СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка. Правописание слов с непроизносимыми согласными.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

учить учащихся проверять написание слов с непроизносимыми согласными,

подбирать однокоренные слова;

развивать: речь, фонематический слух, орфографическую зоркость, оперативную память, логическое мышление, навык самоконтроля, умение работать  самостоятельно;

обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: компьютер,  проектор, опорные таблицы.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. Правописание слов с непроизносимыми согласными.»

Тема. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Цели:

учить учащихся проверять написание слов с непроизносимыми согласными,

подбирать однокоренные слова;

развивать: речь, фонематический слух, орфографическую зоркость, оперативную память, логическое мышление, навык самоконтроля, умение работать самостоятельно;

обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: сигнализаторы, компьютер, проектор, опорные таблицы.



Ход урока.


I. Организационный момент.

Ребята, давайте улыбнемся друг другу, гостям. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе.

II. Словарь:

ацинтсел лестница

овтсвуч чувство

киндзарп праздник

III. Сообщение темы урока.

- На какую тему у нас с вами были словарные слова. Правописание непроизносимых согласных.

- Запишем эту тему.

Непроизносимые согласные.

IY. Работа над новым материалом.

- Почему мы взяли эти слова с непроизносимой согласной как словарные слова. Потому что в этих словах непроизносимую согласную нельзя проверить, и мы её должны запомнить.


1. - Со словом ЛЕСТНИЦА составьте предложение.

Запишем.

Мальчик поднялся по крутой лестнице на второй этаж.

- Подчеркните в предложении главные члены, укажите, какими частями речи они выражены.


- Подберите однокоренное прилагательное и глагол к слову ЧУВСТВО, ПРАЗДНИК выделите корень.

Чувственный, чувствовать.

Праздничный, праздновать.


2. Развитие речи

- Подберите синоним и антоним к слову ПРАЗДНИК.

(Ответы уч-ся: торжество, будни.)

- Прочитайте выражения, написанные на слайде, объясните их значение:


БУДЕТ И НА НАШЕЙ УЛИЦЕ ПРАЗДНИК - наступят лучшие времена


ВЕСТИ ПРАЗДНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - праздный - незанятый работой


ПРАЗДНИК ПРИДЁТ - ГОСТЕЙ ПРИВЕДЁТ


У ЛЕНИВОГО ВСЕГДА ПРАЗДНИК


- Выпишите то выражение, в котором слово с непроизносимой согласной является имеем прилагательным.


3. Работа над непроизносимыми согласными.

- Продолжаем изучать тему «Непроизносимые согласные».

- Повторим сочетания букв, в которых пишутся непроизносимые согласные.

- А что это за сочетание? (СН)

- Это «хитрое» сочетание. Встречаются такие слова, когда не надо писать между буквами С и Н согласную Т.


- Что мы должны сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимой согласной. Мы должны подобрать проверочное слово.

- Как проверить непроизносимую согласную?

Надо подобрать однокоренное слово. в котором согласный звук чётко произносится.

4. Письмо по памяти

- Прочитайте словосочетания, записанные на доске. Запомните первые слова.

устный ответ

честный поступок

известный артист

радостное событие

поздний час


(Учитель стирает первые слова.)

- Восстановите словосочетания и запишите их в тетрадь.

- Подчеркните непроизносимую согласную и подберите проверочные слова.

- Какое словосочетание лишнее? Почему?

(Ответы уч-ся: во всех первых словах словосочетаний пишется непроизносимая согласная- «Т», в слове «поздний» - «Д»)


5. Выборочное списывание.

- А теперь посмотрим, знаете ли вы поэтов.

- Кто автор этих строчек.

Мороз и солнце, день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный.

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись! Пушкин


- Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему? –

Говорит она ему


- Выпишите слова на нашу орфограмму Непроизносимые согласные и подберите к ним проверочные слова

6. Работа с карточкой.

Самостоятельная работа по вариантам.

7. Мозговой штурм:

- Бабочка, гусеница которой поедает листы капусты. ( КАПУСТНИЦА)

- Это слово - антоним для слова «радостно» ( ГРУСТНО)

- Она бывает сельская и даже городская, ровная или холмистая (МЕСТНОСТЬ)

- Синоним для слова «огромный» ( ГИГАНТСКИЙ)

- Слово – приветствие (ЗДРАВСТВУЙ)


Итог.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Чему мы сегодня учились?

- Как проверить слово с непроизносимой согласной.

- А теперь проанализируйте свою работу на уроке. Выберите сигнальную карточку, цвет которой соответствует вашим знаниям: зелёный, желтый, красный.