Урок русского языка в 1 классе.
Учитель Нечаева Л.В.
Тема: Правописание заглавной буквы в именах собственных.
Цель:
изучение орфограммы - заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях, в кличках животных;
развитие мыслительных операций, внимания, памяти, орфографической зоркости, самоконтроля и самоанализа, логического мышления;
воспитание любви к родному языку, интереса к его познанию, коммуникативной культуры ,чувства коллективизма;
расширение кругозора учащихся.
Планируемые результаты:
предметные:
распознавать имена собственные, отличать их от имен нарицательных; использовать изученную орфограмму
личностные:
проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
понимает причины успеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия:
регулятивные
определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные
использует изученную орфограмму;
делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
составляет алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные
слушает и понимает речь других;
договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Ход урока.
I. Организационный момент
1. Организационный момент.
2.Психологический настрой .
Я сижу на уроке
Мне хорошо и спокойно.
У меня хорошая память.
Я быстро все запоминаю.
Сейчас я начну работать,
Я рад этому!
У меня все получится,
Все будет хорошо!
Лист достижения.
Оценивание своего настроения. Учащиеся рисуют солнышко, улыбки или тучки.
II.Актуализация знаний-
1. Минутка чистописания ам им лм
2.Работа с рядом слов.
У.- Прочитайте слова: мальчик, небо, гриб, ученица.
- Какое задание можно выполнить со словами?
Д.- Разделить на 2 группы: одушевленные и неодушевленные
-Какие знания понадобились? Как проверить, правильно ли мы разделили слова на группы?
- Орфограмма. Нужно задать вопрос к словам КТО? или ЧТО?
III. Открытие «новых» знаний
1.Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия
У.– Прочитайте про себя слова.
земля, Земля, зима ,Зима ,рыжик ,Рыжик
– Возможно ли так такое?
- Возможно. Рыжик – это кот, поэтому пишется с заглавной буквы)
– Чем интересны эти слова?
-Звучит одинаково, а значение разное и пишутся по-разному.
IV.Определение темы урока учащимися
– Какую тему мы изучали на последних уроках?
- Мы говорили об именах существительных. Одушевленных и неодушевленных.
– Сформулируйте тему урока.
-Заглавная буква в именах собственных,правописание заглавной буквой в именах собственных,
– Узнаем лексическое значение слова земля, Земля.
В толковом словаре определение ЗЕМЛЯ.
Третья планета от Солнца, вращающаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца.
Суша.
Страна, государство.
Территория с угодьями.
Верхний слой земной коры, почва.
– Что обозначает слово зима, Зима?
- Зима – время года.
-Зима́ — город в России, Иркутской области.
Перед вами карта России. Город Зима́ расположен на левом берегу реки Оки.
– Что обозначает каждое слово рыжик, Рыжик?
- Гриб, кличка животного.
– Почему так назвали кота?
- За его окраску шерсти. Кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям.
– Составьте предложение о грибах, про кота. ( В лесу растут рыжики. У нас дома кот Рыжик.)
– Запишите предложение. Запись предложения в тетради. Комментированное объяснение. Какие слова написали с большой буквы? Почему?
Взаимопроверка.
Оценивание «Солнышко»
2.Работа над словарным словом.
– Составьте слово из букв о р д о г.
- Город..– Узнаем лексическое значение слова город. Го́род — крупный населённый пункт.
- Запишите слово.
– Поставьте ударение.
– Какую орфограмму можно проверить?
– Какую букву надо запомнить? Почему?
- Она безударная.
– Как называются слова написание надо запомнить?
- Это словарное слово.
– Запишите слово город. Подчеркните опасные места в слове, поставьте ударение..– Подберите однокоренные слова.
-Город, городище, городок, городской
– Назовите словосочетание со словом городской. (парк, транспорт, житель, дом, автобус)
- Городской парк,городской транспорт, городской житель, городской дом, городской автобус.
– Запишите однокоренные слова. Выделите корень слова
3. Работа над лексическим значением слова.
- А сейчас мы поговорим о нашей Родине. Как вы понимаете значение слова «родина»?
– Это место, где ты родился. Место, где ты живешь. Место, где живут твои родители.
Если скажут слово «Родина».
Сразу в памяти встает
Старый клен, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Или степь от маков красная-
Золотая седина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
- Что для нас является малой родиной, как называется республика, в которой мы живем?
- Город Улан-Удэ. Республика Бурятия.
V. Структурирование полученных знаний
– Прочитайте слова.
Озеро, Стрелка, поэт, Байкал ,страна , столица, собака, Москва, Россия.
– Какую работу вы можете предложить с этими словами?
- Распределить слова в два столбика: например, в первый столбик – двусложные, а во второй столбик – трехсложные. Записать слова, разделив на две группы: с большой буквы и с маленькой.
– А почему одни слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой?
- Имена существительные делятся на имена собственные и нарицательные.
– Прочитайте имена собственные.
– Стрелка, Байкал, Москва, Россия.
– Прочитайте имена нарицательные.
- Озеро, поэт, страна, столица, собака.
– Какой вывод можно сделать?
- Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
VI. Физминутка -
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Семь и восемь – лень отбросим.
VII. Первичное закрепление нового способа действия
1. Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого
– Составьте словосочетания, соединяя по смыслу имена собственные и нарицательные.
- Собака Стрелка, Озеро Байка, Страна Россия столица Москва.
Байкал находится в России, на границе Иркутской области и Республики Бурятия.
Байкал - самое глубокое озеро в мире.
Бе́лка и Стре́лка — собаки – космонавты. 19 по 20 августа 1960 года впервые в космос полетели собаки. Почти на год раньше первого в мире космонавта Ю. А. Гагарина.
- Что вы знаете о России?
- Наша Родина – Россия.
Москва находится в центре европейской части России.
Прослушивание песни «Россия») –
– Запишем словосочетания под диктовку.
Озеро Байкал, собака Стрелка, страна Россия, столица Москва.
– Какие слова называются именами собственными?
- Имена, отчества, фамилии людей. Клички животных. Географические названия.
– Как эти слова пишутся?
Д - Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, географические названия стран, городов, посёлков, деревень, улиц, площадей, рек, озер, морей - имена собственные пишутся с заглавной буквы.
2.Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности
– Запишите текст. (Москва – столица России. Город Москва стоит на Москве реке.).
VIII. Рефлексия
– Какое открытие мы сегодня сделали?
- Узнали, что есть город с названием Зима. Имена существительные делятся на собственные и нарицательные. Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, географические названия стран, городов, посёлков, деревень, улиц, площадей, рек, озер, морей - имена собственные пишутся с заглавной буквы
-Для чего нам понадобились эти правила?
- Чтобы правильно выполнить задания.
-Что понравилось на уроке?
– Интересные задания. Узнали много нового.
Оцените свою работу на уроке.
Оцените свое настроение.
– Спасибо за урок.