буквы «т», проверочное слово опасен; напрасно пишем без буквы «т», проверочное слово напрасен; известно пишем с буквой «т», проверочное слово весть; прелестно пишем с буквой «т», проверочное слово прелесть; уместно пишем с буквой «т», проверочное слово место. -Да, подходит, потому что слово «трость» является проверочным к слову «тростник». Буква «т» оказалась в сочетании –стн-, звук мы теряем, а букву записываем. Это слово подходит к правилу, описанному в стихотворении. | Личностные УУД: интерес к познанию русского языка. Познавательные: воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей. Предметные: выражать собственное мнение, обосновывать его; применять ранее изученные правила правописания (непроверяемые гласные, непроизносимые согласные в корне слова). Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; Познавательные: воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей. Предметные: выражать собственное мнение, обосновывать его; применять ранее изученные правила правописания. |