-Откройте учебники на с. 58. На какой вопрос мы сегодня ответим? (Что такое родственные слова?) 1.-Послушайте стихотворение «Как растут слова». -Прислушайтесь к звучанию слов, выделенных красным цветом. Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово, слово-корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот из сада вам рассада, Вот ещё посадки рядом. А вот садовод, с ним садовник идёт. Очень интересно Гулять в саду словесном! -Что вы заметили? (Слова сад, посадили, рассада, садовод, садовник похожи по звучанию. По написанию они тоже похожи.) -Запишите их в тетрадь. Давайте понаблюдаем за лексическим значением этих слов. Сад – это группа посаженных фруктовых деревьев. Посадки – это посаженные растения. Садовник – это человек, ухаживающий за растениями в саду. Садовод – это хозяин садоводства. Рассада – это молодые растения. -Близки ли эти слова по значению и связаны ли они по смыслу? (Все эти слова близки по значению и связаны по смыслу со словом сад.) -Что общее у этих слов? (У всех слов есть общая часть – сад.) Такие слова называются родственными. -На с. 58 найдите обратите внимание….. Слова, близкие по смыслу и имеющую общую часть, в русском языке называются родственными. В общей (одинаковой) части заключено общее лексическое значение всех родственных слов. 2.Спишите группу слов: Море, морской, моряк. Докажите, что эти слова родственные. Выделите общую часть по образцу. 3. Упражнение 78 с.59 -Прочитайте слова первой группы. Можно ли назвать слова родственными? (Да. Есть общая часть, и эти слова близки по значению.) Аналогично разбор остальных слов. -Спишите первую группу слов в строку. Брат, братик, братишка. -Выделяем общую часть родственных слов. -Какая часть у них общая? (брат) |