Этапы урока | Содержание урока | Наглядные пособия, раздаточный материал, ИКТ |
1.Организацион-ный момент | Что за чудо-чудеса: раз рука и два рука! Вот ладошка правая, вот ладошка левая. И скажу, вам не тая, руки всем нужны, друзья! – Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. | Звучит музыка |
2.Интеллекту-альная разминка | 1) Отвечаем быстро хором: – Зимнее лежбище медведя? – Что остается от разбитой чашки? – Она молча учит. Что это? – Он есть у пламени, у человека, у колокола, у ботинка. Что это? – Дом для автомобиля? – Девочка из Страны Чудес? 2) Назови слова во множественном числе: нога – …, сапог – …, тетрадь – …, человек – …; детёнышей животных: коза – …, слон – …, тигр – …, лошадь – …, корова – …. 3) Назовите опасные места – орфограммы в словах: мыши, пружина, крылья, щука, класс, Таня, кочки, чашка, в лесу, Волгоград, чудак, тетрадь. – Сегодня мы на уроке продолжим исследование объектов русского языка, но сначала вспомним, что нам уже известно. | Развитие мотивации |
3.Актуализация знаний | 1) Блицопрос: – Как называются слова, отвечающие на вопрос: кто? – Как называются слова, отвечающие на вопрос: что? – Что обозначают слова, отвечающие на вопрос: кто? – Что надо знать, чтобы задать вопрос к слову? Вывод: – Мы с вами уже многое знаем, но, изучая русский язык, вы узнаете еще больше. Впереди вас ждут новые открытия. 2) Словарная работа: – Посмотрите на доску. Вставьте пропущенные буквы в слова. Сделайте обозначения. ( Самопроверка – сверка с доской) Р_бота, ур_жай, с_рока, ос_н_. – Что можете сказать про написание этих слов? – Какое слово лишнее? Почему? – Из первых букв 1, 2, 3 слова и буквы ь знак составьте новое слово. – Какое слово получилось? (РУСЬ) – Что означает это слово? – Если мы не знаем или сомневаемся, как написать то или иное слово, что нам может помочь? (СЛОВАРЬ) – Какие вы знаете виды словарей? – О происхождении слов нам расскажет словарь – ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ.   – Составьте предложения с этим словом. (Русь славилась своими богатырями. На Руси жили славные богатыри.) – Почему важна словарная работа? (В русском языке такое огромное количество слов! Одни слова устаревают, уходят из нашей речи, на смену им приходят новые слова) | Блицопрос Обогащение словаря    |
4. Постановка проблемы. Открытие нового знания | 1. Найдите «лишнее» слово и объясните: Точка, восклицательный знак, плюс, многоточие, вопросительный знак. Корень, суффикс, мягкий знак, приставка. 2. Игра «Кого и что ты встретишь на пути, ты помоги им домик свой найти». Нарисованы 2 домика, на одном написано слово растения, на другом – животные. (Учитель показывает слайды или рисунки)- Записываем в 2 столбика слова: Сорока, берёза, ворона, заяц, рябина, пшеница. – На какие вопросы отвечают эти слова? – Какие опасные места есть в словах? – Какие два домика у нас были? (Животные и растения.) – Какие ещё названия растений могли написать? А животных? – Как вы думаете, на какие группы можно делить слова-названия? (В зависимости от того, что они обозначают.) – Сформулируйте тему урока. (Сегодня будем учиться объединять в группы слова, связанные одной темой.) –Эти группы называются тематическими. (Тема на доске) – Чему будем учиться? План (примерный). Учиться группировать слова и задавать к ним вопросы. Объединять слова в тематические группы. – Что мы сейчас делали? | Проблемно – диалогическая технология  Планирование деятельности |
5.Развитие умений – применение знания | – Что вы скажите про героев этого стихотворения? – Мы лисички, дружные сестрички, – Мы лисички тоже. – Как с одной-то лапкой? – Нет, ещё со шляпкой. (А. Шибаев) –Можно ли объединить эти слова в тематическую группу? Почему? –Что такое тематическая группа слов? (Слова, у которых есть что-то общее по смыслу.) |  |
6.Физминутка. (музыкальная) | Звучит песенка «Танцуем сидя». Дети выполняют движения под музыку | Здоровьесберегающая технология |
7.Работа по учебнику | Упр. 52 (с.45) Упр. 53 (с.45) Вывод: Тематические группы можно создать из слов, у которых есть общие признаки |  |
8.Игра «Третий лишний» | – Определите, какое слово лишнее. Запишите это слово. Какая тематическая группа слов получится? – На какой вопрос отвечают слова каждой группы? | Игровые технологии ИКТ - технологии     |
9.Работа в группах | Шифрограмма I группа ВЕУЫЧМАКВКНТМЧТЮЛЬПАНЩЗХДЪБИРОЗАВЫПМСЧРОМАШКА Тематическая группа _______________________ II группа РОШРАБЕРЁЗАКВЫАУЙДУБЭЛОРПЗШНЕКОСИНАИБЮИССОСНА Тематическая группа _______________________ III группа МСЧЫУКСТУЛРАВЫЧИШКАФЭДЛОХНЕПСТОЛЖЛПВЫЦКДИВАН Тематическая группа _______________________ | Технология групповой работы |
10. Итог урока | – Сделайте вывод по уроку, ответив на вопросы: – Слова, каких тематических групп отвечают на вопрос: кто? – Слова, каких тематических групп отвечают на вопрос: что? – Свой ответ начните так: слова в русском языке могут отвечать на вопросы… – Сравните свои выводы с формулировкой в учебнике на с. 45. (Чтение текста правила в рамке с опорой на технологию продуктивного чтения (поиск ключевых слов, выделение частей, вопросы). Вывод учителя: нужно иметь большой словарный запас, знать значения слов, уметь сопоставлять предмет и слово - его название. Чем шире кругозор человека, тем больше тематических групп можно подобрать. | Технология продуктивного чтения Чтение текста правила в рамке с опорой на технологию продуктивного чтения (поиск ключевых слов, выделение частей, вопросы) |
11. Обобщение | 1. | 2. |
12. Рефлексия | – Какие новые знания вы «унесёте» с собой? – С каким словарем сегодня познакомились? – Какие задания вам понравились? Какие трудности испытывали на уроке? Кому было легко и все понятно? Оцените своё настроение на уроке. |  |
12. Задание на дом | Творческая работа – Запишите тематическую группу слов самостоятельно или продолжите тематическую группу: Цветы (что?): ромашка, … Мебель (что?): диван, … | Технология дифференцированного обучения |