СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка (УМК Школа России)

Нажмите, чтобы узнать подробности

По этому сценарию урок русского языка в 3 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний учащихся о частях слова" прошёл хорошо. Детям было интересно. 

Урок русского языка в 3 классе (программа «Школа России»)

Тема:             Обобщение и систематизация знаний о частях слова

Цели урока: 1.Обобщить знания обучающихся по теме «Состав слова».

                       2.Закрепить умение разбирать слова по составу.

Оборудование: карточки с загадками, презентация к уроку.

 

Ход урока

 

  1. Организационный момент.

         Весёлый прозвенел звонок.

         Мы начинаем  наш урок.

2. Минутка чистописания. С с

3.Словарно-орфографическая работа.

Я предлагаю разгадать кроссворд (слайд 2). Читаем и слушаем загадки, отгадки запишем в тетрадь.  (Дети в 6 группах разгадывают)

  1. Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

      Меня в них ищи. (Капуста)

2. Летом – в огороде, свежий и зелёный,

А зимою – в бочке, жёлтый и солёный. (Огурец)

3.Щёки красные, нос белый,

В темноте сижу день целый,

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она. (Редис)

4.Он и в дождик, он и в зной

Прячет клубни под землёй.

Клубни вытянешь на свет –

Вот и завтрак и обед. (Картофель)

5.Я лежу на бахче гордо.

Греет солнце мой бочок.

Я – зелёный, вкусный, твёрдый

И зовусь я … (Кабачок)

6.Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь)

    Назовите отгадки  одним словом. (Овощи – тоже словарное слово). Допишем предложение: Капуста, огурец, редис, картофель, кабачок, морковь – это овощи.

Проверка по вариантам (второй вариант 1 ряда меняется тетрадями с первым вариантом 2 ряда) У кого без единой ошибки? Кто сможет объяснить постановку запятых? На какое слово падает логическое ударение? Подчеркнём его. Прочтите с логическим ударением.

4.Определение темы и целей урока.

Ещё раз внимательно посмотрите на этот кроссворд. Кто что заметил? (состав) Случайно ли? (нет). Какой состав вы знаете? (состав слова уже изучали) Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (Повторение состава слова). Верно.

- Чем нужно будет заняться на уроке? (-повторить части слова, - вспомнить порядок разбора слов по составу)

- Для чего нужно знать состав слова? (- узнать, как образовалось новое слово, с помощью чего, - а ещё для того, чтобы знать, в какой части слова есть орфограмма, потому что в разных частях слова её по- разному проверяют)

5.Актуализация опорных знаний.

Вспоминаем части слова, проговариваем определения (слайд 3 -окончание, основа, корень, приставка, суффикс) . Что вам напоминает такой столбик? (порядок разбора слов по составу) А где он у нас записан? (в конце учебника). Смотрим форзац учебника.

 

Кто изображён? Чем заняты? Кто из вас хочет стать строителем? Почему очень важно добросовестно выполнять свою работу? (сравнивают кладку кирпичей с составом слова, важность каждой части слова). На что обратили внимание? (слово «слово»). Какие задания можно придумать, исходя из целей урока? (записать группу однокоренных слов, разобрать по составу).

6.Упражнения в разборе слов по составу.

а) Слово,  словечко, словарь, бессловесный (лишённый речи, неспособный говорить, молчаливый), злословить (сплетничать, обсуждать кого-то злыми словами)

Слова каких частей речи получились? Какова роль приставки и суффикса?

б) Перед корнем есть приставка,

    Слитно пишется она.

    А при помощи приставки

    Образуются слова.

Однажды произошла путаница (слайд 4). Суффиксы и приставки перепутали свои места и получились неизвестные слова. Помогите всем частям слова найти свои места. Проверь себя! (слайд 5)

(говорим, записываем, проверяем, разбираем, составляем схемы)

Проверка вариантами (второй вариант 2 ряда меняется местами с первым вариантом 3 ряда).

Физминутка для глаз.

Упражнения для глаз

Проведём, друзья, сейчас!

Влево-вправо посмотрели.

Глазки все повеселели!

Снизу-вверх и сверху-вниз.

Ты, хрусталик, не сердись!

А теперь – на потолок!

Отыщи там уголок!

7.Развитие речи. (слайд 6) Составление предложений по картинке с использованием полученных слов. (На берегу моря построили красивый домик. Он похож на сказочную избушку. Очень красивый, наверное, уютный внутри. Вокруг растут роскошные деревья. Скала  есть. Рядом глубокая, чистая вода. Это приморский край.).

8.А теперь вы сами станете строителями (слайд 7) и построите слова по схемам.

Записать свои слова, разобрать по составу. (1 об - ся у доски) Устно проверить 2-3 об-ся.

Физминутка «Насос» (слайд 8)

А теперь насос включаем.

Воду из реки качаем –

Влево – раз!

Вправо – два!

Потекла ручьём вода.

Раз, два, три, четыре!

Хорошо мы потрудились!

9.Закрепление изученного материала.

 Поработали, теперь играем в «Молчанку». На доске записаны слова в 3 столбика. Одновременно три ученика выходят к доске и выделяют в словах окончания, молча садятся, другие ученики – основу, следующие – корень и т.д. Какой ряд быстрее и правильно разберёт слова, тот и победил.

Слова для разбора:

грязный                           часовой                                    капустная        

перегородка                    подорожник                             побелка

          листик                              мосты                                       цепочка

Вывод: лучше усвоили тему ученики какого ряда? Кто смог исправить ошибки товарищей?

10.Итог урока. Что значит разобрать слово по составу? (выделить по порядку все части слова: окончание, основу, корень, приставку, суффикс)

11.Рефлексия. Было ли интересно? Когда? Что было труднее всего? Легче всего?

12.Домашнее задание: Сочинение «Приставка и суффикс – друзья или враги?» (по отношению друг к другу). (слайд 10)

 Всем спасибо за урок! (слайд 11, 12)

 

 

Список использованной литературы:

1. Г.О. Аствацатуров Дизайн мультимедийного урока//  Волгоград «Учитель» 2009г.

2. Е.В.Бунеева, М.А. Яковлева. Методические рекомендации для учителя// Москва «Баласс» 2006 г.

3.  Л.А.Псарёва, О.Е.Жиренко, Л.А.Обухова. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс// Москва «Вако» 2009 г.

4.Н. В.Лободина  Русский язык 1-4 классы. Словарно-орфографическая работа// Волгоград «Учитель» 2008г.

5. Н.Н.Карякина, Е.Н.Перепелицына. Развитие орфографической грамотности младших школьников// Волгоград «Учитель» 2009г.

 

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!