Тема. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Цели:
учить учащихся проверять написание слов с непроизносимыми согласными,
подбирать однокоренные слова;
развивать: речь, фонематический слух, орфографическую зоркость, оперативную память, логическое мышление, навык самоконтроля, умение работать самостоятельно;
обогащать словарный запас учащихся.
Оборудование: сигнализаторы, компьютер, проектор, опорные таблицы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Ребята, давайте улыбнемся друг другу, гостям. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе.
II. Словарь:
ацинтсел лестница
овтсвуч чувство
киндзарп праздник
III. Сообщение темы урока.
- На какую тему у нас с вами были словарные слова. Правописание непроизносимых согласных.
- Запишем эту тему.
Непроизносимые согласные.
IY. Работа над новым материалом.
- Почему мы взяли эти слова с непроизносимой согласной как словарные слова. Потому что в этих словах непроизносимую согласную нельзя проверить, и мы её должны запомнить.
1. - Со словом ЛЕСТНИЦА составьте предложение.
Запишем.
Мальчик поднялся по крутой лестнице на второй этаж.
- Подчеркните в предложении главные члены, укажите, какими частями речи они выражены.
- Подберите однокоренное прилагательное и глагол к слову ЧУВСТВО, ПРАЗДНИК выделите корень.
Чувственный, чувствовать.
Праздничный, праздновать.
2. Развитие речи
- Подберите синоним и антоним к слову ПРАЗДНИК.
(Ответы уч-ся: торжество, будни.)
- Прочитайте выражения, написанные на слайде, объясните их значение:
БУДЕТ И НА НАШЕЙ УЛИЦЕ ПРАЗДНИК - наступят лучшие времена
ВЕСТИ ПРАЗДНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - праздный - незанятый работой
ПРАЗДНИК ПРИДЁТ - ГОСТЕЙ ПРИВЕДЁТ
У ЛЕНИВОГО ВСЕГДА ПРАЗДНИК
- Выпишите то выражение, в котором слово с непроизносимой согласной является имеем прилагательным.
3. Работа над непроизносимыми согласными.
- Продолжаем изучать тему «Непроизносимые согласные».
- Повторим сочетания букв, в которых пишутся непроизносимые согласные.
- А что это за сочетание? (СН)
- Это «хитрое» сочетание. Встречаются такие слова, когда не надо писать между буквами С и Н согласную Т.
- Что мы должны сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимой согласной. Мы должны подобрать проверочное слово.
- Как проверить непроизносимую согласную?
Надо подобрать однокоренное слово. в котором согласный звук чётко произносится.
4. Письмо по памяти
- Прочитайте словосочетания, записанные на доске. Запомните первые слова.
устный ответ
честный поступок
известный артист
радостное событие
поздний час
(Учитель стирает первые слова.)
- Восстановите словосочетания и запишите их в тетрадь.
- Подчеркните непроизносимую согласную и подберите проверочные слова.
- Какое словосочетание лишнее? Почему?
(Ответы уч-ся: во всех первых словах словосочетаний пишется непроизносимая согласная- «Т», в слове «поздний» - «Д»)
5. Выборочное списывание.
- А теперь посмотрим, знаете ли вы поэтов.
- Кто автор этих строчек.
Мороз и солнце, день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный.
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись! Пушкин
- Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему? –
Говорит она ему
- Выпишите слова на нашу орфограмму Непроизносимые согласные и подберите к ним проверочные слова
6. Работа с карточкой.
Самостоятельная работа по вариантам.
7. Мозговой штурм:
- Бабочка, гусеница которой поедает листы капусты. ( КАПУСТНИЦА)
- Это слово - антоним для слова «радостно» ( ГРУСТНО)
- Она бывает сельская и даже городская, ровная или холмистая (МЕСТНОСТЬ)
- Синоним для слова «огромный» ( ГИГАНТСКИЙ)
- Слово – приветствие (ЗДРАВСТВУЙ)
Итог.
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Чему мы сегодня учились?
- Как проверить слово с непроизносимой согласной.
- А теперь проанализируйте свою работу на уроке. Выберите сигнальную карточку, цвет которой соответствует вашим знаниям: зелёный, желтый, красный.